Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 7 страница







Россия,

Франция,

XVIII в.


Первобытная эпоха


Средние века


Новое время


Современность


Рис. 8.2. Хронологически страны могут находиться в одном и том же временном периоде (XVIII в.), но по уровню развития своей социальной структуры относиться к совершенно

разным эпохам

в одном и том же реальном времени. Но если мы возьмем Монголию в том же XVIII веке, то убедимся, что количество статусных ячеек в ее социальной структуре намного меньше. Действительно, в XVIII, как и в XX, веке Монголия представляла собой, по сравнению с Россией или Францией, гораздо более отсталое общество. Она только еще переходила в стадию развитого феодального общества. У нее и сегодня нет разветвленной сети отраслей народного хозяйства, а стало быть, вместо 40 тысяч профессиональных статусов у нее, возможно, не наберется и одной тысячи.

Если опустить перпендикуляр на ось ОХ, то получится, что количество статусов Монголии соответствует количеству статусов России и Франции XII века. Как это понимать? Формально Монголия, Франция и Россия находятся в одной и той же исторической эпохе-в XVIII веке. Но реально, по уровню своего социального развития, монгольское общество находится еще в XII веке. У этой страны формальное и реальное время существенно расходятся. О любом другом отставшем в своем историческом развитии обществе можно сказать то же самое.

Таким образом, благодаря знанию о социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее с°циального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать го-р До больше, нежели определить уровень исторического отставания.

ее помощью можно, к примеру, объяснить, почему в конце XX Ка Развалился СССР. Для объяснения причин построим новый гра-


фик, на котором изобразим бывшие союзные республики, расположенные в своем реальном историческом времени (рис. 8.3). Иначе говоря, если центральный промышленный регион России, прежд. всего Москву и Ленинград, взять за эталон научно-технического ц культурного развития всей страны, то Прибалтийские республики по некоторым параметрам окажутся даже чуть впереди, а вот среднеазиатские—далеко позади. Киргизия или Казахстан до прихода советской власти в 20-е годы были отсталыми феодальными странами с первобытным кочегым и пастушеским хозяйством. Переселение туда русскоязычного населения искусственно подтянуло их до некоторого среднесоюзного стандарта, поскольку стали открываться промышленные предприятия и развиваться сфера обслуживания.

Проведенные еще в советские времена социологические исследования свидетельствовали о том, что различие между уровнем социального, культурного и экономического развития союзных республик (Молдавия, Эстония, РСФСР, Казахстан и др.) составляет от 15-20 до 40—45 лет. Возможно, что по идеологическим причинам ученые дали намеренно меньшие цифры, чем было на самом деле. Если принять во внимание всю совокупность факторов, в том числе исторических, то разрыв может оказаться на порядок выше.

Таким образом, СССР представлял собой крайне гетерогенное образование: районы, застывшие на уровне первобытного хозяйства (Чукотка), объединялись с технически передовыми обществами. Такое разношерстное и громоздкое образование не способно долго су-


Республики Прибалтики, XX в

Центральный регион России

Среднеазиатские республики, XVIII в

 


Первобытная Средние Новое Современ-эпоха века время ность

Рис. 8.3. В рамках бывшего СССР состояли республики, которые по своему социально-экономическому развитию находились в совершенно'разном реальном историческом

времени


чествовать. Скорость социального развития в целом определяется в ^ком случае не по передовым, а по самым отсталым элементам общества. Еще в 20-е годы А. Богданов, написавший знаменитую «Тек-ологию», говорил о том, что, согласно общей теории систем, прочность и темпы развития целого определяются наиболее слабыми элементами. В пример он приводил военную эскадру, спешащую к месту боя. Ее боеспособность в значительной степени определят не линкоры и миноносцы, а отставшие суденышки тылового обеспечения, подвозящие боеприпасы. При эффективной организации общества все его элементы должны развиваться с одинаковой скоростью.

Распад великой Британской империи, а еще раньше татаро-монгольской и многих других, также представлявших собой крайне разрозненные образования, свидетельствует о том, что крах СССР был неминуем. Только политические силы могли удержать вместе отсталые республики Средней Азии и передовые регионы Прибалтики. А силы эти часто носят внешний по отношению к социальному устройству общества характер. Если же учесть очень значительные различия в типе культуры и религии, существовавшие между различными регионами СССР, то указанный выше вывод может получить силу вполне логичного теоретического доказательства.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), о котором речь впереди, неповторимы. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его культуре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравнивая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII века, или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.

Проведенный нами анализ очень тесно связан со вторым законом социальной динамики — законом неравномерного развития общества.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России соседствуют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые Установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время Протекает быстрее, для других —медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация мате-высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не е развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и егРадации коренного населения. В процесс модернизации во второй оловине XX века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись


исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовав-шие до экспансии капитализма, народные обычаи и нравы.

глава 9. Типология обществ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, пер. вобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стаг-нирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах). Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с до-письменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным: существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют прото«бществом или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество)


городничество. Скотоводство основано на приручении (одомашни-и °иц) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а В3отники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло °х оводство, когда люди убедились, что приручать животных эконо-с не£) чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а м него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная

форма

от добывания готовых продуктов (диких растений) к система-

т-ическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному

плугу.


лет

Кривая роста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рост численности населения ^ L ^ • ^^ • ^^ ^^ • ^^ производительност трул » S * и/ а ' ь  
Индустриальное общество  
S • Земледельческое общество  
Общество охотников и собирателей  
  -W Я 1 П тиг ^- _^. 9ЧП ^_    

лет

Рис. 9.1. Историческая закономерность: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения и тем дольше существует общество. Максимальные народонаселение и производительность труда — в индустриальном обществе, минимальные — в обществе охотников и собирателей

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную, цивилиза-Цию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы —от-^чительные признаки индустриального общества. По мнению многих еЦиалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному прихо-*гг постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых витых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном Ществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера. Безлюдные заводские цеха, роботизированные произ-


водства, гигантские супермаркеты, космические станции — признащ, постиндустриального общества.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию Ofi. ществ. Основанием служат два критерия: способ производства и ф01. ма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, о чаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну венно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталая Бангла-деш —соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последователь-но прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, фео. дальиую и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Общественно-экономическая формация, согласно марксистской концепции, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доищгустриалыгую, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие ученые предлагали свои варианты триады, в частности концепции пре-модернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш'Х доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В. Л. Иноземцев2), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер3).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое призна-

1 Crook S., Pakulsky J., Waters M. Postmodernisation: change in advanced socie№
London. 1992; Lash S. Sociology of Postmodernism. New York. 1990; Lash S.. Friedman '•
Ed. by modernity and identity. Oxford, 1992.

2 См.: Иноземцев Б. Л. Концепция постэконс^ического общества // Социологи4
ский журнал. 1997. № 4. С. 71-78.

3 Tqffler A. The third wave. New York, 1980.


получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным HIfioTaM Р- Арона и Д. Белла1. Сегодня известны теории постиндуст-Ра ьного капитализма, постиндустриального социализма, экологиче-Р о и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндуст-С альное общество назвали также постмодерным. Наряду с названны-Р концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, огласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, постградици-онное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не подучили в литературе заметного распространения2.

В доивдустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.

глава 10. ступени развития общества

§1. Первая ступень: бродячие охотники

Не очень много известно нам о первых днях человека. Антропологи не сходятся в мнениях даже относительно времени и места появления человека в его развитой форме. Не хватает большой главы, которую надо заполнить воображением.

Первые люди, которых, вероятно, было всего несколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от смены времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тысяч лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тысячам человек. К 40000 году до н. э. *Се континенты, включая Америку и Австралию, были населены ото sapiens (человеком разумным, его современным подвидом). Ме-

40000 и 35000 гг.— новый скачок вперед: население земного аРа достигло 5 миллионов человек. Этому росту способствовали

.q ^ The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. New

скид Иноземцев В. Л. Концепция постэкономического общества // Социологиче-" *УРнал. 1997. № 4. С. 71-78.


многие факторы: климатические изменения, которые привели к личению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые охоты, открытие способов хранения съестных припасов.

На ранней стадии первобытного общества, т. е. 200-100 тысяч лет назад, когда население не доходило до миллиона человек, неболь, шие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни, у них не было постоянного жилья. Его заменяли временные пристанища (стоянки, лагеря). Уходя на долгую охоту, мужчины возводили лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Группки мужчин-охот-ников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень дале-кие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.

Представляете себе эти цифры? Для 20—60 человек нужно было 200—600 квадратных километров площади. Как вы думаете, почему?

Если такими площадями-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя, сейчас располагаются целые города, области и даже небольшие государства.

При такой редкой плотности населения контакты между людьми были совсем не частые —один или несколько раз в году. А часто они не виденись многие годы. В п^ст/лне Калахари многочисленные группы бушменов народности сан, насчитывающие каждая не более 100 человек, обычно бродят в поисках питательных растений, но сходятся в засушливые месяцы у единственного в округе колодца.

Вся социальная жизнь у таких людей умещалась на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и готовили пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым.

Когда запасы пищи на данном месте были исчерпаны, группа откочевывала в другое место. Маршруты их миграции зависели от сезонного созревания плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4-5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Уникальны собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари - групп6 по имени!Канг' из народности сан. Оказалось, как это ни странно, что их рацион так же питателен, как рацион типичного американца-Он превышал минимальную дневную порцию (1,965 ккал и 60 г про-

1 Восклицательный знак указывает на отличительный звук в их языке -


нов в день). Люди!Канг, работая в среднем только 2-3 дня в не-т£ могли немного увеличить свое производство. Но они этого не поскольку надобности трудиться больше у них не было. дл411** образ жизни не надо путать с кочевым образом жизни, торый присущ современным цыганам и древним скотоводам. Всю кбою историю человечество бродило небольшими группами, чуть под-Серживая свое существование собирательством. На зрелой стадии со-йирательства мужчины и женщины поровну делили заботы о воспитании потомства, делились продуктами труда, объединялись кровными узами и браком, принимали коллективные решения (возможно, это признак, отсутствующий у животных).

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тысяч лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.

Охота являлась более разнообразной и физически трудной деятельностью. Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его или чтобы поймать среднего по размерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, метко стрелять и т. д. Охота потребовала большего профессионального мастерства, нежели собирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора.

И вообще первобытный человек должен был хорошо знать названия и повадки большинства животных, сезонные маршруты их миграции, рецепты приготовления и выпечки мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовления сложносоставных орудий труда и оружия.

Собирательство необязательно связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянки, когда истощалась местная колония улиток. ни также употребляли в пищу некоторые виды растений, включая Разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Другие добывали земляных улиток. Представители первобытной культуры Джомон в

онии, от которых сохранилось около 30 тысяч стоянок, охотились * оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в

рыбу, моллюсков и растения (включая ягоды, орехи и клубни).

телтГ° СИх ПОР в Р33™4111»1* регионах необъятной планеты исследова-5 °бнаруживают живые осколки старины — примитивные племена охотников и собирателей. Период бродячих охотников и со-


бирателей наиболее продолжительный в жизни человечества (самый примитивный и. пожалуй, самый экологически чистый способ хозяй ствования занимал 99,9% времени в двухтрехмиллионной истоРИй эволюции человеческого рода).

У человечества, по мнению антропологов, было более миллиона лет для того, чтобы усовершенствовать собирательство как историче-ски первый способ хозяйственной деятельности.

§2. Вторая ступень: вождества

Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Совсем недавно, по историческим меркам, человечество перешло к следую-щей стадии — огородничеству. Историки точно не знают, как давно это произошло. Зато им точно известно, когда на смену огородничеству пришла новая фаза развития — земледелие. Произошло это примерно 10-12 тысяч лет назад. Земледелие непосредственно выросло из огородничества как его органичное продолжение. Разница между двумя укладами хозяйства невелика.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные (а благодаря каким процедурам это происходило — подумайте сами). Перестали уничтожать не только дикие растения —диких животных тоже уже не убивали. Конечно, причиной служил не гуманизм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия растений и районов их произрастания древнему человеку надо было знать, как они растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как необходимо приготовить землю, когда и как поливать, освобождаться от сорняков и многое, многое другое. Поскольку поселения стали крупнее, увеличилось разнообразие видов деятельности и форм социальных отношений.

Для огородничества понадобились новые навыки - плетение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм переработки продуктов сельского хозяйства.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. ус" ложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем пре* де. Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окрУ' женные огородами и загонами для скота.


Небольшие группы из 40-60 человек объединялись друг с другом

оздавали племена. Племя, ведущее оседлый образ жизни, называ-

И ь общиной- Несколько групп кровных родственников селились ря-

л° и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда,

Д°аимовыручкой, совместной охраной территории. Так постепенно за-

оХДается семья У*6 в современном понимании.

Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаим-дцми браками, кооперацией труда и общей территорией.

На смену бродячему образу жизни приходил оседлый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое место. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась несколько лет.

Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат во-ждества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты.

Социальное устройство называют в науке ранжированным, если при нем, из-за малой численности населения, нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху вниз, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.

Вождество — иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количество Уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако, несмотря ВнУЩительное число уровней, качество управления несравнимо с со-вРеменными сложными обществами.

Они служат переходным этапом от простого общества к сложно-^- В вождествах появились первые признаки имущественного нера-^Нства и управленческий аппарат, включавший 1) вождя, 2) бигме-в> 3) простых людей, которых нанимали к себе на работу или в успение бигаены.


Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Поди незия, Новая Гвинея и тропическая Африка.

§3. Третья ступень: скотоводство и земледелие

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась перепол ненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кризис. Это случилось в конце каменного века. Прими-тивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство. При нем дополнительная продукция получается только за счет расширения территории или захвата новых.

Численность первобытных людей не превышала 5-6 миллионов, но, вследствие того что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла объективная надобность перехода от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и способам его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке (на территории современных Турции, Ирака, Ирана, Сирии, Иордании и Израиля), в области «плодородного полумесяца». Произошел переход от огородничества к земледелию. Жители этой части Земли стали первыми в мире земледельцами и пастухами. Древние жители Среднего Востока, пионеры в производстве продуктов, обогатили свое питание и добавили к повседневному рациону домашнюю пищу (пшеницу и ячмень, овец и гусей). Сотни тысяч лет до этого люди полагались на дикую пищу и щедрость природы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 508. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия