Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 16 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 16 страница






Частные институты можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей Президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т. д.

Напротив, исповедь является социальной практикой, а не учреждением, совокупностью учреждений или организацией. Это многовековая практика, имеющая свою технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей. Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещении и исповеди в православии, институтах инквизиции, монашества, епископата и т. д. Подумайте самостоятельно, к чему их следует относить-к частным институтам как учреждениям или социальным практикам?

Простейший пример социальной практики - очередь в магазине. За дефицитным, т. е. ограниченным в количестве, товаром выстраивается цепочка случайных прохожих, которые моментально подчиняются определенным правилам поведения. Никакое министерство или СУД не устанавливали никаких правил нахождения и порядка продвижения в очереди. Спонтанно складывается распределение ролей, и Добровольно люди подчиняются неформальным нормам: последние очередь в конце, а не пробиваются вперед. Пришедшие получают товар прежде, чем те, кто пришел позже, а не на-Нередко появляются добровольные распорядители, которые


ведут запись очереди, следят за порядком, пресекают нарушения т. п. Очередь — специфическая институционализированная форма по-ведения, или социальная практика.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводст-ва, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судеб. ной власти, президентства, королевской власти и т. д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей являлось поедание вождя. Современная его форма — импичмент. Сравнивая начальную и конечную точки исторической эволюции этого института установим различие: поедание вождя — социальная практика, а импичмент-частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению. А возможен ли обратный путь? Подумайте об этом.

Институт заложников - разновидность частного, или неглавного, социального института. Видимо, он существовал у всех народов и во все исторические эпохи. Сегодня заложничество применяется не только отдельными гражданами, но и государством. Пример: в годы Кронштадтского мятежа чекистами в заложники была взята семья генерала Козловского. Это, пожалуй, пример смешанной формы, в которой объединены свойства социальной практики и социального учреждения.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это социальные практики либо социальные учреждения.

Александр III ввел институт земских начальников в конце XIX века. Это было страшной ошибкой. Начальником в отсутствие помещиков должен быть добрый дворянин. Но где их в провинции набраться? Они все уехали в Питер и Москву. Поэтому в лице земских начальников воцарился произвол. Этот институт существовал недолго. Но зато возродился позже в виде сталинских колхозов. Председатель-тот же самодур, земский начальник. К какому типу институтов он относится-к основным или неосновным?

Социальные, культурные, языковые и повседневные практики все чаще фигурируют в качестве предмета исследования не только в социологии, но и в антропологии, философии, истории, политологии, языкознании и др. Обычно практики обозначают мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер, нечто само собой разумеющееся1. В этнометодоло-гии, занимающейся социологическим изучением повседневности,

1 См.: Волков В. В. О концепции практик(и) в социальных науках // Социологические исследования. 1997. № 6. С. 9-23.


практики понимаются как а) фоновое (неэксплицированное) знание, б) конкретная деятельность, соединяющая слова и действия («языковая игра»), в) искусство решения практических задач в ситуации неопределенности. Под фоновыми практиками Дж. Сёрль подразумевает совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами и т. д.1 Гарольд Гарфинкель, благодаря своим радикальным социологическим экспериментам, смог «пробить брешь в фоновых ожиданиях повседневной жизни»2. Задавая респонденту сбивающие с толку вопросы, социолог стремился выявить нечто, что находилось на заднем плане и что считалось само собой разумеющимся, привычным. Именно оно служило тем неявным алгоритмом, с помощью которого респондент конструировал социальную реальность. Неудивительно, что при опросе он запинался, смущался, терял дар речи, но в конечном итоге выдавал скрытые механизмы, позволявшие ему осмысливать окружающую реальность и организовывать рациональное взаимодействие с другими людьми. В этом случае практики, по мнению Э. Гоффмана, выступали как неявные интерпретативные схемы (frames), которые организуют коллективный опыт, но сами остаются нетематизированными3.

Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов. Вместе с тем социальные практики не только поддерживают, но еще и укореняют социальные институты в культурной почве данной страны, делают их специфичными только для данного народа. Институты демократии в каждом западном обществе свои, они давно интегрированы в традиции и обычаи своего народа, возможно, существуют только в неразрывном единстве с ними. В таком случае, как можно заимствовать их и переносить на другую почву, допустим из Европы в Россию?

Политический философ Майкл Оакшотт полагал, что демократия как социальная и политическая практика представляет собой совокупность традиций и обычаев данного народа и включает множество весьма специфичных и очень незаметных постороннему гла-3У процедур, установлений, привычек, при помощи которых она только поддерживается и успешно функционирует. Если превратить эти процедуры в набор формальных принципов и постулатов демократии и перенести их в другую страну, то копия вряд ли будет соответствовать оригиналу, поскольку формальные постулаты напол-

Searle J. «The Background of Meaning» // Speech Act Theory and Pragmatics. / Ed. У J. Searle et al., Dortrecht, 1980; Searle J. Intentionality: An Essay on the Philosophy of ""«a Cambridge: Cambridge University Press, 1983. P. 141-159.

Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Cambridge: Polity Press. 1987. P. 54.

Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. N. Y., & row 1974


нятся новым содержанием, соответствующим местным традициям обычаям, местным социальным практикам1. Можно, конечно, рос сийским депутатам посетить английский парламент и детально изучить его вплоть до регламента и процедурных тонкостей, с тем чтобы потом перенести все это на новую почву. Но приведет ли к успеху механическое заимствование? Способен ли и российский пар-ламент, проведи над ним подобный эксперимент, стать более демократическим, более цивилизованным?

Удачное исследование местных практик провел Р. Патнэм. Он сравнил то, как действуют в различных регионах Италии институты местного самоуправления, созданные в 1970 г. по одинаковой схеме. Оказалось, что модель, созданная на бумаге, очень сильно отличается от того, что было воплощено на практике. Исходный образец приспосабливался, переосмысливался, переделывался и в результате искажался под влиянием местных традиций и обычаев, т. е. тех социальных практик, которые веками организовывали коллективную жизнь в том или ином районе Италии2.

§3. Функции и дисфункции институтов

функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) — назначение, или роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовным вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. общих всем функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции3.

1 Oakesholl M. Rationalism in Politics and Other Essays. Indianapolis: Liberty Pfess' 1991. P. 54-55.

г Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. Princeton Princeton University Press, 1993.

3 Фролов С.С. Социология. М.: Наука, 1994. С. 130-132.


Наряду с универсальными существуют еще специфические функции- К. ним следует отнести такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. Это относится к институтам церкви и религии.

Комбинация универсальных и специфических функций дает нам следующую схему (табл. 13.3).

Таблица 13.3

Типы социальных институтов и их функции

 

Функции Типы нистнтугош
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) брачно-семейные культурные образовательные
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов экономические
Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов) политические правовые культурные
Регулирование использования власти и доступа к ней политические
Коммуникация между членами общества культурные образовательные
Защита членов общества от физической опасности военные правовые коерсивные1 медицинские

Источник: Анурин В. Ф. Основы социологических знаний. Н.-Новгород, 1998. С. 127.

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у Других институтов. К примеру, в институте семьи ученые обнаружили Функцию сексуального регулирования, репродуктивную функцию, Функцию социализации, функцию эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и экономическую функции2.

Обобщенное название полицейских сил, судебной и пенитенциарной системы англ, coercion - принуждение, подавление).

Фролов С. С. Социология М: Наука, 1994. С. 141-143.


Общество устроено так, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной функ-ции могут специализироваться сразу несколько институтов. К приме" ру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение в интимной близости и др. Функции, выполнявшиеся некогда одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял более пяти —семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха — специальные институты рекреации. Даже функцию удовлетворения сексуальных потребностей с ней разделяет институт проституции. А функцию добывания средств существования, которой во времена охотников и собирателей занималась исключительно семья, сегодня целиком взяла на себя индустрия.

На заре своего возникновения государство выполняло узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т. д. Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы, университеты, колледжи), попечительством и филантропией (помощь нуждающимся).

Функции, выполняемые институтами, изменяются со временем. Одни из них исчезают, другие перемещаются к другим институтам, третьи уменьшаются или увеличиваются в объеме. Раньше среди основных задач церкви были образование и социальная помощь нуждающимся. Но современное государство создало разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу. Хотя в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и социальной работой1.

К функциям семьи относят обеспечение экономической безопасности, образования, религиозного инструктирования и руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В разных

1 Bernard /., Thompson L F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society. Saint Louis: The C.V.Mosby Co., 1970. P. 126.


культурах функции семьи различались. Вот примеры из примитивных обществ.

Контроль воспроизводства. В одних племенах биологическому отцу не давался никакой социальный статус, в других биологический отец был одним человеком, а социальный — другим.

Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов и включает полиандрию (одна женщина и несколько мужчин), полигинию (один мужчина и несколько женщин), групповой брак (несколько женщин и несколько мужчин). Полиандрия встречалась в 31 из 475 изученных племен, полигиния-в 378, моногамия —в 66. Но в племенах с полигинией лишь небольшое число мужчин в племени имели по нескольку жен, как правило, самых богатых1.

Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов, в 23% —только по желанию мужа. Ни одного случая развода по инициативе жены не обнаружено.

Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак внутри своей группы, но не разрешает жениться близким родственникам. Экзогамия означает выбор супруга вне своей группы. Брак между близкими родственниками запрещен.

Передача статуса и собственности. Линия родства ведется как по матери, так и по отцу. Материальная, как и патернальная системы существуют также в передаче собственности.

Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие статусы. Это характерно для 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен2.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс-в минус.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в Деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

1 Folsom Joseph К.. The family. New York, 1934. John Wiley & Sons, Inc., chap. 2.

Bernard ]., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their patients in a modern society. Louis: T"6 C.V.Mosby Co., 1970. P. 135; Folsom Joseph K. The family. New York, John Wiley & Sons. Inc., chap. 2.


Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи включая усвоение учебного материала, осознание нравственных це! лей, овладение основными навыками. Но список всегда 'возглавляет умение мыслить. Учитель и преподаватель обязаны обучить ему молодое поколение. Однако так обстоит дело только в теории. Хотя раз-витие мышления занимает важное место в школьных и вузовских программах, творческому мышлению, по мнению российских и американских специалистов, целенаправленно никто не обучает. Подтвер-ждается это рядом исследований, основанных на наблюдении деятельности в классе. Джон Гудлэд, автор книги «Место, называемое школой» (1983), пришел к выводу, что учителя редко помогают своим подопечным устанавливать связь между фактами и идеями. Он отметил: лишь 1% объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Его предположение совпадает с данными десятков других исследований.

Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства преподавателей научить умению аналитически мыслить. Тестирование академических способностей, проведенное в США с 1963 по 1993 г., показало, что за двадцать лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизилось логическое мышление и применение знаний1.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т. е. дисфункции, его расшатывают. Какую полезную функцию осуществляли, например, концентрационные лагеря фашистов, грандиозные стройки социализма в СССР? Их следует считать дисфункциональными, т. е. вредными, формами институтов.

Еще в 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. В чем конкретно он выражается, понятно: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.

Крупные общественные потрясения, например войны, революции, экономические и политические кризисы, могут привести к нарушению деятельности одного или нескольких институтов, таких, как правительство, парламент, производство, собственность, школа, религия и т. д. Подобное произошло после Октябрьской революции в России в 1917 г. В результате в их функционировании возникают сбои и дисфункции.

1 Эллипс А. Как научить ребенка мыслить // Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 47-63.


Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Понятие социальной, как и культурной, функции многогранно. Иногда очень трудно провести разграничительную линию между функцией и дисфункцией. К примеру, шаман в традиционном обществе руководит сельхозработами, судит ссорящихся, лечит больных, предсказывает погоду и т. п. Таковы его функции. Они доказывают его нужность обществу. Просвещенные европейцы, переселившиеся в Австралию, сочли шаманов пережитком, т. е. дисфункцией, и решили заменить их врачами, т. е. людьми с медицинскими дипломами, чуждыми суеверий и предрассудков. Предполагалось, что они к тому же выполнят просветительскую функцию. Окажется ли подобная замена «функционально эквивалентной»? Вряд ли. Во-первых, европейский врач выполняет меньше функций, чем австралийский шаман. Во-вторых, аборигены верят, что болезнь вызывается нечистой силой. Для лечения надо вступить с ней в контакт и победить ее, чем и занимается шаман. Если просвещенный врач не может делать того же самого, то лечиться к нему никто не пойдет. Стало быть, замена окажется неэквивалентной. Для врача места и роли в традиционном обществе нет. Кто должен сообщить об этом европейской администрации, осуществляющей руководство местным населением? Конечно, этнограф. Правда, есть примеры, опровергающие этот подход. В частности, А. Швейцер, обученный современным медицинским знаниям, сумел, тем не менее, завоевать доверие аборигенов в глухих дебрях Африки.

Соколов Э. В. Функции и дисфункции

На одном из островов Тихого океана существовал обычай «охоты за головами». Юноша, достигший совершеннолетия, в день инициации, т. е. посвящения во взрослые, должен был принести голову иноплеменника, чтобы доказать свое мужество и способность к воинскому ремеслу. Этот обычай был запрещен английской администрацией как вредный и антигуманный. Вскоре после этого в обществе аборигенов начались процессы дезорганизации. Люди бросали обжитые места. Рисовые поля и хранилища зерна оставались без присмотра. Старые и больные не получали помощи. Старейшины, руководившие полевыми работами и распоряжавшиеся запасами риса, утратили авторитет.

Приглашенные на остров этнографы установили, что порядок и власть в данном обществе были тесно связаны с культурой рисосеяния, которое не было, однако, жизненной необходимостью, поскольку остров был богат рыбой, дичью и вкусными плодами. Рис использовался для приготовления ритуальной еды, употреблявшейся во время инициации. Инициации и «охота за головами» были, по мнению этнографов, теми праздничными, «пусковыми» событиями, которые придавали смысл движению времени и приводили в действие всю систему хозяйственно-культурных связей. Без рисосеяния вполне можно было прожить несколько лет. Но случись неурожай фруктов или мор рыбы, и население умерло бы с голоду. Запа-сы Риса, помимо ритуального значения, давали гарантию выживания в экстремаль-ньд условиях Если бы люди каждый год не сеяли рис, навыки работы с этой ^Ультурой скоро бы забылись и восстановить их в нужный момент было бы труд-0 Полезность, функциональность земледелия определялась также тем, что оно


стабилизировало отношения между семьями и кланами. Полевые работы, которые в утилитарном смысле представлялись необязательными, должны были как-то поддерживаться. Таким поддерживающим символом была «охота за головами».

Если мы хотим устранить какой-то вредный обычаи, мы должны спросить себя: чем он «полезен» в данном обществе, какую функцию он выполняет. Установив это, можно искать ему замену—то, что называют «функциональным эквивалентом». Прежде чем бороться с пьянством, нужно понять, почему люди пьют, сфор. мировать культурный ответ на потребность, удовлетворяемую алкоголем, а затем постепенно «вытеснять» пьянство, расширяя сеть стадионов, увеличивая продажу безалкогольных напитков, создавая условия для непринужденного общения.

Другой вывод из приведенного примера состоит в том, что функциональные элементы культуры — действия, идеи, веши —могут иметь символический характер. Символы нужны потому, что многие важные для общества цели и нормы не имеют большой силы для индивидуального сознания. Индивид действует обычно, исходя из собственной выгоды и расчета. Но обществу важно, чтобы и в повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы, поддерживались «стратегические» цели и интересы. Для этого нужны символы^ святыни. Имена национальных героев вспоминаются не часто. Но когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущественной силой

Источник: Соколов Э. В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 106—107.

Вопросы и задания к тексту.

Что такое функциональные эквиваленты? Приведите примеры.

Какую роль в жизни описанного племени играл обычай «охо
ты за головами»?

Почему автор назвал его поддерживающим обычаем?

Какую роль играла культура рисосеяния в жизни этого племе
ни?

Почему действия английской администрации следует признать
ошибочными?

Проанализируйте по литературным источника; л борьбу с алко
голизмом в России как в дореволюционный, так и в советский пери
оды. Почему антиалкогольная кампания М. Горбачева не увенчалась
успехом? Назовите причины провала. Как бы вы объяснили их с эт
нографической точки зрения?

Приведите собственные примеры запретительных действий вла
стей (местных, региональных) за любой период истории нашей стра
ны, которые не увенчались успехом именно потому, что нарушали
принцип функциональной эквивалентности.

Явные и латентные функции

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступают непредумышленным результатом деятельности институтов или лип-


представляющих их. Демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремилось улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные, заявленные во всеуслышание цели и задачи. На самом же деле в стране выросла преступность, а уровень жизни упал. Таковы побочные результаты усилий институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные —о том, что из этого получилось.

Концепцию явных и латентных функций разработал в середине XX века выдающийся американский социолог Роберт Мертон'. Первые—осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые — неосознаваемые и непреднамеренные. Явными называют такие функции (или дисфункции), последствия деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми. Латентными принято называть функции (дисфункции), последствия деятельности которых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер. Так, явной функцией запрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной — создание подпольной империи игорного бизнеса. Христианские миссионеры, представители института религии, явно стремились обратить жителей Латинской Америки и Африки в новую систему верований, а латентно способствовали разрушению местных племенных культур и, таким образом, дали мощный толчок процессам социальной трансформации.

Контроль КПСС над всеми сферами жизни советского общества явно был призван поддерживать господство коммунистической идеологии, латентно же породил новый класс партийных бюрократов, несомненно буржуазных по своим взглядам и устремлениям и все менее склонных к самоотречению и преданности идеалам революции, что было свойственно большевикам. Явная функция многих добровольных организаций в Америке заключается в объединении людей и служении на благо общества, латентная —в присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным организациям2.

К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных Ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на Рынок труда. Явными, т. е. достаточно самоочевидными, функциями

См.: Мертон Р. Явные и латентные функции. Американская социологическая.: Тексты. М, 1994. С. 379-447.

См.: Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / с англ. Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект Пресс. 1996. С. 44.


института высшего образования можно считать подготовку к освоению различных специальных ролей и усвоение господствую-щих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными—закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования.

Латентные функции, таким образом, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Негативные называют еще дисфункциями, о чем шла речь выше. В качестве положительного примера использования латентных функций часто упоминают деятельность Генри Форда — крупного бизнесмена и основателя знаменитой автомобильной компании. Он искренне ненавидел профсоюзы, большие города, крупные кредиты и покупки в рассрочку, но по мере своего продвижения в обществе он более чем кто-либо другой стимулировал их развитие, понимая, что латентные, скрытые, побочные функции этих институтов работают на него, на его бизнес.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 720. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия