Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 18 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 18 страница






Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, а доходы населения растут, то из государственного бюджета поступает больше, чем прежде, средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и ДР-Но если образование плохо справляется со своей функцией и готовит рабочую силу устаревшей квалификации, то страдает производство, а через него и все другие, тесно связанные с ним институты общества. Если наука не способна создавать фундаментальные разработки, определяющие базу наукоемких технологий и ускоряют^ темпы научно-технического прогресса, то на помощь приходят ДРУ' гие, не всегда законные институты, в частности экономический шпионаж.


Далее, если производство находится в кризисе, доходы государст-

снижаются, то в государственной школе нечем платить зарплату учителям, а школьникам не на что покупать учебники. Подрастая, они убеждаются, что с помощью знаний и хорошего образования много денег не заработаешь. Так экономический кризис влечет за собой кризис образования. Оба они относятся к институциональным кризисам. Подрастая, школьники отказываются служить в армии, поскольку не верят своему правительству, считая, что оно, насквозь коррумпированное, стоит на защите своих собственных, а не общественных интересов. В результате качество рекрутов резко снижается, здоровые и образованные юноши всеми средствами стараются пойти учиться, но не служить. Отсрочка от армии на время учебы в вузе представляет собой поле, где вступают в конкуренцию между собой два института. Вы уже догадались, какие именно. А в глубине конфликта лежит другой институциональный кризис, политический, выражающийся в катастрофическом снижении уважения и доверия населения политическим органам власти. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии Академии наук совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что из всех социальных институтов наибольшим доверием в России пользуется церковь. На нее надеются 66,4 % опрошенных. Рейтинг церкви может сравниться разве что с рейтингом движения «зеленых» (59,8 %)'.

Поскольку образование, культура и наука выступают самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. За умы и сердца подрастающего поколения борется церковь теми средствами, которые ей доступны. В итоге институт образования становится ареной спортивных состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества между родственными институтами. В первой половине 90-х годов острая борьба двух институтов в России - президентской власти и парламента — привела к известным трагическим событиям октября 1993 г. Но и в более «мирных» сферах, например в культуре, подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры: кино, театра и чтения. Телевидение, киноиндустрия и театр представляют собой, каждый по отдельности, разновидность социальной организации; у них есть свои органы управления, статьи финан-ирования, кафедры и вузы, газеты и журналы. Чтение же является

См.: Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М„ 1992. С. 4.


разновидностью социальной практики, это коллективная привычка воспитанных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя все эти институты разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения но и взаимной конкуренции.

В Европе капитализм зарождается в XVI веке, а в XVII -XIX веках проходит интенсивная колонизация Африки, т. е. выход капитализма за границы очагов своего возникновения. Европейцы, считаг свою культуру самой передовой, стремились приобщить туземное на селение к новым ценностям и внедрить новые институты. Они при везли с собой современные системы банковских операций и коммер ческих сделок, пытаясь заменить традиционные патриархальные отнс шения в общине новыми, товарно-денежными. Они заменил] традиционную систему отношений, покоящихся на иерархии и обы чаях. Отношения внутри общины резко ухудшились. Помимо экономических институтов активную роль играли религиозные, в частности такой мощный институт западной церкви, как миссионерство. Миссионеры несли с собой не только Евангелие. Они навязывали свои обычаи и образ жизни тем, кого «спасали». Стать христианином для туземца практически означало отказаться от своей культуры. Главным орудием миссионеров, помимо приходов, являлись школы при миссиях. Посещать их были вынуждены даже те, кто не был обращен в христианство, поскольку только там можно было получить образование.

глава 14. социальный контроль

§1. Функции и содержание социального контроля

Важную роль в укреплении институтов общества играет механизм социального контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, делающих его предсказуемым, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки»1.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

охранительную функцию;

стабилизирующую функцию.

1 Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. С 220


Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть. Вначале дадим определение социальных норм, а затем раскроем остальные понятия.

Социальные нормы —предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Социальные предписания — запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает общество сплоченным целым, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальные нормы —предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый тип-это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). К примеру, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927—1932 гг. проводивший знаменитые Хо-торнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

не держись со «своими» официально;

не говори начальству то, что может навредить членам группы;

не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

Второй тип —это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень сильные жесткие санкции - изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в на-Р стающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их после-г°т^ельность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, РУПповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются


нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом.

Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы—стражники ценностей, Честь и достоинство семьи —одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней-его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи —основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый —муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы —правила поведения, ценности-абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т. д.

Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу»за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами.


Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус скажем политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной поли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Так, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности — минимальны. Напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть, от того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.

Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан - лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Таковы формы проявления ответственности. Они многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Оказывается, право существовало не всегда. Оно результат долго-г° и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не ио в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устояв-*^ся обычаям и традициям. Обычаи —это правила, которые соблюдаются По привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественно-

"Ринуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными


обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славя. не, почитая кормилицу-землю, боялись вбивать в нее колья и не делали весной заборов: берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть земли... Предписания своих предков люди выполняли строго. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению Позже их стали фиксировать в документах.

Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека Например, запрещалось охотится на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Самые древние законы дошли до нас из Месопотамии; их автор, щу. мерский правитель, живший в XXTV в. до н. э., пытался с их помощью регулировать рыночные цены. Законы являлись инструментом общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла. Каждый из нас имеет право на образование, т е разрешение учиться в школе, колледже или вузе. Право означает возможность поведения. В древних законах присутствовали главным образом ограничители свободы, а сами свободы, особенно для малоимущих, не существовали. Право как свобода-это достижение Нового времени

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за выполнение этих норм людьми Нормы защищены с двух сторон —со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные Они дают 4 типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 14.1).

Формальные позитивные санкции (Ф+) —публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.


ПОЗИТИВНЫЕ


НЕГАТИВНЫЕ


 


 


ш 3

л

о. о в


Он-


Ф-


ш 3

л

о. о в

ш

X


Рис 14.1. Типология санкций

Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-)- наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения Ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требу-Ют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не Рименяются по отношению к самому себе. Если применение санк-


ций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти близкому. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. О взрослом человеке, не умеющем контролировать себя, говорят, что он «впал в детство». Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как раз для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека тормозят развитие самосознания и волеизъявления человека, приглушают его внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка,


оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице Он «штрафует* тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и —как следствие их - общественный хаос. Охранительная функция иногда мешает социальному контролю выступать поборником прогресса, однако он и не стремится к обновлению общества. Это задача других общественных учреждений. Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено. Он-фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

С социальными нормами тесно связаны ценности. Ценности-социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и неопрятность осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать: разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Чтобы описать, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Хотя нарушение большинства групповых привычек наказывается обществом достаточно мягко, некоторые их виды ценятся очень высоко и за их нарушение следуют строгие санкции. В тех же Хоторн-ских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить °оидный ярлык («выскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «пре-Дателъ»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заста-ить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие, акого рода привычки получили название неформальных групповых °РМ. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах


Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, назы вается грушевым давлением.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функ-ции. Они:

регулируют общий ход социализации;

интегрируют индивидов в группы, а группы —в общество;

контролируют отклоняющееся поведение;

служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания; от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила происходит столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (обязанности, правила) или

как ожидания поведения (реакции других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда. а за тяжкое преступление — тюремное заключение. Когда мы ожид3'


от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он е ет не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если У какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с нормами, но никому не говорить о том. По существу, в достижении конформизма заключается одна из целей социального контроля.

Обобщим сказанное и сделаем выводы: социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального—социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

§2. Концепция социального контроля П. Бергера

Согласно П. Бергеру, человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля1. Каждый круг —новая система контроля (рис. 14.2).

Самый внешний и самый большой круг —это политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Перед ним все бессильны. Помимо нашей воли государство взимает налоги, призывает на военную службу, заставляет повиноваться своим бесконечным правилам и установлениям, а если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Если извне продвигаться внутрь к человеку, находящемуся в точке максимального давления (образно можно представить человека, стоящего на земле, на которого давит огромный столб атмосферы), то следующий круг социального контроля, давящий на одинокого ин-ВДвида, представляют мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все —начиная с полиции нравов и кончая родителями, Родственниками, друзьями. Первая сажает за решетку, вторые и третьи Употребляют неформальные санкции типа осуждения, а послед-НИе' не простив предательства или подлости, могут расстаться с







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 477. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия