Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 24 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 24 страница






^ гаганрог-2.

чьц,., " первых рождений приходится на первые два года существования cell % — на последующие 3—4 года. Средний возраст семьи при появлении


Уход за престарелыми, финансовая помощь

 


Рис. 16.3. Жизненный цикл семьи

первого ребенка —2 года, а второго —6,6 года, у '/з семей процесс деторождения завершается ранее 5 лет их существования, у остальных —в течение первых 10 лет. Формирование семьи в целом заканчивается к 15—19 годам.

Общая демографическая структура семей такова: 32% —бездетные супруги,
3% проживают со своими родителями. Из общей совокупности семей с детьми!/з
(63%) имеют одного ребенка и '/з (35%) —двоих.

Первая фаза в социальной линии развития семьи (0—17,5 года) делится на
две подфазы: а) высокий статус семьи, он складывается за счет заработков роди
телей, которые компенсируют временное выбытие женщины из производства при
рождении ребенка; б) снижение статуса семьи: родители уже выбыли из общест
венного производства, а женщина полностью еще не включилась в него.

Вторая фаза-рост социального статуса (17,5—22,5 года): активное включе
ние в производство не только женщин, но и взрослых детей.

Третья фаза — снижение социального статуса (22,5-35 лет): выбывай^
взрослых из материнской семьи в связи с образованием своей; помошь престар
лых родителей детям, выход на пенсию.

Четвертая фаза — затухание трудовой активности (35 лет и более).

• Особенности траектории социального развития семьи.
Суммарный заработок всех членов семьи в интервале 20—25 лет

максимума; после 20-25 лет начинает снижаться и достигает максимума после 40 лет существования семьи. В течени! первых 20 лет совместной заработок мужа увеличивается в 1,5 раза, причем у рабочих —в первые 1 vo(j у служащих —во вторые 10 лет. Женщина наверстывает упущенные возмо*31


ые ю лет, когда она заканчивает выполнение репродуктивных функций и во вТО''тся своей карьерой. От поколения к поколению усиливается роль родите-занимз. мир0вании молодой семьи и ее экономического положения (родители "е" " шаются в кормильцев молодых супругов); доход родителей в среднем на пР*вра е заработка молодых супругов.

В среднем душевой доход достигает исходного уровня (на момент образова-

емьи) к 20 годам брачной жизни; но у '/4 °н никогда не поднимается до

НК" уровня, а у '/4 он повышается до первоначального уровня к 10 годам ее су-

эт°г вования. К 14 годам брачной жизни отмечается нижнее положение, когда

"ход достигает минимума.

Более половины семей начинает жизнь в родительском доме. Улучшение жи-шных условий в среднем происходит к 10 годам брака, когда семья получает •^дельную квартиру. Правда, '/4 семей достигает этого к 15 годам. На протяже-°Т и жизни около половины семей переезжает на новую квартиру 2 раза, одна И ни разу не меняет жилье, остальные делают это 3 и более раза.

Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М. А. Можиной. М., 1994.

С. 125-145.

§6. Добрачное поведение

Заключению брака и образованию семьи предшествует длительный процесс «примерки». Молодые люди, иногда еще на школьной скамье, знакомятся и влюбляются, проводят вместе время, стараются получше узнать друг друга. Поскольку в наше время молодежь женится после 20-25 лет (редко сразу же после окончания школы), то времени на «примеривание» друг к другу у нее вполне хватает.

Добрачный период посвящен тому, что подростки и юноши набираются жизненного опыта. Это очень важный и ответственный период жизни. Его неправильно сокращать во времени или обеднять в содержании. Когда молодые люди женятся сразу же после школы,-иногда по страстной любви, иногда из-за ранней беременности,-то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает «погуливать» или засматриваться на других девчонок. Происходит это не из-за нравственной порочности юноши, а из-за сокращения добрачного периода. Он или она просто «не нагулялись». Это означает, что крут потенциальных брачных партнеров у них был слишком узким. Оптимальный вариант, по разным расчетам, останавливается на цифре 3-5. Если эта цифра превышена, то начинается т°. что называют «психологическим конвейером». Любовный опыт просто тиражируется, романтические чувства притупляются, острота °1ЧУЩений и желание иметь крепкую семью уменьшаются. Перебор °Тенциальных партнеров так же вреден, как и недобор. с Иногда бывает, что человек полюбил с первого взгляда и женил-• На сей счет нет точной статистики, но, учитывая вероятность вы-ния вообще всяких редких событий, можно считать, что подоб-^раки не превышают 1-3% от общего числа. Удачным нужно т°лько такой вариант, когда человек полюбил не только с г° взгляда, но и на всю жизнь. А это происходит совсем редко.


Помолвка

Сватовство

Ухаживание

|Первое свидание

Знакомство

Рис. 16.4. Этапы добрачного поведения

Знакомство

Семейная жизнь —это вершина огромных усилий, предпринятых супругами задолго до заключения брака. Семья-это не начало, а середина пути. А начинается этот путь со знакомства.

Знакомство юноши и девушки или взрослых мужчины и женщины может принимать три основные формы:

самостоятельное знакомство без посредников;

знакомство через формального посредника (брачное агенство);

знакомство через неформальных посредников (родители, знако
мые, товарищи, свахи).

Где кто знакомится

Согласно опросу, проведенному в 1996 г. Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ), 1500 москвичей и москвичек в возрасте от 18
до 60 лет признали самым лучшим способом для знакомства совместную работу
(15%) и учебу (11%), а также отдых и развлечения. На дружеской вечеринке, «
гостях встретили свою судьбу 13% респондентов, в походе, на юге-8%, в баре.
на дискотеке, в парке, в кино-7%. Часто знакомства происходят в обществен
ном транспорте. В метро, в электричке, на подножке троллейбуса судьба столкну
ла 7% москвичей. Впрочем, знакомство «на лету» - это для молодых. Публика по-
солиднее к процессу знакомства с будущим избранником относится серьезнее, в
свадьбах, юбилеях, и даже... на поминках встретили свою половину 5% опрош6
ных. ен.

Популярностью у москвичей пользуются добровольные свахи: 9% респонд^ ^ тов познакомились с легкой руки родственников, сотрудников и друзей А в ^ спросе на услуги тех, для кого сватовство-^повседневная работа, можно ^ зать —не котируется. При помощи профессиональных свах, брачных бюро зетных объявлений свою половину нашли лишь... 0,2% участников опроса.


что по1

прос о том, как москвичи относятся к брачным агентствам, 33% выска-их пользу, а 33% назвались их противниками. Ученые пришли к выводу, СЬ * итут официальных свах пока не пользуется популярностью. Люди пред-"читают полагаться на себе. Московский комсомолец. 1996. 15 августа.

В отличие от европейских стран, где брачное знакомство — дело g0 личное, на Востоке наиболее популярным, во всяком случае недавнего времени, пока туда не проникли ценности западного йшества, являлся неформальный институт брачных посредников. Он ° сверен веками и тысячелетиями. Его завершение — свадебный об-яд - считается одним из красивейших и мудрейших обычаев мусульман

Когда девушка подрастает и становится невестой, родители определяют, какой выкуп за нее взять. Размер его зависит от красоты девушки, уровня ее образования, но главное — степени благосостояния ее семьи С рождения дочери родители начинают копить деньги на ее приданое. Оно может включать в себя дом или квартиру, мебель, электробытовые приборы, автомашину. Покупая жену, мужчина лишь возмещает равную стоимость. После свадьбы молодая семья не садится на шею родителям, а сразу становится на собственные ноги.

Д. Карав Выбор невесты

На Востоке выбор невесты, вероятно, считают слишком серьезным делом, чтобы полностью доверить его молодому, часто неопытному во всех смыслах жениху. В Узбекистане, например, в доме невесты на выданье обычно готовят специальную комнату, где всегда накрыт стол и ждут свах. Мать жениха часто приходит не одна, а со своей сестрой, и за кок-чаем начинается дипломатичный вечер «вопросов и ответов». Таких встреч на «высшем уровне» в доме невесты бывает обычно не менее четырех...

Если обе стороны убедились в том, что подходят друг другу, невеста и жених встречаются где-то на нейтральной территории и знакомятся обязательно в присутствии родственников. Жених, если невеста ему понравилась, на вторую встречу дарит ей подарок. Если жених нравится, невеста подарок принимает. Но иногда бывает так, что молодой человек живет в городе один и знакомится со своей н«естой в учебном заведении или на работе. Тогда он сам берет на себя функ-чию свахи.

Аргументы и факты. 1993. №. 1.

Ухаживание

Ухаживание играет важную роль в укреплении взаимных чувств. "° выражает себя в оказывании внимания возлюбленной, стремле-сЛ ^иться еще большего расположения. Это самый романтиче-этап совместной жизни. Его часто вспоминают престарелые Как правило, ухаживание резко снижается после первых ме-замужества, а через несколько лет вообще сходит на нет. ^KHnv» и практически все молодые люди в период ухаживания в Родительских домах, поэтому возможность для уединения им


найти не всегда удается. Даже после вступления в брак 60% семей живут с родителями одного из супругов.

Трудности, которые приходится преодолевать влюбленным свиданий, только подогревают страсти. Совместная борьба с npenj^ ствиями объединяет их. В то же время чрезмерные препятствия Т рой охлаждают пыл, особенно если ухажеры уже не молоды. *

Период ухаживания можно сравнить с испытательным срок для молодого специалиста. Здесь проверяется все: умение готовит?, шить, прибирать в комнате, заниматься мелким ремонтом, способ! ность рационально (и в то же время не скаредно) тратить деньги познания в практических и теоретических науках, сексуальная гря мотность и культура поведения.

Ухаживание выполняет несколько функций. В этот период молодые люди не только познают, но и воспитывают друг друга. Они что называется, «притираются»: учатся делать взаимные уступки, контролировать свои эмоции, идти на мировую после ссоры, оказывать знаки внимания и ласки.

Вместе с тем ухаживание — это продолжение «свободного полета». Юноша и девушка не связаны взаимными обязательствами и легко могут разойтись. Чувство свободы придает фривольность взаимным отношениям. Девушка может легко пококетничать с другими мужчинами, намеренно разжигая страсть в партнере. То же самое делает и юноша. Но у него иная цель - показать свою независимость, лидирующую роль, умение вести себя так, как ему захочется.

Вместе с тем заигрывание с чужими имеет определенный предел, переступать который нельзя, не порвав полностью отношений. В период ухаживания как раз и проверяется способность партнеров не переступать черту, оставаться верным, одновременно демонстрируя независимость и самостоятельность.

Историческую роль института (социальной практики) ухаживания правильно оценил один из видных специалистов в области социологии семьи С. И. Голод: «Распространение ухаживания явилось и причиной, и следствием эмансипации детей от родителей»1. Надо, правда, добавить, что ухаживание одного юноши за девушкой представляет, во-первых, асимметричный процесс (девушка не ухаживает за юношей), во-вторых, выступает альтернативой двум другим институтам, а именно институту сватовства (знакомство через посредников) и институту выбора избранницы родителями. Возникновени ухаживания свидетельствует о значительном продвижении обшест от традиционного к современному типу (хотя во многих племен • несомненно, практикуется ухаживание как подготовительная ступе к браку).

1 См.: Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологи4 журнал. 1996. № 3-4. С. 99.


Сватовство

с яуюшим этапом в добрачном поведении является сватовство.

ство представляет собой обряд предложения брака, согласно

СвзТ _ будуший жених просит руки своей избранницы у ее роди-

1С°Т°й Участвовать в нем он может либо сам, либо посылать сватов

ТеЛ*ители жениха, крестные, близкие родственники). В назначенный

^° жених наносит ритуальный визит родителям своей избранницы,

^еньтакому случаю полагается надеть костюм и иметь два букета цве-

° • один - ДЛЯ матери будущей невесты, а другой — для нее самой.

П0 русскому обычаю, жених говорит родителям невесты о своих

ствах и просит ее руки. Если родители принимают просьбу жени-

з то отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку своего бу-

' его зятя. После сватовства будущие молодожены договариваются

об объявлении помолвки и определяют ее дату.

Помолвка

После того как свидания стали регулярными и оба партнера решили, что они подходят друг другу, а родители не возражают против того, чтобы молодые люди заключили союз, наступает черед заключить помолвку.

Помолвка-это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой. Обычно она объявляется в день подачи в загс заявления на регистрацию брака. Прежде во время помолвки родители давали свое окончательное согласие на брак детей и устанавливали его условия. Между отцами двух семейств совершался обряд рукобитья. После помолвки отказаться от брака было уже нельзя. Нарушившая сторона должна была возместить убыток — «заплатить за бесчестье».

Д. Лобков, В. Полупанов. Брачные церемонии у русских На помолвку устраивалось празднество с приглашением родных и близких с подарками. Помолвленные обменивались кольцами (необязательно обручальными). С момента помолвки девушка (теперь уже невеста) могла появляться со своим женихом в обществе, не боясь сплетен и слухов. Жених мог приходить в дом возлюбленной в любое время беспрепятственно. Невеста надевает на помолвку светлое праздничное платье, жених - строгий костюм. Желательно, чтобы к этому *"° жених приобрел обручальное кольцо, которое он может подарить своей из-Раннице в день помолвки. На внутренней стороне колец можно выгравировать Ньена ж«ниха и невесты. В знак того, что они помолвлены, будущие молодоже-могут носить обручальные кольца на безымянном пальце левой руки. ЭТ°Т День Р°дители будущих молодоженов договариваются о проведении свадьбы. Раньше большую долю расходов несли родители невесты, в *6 Время этот ВОПР°С решается в соответствии с традициями и возможно-уу 1саждой семьи. По старинному обычаю, накануне свадьбы устраиваются так дит ваемые Девичник и мальчишник. Этот вечер перед свадьбой невеста прово-1Цащ1яК'ЗУГу своих подруг, жених-в кругу своих друзей. Это как бы обряд прс-Ни* o6kntXQ;iOCTOil жизнью- На свадьбу принято посылать письменные приглаше-лог0 ТГЧН° в закрытом конверте. Свадебное платье невесты может быть как бе-Нлк 'gl"* и любого другого цвета. Если платье без рукавов, допускаются перчатки р слет из искусственных цветов.


жен быть не тяжелым. Цветы в него подбирают белые или розовые- белый

н

мать передавала дочери талисман, который был у невесты в момент бракосоч ** ния. Так как жених и невеста должны следовать в загс в разных машинах ^ свадебный кортеж должен состоять как минимум из двух машин. Заказные ма'цГ ны подаются к дому жениха, их можно украсить лентами, флажками, цветами Когда жениха и невесту приглашают в зал, где будет проведен обряд бракосоч тания, жених идет по правую руку невесты. После подписания женихом и невес той актовой записи о браке молодожены вместе садятся в первую машину свадеб. ного кортежа.

Собравшиеся около дома соседи могут потребовать, чтобы муж «выкупил» до-рогу. Следует помнить об этом обычае и заранее запастись конфетами и хоро-шим вином. Затем молодоженов приглашают к столу. Первый танец принадлежит молодоженам. По традиции, это должен быть вальс. Затем молодой супруг танцу-ет с тещей и своей матерью, а молодая жена — со свекром, а потом со своим отцом.

Аргументы и факты. 1994. № 34.

§7. Институт брака

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак — это институт, регулирующий отношения между полами, а семья—институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Вступление в половые отношения — чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы просто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми. Третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения

Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам
брак может существовать и без них. Однако именно брак в человече
ском обществе считается единственно приемлемой, социально оД°"
бренной и закрепленной законом формой не только разрешеняья
но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальн
неудовлетворенность или измена одного из них в современном оо
стве (раньше было иначе) служит достаточным поводом
юридического расторжения брака..

Брак представляет собой совокупнЬсть формальных предпис3^ определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отнош«


а их двоих — по отношению к своим детям, родственникам и

тву в Ц^014- Иными словами, брак представляет собой кон-0^Ш*т который заключается тремя сторонами — мужчиной, женщи-^й и 'государством. В отличие от всех других формальных контрак-

сушествУюших в обществе, в нем оговорена только одна т°в> „дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата ДаТочания действия контракта. Тем самым подразумевается, что °К° узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обще-

ах государство берет на себя только оформление брака, а его ос-° ение соверШает церковь. Супруги дают клятву в верности друг В угу и берут на себя обязанность социальной, экономической и фи-ической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алта-ем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство — на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак — санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии - инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них. Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.

Брак —это еще и совокупность обычаев, которые регулируют суп-РУжеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемо-и, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых

Диционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху

ПОЯС

из

своей дочери, который та носила в девичестве. У одного °бм СН' После Ритуала лежания новобрачных на железных колодках и кз /ХИВания их со всех сторон курицей, жрец трижды ударял жени-biqj "евестУ головами, во время чего они должны были умудряться ся •>, Бать дРУг Другу в рот орешки,—таким образом брак признавал-Заключенным.


У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведен
ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супр
верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать
всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с
регистрация брака, право на развод по уважительным причинам п ^
во признания брака фиктивным в случае обнаружения мошеннике^
ва, соответствие возрастов жениха и невесты, согласие родителей *'
сутствие родства между вступающими в брак. ' т"

Все эти нормы, по определению американского социолога К д виса, формируют некую целостную структуру, которую называют ^ ститутом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принт, пиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание де тей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Образно говоря, брак —ворота в семейную жизнь. По опредеде-нию Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.

Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

Уж замуж невтерпеж

Проведенный недавно в ряде регионов России анонимный социологический опрос дал парадоксальный результат: замужних женщин оказалось почти на о* больше, чем женатых мужчин.

Не будем ханжами, в самом понятии «гражданский брак» нет ничего предок
дительного. Каждый живет как умеет. И если Она считает себя замужней дам°
а Он — холостяком, то так тому и быть. Тем более что наличие штампа в nacnJJ!
те отнюдь не гарантирует семейное счастье. Иное дело, когда по вине бРа<*" ^
аферистов наши современницы вынуждены разделить печальную участь м
Грицацуевой. xflTl

Было время, когда популярные клубы «Для тех, кому за 30» Пыталис11зе111 как-то решить проблему одиночества. Нынче роль свахи взяли на себя г ^ Подборки брачных объявлений публикуются ч сотнях изданий. Там же Ра3 „ея ют свою рекламу многочисленные свахи, ворожеи и другие посредники Гям среди которых, кстати, немало шарлатанов.


ясно, что знакомство по объявлению — это лотерея. Но одно дело, когда "с очередным кандидатом в мужья оставляет чувство досады («Не тот, встреча TOTi»), и совсем другое, когда она оборачивается еще и материальными °ПЯТЬ 1^и - ограбленной квартирой, украденными ценностями. Так случилось не-п°терЯс жительницей Твери Еленой С., для которой быстротечный роман обер-даВН° заурядн°й кражей на сумму около 12 млн руб. Вместе с ценностями «бра-НУЛСЯ оряк» Саша прихватил из ее квартиры и свои нежные письма, так что ВЬ'Й "образцов его почерка не осталось.

Кстати, во все времена брачные аферисты обязательно представлялись людьми ественн'ых и таинственных профессий. В милицейских протоколах сохрани-М5'* приметы бессчетного числа «секретных майоров» и «спецов по химии атом-ЛИСо ядра»- Теперь на смену государственной тайне в арсенал прохиндеев-сердцее-Н°в пришла тайна коммерческая. Разумеется, мужчин без прошлого не бывает. Наличие жены и детей где-то в Бишкеке или Туле-факт, возможно, прискорб-1Й Но куда опаснее, если ваш новый знакомый уклончиво говорит о своей нынешней работе, напускает туман.

Похоже, что в числе обманутых вполне может оказаться и знаменитая телеге-роиня Марина Сергеевна, легко поверившая, что ее Володя — «капитан подводной лодки, Герой Советского Союза». Увы, мадам, любой моряк знает, что на подлодке капитана нет. Там есть командир. Поэтому от греха подальше перепрячьте поскорее ваши сокровища.

Аргументы и факты. 1995. № 10.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну. Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом Деле.

Брак —это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами, ^к правило, брак оформляется особой процедурой (бракосочетани-м), накладывает определенные обязанности на супругов.

§8. Исторические формы брака

раз ИСТОРИИ человечества существовали иногда одновременно, но в

ньес местах четыре системы брачных отношений: (по' r*)ynnoBO* брак — брачный союз нескольких мужчин и женщин семестно был распространен в первобытном обществе);


• полигиния — один мужчина и несколько женщин (этот тип

ше всего подходил скотоводам-кочевникам); луч-

полиандрия — одна женщина и несколько мужчин (%*
редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитаяу

моногамия — один мужчина и одна женщина (преобладают
форма брака у земледельческих народов). ^

Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допуск
щая развод, или легкоразводимая. Неполная семья (один родитель^
детьми) в древности встречались крайне редко. с

К настоящему времени полиандрия исчезла, групповой бра сохранился только у немногих племен, полигиния, хотя * сократилась, но осталась у миллионов мусульман. Напротив, моног мия расширилась, но не пожизненно, а с разводом. Возросло такж количество неполных семей.

Антропологам известны общества, где разрешены абсолютно все типы брака, но большинство людей почему-то выбрали моногамию Ученые полагают, что поступить так их вынуждают экономические соображения.

Таковы основы классификации семьи и брака, принятой в современной науке, прежде всего этнографии и антропологии. Антропологи и этнографы также разработали классификацию исторических типов родства. Они выделяют две главные системы родства — классификационную и описательную.

В классификационных системах, которые характерны для первобытного общества, одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определенных возрастных групп и брачных классов. В описательных системах, свойственных для классового общества, имеются термины для отдельных родственников: отец, мать, сын, дочь, брат и т. д.

Только первая система объясняет групповое родство (брак). Примером служит австралийское племя Западной Виктории. Оно разделено на две половины — Белого и Черного какаду. Мужчины каждой из этих половин с самого рождения считаются мужьями женщин другой половины. У некоторых племен наблюдаются не 2, а 4 или 8 брачных классов.

Система брачных классов не означает, что мужчины и женщины состоят в реальном групповом браке. Просто они обладают правом пользоваться другими услугами (хозяйственными или сексуальными) предназначенных им в мужья или в жены людей тогда, когда им это нужно. Они могут вступать в половые отношения с другими мужчинами и женщинами. Это называется внебрачными связями, ибо основной брак с суженным от рождения может оформляться соответствующим обрядом. Супруги общаются друг с другом только время от времени —в зависимости от обстоятельств и желания.

I№

У племени семангов, описанных Н. Н. Миклухо-Маклаем, ка, прожив несколько дней или недель с одним


Н°

вольно и с согласия мужа переходит к другому. Так она обхо-^°сех мужчин группы, после чего возвращается к своему супругу, остается у него, а продолжает вступать в новые временные

тси

Так же поступали и мужчины.

у многих отсталых племен, существующих доныне, сохранился овой брак. Некоторые ученые видят в нем сочетание всеобщего 17 гоженства и многомужества в двух взаимобрачных группах. В подоб-й ситуации отношения двух супругов становятся чем-то неважным. Жена может вступать в сексуальные отношения с любым мужчиной из пугой половины племени либо оказывать ему некоторые хозяйственные услуги. (У аборигенов Австралии мужья пользовались продуктами собирательства своих жен, а жены - охотничьей добычей мужей.)

В современном понимании это, конечно, не семья. Но если групповой брак рассматривать как правообязанности двух групп поставлять фактических супругов, совместная жизнь которых была уже достаточно продолжительной, то мы усмотрим в нем зачаточную форму настоящей семьи. Супруги все-таки уже выделяли друг друга из общей массы, оказывая взаимное предпочтение.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 477. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия