Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 25 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 25 страница






Этнографам хорошо известны факты, когда супруги селились врозь. Они продолжали жить в своих группах, эпизодически встречаясь в лесу, в поле, на охоте, в общественных местах. Подобный брак называется дислокалъным. Он обозначает раздельное проживание супругов. Дислокальный брак сохранился до сих пор только у примитивных племен.

§9. Классификация типов брака

В зависимости от того, как понимается брак, социологи и этнографы предлагают разные классификации типов брака. Общим признаком, присущим всем формам брака, выступает реализация сексуального инстинкта. На нем построено общепринятое определение брака. Брак -это социально одобренный союз одного и более мужчин с одной или более женщинами.

При составлении типологии употребляются три критерия:

1) выбор брачного партнера, 2) размер брачной группы, 3) местожи-

тельство супругов. Способ, каким выбирается брачный партнер, под-

разделяет все формы брака на два типа — эндогамный и экзогамный.

ри эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой

^носится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного

JipTHepa из чужой группы. Кроме того, существуют две другие фор-

1- моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный

Юз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою оче-

дь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм бра-

g ^° экономическому критерию дает неравный брак и покупной

(части П°СЛедНИЙ пРинимал Дарообменную, священную и выкупную

^Ый вид-калымный брак) формы.


Классификацию форм брака можно провести по самым критериям. Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. рекомендации посредников и др. Посредники — друзья и знакомые торые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых с нах Востока, в частности Китае и Японии, перед заключением бпа устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо corn3 ситься, либо отказаться. На долю браков по сговору приходится 5 8°/ брак по сватовству— 18,4, брак по знакомству родственников —37,5' п° знакомству друзей —24,1, личное знакомство—12,7, прочее—1,6% ъ Японии в 60-х годах 80% браков совершались по сватовству, т. е выбору родителей. Сегодня их доля упала до 50%.

Кроме покупного брака существует брак с похищением. Различают две его разновидности: 1) умыкание (похищение) невесты, 2) умыкание (похищение) жениха. Он возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как де-виантное поведение (Европа).

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2—3 раза в неделю. Вроде женаты и свободны одновременно.

Брак по договоренности, или «свингерство» (от англ, swinging-качание, колебание; свобода действий), в недавнее время получил распространение в США, где от 2 до 5% всех супружеских пар пробуют так называемую локальную неверность. Инициаторами его чаще бывают женщины. Свингеры, среди которых преобладают люди от 21—26 до 45—50 лет, имеют свои местные и даже международные клубы, газеты, телефонную службу. Теперь эта мода пришла в Россию. Пример: приятели меняются своими женами на время. Свин-гинг —это «со-брачный» секс: социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность1. Это явление возникло в рамках сексуальной революции на Западе в конце 60-х годов и было вызвано, помимо прочего, всплеском венерических заболеваний. Традиционные измены с посторонними партнерами связаны со значительным риском. Свингер-ские контракты снижают риск, поскольку заключаются между супружескими парами. Такая измена не таит моральной угрозы для семьи, так как измена не окружена ореолом таинственности, женщину никто не обманывает.

Детским браком называется насильственная выдача родителями замуж малолетних девочек.

В особую группу следует выделить ранние браки. Они заключаются между молодыми людьми моложе 18 лет. Для того чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна бы серьезная причина. Первая,.конечно же, беременность. Либо мол

1 См.: Аргументы и факты. 1995. № 1-2.

зоо


вместе. По данным Госкомстата РФ, каждый год вступают л чныЙ союз около 84,4 тысячи очень юных граждан, еще не в их выпускные экзамены в средней школе1. Как правило, эти СД3^м распадаются так же стремительно, как и заключаются. Вероят-^а ь развода между лицами в возрасте до 20 лет в 2 раза выше, Н°С при вступлении в брак после этого возраста2. Ранние браки ме-4 стабильны в связи с проблемами детей, появляющихся в ранние „ы экономическими сложностями и отсутствием полного представляя о желаемом партнере, которое окончательно складывается в оеднем к 25 годам3. В 1995 г. в США 500 тысяч девушек-тинэйдже-стали мамами и пытались совмещать обучение в школе с воспитанием ребенка. В России эта цифра на порядок ниже-57 тысяч4.

Повторный брак — вступление супругов в новый брак с другим партнером после расторжения предшествующего брака или смерти одного из них - существовал в древности у разных народов. В ряде случаев обычай предписывал, к примеру, женщине повторно выйти замуж и обеспечить тем самым кормильца для себя и своих детей. Сегодня повторные браки стали массовым явлением. В 80-е годы в СССР 73,6% мужчин и 62,9% женщин вступали в повторный брак в течение 15 лет после развода, в США таких мужчин и женщин было 75%5. В России коэффициент разводов после повторного брака в 1,75 раза выше, чем после первого6. Риск еще более возрастает, если муж и жена имеют детей от предыдущего брака. Этот цикл первичных и вторичных браков, который покойная Маргарит Мид назвала «растянутой во времени полигамией», по-видимому, вообще присущ урбанизированным культурам с высоким уровнем индустриального развития. И в Америке, и в России в большинстве случаев разведенные супруги заводят новую семью, причем у мужчин это случается чаще и быстрее, чем у женщин. Вероятность повторного замужества женщины обратно пропорциональна количеству имеющихся детей. Тем не менее разведенные американки с детьми сейчас вступают в повторные браки быстрее, чем это было в прошлом. Для российских женщин до 30 лет с одним ребенком вероятность повторного брака тоже довольно велика. Однако для женщин более старшего возраста, имеющих хотя бы одного ребенка, шансов создать новую семью уже

См.: Аргументы и факты. 1994. № 15.

См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 24.

*из См.: Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную <• Супружеские пары в 1996 году. М.: Academia. 1999. С. 165. См.: Аргументы и факты. 1996. № 11.

См.

См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 19.

там же. С. 28.


немного. По данным исследования, в повторный брак вступили si«
бездетных женщин, 41% женщин с одним ребенком и 36% женцщ
двумя и более детьми1. н с

Гражданский брак —брак, оформленный в соответствующих cm нах государственной власти без участия церкви. Иногда граждански браком называют также фактический брак. Как уже говорилоМ выше, данные социологического опроса, проведенного в 1995 г СЬ ряде регионов России, показали, что замужних женщин почти на б°/ больше, чем женатых мужчин2. Именно столько, по признанию уч° ных, проживает в гражданском браке. Такой брак получил расппсу странение как в России, так и во многих странах мира.

Иногда гражданский брак именуют внебрачным сожительством или просто сожительством (совместным проживанием двух человек без заключения брачного договора). Сожительство больше распространено в США, чем в СССР. В США оно возросло с 60-х годов в 5 раз. Опрос 2765 американок в возрасте 18-26 лет показал, что 60% начали половую жизнь в 17 лет, не будучи замужем. Резко возросло число американок, рожающих вне брака: с 5,3% в 1960 г. до 25% в 1988 г. Напротив, в СССР невелик процент внебрачного сожительства-примерно 15% в 1967 г. Но это число растет. В СССР возросло число детей, рожденных незамужними женщинами: с 8,8% в 1980 г до 10,2% в 1988 г.3

Кроме указанных выше специалисты относят к формам брака такие образования, как бездетный брак, одинокое материнство, холо-стячество, коммуны, расширенная семья (добровольно объединившиеся брачные пары, живущие вместе, но не являющиеся кровными родственниками), групповой брак, синтрагамный брак (близкий к двоеженству, двоемужеству), открытый брак.

Эндогамия и экзогамия

При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Придумавшие эти понятия этнографы и антропологи употребляли их только по отношению к древнему обществу либо по отношению к примитивным племенам, сохранившимся, как осколок старины, до сего времени.

Почему, собственно говоря, эндогамия и экзогамия должны описывать только систему родства, общинный род, племя или клан? Чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за

1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетич. С 29.

2 См.: Аргументы и факты. 1995. № 10.

3 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия С 22.
302


свою Д°чь или сына- Принадлежность к другой расе или на-н£Г° тоже может служить препятствием к заключению брака. По-ЦЙЙ v мононациональный и внутриклассовый брак надо считать ЭТ° овидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндога-РазН__ это обычай, по которому разрешены браки только между ли-Одной и той же социальной группы (род, племя, сословие,, класс, нация).

В государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндо-много брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки носятся к тюркоязычной общности. Брак внутри своей общности считается допустимым, а за ее пределами — нежелательным. В Туркмении кроме того, действуют еще и внутриплеменные нормы, ограничивающие допустимость брака рамками одного племени, рода или клана, рассматриваемых как субэтносы. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор: с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

Неравный брак

Одним из критериев типологии выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшее из оставшегося и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократки и плебея. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. Запрещение неравных браков —это, по существу, возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы - рода, племе-ни. сословия, касты.

Гореславский А. Неравный брак

Чего 6рак ~ любимая тема многих писателей, начиная с Шекспира.

аущ стоит Отелломавр. Великий Гете на старости лет влюбился в молодую де-С8ок> к К°ТОрая вдохновила его на прекрасные произведения. Данте воспевал бц» ЬеатРиче, которой было всего 9 лет. А Лауре, возлюбленной Петрарки,

"чуть больше-12 лет.

Човщ Колько скандального внимания привлек роман С. Есенина с певицей и тан-

"p'ccvr АйсеД°РОй Дункан, которая была старше его на 15 лет. В наше время

на roL етели скандалы, связанные с женитьбой 90-летнего нефтяного магната

ИвУдской звезде Анне Николь Смит и принцессы Монако Стефани на


своем телохранителе. До сих пор в Индии и некоторых других странах суш
ют браки между 80-летними стариками и 8-летними девочками, и этим никтСТВу'
возмущается. Выходит, что неравным брак кажется только со стороны я Ие
нутри. ' Не из-

Московский комсомолец. 1995. 14 октября. Покупной брак

Другим критерием классификации выступает плата за брак и статут покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре тории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тоггГ женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Лц3 группы обменивались «подарками», одним из которых служила жен щина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного бра-ка можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно. К. Каутский в книге «Возникновение брака и семьи» (1918) описывает обычай, существовавший в одном из индейских племен. Молодой человек дарил понравившейся девушке маленькую заточку или корзинку. Если она принимала подарок, то это означало, что брачное предложение принято. Взамен девушка преподносила ему раскрашенный головной убор, изготовленный собственными руками. После чего они жили вместе без дальнейших церемоний. Такова одна из разновидностей дарообменного брака.

Обреченные на несчастье

Психологи считают, что любое различие в возрасте, образовании, вере или материальном положении приводит к неравенству, а значит, взаимному неудовлетворению супругов друг другом, ссорам и конфликтам.

В течение всей истории человечества заключались браки между людьми разных возрастов. Естественно, основная масса таких браков заключается по расчету, но среди них существуют браки по любви. Молодую девушку в мужчине может привлекать солидность и устойчивость, которых еще нет у сверстников. Девушки, выросшие без отца, часто стремятся найти защитника-покровителя и выбирают мужей старше себя.

Но с течением времени муж в физическом и психологическом плане перестает удовлетворять молодую жену, она начинает обращать внимание на других му# чин, заводит любовников.

Часто на женщинах старше себя женятся юноши, в детстве страдавшие о
гиперопеки матери. Их пугает самостоятельность и ответственность в принят
решений, и в жене они видят замену матери. Другая причина подобных брак •
юноша выбирает более опытную, в том числе и в сексе, жену. Но после пер'
тая этого опыта мужчина сам и становится инициатором развода. ^

Понадеявшись на разумность человека, природа не поставила барьер"'
межнациональные браки. И если брак близких народов (например, РУсскоГ<1ь1Чаев
раинки) не приводит к каким-либо конфликтам, то разность культур и °°
разных рас может привести к непоправимый последствиям. ^а

Например, у некоторых африканских народов считается, что семью Д^ д кормить жена, муж же все заработанные деньги тратит на родных и ДРУ3


ти муха его родственники просто выгоняют детей и жену из дома и СЛе cwt относиться к ним как к родственникам.

перест, щИНстве своем обречены и межрелигиозные браки. И здесь важную оает разница норм и правил разных религий. Скандал может возникнуть, роль игр ^ на пустом месте. Например, любовь православной, вышедшей замуж |Са3аЛОСульманина, к свинине или пост одного супруга во время религиозного за м^ка второй половины. В атеистической России эта проблема так остро не пРаЗД во многих странах для религиозных супругов это становится настоя-

Развил* социального положения супругов может привести к тому, что у супру-

низшим социальным статусом разовьется комплекс неполноценности. Он на-

Га °ает избегать общества друзей и родственников половины, достающих его или

чин ими придирками, и в конце концов замыкается на воспитании детей, если

ее женшина, или спивается, если это мужчина.

Девушка, нашедшая богатого мужа, в какой-то момент понимает, что жить-то и придется не с деньгами, а с живым человеком. Начинаются взаимные упреки и ссоры, часто приводящие к разводу.

Из сказанного вывод: супруги должны быть одной национальности, обладать одним социальным статусом и верить в одного бога. К тому же мужчина должен обладать немного большим доходом и быть на пять-шесть лет старше.

Московский комсомолец. 1995. 14 октября.

Практика покупного брака повлекла за собой оживление патриархальных обычаев - женитьбы состоятельных стариков на молодых девушках и многоженства. Такие порядки, как похищение невест, также не способствовали сохранению за женщиной высокого статуса. Одним из самых романтичных древних обычаев была кража невесты: на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке завертывали несчастную в ковер или мешок — как правило, чисто символически. У галлов, правда, в отличие от всех, кражей занимались женщины-родственницы жениха. Большой гурьбой человек в двадцать они выслеживали бедную девушку у колодца или в лесу, связывали и волокли в дом к жениху. Багаки с Суматры оставляли в доме похищенной знак -одежду или оружие, иначе брак считался незаконным. Само узаконивание брака после умыкания сводилось к выплате выкупа и символическому бою за честь похищенной и ее родичей. В нынешних цивилизованных городах Сухуми и Сочи, например, до сих П°Р практически не происходит свадеб без кражи невесты.

Особой формой платного брака следует считать священный брак. книги «Золотая ветвь» Джеймс Фрезер приводит множество •Доказательств тому, что обычай женитьбы богов на статуях или лю-7*х был широко распространен у народов древности. Жители Бенга-н и изготовляли из дерева изображение бога, которого они женили

истине воды. Индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж ч камень- по форме напоминающий человека и почитавшийся в ка-^ тве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимали Bem, Bce жители поселка. Девушка должна была оставаться девст-B^,J^fH и приносить идолу жертвы от имени народа. Ей оказывали айшее уважение и считали божественной. Кенийское племя ки-


I I I w

10 лет 20 лет 30 лет

Продолжительность семейной жизни

Рис. 16.5. Зависимость числа разводов от продолжительности совместной жизни

Социологические исследования показывают: наименее стабильны браки, существующие менее 10 и более 30 лет. Таким образом, у разводов два пика-в начале и в конце совместной жизни. Кривая на графике имеет вид седла.

куйю поклонялось речной змее, поэтому с перерывом в несколько лет женили бога-змея на молодой девушке.

Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, т. е. мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее,—соответственно своевд привилегированному положению, размерам богатства и политическо власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной ^^ точном смысле покупным. Брак превращается в акт купли-прода*3: Утверждение частной собственности сделало брак коммерчески^ сделкой. Размеры прав мужа на обладание женой прямо пропорДО нальны величине выкупа, уплаченного, за нее. У нубийских аРа число дней в неделе, в течение которых жена сохраняла верно мужу, зависело от числа голов скота, уплаченного за нее.


 

Размер калыма — величина не постоянная. За разных по свои чествам девушек плата неодинаковая. Так, например, чем выше вень образования невесты, тем ниже калым. Столь необычная первый взгляд, тенденция объясняется очень просто. Мужчина пает не только красоту, нежность, добронравие или ученость. Е тересует возраст и работоспособность будущей невесты. В много ных семьях, типичных для Средней Азии, она работает по дому и ^ зяйству, что-то делает на продажу и воспитывает детей. За г ^ хорошая работница может выткать один-два ковра, а за пять лет о ^ принесет семье чистый доход, который покроет размер выкупа, ут/ ченного за нее. Три фактора увеличивают размер калыма в Средне-" Азии: 1) умение невесты вести хозяйство, 2) красота и внешние дан ные, 3) репутация семьи. Высшее образование, по результатам иссле дования Ф. Н. Ильясова, стоит только на пятом месте1.

Согласно традиции, калым выступает знаком уважения к невесте и ее родне. Однако сегодня он воспринимается как составная часть рыночной экономики. «Восток рассматривает женщину как предмет купли-продажи»,—гласит формула М. Каддафи. Калым-цена невесты, невеста — товар на брачном рынке. Цены на рынке зависят от соотношения спроса и предложения. Спрос зависит от возможностей покупателя, а предложение — от количества товара. Бывают ситуации, когда семье приходится экономить на еде, одежде, развлечениях, чтобы набрать должную сумму. Семья влезает в долги, расплачиваться за них приходится уже молодой семье, которая тоже вынуждена терпеть лишения и экономить. На покрытие долгов в среднем уходит 6 лет. Но и прибыль от брачной сделки для родителей бывает высока. В Туркмении она достигала 10 тысяч руб. (при средней зарплате по стране около 700 руб.)2.

Таким образом, калымный брак как элемент товаро-денежных отношений формирует новое явление, которое не было известно народам древности и неизвестно сегодняшней Европе — брачный рынок. В Средней Азии существуют несколько его видов: 1) конфессиональный рынок (охватывает мусульман Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Татарии); 2) региональный (включает тюркоязычные народы Средней Азии); 3) общенациональный (в границах государства, например Туркмении); 4) внутриплеменной, или субэтнический. Цены за невесту на одном рынке могут в несколько раз превышать цены на ДР>' гом. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом малеФ' ком рынке (внутриплеменном) — самые высокие, а на самом болып° (конфессиальном) — самые низкие; чем выше степень эндогамии (прещение инонациональных браков), тем больше размер калыма.

1 См.: Ильясов Ф. Я Сколько стоит невеста // Социологические исследов
1991. № 6. С. 67-79.

2 См. там же.


им из предшественников брачного рынка надо считать суще-явший в Древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном сТ° брачным аукционом. В каждом округе города выбирались трое йолее уважаемых граждан. Они собирали всех незамужних деву-достигших брачного возраста. Первой представляли самую кра-ее отдавали в жены холостяку, заплатившему наибольшую му А затем в убывающем порядке проходили менее красивые. гт ньги, вырученные от их продажи, раскладывались как приданое тех, которые красотой не отличались, причем самой невырази-' полагалась максимальная сумма. В результате все претенден-получали невест с приданым1. В отличие от калыма здесь имела плата за жениха, а не за невесту.

Брак по расчету

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда первобытная женщина отдавалась первобытному мужчине, чтобы тот принес кусок свежемороженого мамонта и на ее долю. В дальнейшем древние правители отдавали своих дочерей в жены правителям зарубежных стран, для того чтобы благодаря династическим бракам добиться политических или дипломатических выгод, заключить международный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака по расчету менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовало главное — эмоциональная составляющая, чувство любви. Брак по расчету — противоположность браку по любви. В советском и постсоветском обществе основным мотивом таких браков являлась прописка: женщина предоставляла прописку, а мужчина-деньги. Проведенный в середине 90-х годов опрос показал, что 55% молодежи с пониманием относятся к такому браку2.

В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения, крестьянства, во многом объяснялся экономическим расчетом. Любишь или не любишь, а жениться обязан. Неженатый крестьянин, а тем более крестьянка, не могли получить земельный надел, главный источник средств существования, и «сесть в тягло» - платить налоги, нести повинности. А без «тягла» они не имели никаких прав в обществе. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть на короткий срок. Только после свадьбы он становился полно-членом семьи и «мира» - сельской общины, обладателем и обязанностей полноценного члена крестьянского общества.

алогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Ким образом, невозможность холостой жизни земледельца объяс-

Тся ролью материального расчета. Экономическая и мораль-

cm: Шашков С. С. История русской женщины. Т. 1. СПб., 1898. С. 76.

О

*-**••' Семенова Е. Брак по расчету // Аргументы и факты. 1995. № 4.


но-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при
вой же возможности, делая безбрачие в их глазах практически065'
возможным. Именно это заставило многих исследоват ^
крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак - хозяйствен ^
сделка, а не взаимная склонность1. ^

Характерным было стремление женить детей как можно раны парней — обычно в 18-20 лет, девушек —в 16—18. Однако в ряде е берний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и др., девушек в^ давали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний пп" обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разе шить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работ ницу или хозяйку2.

«Хозяйственный» подход к браку свойствен многим народам, и не только индустриально развитым. Коренные народы Севера, юкагирЬ1 считали, что семья — это такая группа людей, которая «отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери». Симптоматично, что «жениться» у юкагиров дословно означает «приобрести чум», а не найти любимого человека3. Видимо, для менталитета этого народа, как и для современных европейских народов, понятие «домохозяйство» более точно отражает реальность, нежели привычный нам термин «семья».

Новой разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. И в 80-е годы многие советские граждане мечтали переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Единственным каналом эмиграции служил брак с иностранцем или иностранкой. В Москве за 1993 г. было зарегистрировано 943 международных брака. При этом было выдано 99 свидетельств о браке с гражданами США, 66 - с гражданами Израиля, 65 — Югославии, 55 —Сирии, 49 —Германии, 43 —Турции и т. д. Меньше всего с жителями Китая, (14), Финляндии (11), Бангладеш (10), Вьетнама (9), Гвинеи-Бисау (2), Египта (2). В 1994 г. было зарегистрировано 1250 браков. В пятерке лидеров идут все те же США, Израиль, Югославия, Сирия и Германия4. Русские женщины выходят замуж за иностранцев гораздо чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках Видимо, так ориентирован международный брачный рынок. Часто такие браки заканчиваются разводами, но цель — выехать за РУ' беж — достигнута.

1 См.: Морозов С. Л Демографическое поведение сельского населения
ской России (конец XIX-начало XX в.) // Социологические исследования. 1999 №
С. 99-106.

2 См.: Славянский К. Ф, К учению о физиологических проявлениях половой жи ^
женщины-крестьянки // Здоровье. 1874-1875. № 10. С. 214-215; Семенова-Тян-w^
екая О. П. Жизнь «Ивана* // Записки Императорского Русского географ, обществ
отделению этнографии. СПб., 1914. Т. 39. С. 4. №

3 Кузьмин А. И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельное
мьи // Семья в России 1996. № 1. С. 17.

4 Аргументы и факты. 1995. № 5.


§10. Типы семьи

обычно социологи и антропологи выделяют два главных типа се-встречающихся в человеческом обществе,— традиционную, или К°>И> ическую, она же называется расширенной (многопоколенной), и 1СЛаС енную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, разли-с°вР также родительскую семью, или семью происхождения, и про-4110 иионную, или новообразованную (она создается взрослыми деть-^Т По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную М1иЬи По критерию господства в семье мужа или жены выделяют ° триархальную и -матриархальную семьи, а по критерию лидерст-"ь-патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей, (от лат. nucleus — ядро). Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети и т. п.-относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Конкретным уточняющим определением расширенной семьи выступает слово «многопоколенная». Оно просто уточняет, что семья расширяется именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к нуклеарной семье дядей, кузенов и т. п.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 693. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия