Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 26 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 26 страница






Нуклеарная семья —форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья - стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые члены общества принадлежат двум семьям:

семье происхождения, или родительской семье, в которой они
Рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер
(family of orientation);

производной, или прокреационной семье, порожденной потом-
ками (family of procreation).

Родительскую семью иначе называют первичной, а новообразо-^ВДую семью — вторичной. Вторичная семья образована браком Рослых детей —членов первичной семьи, она включает мужа, жену и их детей.

нУклеаРная семья — это кровнородственная группа, образо-и q умя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью Делились от родителей. У них появились свои дети. Те повзрос-


лели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка го деления нуклеарной семьи. Почти как в физике деление Если новая семья не отъезжает, то образуется расширенная

Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взросдъ дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Алексеев В, П., Першиц А. И. Эволюция семьи и брака

Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением род0в го строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (упра°" лялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашни8 рабов). Переход от старой, существовавшей в первобытном обществе формы мьи к новой, появившейся в классовом обществе совершался не прямо, а через промежуточные формы. Примером является семья, состоящая по вертикали не из родителей и детей, а из дядьев и племянников. Ее остатки видят в обычае воспи тательства - обязательной отдаче детей на воспитание в чужие семьи. Другой пример—обычаи травестизма и кувады. Травестизм — практика «перемены пола»: мужчина отрекался от своего пола, надевал женское платье и выполнял женские обязанности вплоть до супружеских, тем самым присваивая себе и женские права Кувада — демонстрация отцом тесной связи с ребенком, от прямой симуляции мужчиной акта деторождения до косвенных знаков причастности к нему, например жалоб на слабость или соблюдения диеты. Большинство ученых объясняет куваду как борьбу мужчины за признание его отцовских прав и установление отцовского родства.

Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название - патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии, и горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии.

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случш, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство, питались и одевались из общих запасов. Семью возглавляли «старший» мужчина и «старшая» женщина. Главе семьи помогал старший сын, его жене —старшая невестка. Важнейшие дела семьи, например женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоящем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. В Полинезии существовали большие семьи из нескольких десятков человек, живших в одном или нескольких расположенных рядом домах. Они владели земельными участками, лодками, вели общее хозяйство. Руководил семьей старший мужчина.

Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме-мало нуклеарной, элементарной семье, воплощающей в себе начала частной собств6^ ности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного < зяйства. Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе разовывались архаичные большие семьи с коллективной или групповой со ностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие. внутри которых возникали обособленные семенные ячейки с частной собстве ^, стью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые, или нуклеарные, с с развитой частной собственностью.


венство мужа и жены, старших и младших в семье -это не исходная tf'P тории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриар-т°чка ИС порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родст-м замужняя женщина - купившей ее семье. Развод стал односторонней

в£нник • ^ Му5КЧИН Почему? Если женщина хотела вернуться в родительский привил дственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти 3°М' ' дова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и "**а ственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собст-наСЛ ть свелась к одному приданому. Ограничились и ее права на детей: в слу-8вНН азвода они оставались с отцом. Патриархальный порядок наследования уста-^ил новые правила брачной морали. Супружеская неверность жены наказыва-Н°В продажей в рабство и даже смертью. Напротив, муж продолжал 13Сьзоваться свободой. Состоятельные мужчины брали рабынь-наложниц, в скры-П°й форме практикуя то же самое многоженство. От девушек, в отличие от муж-10 н стали требовать строгого целомудрия. Согласно патриархальному этикету, н'шинам ПОЛагалось есть после мужчин, оказывать демонстративные знаки вни-ания мужу, а также его родственникам. Точно так же обычай предписывал сыновьям беспрекословно повиноваться отцу под страхом лишения наследства, изгнания из дома и даже продажи в рабство или смерти. Патриархальный этикет запрещал младшим лежать или сидеть, громко разговаривать или смеяться в присутствии старших, показываться небрежно одетыми или заговаривать первыми

Источник: Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1990.

Узакониваете инцеста, превращение его в общественную норму породило сложную систему родства и взаимозависимости семей. Нуклеарная семья может быть независимой во всех отношениях ячейкой, но может подчиняться большой родственной группе, где она теряет свою независимость, например полигамии и расширенной семье (она включает несколько поколений). Независимая нуклеарная семья характерна для индустриального общества, зависимая - для традиционного. Появление независимой семейной ячейки - следствие усиления индивидуалистической этики, роли института частной собственности, укрепления функций гражданского общества и цивилизованного государства, берущего под юридическую опеку социальное положение человека, гарантирующего его политические права и неприкосновенность частной жизни.

Независимая нуклеарная жизнь возможна только в тех обществах, Где ^Рослые дети либо сразу после образования новой семьи, либо 'Ще Раньше, например после того как стали экономически самостоя-^ьными, отселяются на новое место жительства и живут отдельно

семьи происхождения. В США и Западной Европе у взрослых де-с °тселение происходит раньше, чем, скажем, в России. Причиной возм Не только культурные различия, но и наличие жилплощади, ^ °жность ее получить. Связь поколений, или, как ее еще называ-ai,j ^^Рисемейная солидарность, крепче в российских, нежели в себя Нских семьях- Даже отделившиеся дети продолжают считать е°тъемлемой частью родительской семьи, полагаясь на эконо-


мическую помощь матери и отца и завися от нее. Следователе уровень идентификации, отождествления себя с родительскойН новообразованной семьей различен в разных культурах.

Расширенная семья —это сложносоставная, или композитивная мья. Она состоит из родительской и новообразованной семей, р Се ноя расширенная семья включает несколько поколений, проживаю!*1' совместно. Критерий локализации (месторасположения) в дани случае считается решающим. Второй признак - экономическ°* кооперация, совместное ведение домашнего хозяйства и совмести^ владение семейной собственностью. Родительская и новообразов °С ная семья могут жить в одной квартире, но вести раздельное хозяб ство и ограничивать общение друг с другом. Это уже не реальная расширенная семья.

Номинальная расширенная семья — сообщество родственников, пои надлежащих к разным поколениям, проживающих в разных местах ведущих независимое хозяйство, но ощущающих психологическую привязанность друг к другу, т. е. включенных во внутрисемейную солидарность, и оказывающих друг другу социальную поддержку и экономическую помощь. Крайним случаем номинальной расширенной семьи надо считать такое сообщество, члены которого не являются родственниками, но благодаря высокой степени солидарнрсти и идентификации с целым называют себя «семьей». Самые известные примеры — средневековые религиозные секты, называемые братствами, семья шуналуа», некоторые мафиозные организации в Сицилии с «крестным отцом» во главе, японские корпорации, сотрудники которых называют себя «одной семьей».

Расширенная семья — исторически более ранняя фаза развитая института семьи, нуклеарная семья —более поздняя. В традиционном обществе расширенная семья представляла собой то, что называют «тотальным институтом». Это значит, что в семье и через семью индивид получал все то, что теперь ему дают все институты общества, вместе взятые. В традиционной семье он занимался воспроизводством и удовлетворял сексуальные потребности, находил моральную и психологическую поддержку, занимался экономической и рели-гиозной деятельностью, обучался и проходил социализацию. Семья служила источником ценностей, которые затем транслировались в общество.

Нуклеарная семья в современном обществе перестала быть тотальным институтом. Она социализирует детей, но не создает те ценности, которые прививает ребенку. Ценности создаются средствами мае совой информации, идеологической системой, церковью, классами т. п., а затем транслируются в семью. Нуклеарная семья определяет другими институтами общества.

В последнее время российские социолога выделяют три моногамной семьи в России: патриархальную, детоцентристскую и


* Патриархальная семья характеризуется доминированием -в дОМОХозяйстве. Он является главой семьи. В такой се-

ие ее члены и женщины должны подчиняться старшим и м*6 наМ. В детоцентристской семье взрослые придают очень М5^СЧ ое значение благополучию детей и прикладывают усилия, что-6oJIb любых обстоятельствах сохранить брак в их интересах. В № феской семье доминируют эгалитарные отношения, стабиль-с, брака зависит от желаний и качества отношений между суп-Н° ми Патриархальная семья была наиболее распространенной в сии до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с ниа 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентри-К екая семья. И только совсем недавно возникла супружеская се-ст которая становится более заметной, но пока еще не основной2.

§11. Родство

Семья — только звено в широкой системе родства. Родство — совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то в единую систему сливаются два родственных клана — родня жены и родня мужа. Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа — родственниками в законе. И наоборот. Родственниками в законе называются все родственники по браку.

Выделяют три степени родства: ближайшие, двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют «фамильное дерево», на котором теоретически может быть до 200 веток (позиций). Так, племянник или сноха — позиции. Каждую позицию могут занимать несколько человек. Различают классификационную и описательную системы родства, а отсчет родства ведется от отца (патрилинейный), матери (матрилинейный) или от того и другого одновременно (билинейный). Система родственных позиций образует то, что именуют структурой родства.

Структура родства сложна, она изображается в виде «фамильного дерева». Ближайших родственников может быть только семь, и не больше: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родствен-^нков. т. е. ближайших родственников, может быть только 33. Они ранжируются по степени родства, начиная с тещи (мать в законе) и племянником. Если у вашего отца есть троюродные родствен-т- е. ближайшие родственники дальних родственников, то полу-Фамильное дерево, включающее от 151 до 191 человека.

*УРнал *!п Голод С. И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический

2 См № 3/4' С 99~108-

"*ская Н„ Ванной Д, Малышева М. и др. Окно в русскую частную

е пары в 1996 году. М.: Academia. 1999. С. 53-54.


Каждая «ветка» такого дерева называется позицией родства родственным статусом. Сын, племянник, теща — название

или статуса. Они представляют собой ячейки, которые могут за ^
нять разное количество индивидов. Теща может быть только одн °Л
племянников несколько. Если учесть, что одну ячейку могут зап а
нять несколько человек, то фамильное дерево, включающее ближн°Л
двоюродных и троюродных родственников, может состоять из и**'
гих сотен людей. н°"

В традиционном обществе родство - основная форма социальн * организации. В современном обществе оно перестало быть таковой И семья не только выделилась из системы родства, но и изолировала^ от нее. Большинство современников не знают по имени своих даль них родственников, например троюродных братьев. Ближайшие р0д ственники тоже собираются реже, чем прежде. Чаще всего поводом для их встречи служат юбилеи и праздники.

Родство основано на социальном признании и принятии ролей определенных не в биологических, а в генеалогических терминах Так, усыновление или удочерение ребенка родителями, которые не являются его кровными родственниками, например матерью или отцом, также считается родством. Родство распространяется и на незаконнорожденных детей. В примитивных обществах и у ряда современных народов, сохранивших пережитки ранних стадий развития системы родства, оно охватывает многие сотни людей. Югославская задруга, сохранившаяся до начала XX века, представляла собой общину кровных родственников. У некоторых современных кавказских народов все, кто носит одну и ту же фамилию, считаются родственниками независимо от того, знают они об этом или нет.

В отличие от семьи, родство не является такой группой людей, которые проживают вместе и ведут совместное хозяйство. Родственники распылены по разным семьям, они не вступают между собой в постоянное взаимодействие. Таково положение дел в современном обществе, хотя в древности значение семьи и родства было прямо противоположным. В первобытном обществе родственники составляли постоянно взаимодействующий коллектив людей, т. е. являлись реальной группой, а парная семья представляла собой временный союз

Если учесть все поколения в одной семье и всю совокупность родственников, о которых мы будем говорить дальше, мы получим очень сложную брачно-семейно-родственную структуру. Ее можн° изобразить примерно так (рис. 16.6).

§12. Современная семья

Одно- и двухкарьерные семьи

По мере того как общество переходит от доиндустриальной к дустриальной и постиндустриальной стадиям развития, традиии0" ^ многопоколенная семья все больше вытесняется современной ™


I

 


Рис. 16.6. Брачно-семейно-родственная структура

коленной. Она называется нуклеарной семьей (см. рис. 16.6). В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей. По переписи 1989 г., нуклеарные семьи в России составляли 80,3% брачных пар.

Анализируя стадии социального развития общества, можно заметать, что и нуклеарная семья также претерпевает определенную эволюцию (рис. 16.7). На ранней стадии ей была присуща однокарьврная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать была занята только в домашнем хозяйстве, следила за порядком в доме, обстирывала «мъю и готовила пищу. На более поздней стадии для нуклеарной се-^и характерна двухкарьерная модель, согласно которой отец и мать тш°т и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют ец*е Двухдоходными и семьями с двумя кормильцами.

30°/ "•

 

В 195° Г' в США однокарьерных семей было 70%, а в 1989 г.-Семьи стали разнообразнее по составу, это вызвано участивши-^азводами и повторными браками, а также решением женщин детей не выходя замуж. В СССР занятость женщин возрастала г' доля женщин среди работающих составляла 25%, в В РОСГ'"38'9- в I960 г.- 47,2, в 1970 г.- 50,8, в конце 80-х- 52-55%. Ии и в Америке велика численность семей с обоими работаю-супругами. Но в США степень занятости женщин всегда отста-


Традиционная семья:

однокарьерная модель


Современная

семья:

двухкарьерная модель

Рис. 16.7. Эволюция нуклеарной семьи

вала от СССР, и лишь постепенно разрыв сокращался. В 1940 г. 27% американских женщин работали по найму, а в 1988 г.-56%'.

Этот показатель изменяется в зависимости от экономической ситуации и типа семьи. Например, большинство одиноких женщин, чтобы прокормить семью (детей и престарелых родителей), трудятся на производстве. В полных семьях этот показатель ниже. В периоды кризиса, когда снижается уровень жизни, женщина идет работать Однако если безработица в стране высока, то ей не всегда удается трудоустроиться. В большинстве стран женщин берут на работу с неохотой, а сокращают в первую очередь, поэтому их среди безработных очень много.

Работа не только экономически, но и социально необходима ДЯ" многих женщин. Они не хотят быть оторванными от коллектив3 ' общения с людьми. Быт засасывает, а работа позволяет ей всегд-быть «в форме». Сравнивая кругозор и уровень интеллектуально развития работающих и неработающих женщин, психологи отда1°-предпочтение первым. Хотя, конечно же, необходимость Д°полниТйсТ. ного заработка для семьи остается основным мотивом трудоустр0 ва для 80% работающих женщин в нашей стране.



1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 19, 39, 131


к°НЦе

шинство женщин в СССР трудились на непрестижных и ма-^°Ливаемых рабочих местах и даже на тех участках, где их труд опл8 законодательно (ночные смены, вредные условия). Доля алРе на руководящих постах невысокая: в промышленности при е11Ш не от низшего звена управления к высшему она снизилась в переХ°80-х с 30 до 8%. Часто они трудились там, где возможен ре-еНеполной занятости, гибкий график. Поэтому велик удельный

н среди учителей, воспитателей, медицинских работников. В Социальные льготы, предоставляемые женщинам, имеющим ма-м\ детей (отпуск по уходу за ребенком до 3-летнего возраста с

-igHbKJ^ м _ ~ г,-

оанением рабочего места, оплачиваемый бюллетень в случае болез-С ребенка и т. п.), по замыслу призваны были помочь им справить-Н со своими ролями. Но чем больше льгот, тем выше финансовые Исходы предприятия, а чем чаще женщина отпрашивалась с работы тля ухода за ребенком (обычно во время его болезни), тем ниже была ее производительность. В итоге женщины становились «невыгодными» работниками.

Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел Посему у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в 2 раза. И неизвестно, где она устает больше. Снять двукратную нагрузку с жены может только муж, вот почему ученые говорят, что равное распределение домашних обязанностей — справедливая плата за работу женщины вне дома.

В Соединенных Штатах рост числа замужних женщин в составе рабочей силы заставил социологов пересмотреть многие положения, основанные на традиционном разделении супружеских ролей. Появились специальные исследования, касавшиеся двух работающих супругов, сравнения профессиональных достижений жены в соотнесении с достижениями мужа. Анализ исследований, проведенных в 70-е, а затем в 90-е годы свидетельствует, что проблемы в браке возникают тогда, когда достижения жены превышают достижения мужа1. Она начинает зарабатывать больше мужа, следовательно, традиционные представления о распределении ролей в семье поставлены под угрозу: °н не может больше содержать свою жену, а она не может опираться на такого мужчину. Качество брака в двухкарьерной семье не попадает, если основные характеристики статусов мужа и жены (обра-°вание, престиж профессии, доход) будут приблизительно равны

0 показатели мужа будут выше.

:f the ^hardson ^ "• Wife's occupational superiority and mantal troubles: An examination ""i.V ypothesis // Journal of Marriage and the Family. 1979. 41. P. 63-72; Perry-Jen-""Wai si <~гои1ег А- С Men's provider-role attitudes: Implications for household work and v'"er О у lon // J0"rnal of Family Issues. 1990. 11 P. 136-156; fhilliber W. W. and *ifc s w. "e'ative occupational attainments of spouses and later changes in marriage and ll*ig j M exPerience // Journal of Marriage and the Family. 1983. 45. P. 161-170; b°ciS| с an<i Mare R D. Labor market and socioeconomic effects on marital stability // 'uen«Research 1995. 24. P 329-351.


§13. Распределение ролей в семье

В современном обществе специализированные институты берут
себя выполнение тех функций, которые раньше в значительной На
пени приходилось исполнять матери, например лечение, пригото Те
ние пищи, стирка белья. Ле

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обяз мужчину материально содержать жену и детей, но жена не содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими мейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом св^ бедного выбора в том случае, если семья живет благополучно. Биоло-гическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женцш ной разные типы разделения труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче ухаживать за детьми и воспитывать их.

Изменение старых ролей и появление новых вызывает напряже ние и противоречие в ролевом наборе мужа и жены. Во-первых, само по себе конфликтно соединение роли матери и работницы, работницы и домработницы, поскольку это не взаимодополняющие, а конкурентные позиции. Во-вторых, конфликт возникает между ролями мужчины-работника и мужчины - главы семейства, если у женщины появляется роль работницы. Работа вне дома приносит не только дополнительные деньги в семейный бюджет. Она дает самостоятельность женщине. Мужчина перестает быть сначала единственным, а затем главным кормильцем, а вместе с этим утрачивает превосходство и лидерство в семье.

Социологи говорят не о двух, а о трех основных ролях, которые
приходится выполнять женщине: супружескую, родительскую, про
фессиональную. А психологи добавляют, что в результате у нее мо
жет возникать чувство неудовлетворенности одной из них, что ведет
иногда к депрессии. Работа вне дома, как оказалось, компенсирует
стресс, она помогает женщине легче преодолевать напряжение в суп
ружеских отношениях. Но выяснилось и другое: когда женщина чрез
мерно увлекается работой и забывает о доме, напряженность в семье
растет. Она забрасывает не только хозяйство, но и воспитание детей
У мужа и детей растет неудовлетворенность. Считается, что из ДВУ*
зол — плохое выполнение профессиональной роли или родительской '
супружеской — женщине следует выбрать первое. Общество тради^
онно закрепило за ней роль хозяйки и воспитателя. Хотя профессИ
нально большинство женщин не уступает мужчинам, но их зарпл
во всех странах как минимум на 30% меньше. Поэтому главным
бытчиком все равно остается мужчина..

Таким образом, у большинства женщин неудовлетворенность нью наступает, когда они не справляются с родительской и супрУ ской ролями, а у мужчин —с профессиональной.


ботаюшая женщина тратит меньше времени на домашнее хс-и ДОСУГ' чем неработающая. Важнейшим фактором, опреде-затраты времени на хозяйство, является возраст и число де-семье. Другой фактор - характер отношений между супругами тей льтурный уровень. Чаще помогают женам более молодые му-и ^и с более высоким уровнем образования. Когда дети достигают)КЬЯльного возраста, помощь резко уменьшается. Мужья несколько fi^tnie помогают женам по мере увеличения числа детей в семье. В

обменных семьях, где оба супруга работают, наибольшее напряже-С е в выполнении ролей испытывает женщина. Поэтому она предпо-н ет ограничивать число детей, а не отказываться от работы.

Большинство женщин мирятся с тем, что мужья мало участвуют в омашних заботах. Они находят убедительные аргументы: 40% опрошенных в 1985 г. российских женщин объясняют это тем, что рабочий день мужа продолжительнее их собственного; 22%—тем, что труд мужа утомительнее работы, которую выполняют они сами; 16% видят причину отстраненности мужа от домашних обязанностей в его загруженности другим делом — ремонтом машины, строительством дачи1.

Мать гораздо чаще, чем отец, является для подростков авторитетом. У матерей подростки ищут сочувствия и поддержки, с ними обсуждают учебные дела, взаимоотношения с товарищами, свои занятия в свободное время.

Для женщины удовлетворенность браком значительно сильнее связана с помощью мужа в уходе за ребенком, нежели с его помощью по дому.

Сравнивая разные страны, ученые пришли к выводу: если в уходе за детьми американские и российские отцы участвуют меньше, чем матери, то в процесс социализации нравственного воспитания, развития социальных навыков отцы и матери вносят равный вклад.

Синельников А. Б., Децнер Д. Ф. Россия н США: отношения между поколениями

Согласно историческим фактам, нуклеарные семьи преобладали в США всегда. Скорее всего, и в России они в любом регионе и в любую эпоху составляли большинство, а не меньшинство. Правда, в обеих странах раньше это были большие нуклеарные семьи, особенно на селе.

Типичная американская фермерская семья прошлого века имела 4—5 детей. 'Родолжительность жизни в то время была невелика, старости достигали немно-™* В 1800 г. только 2% населения было старше 65 лет, в 1900 г.-4%. Большин-^ ° семей состояли только из родителей и детей. Люди, достигшие старости, былЬЗ°ВаЛИСЬ большим уважением в семье и в обществе, поскольку долголетие ньи° явлением Редким. Большой процент нуклеарных семей и низкий расширен--следствие малой продолжительности жизни и высокой рождаемости. США число семей, где три и более поколений живут под одной крышей, МаЛ°' ^Т0 и понятно' так как американский континент заселяли пре-молодые мужчины и женщины, покинувшие своих родителей и На родине- Но и на родине, в Северной и Западной Европе, тра-"Уклеарной семьи были очень сильны. Прибывшие сюда создавали на но-

М: Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С. 44.


вой родине свои нуклеарные семьи и сами обзаводились детьми, которые
взрослыми, также оставляли родителей и отправлялись осваивать новые теп °Тав
рии. Молодежь толкало на запад не только стремление получить земельный"1"0"
сток, но и желание стать независимыми от родителей. Отсюда и гипертроф ^
ванное чувство индивидуализма. чжро.

И в России сильны традиции колонизации. Сибирь, которую называют «р
ской Америкой», осваивали одинокие молодые люди и молодые супружес Ус"
пары, отделившиеся от родителей. Сходство есть и в другом: преобладание Jyl'
чин и нехватка женщин среди мигрантов, особенно в первый период колони
ции, €увод» чужих жен, несмотря на то что в прошлом веке в России, да и в ст'
рой Америке получить развод было очень непросто. Чувство независимости *
личной свободы, присущее жителям Сибири, объясняется и тем фактом, что сп"
ди них гораздо чаще, чем в европейской части России, браки заключались бе
согласия родителей. 3

У русских считалось, что один из женатых детей (чаще всего младший сын или одна из замужних дочерей) должен жить со стариками до самой их смерти и заботиться о них. Такая мораль существовала и в Европейской России. Однако примерно к середине XIX века в Сибири уже появились признаки «сыновнего эгоизма» — нежелание взрослых детей, имеющих свои семьи, заботиться о пожилых родителях.

Американцам раньше было свойственно замыкаться в узком кругу семьи и друзей, обособляться не только от предшествующего, но и от последующего поколения, т. е. от взрослых детей. Однако в США, несмотря на усиление индивидуализма, связь между поколениями в семье осталась очень сильной. Исследования показали, что изолированная семья — это миф. Находясь вдалеке друг от дру-га, родственники оказывают взаимную помощь. В территориально разбросанной семье (ее по-научному называют модифицированной расширенной семьей) сохраняется независимость и приобретаются устойчивые связи между прямыми родственниками из разных поколений, хотя такая структура не ведет единое домохозяйство. Для нынешней Америки характерна семья из 4 и даже S поколений

В Америке уход неженатых детей из родительского дома-явление гораздо более массовое, чем в России. Сегодня из родительского дома в США чаще уходят молодые женщины, а не мужчины, как раньше. В США люди среднего возраста (30-40 лет) и среднего достатка выехали в пригороды, где было развернуто массовое строительство коттеджей для семей с детьми. Напротив, жилье для пожилых - квартиры меньшие по размеру и более доступные по цене - сосредоточились в городах. В результате страна разделилась на «молодежные» и «стариковские» города и районы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1013. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия