Студопедия — КУРСОВАЯ РАБОТА 31 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУРСОВАЯ РАБОТА 31 страница






1 Вчдеман В. Консолидация власти: декабризм и цезаризм // http://www.unperatjV 366


исход того или иного политического мероприятия, совершали Hbl" помазание правителей, выполняли функцию советников и храни-

культурных традиций.

реиы — посредники общения со всем сверхъестественным ми-ГДе обитают боги, духи, души предков и т. п. Следовательно, р0>огочисленные и сложные ритуалы и церемонии, связанные с этим Mfi пением, жрецы должны знать в совершенстве. Кроме того, они яв-° лись экспертами по этическим канонам, т. е. мудрецами. Наконец, оецы владели большинством практических и ремесленных навыков. у маори (полинезийский народ в Новой Зеландии) жрец должен нать «три корзины мудрости»: первая связана с миром, любовью, благополучием, вторая — с молитвой и ритуалом, третья — с войной, хозяйством, ремеслом. На Таити известно было 8 классов жрецов, чьи функции простираются на все сферы человеческой жизни: верховный жрец, специалист по молитвам, целитель, строитель храмов, строитель домов, строитель каноэ и др.

Есть все основания считать, что жрецы — исторически самая ранняя форма особой культурной страты, а именно интеллигенции. И совершенно очевидно, что жрецы, как позже видные священники в христианстве, составляли элиту общества, в том числе политическую

Сложность и многообразие выполняемых жрецами культурных функций со временем привели к их специализации на выполнении узкого круга культов и ритуалов. Специалисты по различным культам постепенно объединялись в особые жреческие корпорации. Они напоминали ремесленные цехи средневековья или мануфактуру, где каждый рабочий выполнял только один вид операций. Например, у бата-ков различались жрецы-заклинатели, специалисты по черной магии, по разрешению конфликтов с врагами, по военной магии и др.

В отличие от мастера на все руки, у специалиста больше времени и возможностей сосредоточиться на своем деле, углубить и расширить его. Постепенно у жрецов появляется склонность к усложнению и дифференциации форм культа: распространяются пышные религиозные празднества, театрализованные действа и процессии, кульминацией которых иногда выступало жертвоприношение. Особого искусства требовала рецитация сакральных текстов, генеалогий, часто в песенной форме. Ошибка могла стоить жрецу сана и даже жизни, так как считалось, что она роковым образом сказывалась на жизни всего об-Щества. Получали развитие заговоры и молитвы — заклинания духов и °жеств, шаманские камлания, обрядовая «календарная поэзия», по-Т^бальные гимны, особенно в честь вождей (панегирики в Полине-"и' где певцы сакральных песен, как правило, были представителя-^ аристократических родов)1.

Зрелой стадией развития языческой религии можно считать скла-вйше иерархии божеств: у тонганцев в Полинезии культ великих

См: История первобытного общества Эпоха классообразования М., 1988. С 427.


богов отправляли лишь вожди и жрецы, ниже стояли духи уые вождей, за ними шли духи представителей аристократии, внизу полагались прислужники богов, мелкие злые духи и др. Сверхъе ^Эс венный мир народов Тропической Африки разбивался на 5-7 ССТ ней-от верховного божества до духов урочищ и оборотней. '

Тайные союзы

Развитой иерархии божеств на небе соответствовала развитая
рархия жрецов на земле. В общественной иерархии сапотеков, 1
вавших в горной области Оахака (Мексика), выше всех стоял
который был напрямую связан с богами. После него шел царь 0'
обладал меньшей властью, чем цари других индейцев. Сапотеки п
читали тех же богов, что и другие индейцы Мексики. Вершину их
пантеона (лат. pantheon от греч. pantheion — место, посвященное всем
богам) занимал бог дождя, он же господин календаря, насчитывавше
го 260 дней. '

Сложно выстроенная система мифологических представлений покоилась на хорошо организованной социальной системе архаической религии, стержнем которой выступало жречество. Жречество возникло из тайных мужских союзов и постепенно эволюционировало в мощную жреческую иерархию, сопоставимую по силе влияния разве что с государственной иерархией. Отправной точкой для мужских союзов послужило отправление специального ритуала (культа), зачатки которого — мужские тайные культы — известны уже австралийцам и папуасам.

Культ тайных мужских союзов (точнее, культ, отправляемый тайными союзами) считается некоторыми антропологами наиболее архаичным.

Мужские союзы — объединения взрослых мужчин у многих народов в эпоху родового строя, особенно в период перехода от матриархата к патриархату (Меланезия, Зап. Африка, Сев. Америка).

Тайные союзы —поздняя форма мужских союзов

Самой ранней специализированной формой культовой организа
ции признаны тайные союзы. Их члены противопоставляли себя всем
непосвященным. Традиционные верования и культы — отождествление
членов союза с духами умерших, с зооантропоморфными существами
(птицевидный дух Тубуан, в которого рядился глава тайного союза
во время посвятительных церемоний), танцы, пантомима, наконеи,
посвящение-инициация — направлены были не только на социализм
цию подростков или почитание предков, соблюдение традиций, но
на то, чтобы устрашать непосвященных, демонстрировать и
ждать особые права посвященных. Сверхъестественные силы
щали себя в масках тайных союзов. ь

Вся система верований и идеология тайных союзов кодировал специальными тайными языками, за разглашение тайны nOJiaraJL.0 смерть. Социальная роль мужских союзов заключалась в том,


лизировав общение с духами предков и сверхъестественными ОП которых больше всего уважали, боялись и почитали сопле-ки они фактически получали над последними неограниченную ^ Приказания, возглашенного от имени духов предков, ослу-

никто не мог.

Основой мужских союзов выступали эзотерические верования и -тайные, доступные только замкнутому кругу посвященных.

больше степеней в социальной пирамиде общества, тем труднее тигнуть ранга «осведомленных» и тем более — высокого ранга «по-Д° енньк во все тайны»; считалось, что от степени посвящения за-свсит Власть над духами и магическая сила. В ранних государствах!*е выстраивалась целая иерархия тайных союзов (мужских, жен-связанных с культом плодородия и т. п.).

Петрухин В. Я. Тайные союзы и культ предков

Традиционные верования часто использовались членами тайных союзов в корыстных целях: охота на женщин-ведьм велась ради ограбления общины в целом вера в оборотничество помогала расправе над неугодными лицами. Тайные союзы германцев были ориентированы на функции военной дружины, возглавляемой вождем. Под тотемическими личинами (скандинавских берсерков, сражавшихся в волчьих шкурах), верой в оборотничество (превращение в волка, медведя) и традиционными церемониями (инициации, пляски и т. п.) скрывался специализированный воинский культ, отправляемый особой социальной группой. Архаичные фетиши, церемонии и символы превращались тайными союзами в знаки социальной обособленности.

Будучи в конечном счете орудием власти в руках социальной верхушки, тайные союзы вместе с тем создавали иллюзию равенства в период отправления обрядов (ритуальное единство). Нормы социальной жизни контролировались тайными союзами от лица предков (которые часто считались и основателями союзов) - не только мифических. Предки считались главными хранителями традиций, карающими за их нарушение. Исследователи считают, что культ предков сформировался в эпоху патриархата. Его истоки видят, с одной стороны, в почитании умерших (погребальный культ), с другой —в тотемическом культе.

Важной чертой культа предков и антропоморфизации сверхъестественных сил было сохранение памяти о конкретных людях, как правило —о представителях трех-четырех поколений (в Исландии - «века саг», в Полинезии, где были развиты генеалогические традиции, в памяти сохранялись имена представителей десятков поколений). Предки связывали коллектив с иным, «сверхъестественным» миром и в генеалогическом отношении, и в качестве прямых посредников. Предки жили в за-гробном мире, который сливался с иным миром. Отсюда — оборотничество, отожде-ствление Умерших с природными стихиями, дождем, плодородием полей. Будучи ^тентами» коллектива в ином мире, предки должны были обеспечить гармоничные ^"ошения между ним и миром людей. Эти отношения «устанавливались» не толь-*° вР£мя ритуалов тайных союзов, но практически при всех календарных и се-ных обрядах. В частности, «единение» загробной и посюсторонней частей об-" осуществлялось во время «пиров услуг», межплеменных торжеств. уч ^к существа, причастные к иному миру, предки мыслились благодетельны-. " в то же время вредоносными, требующими постоянного умилостивления ^в- Поэтому по окончании празднеств — ритуализованного контакта с предка-105 «изгоняли» из мира живых.

сточник: История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1б- С. 418-421.


Со временем возникает иерархия предков, возглавляемая ми вождя, которые обожествлялись и входили в пантеон на первопредков рода. Когда вождей сменили короли и цари, правителя страны стали основателями царской династии и по 1С11 лись не меньше святых (например, основатели династии РюрикИТа' чей в России-три брата-вождя Рюрик, Синеус и Трувор). Мозсн0°ВИ" верждать, что в политическом плане первичным по части обряда ^ ремоний, стилевых моделей поведения, используемых npaicr^ являлись небесные цари, а вторичными — земные. В политике, как К в искусстве, религия сыграла роль образца, которому подражали во " да, фараоны, цари, императоры, короли, султаны и т. п., выстраивя политическую пирамиду и осуществляя политическую власть над по* данными.

Сакрализация власти вождей

В отличие от предков, пребывавших в ином мире, вождь находился среди людей, поэтому его связь с духами и с людьми была окру. жена системой табу, ограждающей вождя от контакта с профанным миром: он не должен был ступать на землю, иначе по ней нельзя будет ходить его подданным, касаться пищи руками, покидать свою резиденцию и т. п.

Происходила постепенная сакрализация (обожествление) вождя. Ему приписывалась сверхъестественная сила. Вождь, превратившийся в царя, становился чисто ритуальной фигурой. Он считался номинальным собственником всей земли, ему подносили первые плоды урожая ямса (для обеспечения общего изобилия); могила стала одним из главных святилищ, при его погребении приносились человеческие жертвы. Стоило сакрализованному правителю нарушить какое-либо табу или их совокупность (часто его провоцировали недовольные им жрецы или знать), как он должен был быть низложен или превращен в объект ритуального убийства.

Петрухин В. Я. Сакрализация власти

Сакрализация правителя (вождя, царя) не только освящала его власть, но и ограничивала возможности злоупотребления ею. Эти ограничения заключались в ритуализации кормления, поборов, даней: сбор дани и объезды правителем подвластной территории совпадали, как на Фиджи, Гавайях и др., с календарным праздничным циклом (как правило, сбором урожая), включали ритуальные пиры. посещение святилищ, табуирование облагаемой податью территории и т. п. маршрут был сакрализирован: он сопоставим с мифологическим маршрутом кул турных героев, объединявшим территорию социума. У майя к власти ежего£ед. допускался вождь одной из четырех фратрий: смена власти соотносилась с пр ставлением о том, что миром управляют поочередно четыре божества. Такое Р деление препятствовало сосредоточению власти в руках единого правителя.

В Полинезии аристократия, включавшая и жрецов, была окружена мн°г°ру, ленными запретами, которые указывали на ее причастность к сакральному ^^ в отличие от общинников, принадлежавши^ миру профанному. Вне °свяи^,гдр в религией системы статусов находились рабы или иноплеменники, вроде ш^ ^и. Индии или охотников ква в африканском государстве Куба. В эпосе монго


герой не желает появиться на свет тем же путем, что и рабы: он выходит

"*ноги матери'

3 п едания некоторых народов возводят власть вождей к могущественным ле-

ным колдунам: таковы «король воды» и «король огня» у джарай Индоки-;НД^ других народов Индокитая главными функциями старейшин обшин счита-^сь ритуальные.

Источник: История первобытного общества. Эпоха классообразования. М,,988. С. 424-426.

Вслед за сакрализацией власти наступила очередь сакрализации бственности. В Древней Месопотамии археологи обнаружили печати, несущие сакральные изображения, а антропологи - табу, охра-няюшие имущество вождей. Зародилось новое явление, обозначаемое в современной науке «престижная экономика»; она позволяла вождям накапливать огромные богатства, которые вначале выполняли совсем иную, чем позже, функцию. Богатства нужно было раздавать на ритуальных пиршествах. У многих народов требовалось отдавать все. Отсюда парадоксальные убеждения, будто истинный вождь должен умереть в бедности, ходить в рваном плаще. Скандинавских конунгов называли жадными до богатств, но щедрыми на подарки. Мольбами о богатствах полны многочисленные гимны «Ригведы». В пантеоне появились новые божества — древнегреческий Плутос, Адже Шалуга у йоруба, символизировавшие богатства. Богатство воспринималось как «дар богов» (славянское «бог» — богатство, «убогий» — нищий).

В системе аристократических верований, закрепляемых, иногда насильно, через официальную мифологию, боги, связанные с богатством и торговлей, наделялись только положительными качествами. В неофициальной же, народной системе верований им приписывали негативную символику. Это и понятно: для бедных несметные богатства-признак воровства и корысти, для знатных — показатель трудолюбия и терпения. В результате у некоторых народов один бог отвечает и то и другое, наделяется как позитивной, так и негативной атрибутикой. Яркий пример - древнегреческий бог Гермес, покровитель торговли и воровства. У йоруба покровителем торговли считался Эшу, связанный и с богатством, и с колдовством, противостоящий богу социального порядка и культурному герою Ифе.

Постепенно религия помимо культурных начинает выполнять и социальные функции. «Высокая» религия, защищающая интересы °Фициальных властей, вначале отделилась, а затем стала подавлять " изкую», бытовавшую в народной среде. Обвинения в колдовстве у

Родов Африки и Европы выдвигались против конкурентов в борь-

За наследство, соперников вождей, людей, неугодных тайным сою-Зам и властям.

ег°Дня появилось множество новых политических институтов, о Прежде и помыслить не могли. Институты открытой демо-согласительные комиссии, общественные советы и палаты,

37)


слушания по различным проблемам. В самостоятельное явление ляют президентское правление как государственный институт Ь'Де'

Политические институты выступают носителями общественных ношений (вместе с теми людьми, которые работают в них: чино °Т ками государственных учреждений, аппаратом политических пап^' и общественных движений, редакционными сотрудниками газет жащими и работниками фирм, корпораций и объединений), в с'ф^ политических институтов пиар (от англ, public relations (PR) - СВя Ре общественностью) представлен пиар-агентствами, пиар-фирмами ко ° сультационными фирмами, пресс-центрами, пресс-службами, пресс-б^ ро, службами по связям с общественностью и т. п.

Совсем недавно, в 2000 г., в нашей стране появился институт пол номочных представителей президента в регионах. Его главная зада ча-борьба за наведение там правового порядка. Но вместо этого они занимаются хозяйственной деятельностью, пытаются укрепить свое собственное влияние, свой собственный авторитет, втягиваются в бесплодные конфликты с губернаторами. По мнению некоторьи политических деятелей, введение института полномочных представителей является ошибочным.

§3. Гражданское общество и правовое государство

Как и все в науке, что наполнено богатым внутренним содержанием, понятие «гражданское общество» не удастся втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два главных: гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на Земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии граж данским обществом. Оно включает отношения семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные; отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т. д.—иными словами, все то, что неподконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описывает предмет социологии. Поэт му, когда вам встретится выражение «предмет социологии - граясп ское общество», знайте, что оно правильное. Но только в первом э чении слова.

Однако у понятия «гражданское общество» есть второе значен и оно существенно отличается от первого. Как социологическая & гория «гражданское общество» означает некую реальность, описЫ


^

через совокупность неполитических отношений. Но в качестве |ГИческого понятия «гражданское общество» указывает, какой пъ та реальность, к которой устремлены взоры прогрессив-^_дих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как н° ^«гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общест-чде „бщество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми В°"окими гражданскими и политическими правами, активно участ-"^юших в управлении государством, свободно выражающих свои Высли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребно-создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту СнтеРесов этих личностеи- В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила перестройка в середине 80-х годов в СССР и мирная революция 1991 г. в России, разворачивалась борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно. никогда не исчезало.

Считается, что в России основы гражданского общества были заложены отменой крепостного права, земской, военной, судебной, образовательной реформами. Активная просветительская деятельность ученых, писателей, публицистов и прогрессивно мыслящих политиков создала в XIX веке условия для просвещения народа и формирования светской культуры. Становление гражданского общества, как и развитие его экономического фундамента, капитализма, продолжалось всего 56 лет. После революции 1917 г. его дальнейшее развитие

фактически сворачивается. О новом

верхи общества

Низы общества

этапе, второй попытке построить гражданское общество можно говорить спустя 70 лет. Дорогу к нему проложили вначале горбачевская перестройка, а затем ельцинские реформы. Однако до сих пор среди ученых нет единого мнения относительно того, построено в нашей стране граждан-ск°е общество или нет.

По мнению Р. Роуза, Россия напо-№ает общество песочных часов (рис.

Рис. 17.1. Россия как общество песочных часов. Связи между верхами и низами общества очень тонкие

"Такое общество чем-то похоже на «Щанское общество, так как госу-

ДаРСТВО

Допускает существование не-


которых неофициальных, а иногда и официальных институт даже узаконивает их. И тем не менее в результате получается °В щество песочных часов, в силу того что связи между верхами ° зами весьма ограничены... Если институты, на которые люди Н ются в своей повседневной жизни, свободны от контроля со

ны государства, но одновременно практически не в состоя влиять на него, то можно сказать, что граждане... как бы *""

ны от претензий недемократического и потенциально деспотичес го режима. Государство же может мириться с существованием п° добных институтов до тех пор, пока их деятельность ограничивает0 мелкими проблемами отдельных людей и не затрагивает интерес Я государства»1.

Во многом его слова справедливы. Действительно, на протяжении долгой истории административный аппарат в стране был страшно раздут, и, как ни боролись с бюрократией царское, советское и постсоветское правительства, она только множилась в числе. На другом полюсе, опять же несмотря на усилия правительств в области социальной политики, концентрировались огромные массы бедняков Средний класс всегда оставался в численном меньшинстве, он ненадолго прибавил в весе в 60— 80-е годы, после чего больше половины интеллигенции превратились в «новых бедных».

Итак, сделаем вывод: в понятии «гражданское общество» четко различаются два иногда противоборствующих значения, два смысла социологический и идеологический.

В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей А государство, как уже было сказано, возникло только 5—6 тысяч лет назад.

Государство — часть политической системы общества, ее главный институт. Отличительная черта государства — суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества; осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Как мы уже выяснили, исторически общество первично, а государство—вторично и возникает на определенной стадии развития о щества. Оно возникает для защиты интересов граждан, т. е. выступа ет слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и е ° него гражданам приходится защищаться. Отношения между вом и государством на протяжении всей истории складывались

 

1 См: Роуз Р. Россия как общество песочных» часов. Конституция без Конституционное право. Восточноевропейское обозрение 1995 № 3 (12)


то: гармония и конфликт, стремление подавить и установить рав-г>Р°с партнерские отношения. В гражданское общество как реальность совпадает с гражданским

иеством как идеалом только в одном случае: когда устанавливает-

правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обще-с е свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных ой'ств человека. Члены общества добровольно принимают на себя с ределенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам, о правовом государстве источником законов выступает гражданское бщество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия-разновидность тоталитарного государства (рис. 17.2).

Итак, мы можем обобщить: отношения между обществом и государством строятся по двум линиям: в одном случае государство подавляет общество, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом-никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе. (А может ли общество подавлять государство, как вы думаете?)

Рис- 17.2. Соотношение общества и государства в Древней Греции (вариант А) и в Древнем Египте (вариант Б)

Понятия «гражданское общество», «гражданин» и «гражданство» тесно взаимосвязаны. Слова «citizenship» и «city», обозначающие в английском языке гражданство и город, созвучны не случайно. Оба они происходят от латинского «city». В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее города-государства. Таковым являлась самоуправляющаяся община, кото-


рая существовала тысячелетия, пока на смену ей не пришла
крупная общность людей-нация. С тех пор вместо
дарств (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового во
ни (вспомним города-государства в Северной Италии XV -XV] Ме
ков), появились государства-нации (nation-state), или националы/6
государства. Ь1е

Зачатки современного понимания гражданства мы находим Аристотеля, жившего в IV веке до н.э. Он считал, что гражданине ^ может считаться только тот горожанин, который не просто живет пределах государственных границ, но к тому же не относится к vv жестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправ лении административных функций и решении правовых вопросов стоящих перед городом-государством.

Сегодня с момента обретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым правами. Их защищают права, гарантированные конституцией страны. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и быть избраны в органы власти

В некоторых странах местные власти используют обвинение в преступлении как способ избавиться от конкурентов на выборах. Такая ситуация произошла в 1998 г. в Нижнем Новгороде, когда победившего на выборах кандидата соперники обвинили в том, что раньше он находился под следствием. Выборы признали недействительными, а получившего поддержку большинства горожан кандидата отправили за решетку.

Гражданство — постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях Гражданство люди принимают, от гражданства добровольно отказываются (так поступали некоторые советские диссиденты, в 70-80-е годы уехавшие из страны), гражданства могут лишить человека поми мо его желания (так поступали с советскими политзаключенными попавшими в 30-е годы в сталинские лагеря).

Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности избирать его главу и высшие по литические органы управления. Лишенных гражданства лиц конститу ция уже не защищает.

С античных времен гражданство было теснейшим образом связа но с избирательным правом. Формально гражданами античного пол>' са могли считаться многие, в частности свободные и граждане. А вот реально гражданами являлась лишь небольшая общества — богатые. В античной Греции права голосовать были ны рабы, иностранцы, женщины и малоимущие. Конечно, это значит, что государство не защищало женщин или малоимущих. И


„пет об избирательном праве, которое сужает и одновременно

-/>iJh WM

чняет определение гражданства.

У10 Избирательное Право дает ЛЮДям мощнейшие каналы влияния на политических решений. Элите общества и раньше, и сейчас хочется допускать к рычагам управления государством л ных или, как их иногда презрительно именуют, плебс. У этого по-тля два смысла: а) иносказательное, принятое для обозначения по-!!!тоамотных, непросвещенных, необразованных, а часто и просто Лдашихся граждан, составляющих то, что именуют толпой; б) пря-°ое историческое значение, указывающее на конкретную группу на-еления в конкретной стране в конкретный период времени.

Плебеями (от лат. plebeii, plebs) в Древнем Риме называли малоимущих, но свободных граждан. Поскольку они были свободными, то юридически должны были голосовать. Но к голосованию плебеев не допускали, потому что они были малоимущими. Возникал парадокс: формально они являлись гражданами, а реально нет. Хотя налоги в пользу государства, как и патриции, платили. Это, правда, уже социальный признак.

Два столетия между плебями-негражданами и патрициями-гражданами шла ожесточенная борьба, в результате которой первые завоевали гражданские права. В 450 г. до н.э. специальная комиссия из 10 патрициев разработала первый в истории свод политических прав для малоимущих и неимущих. Это были законы Двенадцати таблиц, названные так потому, что они были записаны на 12 медных досках. Доски с законами были выставлены на форуме, а представителей плебеев пригласили поучаствовать в окончательной доработке важных законоположений. Так был сделан исторический шаг в развитии гражданских прав и свобод. Если раньше они являлись привилегией меньшинства общества, то отныне стали достоянием большинства. Если раньше плебеи привлекались лишь на военную службу, приобретая вооружение за свой счет, и политического равноправия с патрициями не имели, то теперь римский закон встал на их защиту. Плебеи добились права избирать в Народное собрание своих представителей - народных трибунов. Они с помощью права вето могли приостановить действие любого закона и обладали законодательной инициативой.

Народные трибуны, защитники угнетенных и обездоленных, стали ИгРать важную политическую роль в жизни страны. С тех пор берет ачало важный институт гражданского общества — институт народ-""* трибунов. Он явился исторически первой формой законной °Рьбы за гражданские и политические права народных масс. Через малого две с половиной тысячи лет в Восточной Европе и СССР







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия