Студопедия — Бытие культуры в мире
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бытие культуры в мире






 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Природа и культура. Культурогенез.

2. Культура и общество. Морфология культуры. Типология культур. Основные структурные элементы культуры общества.

3. Язык и символы культуры. Культурные коды.

4. Менталитет: сущность и место в культуре.

5. Культурные ценности, нормы и традиции.

 

Исследование феномена культуры невозможно без рассмотрения вопросов взаимоотношения культуры и природы, культуры и языка, морфологии культуры и т.д., которые составляют реальное бытие культуры.

Культурогенезэто процесс исторического происхождения культуры. Однако, культурогенез не является однократным событием возникновения культуры в эпоху первобытности, но представляет собой процесс порождения новых культурных форм и систем в истории человечества. Проблема культурогенеза затрагивалась и по-разному решалась в работах разных авторов и направлений (см. Тему 2), но чаще всего этот процесс связывают с необходимостью адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования, и в первую очередь речь идет о природных условиях.

Природа человека двойственна: человек существо биосоциальное. Выделившись из природной среды, человек продолжает оставаться ее частью – он есть биологический организм, включенный в сферу действия биологических процессов. В то же время деятельность человека по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию искусственной среды или «второй природы» - материальной формы существования культуры. Таким образом, культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная, преобразованная природа, а с другой – она составляет с ней единство, так как в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более безопасной и удобной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, появлением морали, права, религии, искусства… - словом, с рождением духовной культуры. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические климатические и ландшафтные особенности всегда были и являются факторами, определяющими характер трудовой деятельности и особенности жилища, особые обычаи и религиозные верования, особый строй мышления и языка, особый национальный характер того или другого народа и т.д. Этим определяется, что культура существует как множество культур разных стран и народов, разных «этносов» со своими специфическими особенностями, неповторимыми чертами менталитетов.

Опираясь на этот факт влияния природы на культуру народов, известный русский историк и культуролог Л.Н.Гумилев предложил свою теорию этногенеза как результат «пассионарного заражения». Данная теория является попыткой объяснить культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом. По Гумилеву, этнос – это народ в его природной среде, за счет энергии которого этнос существует. То есть этнос – не столько социальный феномен, сколько биофизический, то есть природный. Для него этнос – замкнутая система, которая в момент своего образования получает заряд энергии – результат космических излучений, через которые Земля проходит несколько раз за тысячелетие. Это вызывает особые мутации, приводящие к появлению людей, способных воспринимать большее количество энергии из окружающей среды, чем это необходимо для нормальной жизнедеятельности, обеспечивающей выживание этноса. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарностьюповышенным стремлением к действию (активностью). После «пассионарного заражения» (или пассионарного толчка) происходит рождение нового этноса, который захватывает территории, создает свое государство, свою своеобразную культуру и т.д. Энергетического заряда хватает приблизительно на 1500 лет, и процесс его расходования имеет свои закономерные этапы.

Воздействие природы на культуру – это лишь одна сторона взаимодействия природы и культуры. Существует и воздействие культуры на природу, следствием которого стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу (результат воздействия человека на почву, животный и растительный мир) и техносферу (совокупность элементов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу). В настоящее время воздействие культуры на природу приобретает все более ярко выраженный негативный характер. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе, результатом чего стал экологический кризис. Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений. Это нашло отражение в понятии ноосфера, введенном В.Вернадским еще в первой половине ХХ века. Ноосфера – это новое эволюционное состояние биосферы Земли, при котором разумная (культурная) деятельность человека становится решающим фактором ее сохранения и развития. Природныекатаклизмы последних десятилетий показывают, что современная культура экологической деятельности человечества явно не соответствует потребностям ноосферы, и, следовательно, человечество стоит перед необходимостью создания новой «экологической культуры».

Другим аспектом, характеризующим феномен культуры, является отношение культуры и общества. Что возникло раньше: человек, общество или культура? – вопрос некорректный, так как антропогенез, социогенез и культурогенез – процессы совпадающие по времени и взаимосвязанные. Они друг без друга не существуют.

Вопрос о морфологии и структуре культуры по-разному интерпретируется в различной учебной литературе. Основой этого многообразия взглядов является сложность, многоаспектность и многоуровневый характер культуры как системы в жизни общества и возможность разных походов к ее исследованию. Исторически термин морфология происходит от греческого «morphe» - «форма», то есть морфология культуры – учение об основных формах бытия культуры, существующих в обществе независимо от человека, будь то традиции, социальные институты культуры и др. Но все эти формы существуют во взаимосвязи, создавая в конечном счете культурную систему какого-либо народа, а всякая система имеет свое внутреннее строение, структуру – совокупность устойчивых связей различных частей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность, то есть сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях.

Таким образом, понятия морфология культуры и структура культуры тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга, раскрывая реальное бытие культуры какого-либо народа. Поэтому сегодня чаще всего под морфологией культуры понимают учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональное строение, основными элементами которого выступают культурные формы.

Необходимо различать такие понятия как культурная форма и артефакт. Практически культура существует в виде различных предметов, действий, информационных сообщений, художественных произведений и т.д., которые принято называть артефактами (от лат. artefactum – искусственно сделанный). Ими могут быть конкретный материальный продукт (орудие труда, хозяйственная утварь, дом и т.д.) или явление духовной жизни общества, ее результаты (научная теория, поэтическое произведение, религиозные верования и т.д.). Даже сам человек является артефактом, ведь он является не только биологическим существом, но и культурным. Артефакт – это своего рода единица культуры, которая может быть охарактеризована с точки зрения материальной формы (утилитарные, практически полезные качества для человека и общества) и духовного содержания (символико-смысловое значение этих явлений в определенной культуре).

Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формыобразца решения задачи по удовлетворению какой-то потребности людей. Культурная форма представляет собой комплекс отличительных признаков культурного объекта (а не сам объект), в которых воплощаются его утилитарные и символические функции и на основании которых проводится его идентификация (опознание). Таким образом, одну и ту же культурную форму могут воспроизводить множество артефактов. Так, например, культурная форма жилища человека может воплощаться в самых разных артефактах – избе русского крестьянина, юрте кочевника, средневековом рыцарском замке, современном многоэтажном доме. При этом, культурная форма включает не только описание (комплекс отличительных признаков) культурного продукта, но и технологию его получения.

Возникнув для удовлетворения какой-либо потребности, культурные формы начинают воспроизводиться в разных конкретных условиях, практически никогда не тождественных тем, при которых культурная форма порождалась. Поэтому всякий артефакт никогда не бывает абсолютно тождественен воплощаемой им культурной форме, воспроизводит ее более или менее точно, насколько условия реализации это позволяют; и чаще всего артефакты очень вариативны и воплощают культурную форму с известной мерой условности. Артефакт представляет собой прежде всего продукт индивидуального восприятия культурной формы и соответственно – частный случай ее субъективной интерпретации.

Бесконечное многообразие культурных форм и культурных систем требует упорядочивать это разнообразие, для чего используется типология культур по средством группировки культурных феноменов по различным признакам. Подчеркивая единство, целостность и многогранность культуры, в культурологии существует множество типологий, делящих культуру по разным основаниям.

Во-первых, традиция, идущая еще от археологов, выделяет две части культуры - культуру материальную и духовную. Это две больших группы объектов культуры, в которых основной является либо их материально-предметная, вещная форма и утилитарная функция (материальная культура) – либо их символически насыщенное духовное содержание (духовная культура). В конечном счете, любой объект культуры имеет символическое содержание, внесенное человеком, и материальную форму закрепления. Книга, картина, музыка тоже являются материальными объектами, но в них преобладает их символическая функция: они воплощают, сохраняют и передают от поколения к поколению опыт интеллектуального и нравственного развития, эстетическую ценность и религиозную веру. В то же время, дом, одежда, оружие и т.д. тоже символически насыщенные объекты культуры, хотя в них преобладает их утилитарная функция. Поэтому деление культуры на материальную и духовную не является абсолютным, и мало что дает в культурологическом исследовании культуры.

Большое внимание сегодня уделяется выделению и исследованию следующих структурных элементов культуры:

1. Культура массовая и элитарная своеобразные и противостоящие друг другу феномены социальной дифференциации современной культуры.

Массовая культура это культура, которая создается профессионально и тиражируется с помощью современных технических средств для ежедневного потребления большими массами людей. Как правило, носит коммерческий характер и рассчитана на «усредненного» человека с его типичными вкусами, потребностями, интеллектуальными способностями и т.д. Она доступна каждому человеку, независимо от его материального положения, образования, местожительства и т.д. В этой вседоступности ее главное достоинство.

Хотя функциональные и формальные аналоги массовой культуры (культуры для всех) встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура связана с формированием индустриального общества, когда появляются необходимые технические средства, с одной стороны, и необходимость готовить население к жизни в техносреде, с другой стороны. Урбанизация, трансформация сословных обществ в национальные, законы о всеобщей грамотности населения, деградация многих форм традиционной культуры аграрного типа, высвобождение относительно большого количества свободного времени и соответственно формирование потребности в досуге у широких слоев населения – все это подготавливало появление массовой культуры в полном смысле слова. Особое место в жизни современного общества массовая культура заняла в результате перехода к информационному процессу технологического развития во второй половине ХХ века.

Массовая культура явление противоречивое и оценивается неоднозначно.

В оппозиции к массовой культуре находится культура элитарная, которая создается и потребляется привилегированной частью общества (элитой). Элита представлена, во-первых, частью общества, наиболее способной к индивидуальному духовному творчеству в искусстве, в науке и т.д., а во-вторых, группой политических лидеров, крупных бизнесменов и т.д., которые в силу своего положения в обществе, могут позволить себе культурные продукты самого высшего качества: образование, художественные произведения, участие в освоении новых и разнообразных форм культуры и т.д. В противостоянии массовой и элитарной культуры именно последняя связана с процессом развития культуры, созданием новых форм культуры и определением новых путей в развитии культуры.

2. Субкультура и контркультура – наиболее крупные составные части целостной локальной культуры, которые связаны со спецификой условий жизни и интересов отдельных социальных групп. Интерес к этим культурным феноменам сегодня очень велик, хотя исследование их только начинается.

Субкультура (от лат. «sub» - «под») - это культурасоциальной группы внутри доминирующей в обществе культуры, которая отличается некоторыми специфическими ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, формами проведения досуга и т.д.,что выделяет ее из ряда других субкультур и указывает на специфику и подчиненное положение по отношению к доминирующей культуре.

Основной признак того, что мы имеем дело именно с субкультурой, а не с полностью независимой культурой, заключается в том, что всякая культура состоит из многих элементов, составляющих ее специфику (язык, религия, обычаи, нравы, искусство, хозяйственный уклад и т.д.), а субкультура по основной массе этих элементов идентична или очень близка доминирующей культуре, отличаясь лишь некоторыми чертами.

Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного этнического и социального ядра и определенные вкрапления – группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными и иными признаками. Специфика этих признаков может быть порождена относительно изолированным проживанием данной группы (например, русские камчадалы), особым вероисповеданием (старообрядцы в России), особыми сословно-профессиональными функциями (казаки) и т.д. Существует множество субкультур, связанных с возрастной и профессиональной спецификой. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров, субкультура художественной интеллигенции, субкультура врачей, юристов и т.д.

Разновидностью субкультуры является контркультура – разновидность субкультуры, когда она становится открыто оппозиционной к доминирующей культуре, отрицает ее ценности, моральные нормы и идеалы.

Судьба контркультур различна: некоторые могут со временем превратиться в доминирующую культуру (например, такова судьба христианства). Но большинство из них либо теряет свою критическую остроту, переходя в ранг субкультуры, либо вообще прекращает свое существование.

3. Маргинальные субкультуры – еще один структурный элемент, который сейчас привлекает внимание исследователей. Маргинальная культура (от лат. «marginalis» - находящийся на краю, на границе) – это совокупность культурных ценностей, в которых сочетаются элементы разнородных образов жизни. Образуются маргинальные культуры в результате процессов в обществе (миграция, модернизация общественных систем, социальная мобильность и т.д.), когда люди, будучи носителями определенных культурных традиций, вынуждены усваивать чуждые им культурные ценности и социальные роли. Противоречивость положения маргинальных слоев сопровождается размытостью ценностных ориентаций, неуверенностью в представлениях и оценках поведении, что часто ведет к девиантным формам поведения, вплоть до криминальных.

Мы назвали далеко не все возможные структурные элементы культуры, выделив те из них, которые сегодня привлекают внимание исследователей как наиболее актуальные. Но напоминаем, что существуют и другие подходы к их выделению. Например, деление культуры по признаку носителя культуры (мировая, национальная, этническая и т.д.), по основным сферам жизнедеятельности человека.

Так, в современной культурологической литературе в качестве основных структурных элементов культуры, составляющих ее системообразующее ядро, чаще всего выделяют основные виды культуры по основным сферам жизнедеятельности человека или сферам культурного творчества. По поводу их количества и названия существуют разные точки зрения, но целесообразно выделить по крайней мере 4 основные сферы и соответственно основные вида культуры:

1. Материально-технологическая культура (в литературеиногда для обозначения этого вида культуры используют понятия: «материальная культура», «социальная культура» и др. ) – это культура, которая формируется и функционирует в сфере материально-производственной деятельности человека и ее результаты. Сюда будут относиться орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, транспортные средства, трудовые навыки и способы практической деятельности, обработанные территории, прорытые каналы и т.д. Именно эта сфера деятельности дала возможность человеку менять свое природное окружение и выживать как биологическое существо.

К материально-технологической культуре следует относить и инженерную деятельность. Слово инженер произошло от лат. «ingenium» - хитроумный, изобретательный. В современном значении фигура инженера появляется в XVIII веке с возникновением крупного машинного производства, основанного на сознательном применении научных знаний в производственном процессе. Инженер своей деятельностью как бы соединяет науку с производством, становится проводником науки в производстве. Так научное знание, само по себе элемент другой, духовной деятельности, становится элементом материально-технологической культуры.

2. Социальная культура (или «социально-политическаякультура» ) – культура, которая формируется и функционирует в сфере социальной организации, включающей индивида в жизнь социального коллектива и делающая возможной его жизнь как социального существа и члена определенного государственного образования. Взаимодействие индивида и государства опосредовано множеством различных культурных форм, которые и входят в этот вид культуры: тип государственного устройства и форма правления; правовая система в обществе, включая существующие здесь законы, судебную систему, исправительные учреждения и т.д.; социальная структура общества (деление общества на сословия, классы и т.д.), партии, которые формируют идеологию этих социальных групп, сами идеологии и т.д.

3. Духовная культураэто культура, которая формируется и функционирует в сфере духовного производства общества (производства идей, образов и других духовных феноменов), назначение которого – удовлетворение духовных потребностей человека. Термин «духовный» имеет узкий смысл («религиозный») и широкий смысл, который включает все многообразие потребностей человека в саморазвитии как личности, обращении его к высшим ценностям и соответствующему опыту предшествующих поколений и эпох: потребность в познании и образовании, общении и нравственном совершенствовании, религиозном утешении и переживании, эстетическом творчестве и удовольствии и т.д. Поэтому в духовную культуру входят такие элементы как мораль и искусство, религия и наука (в аспекте исследования мира), философия и мифология, система образования и воспитания в обществе.

4. Бытовая культура (или «культура повседневности») - это культура, которая формируется и функционирует на уровне непрофессиональной деятельности в процессе совместной жизни в семье, с друзьями, соседями и т.д. Надо сказать, что этот пласт культуры исследован очень мало. До ХХ века к культуре относили преимущественно духовную культуру, то есть сферу духовного совершенствования человека, его стремления к возвышенному и т.д. Но культурология ХХ века расширила понимание сущности культуры, указав, что культура организует всю жизнь людей, тем отличая их от животных. Сфера бытовой жизни не может быть исключением, так как у нее есть свои функции в жизни человека и общества. Термин «повседневность» к концу ХХ века превратился в одно из ключевых понятий культурологии и всего современного гуманитарного знания как «технология жизнедеятельности людей вообще» в жизненной стихии обычных событий отдельных людей.

Важное значение для понимания бытия культуры в мире имеет вопрос о языках культуры. Языком культуры считаются знаки, символы, жесты, тексты и другие средства, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык имеет природные предпосылкисуществования, но не относится к природным объектам. Он формируется во взаимодействии и общении людей, когда знак осознанно отделяется от представления как чувственного образа предмета и начинает функционировать как его представитель, его выразитель. Знаки, составляющие языки культуры, различаются по своему происхождению и по степени подобия тому, что они представляют. Символ – это знак, который не только указывает на объект, но и несет в себе добавочный смысл, выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием. Причем, совершенно очевидно, что речь идет не только о вербальном языке прямого межличностного общения. В качестве особых языков культуры выступают акты человеческого поведения, имеющие высокую информационную значимость; это и художественные образы в разных видах искусства; специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые действия; символические черты любых продуктов материальной деятельности человека и т.д. Код культуры – способ самоорганизации культуры и одновременно система трансформации механизмов, свойственных конкретным сферам культуры, благодаря чему выделяются, обретают форму, транслируются ключевые символы культуры.

Под менталитетом в культурологии понимают совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющиеся в сознании людей в процессе их общения. Менталитет как совокупность знаний о мире и месте человека в нем составляет глубинный уровень сознания, включающий и неосознаваемые предпочтения, поведенческие установки и т.д. Атрибутом менталитета выступает этно-культурная идентичность (за счет общности социальных условий, в которых формируется сознание), которая проявляется в осознании своей принадлежности к определенной этнической общности, готовности к сходству с представителями своей этнической группы, образу мыслей и действий. Менталитет формируется в недрах культуры народов и меняется очень медленно.

Важную роль в структуре культуры имеют культурные ценности, нормы и традиции. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек, составляющие основы нравственных принципов в жизни человека. Общечеловеческие (общекультурные) ценности характеризуют совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального статуса, имущественного положения, национальной, расовой, религиозной принадлежности. Чем ближе иерархия ценностей к общекультурным ценностям, тем выше уровень развития общества. Нормы – это правила, регулирующие поведение людей. Совокупность конкретных норм называется нормативной системой культуры. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, нормы, вкусы и т.д. Традиции охватывают всю совокупность материальных и духовных культурных ценностей. Они выражаются в элементах социально-культурного наследия, сохраняющихся в обществе или конкретных социальных группах в течение длительного времени.

 

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия