Студопедия — Человек и культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек и культура






 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Человек как субъект и объект культуры. Проблема субъекта культуры: индивид, народ, человечество?

2. Инкультурация и социализация. Становление индивидуальной культуры человека. Процессы аккультурации.

3. Культурно-исторический тип человека и личностные образцы разных эпох.

4. Особенности этнической и национальной культур. Этнокультурные стереотипы разных народов. Проблема этнической самоидентичности в современном мире.

Проблема человека всегда находится в центре внимания исследователей культуры. Это не удивительно, так как культура и человек в реальной жизни и истории неразрывно связаны друг с другом и могут быть противопоставлены друг другу только мысленно, с целью исследования роли культуры в жизни человека. С одной стороны, человек сохраняет, воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. С другой стороны, культура формирует тот или иной тип личности человека. Таким образом, человек является и субъектом и объектом культуры.

Как субъект человек является единственным творцом культуры и ее носителем. Это следует из того, что культура – специфически человеческий способ жизни как реализация творческих возможностей человека.Субъектом творческого процесса, безусловно, является индивид, но новые идеи и смыслы он черпает не из самого себя, глубин своего сознания и подсознания, а из своего взаимодействия с действительностью и опытом современников и предшествующих поколений. То есть подлинным субъектом культуры реально является какой-либо народ или даже все человечество.

Взаимодействие индивида и общества осуществляется по-разному, что и определяет конкретного субъекта культуры в разные эпохи. В каменном веке открытия делались индивидом, который не выделял себя из общины, рода, и все нововведения, которые осваивались и совершенствовались веками и тысячелетиями – это творчество родовой общины. Подлинным субъектом культуры в этот период и выступает родовая община. Характерным примером коллективного творчества такого типа является эпос – древние легенды и сказания, которые создавались всем народом, передавались из уст в уста, бережно сохранялись, но и неизбежно трансформировались, дополнялись в процессе устной передачи.

По мере развития общества начинается процесс выделения индивида из родового коллектива и постепенный переход от коллективной к личной ответственности за свои действия. Процесс формирования индивида как субъекта культуры особенно отчетливо виден в Древней Греции. Дальнейшая эволюция индивидуального субъекта культуры связана с эпохой Возрождения, когда творческая энергия человека была впервые направлена не только вовне, но и на развитие собственного «я», своих творческих сил и способностей, своей оригинальности и неповторимости – своей индивидуальности. Именно формирование свободной творческой индивидуальности является предпосылкой творчества как самореализации и самоутверждения личности. Это нашло обоснование в идеологии гуманизма эпохи Возрождения, провозгласившей личность, ее свободу и творчество как высшую ценность эпохи.

Но Возрождение интересно и тем, что в эту эпоху впервые заявил о себе такой субъект культуры как интеллигенция. «Интеллигенция» происходит от латинского слова «знающий», «разумный». Причем в наши дни это слово имеет разные значения. В эпоху Возрождения интеллигенция – это неформальное объединение творческих личностей, имеющих общие гуманистические представления о мире и человеке, о предназначении человека в этом мире, о смысле его жизни. Как правило, сюда относились люди, различающиеся своим социальным статусом и профессиональными обязанностями, но объединенные тем, чему посвящали свой досуг. Позже это могли быть уже и профессиональные художники, скульпторы и т.д., но и они, как правило, понимали свою ценность для общества в других, более практически необходимых, аспектах деятельности. Интеллигенция эпохи Возрождения объединяла усилия творческих индивидуальностей, сознательно формирующих самих себя в качестве субъектов культуры. Большинство из них отличалось обостренным личным достоинством и огромным честолюбием.

Однако, прежде чем стать сознательным субъектом культуры индивид должен освоить культуру, созданную до него. Человек творит культуру, но само становление личности является результатом культурной эволюции индивида под влиянием культурных форм, созданных предшествующими поколениями и функционирующими теперь как бы «сами по себе». Эти формы реализуют адаптивную функцию культуры, помогая человеку: приспособиться к условиям окружающей среды; усвоить образцы культурного поведения и действия на работе, в семье, в быту; усвоить накопленные человечеством знания, а также социальные нормы и ценности той социальной группы, территориальной общности, конкретно-исторического общества, в которые он входит. Таким образом, адаптивная функция культуры переходит в человекотворческую, развивая сущностные силы человека, его мышление, умения, способности. Фактически каждый человек рождается существом биологическим, лишь способным стать человеком в полном смысле слова – существом социокультурным. Чтобы эта способность реализовалась, требуется пройти процесс инкультурации, в котором индивид является объектом воздействия со стороны культуры общества. Культура творит человека по заказу общества и под его присмотром.

Конечно, в процессе инкультурации индивид не является абсолютно пассивным объектом воздействия со стороны культуры общества: с одной стороны, культура определяет основные культурные черты личности, с другой – человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например, типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации как процесс «вхождения» в мир культуры следует отличать от аккультурации как процесса взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа частично воспринимает культуру другого народа, в том числе в разной степени возможно освоение культуры другого народа и индивидом.

Инкультурация осуществляется несколькими путями, однако наиболее распространенный – опосредованный, когда индивид в повседневном общении с родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями определенного сообщества как носителя одной культуры, наблюдает за поведением других людей и имитирует его. При таком способе даже простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, например, прием пищи, с точки зрения инкультурации, представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать.

В инкультурации обычно выделяют два основных этапа – «первичная» и «вторичная инкультурация». Первичная инкультурация начинается с рождения ребенка и охватывает периоды детства и юности. Это процесс усвоения важнейших элементов культуры своего общества: норм, правил, знаний, навыков и т.д. - необходимых для нормальной жизни в этом обществе. Процесс инкультурации на этом этапе реализуется в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают возможности выбора или оценки ребенка. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они некритично и чаще бессознательно усваивают их. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Для этого этапа в любой культуре существуют специфические способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Очень важна в этом отношении игра (различные типы игры), которая способна формировать интеллект, фантазию, воображение, способность к обучению, освоение трудовых навыков, формировать ценностное отношение к труду, учебе, закреплять в поведении ребенка основные культурные модели поведения и т.д. Приобретенные на этом этапе знания и навыки становятся ведущими в жизни человека – складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Вторичная инкультурация касается уже взрослых людей, так как процесс вхождения в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Отличительной особенностью второго этапа инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Второй этап инкультурации обеспечивает членам общества возможность принимать, критиковать, видоизменять или отбрасывать то, что ему предлагается культурой своего общества, он становится сознательным субъектом культуры.

Осваивая культуру общества, индивид никогда не усваивает ее полностью, а только частично и преимущественно культуру общества, в котором живет. Поэтому, с одной стороны, можно говорить об индивидуальной культуре личности как части культуры общества, усвоенной индивидом с учетом особенностей его интеллекта, творческих способностей, психического типа, особенностей биографии. С другой стороны, каждый человек формируется как социокультурное существо, усваивая и транслируя важнейшие особенности культуры своего общества и эпохи. Поэтому можно говорить о существовании различных культурно-исторических типах человека. Своеобразие этих типов человека наиболее ярко показывают личностные образцы разных эпох, которые формируются на каждом этапе социокультурного развития, в каждой культурной системе со всем многобразием и своеобразием ее форм, отношений, связей.

Личностный образецэто представление общества о человеке, о том, каким он должен быть, какими качествами обладать и чем руководствоваться в своей жизни. Это – некоторый, открыто одобряемый обществом эталон человеческих качеств, который становится целью воспитания и образования в этом обществе. В определенном смысле, это – личностная ипостась культуры, обращенная непосредственно к индивиду и помогающая ему вписаться в систему данной культуры. Задаваемые обществом личностные образцы позволяют конкретной культуре воспроизводить самое себя. Принципиально важно то, что эти образцы ненавязываются как строго обязательные, а как бы рекомендуются в качестве желательных и служат своего рода ориентиром в осуществлении человеком свободы его воли. Как правило, в истории культуры личностные образцы существовали в форме философских и религиозных учений о человеке, педагогических доктрин и особенно в виде художественных образов, многомерность и неоднозначность которых допускала возможность его интерпретации, сосуществования различных нюансов в понимании. Отсюда даже наличие единого образца не убивало всего жизненного разнообразия.

Рассматривая проблему формирования человека как субъекта культуры, необходимо остановиться на вопросе о своеобразии этнической и национальной культур, с которыми непосредственно связаны процессы инкультурации и аккультурации. Под этносом в культурологии понимается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая обусловлена общностью происхождения (общие предки), общностью территории и языка, общностью культурных традиций, в которых закрепляется совместная историческая практика предков, и т.д. Но главным образующим элементом выступает этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Значение имеет даже не реальная генетическая связь, сколько представление о ней. Кровное родство само по себе еще не формирует этнического самосознания индивида. Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды и т.д., и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции выходцев из других этносов, постольку важно, чьим потомком считает себя сам человек. Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей.

Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают многообразные социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам - государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т.д. В результате над этногенетическими общностями надстраиваются этносоциальные общности. Нация является этносоциальной общностью. Становление наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры. Немаловажную роль в этом процессе сыграло образование национальных государств и создание единого семиотического поля культуры – системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, символика – бытовая, художественная, политическая и пр.), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. Национальное самосознание определяется уже не происхождением человека, а его включенностью в семиотическое поле национальной культуры и чувством причастности к ней.

Этническая (народная) культура – наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народной медицины и т.д. В ней выражается вековой опыт народный жизни и рационального ведения хозяйства в специфических природных условиях. Консерватизм, ориентация на сохранение «корней» - характерные черты этнической культуры. Некоторые ее элементы становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому – «белые березы», «щи да каша», самовар у русских; овсяная каша и легенды о «привидениях в замках» - у англичан; клетчатая юбка – у шотландцев; «сосиски с капустой» - у немцев; и т.д. Подобные этнические символы есть у всех народов.

Национальная культура не сводится к этнической. Полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентиров и образа жизни, чем в этнической общности. Она включает в себя различные субкультуры. Нация представляет собой неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит признаки, отличающие данную нацию. Между различными элементами, входящими в нацию, возможны противостояния разной степени напряженности. Поэтому в каждой зрелой нации существуют механизмы, сдерживающие конфликты. Такую роль выполняют экономические механизмы (рынок); политические механизмы (государство); культурные механизмы, так как различия между социальными группами одной нации не распространяются на культурное достояние всей нации. Общность национальной культуры содержится в языке, письменности, верованиях, символике бытовой культуры, достижениях искусства и науки, исторических памятниках и т.д.

Культурный прогресс нации полон противоречий и утрат, особенно это касается элементов этнической культуры. Не все в современной культуре может нам нравиться. Но важно учесть, что часто лозунг «возрождения народной культуры», возврата к «истокам» может приводить к упадку культурного уровня народа. Патриотизм идет на пользу народу только тогда, когда он нацелен не на бдительную охрану «истоков» ради самих «истоков», а на процветание народа. Это не исключает бережного отношения к незаслуженно забытым достижениям этнической культуры, обращению к народной мудрости, этнографическим формам искусства и т.д. Причем, это касается культурных ценностей не только собственного народа, но и культурных достижений других народов. К сожалению, на этот процесс часто негативное влияние могут оказывать этнокультурные стереотипы – обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ, которые складывались в разные периоды истории и в разных условиях.

Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди о своем собственном народе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу. Оба эти виды этнокультурных стереотипов складываются и укореняются в обществе в качестве общеизвестных традиционных взглядов. Автостереотипы составляют важную часть национального самосознания. С их помощью формируются общие нормативы поведения, которым должен следовать человек как представитель своего народа («мы – такие, значит и я должен быть таким, поскольку мое «я» входит в это «мы»). С одной стороны, в автостереотипе народ всегда в какой-то мере идеализирует и возвышает себя, внося в него позитивные черты, которые необходимы для его выживания в данных социально-географических условиях (трудолюбие, храбрость, взаимопомощь и т.д.). Это способствует объединению и самоутверждению народа, его самоуважению. С другой стороны, в автостереотип включаются психические особенности, ссылкой на которые люди стремятся оправдать недостатки своего образа жизни.

Гетеростереотипы гораздо более критичны, чем автостереотипы. Они нередко служат источником национальных предрассудков и предубеждений. Встречаясь с представителями другого народа, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиции своей культуры, «мерить их на свой аршин». Замечено, что народы, находящиеся на более высоком уровне экономического развития, склонны подчеркивать ценность таких качеств, как предприимчивость, деловитость, расчетливость и т.д., в то время как народы с более отсталой экономикой акцентируют внимание на таких чертах, как доброта, гостеприимство, сердечность и т.д., снижая значение качеств, обеспечивающих рост экономического благосостояния.

Таким образом, этностереотипы, - безотносительно к их истинности, объективности, обоснованности, - являются неотъемлемой частью любой национальной культуры и оказывают существенное воздействие на психологию людей, на их культуру, на процессы инкультурации и аккультурации личности. Правда, в современных условиях сложных этнических и национальных взаимодействий, культурной диффузии проблема этнической самоидентичности личности приобретает невероятную сложность. Человек часто не может ответить на вопрос, кто он по своей этнической или национальной принадлежности.

 

Темы докладов и рефератов:

 

1. Культурологические подходы к понятию «культура».

2. Культурологические подходы к понятию «цивилизация».

3. Современное понимание культуры.

4. Природа и культура.

5. Культура как специфический способ жизни человека.

6. Культура и цивилизация.

7. Основные функции культуры.

8. Мораль и право в системе культуры.

9. Искусство в системе культуры.

10. Религия в системе культуры.

11. Наука в системе культуры.

12. Техника как элемент культуры.

13. Понятие культурогенеза.

14. Проблема «истоков» культуры в современной культурологии.

15. Морфология культуры.

16. Структура культуры.

17. Проблема субъекта культуры.

18. Человек как субъект культуры.

19. Материальная и духовная культура общества.

20. Структура духовной культуры общества.

21. Субкультура и контркультура.

22. Субкультуры в современном обществе: возрастные, этнические, профессиональные и т.д.

23. Молодежные субкультуры в современном обществе.

24. Криминальные субкультуры в современном обществе.

25. Менталитет: сущность и место в системе культуры.

26. Этническая и национальная культуры.

27. Этнокультурные стереотипы.

28. Инкультурация и социализация.

29. Инкультурация и аккультурация.

30. Языки культуры.

31. Понятие «культурный код».

32. Культурные традиции.

33. Человек и культура.

34. Культура и творчество.

35. Понятие «культурно-исторический тип человека».

36. Личностные образцы в европейской культуре разных эпох.

37. Бытовая культура как культура повседневности.

38. Этикет: сущность и роль в жизни человека и общества.

39. Культура труда и культура досуга.

40. Проблема этнической самоидентификации в современном мире.

41. Массовая и элитарная культура.

42. Маргинальные культуры в современно мире.

 

 

Литература к теме 3.

 

Основная литература:

 

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология:

Учебник для студентов вузов. М., 2007. – гл.5,6,8.

2. Горелова И.Н., Лысенко Н.Н., Мухлынкина Ю.В.,

Рябова З.А. Культурология. Курс лекций. Часть 1.

М., МИИТ, 2010. – Лекция 2,5.

3. Горелова И.Н., Лысенко Н.Н. Культурология в

понятиях. Учебное пособие. М., МИИТ, 2008.

4. Культурология. Курс лекций. Часть 2. М., МИИТ,

2011. – Лекция 2,3,4,5,6.

5. Арушанов В.З. Образ человека в мировых религиях.

М., МИИТ, 2002.

 

Дополнительная литература:

 

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы нацио-

нального «Я». М., 1991.

2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта.

В 3-х т. М., 1991.

3. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о

культуре. М., 1988.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2005.

5. Гуревич П.С. Культурология. М., 2004.

6. Гуревич П.С. Человек. М., 1996.

7. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

8. Духовная культура и этническое самосознание. М.,

1990.

9. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

10. Зись А.Я. На подступах к общей теории искусства.

М., 1995.

11. История ментальностей: Историческая антропо-

логия. М., 1996.

12. Каган М.С. Философия культуры. М., 1996.

13. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

14. Козьякова М.И. История. Культура. Повседнев-

ность. Западная Европа: от Античности до ХХ века.

М., 2002.

15. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосоз-

нание. М., 1984.

16. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по

культурологии. М., 2003.

17. Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

18. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. М., 2003.

19. Культурология. Под ред. Б.А.Эренгросс. М., 2007.

20. Культурология: основы теории и истории культуры.

СПб., 1996.

21. Культурология: Теория и история культуры./Под

ред. И.Е. Ширшова. Минск, 2004.

22. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,

1991.

23. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.

М., 1970.

24. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.

25. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

26. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. М.,

2000.

27. Манхейм К. Человек и общество в век преобразова-

ний. М., 1991.

28. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы

эпохи. М., 2000.

29. Новейший культурологический словарь. Ростов-на

-Дону, 2010.

30. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

31. Осокин Ю.В. Современная культурология в

энциклопедических статьях. М., 2007.

32. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как

подсистема. М., 1998.

33. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

34. Философско-религиозные истоки науки. М., 1997.

35. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.,

2010.

36. Флиер А.Я. Некультурные функциии культуры. М.,

2008.

37. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.,

2003.

38. Холлингсворд М. Искусство в истории человека. М.,

1989.

39. Человек и общество. Основы современной циви-

лизации. Хрестоматия. М., 1992.

40. Шор Ю.М. Культура как переживание. СПб., 2003.

41. Энциклопедический словарь по культурологи. М.,

1997.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 1138. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия