Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 2 страница






 

“Изв. ОРЯС АН”—“Известия Отделения русского языка и словес

 

ности императорской Академии наук”

 

<Изв. АН СССР ОЛЯ>—“Известия Академии наук'СССР Отделе

 

ние литературы и языка”

 

<ИЛ”, “Ин. лит-ра”—“Иностранная литература”

 

“ЛГ”, <Лит. газета”—“Литературная газета”

 

ЛН — Литературное наследство

 

<ЛО”—“Литературное обозрение”

 

“Нов. мир”—<Новый мир”

 

ПЛДР — Памятники литературы Древней / Руси, [т.т 1—7], M., 1978-1985.

 

“Сов. Киргизстан”—“Советский Киргизстан”

 

“ТОДРЛ”, <Тр. ОДРЛ”—“Труды Отдела древнерусской литературы

 

Института русской литературы АН СССР”

 

PG — Patrologiae cursus completus, series Graeca, ed. J. P Migne.

 

t. 1—166, P.. 1857—66

 

PL — Patrologiae cursus completus, series Latina, ed. J. P Migne, t. 1—221, P, 1844—64

 

Примечание. В названиях работ на русском языке используются все сокращения, принятые в ЛЭС

 

00.htm - glava04

 

СОКРАЩЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ

 

 

А А Алма Ата

 

aiu.. Ашх Ашхабад

 

Б Баку

 

Г Горький

 

Д Дерпт

 

Душ Душанбе

 

Ер Ереван

 

К Киев

 

Каз Казань

 

Киш Кишинев

 

Л. Ленинград

 

M Москва

 

Новосиб. Новосибирск

 

О., Од.— Одесса

 

П.— Петроград, Петербург

 

Ростов-н/Д.— Ростов-на-Дону

 

Свердл.— Свердловск

 

СПБ — Санкт-Петербург \

 

Тал Таллин

 

Таш Ташкент

 

 

Тб. Тбилиси.

 

Ф,, Фр. Фрунзе

 

X., Хар. Харьков

 

Amst. Amsterdam

 

Antv Antverpen

 

B. Berlin

 

B Aires Buenos Aires

 

Bdpst Budapest

 

Berk Berkeley

 

Brat Bratislava

 

Brux Bruxelles

 

Bue Bucuresti

 

Camb. Cambridge

 

Chi. Chicago

 

Fr./M.— Frankfurt am Main

 

Gen. Genиve

 

Gott.— Gцttingen

 

Hamb Hamburg

 

Hdlb Heidelberg

 

 

Hels. Helsingfors, Helsinki

 

Kbh.— Kebenhavn

 

Kr Krakow

 

L. London

 

La Hab. La Habana

 

Los Ang. Los Angeles

 

Lpz. Leipzig

 

Мех. Mexico

 

Mil. Milano

 

Mьnch. Mьnchen

 

N Y New York

 

Oxf Oxford

 

P Paris

 

Stockh. Stockholm

 

Stras,— Strasbourg

 

Stuttg. Stuttgart

 

W - Wien

 

Warsz- Warszawa

 

Z Zьrich

 

==8

 

 

А

 

 

АБОЛИЦИОНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТОРА (от лат. abolitio — уничтожение, отмена), лит-ра 30—60-х гг. 19 в. в США, связанная с обществ.-политич. движением 18—19 вв. за освобождение негров от рабства (аболиционизмом). Зачинатель и крупнейший деятель аболиционистского движения — журналист и поэт У. Л. Гаррисон, издатель газ. “Liberator”· (1831—65). Выдающиеся произв. А. л. — романы Р. Хилдрета “Раб, или Воспоминания Арчи Мура” (2 доп. изд.— “Белый раб, или Воспоминания беглеца”) и Г. БичерСтоу “Хижина дяди Тома”. Темы и идеи аболиционизма нашли выражение в творчестве крупнейших амер. писателей и поэтов Г. У. Лонгфелло, Р. У. Эмерсона, Г. Д. Торо, У. Уитмена, Дж. Р. Лоуэлла и др.

 

АБСУРДА ДРАМА, термин, обозначающий совокупность явлений авангардист, драматургии (см. Авангардизм) и театра 50—60-х гг. 20 в. Понятие “абсурд” (от лат. absurdus — неуместный, нелепый), пришедшее из философии экзистенциализма (А. Камю, Ж. П. Сартр), А. д. делает осн. атрибутом действительности, к-рая в результате общего кризиса бурж. идеологии предстает лишенной внутр. смысла и причинно-следств. связей. Термин “А. д.” возник после парижских премьер пьес Э. Ионеско “Лысая певица” (1950) и С. Беккета “В ожидании Годо” (1952). В них наметились осн. черты А. д.: гротескно-комич. демонстрация ложности и бессмысленности форм (в т. ч. языковых), в к-рых протекает повседневное бытие “среднего человека” и к-рыми он отгораживается от безысходной трагичности “человеческого удела”, а также метафорич. передача чувства шока, возникающего при осознании иллюзорности всех жизненных ценностей перед лицом иррациональной жестокости и смерти. К авторам А. д. можно отнести также Ж. Жене, Б. Виана, частично — А. Адамова — во Франции, Д. Буццати и Э. Д'Эррико — в Италии, X. Пинтера и Н. Симпсона — в Англии. А. н. Дорошевич.

АБХАЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра абх. народа. Развивается на абх. яз. Одним из истоков А. л. является богатый фольклор, в к-ром представлены мн. жанры — от героич. эпич. сказаний о богатырях-нартах см. Нартский (Мартовский) эпос] и о богоборце Абрс киле до лирич. песен и афоризмов. Основоположник А. л. — поэт Д. Гулиа, издавший в 1912 свой первый поэтич. сборник; под его редакцией начала выходить первая абх. газ. “Апсны” (“Абхазия”, 1919—20). После установления Сов. власти в Абхазии (1921) были созданы условия для развития лит-ры. Пьесы С. Чанбы заложили основу абх. нац. драматургии. Абх. сов. писатели отражают жизнь, свободную от социального и нац. гнета, судьбы современников, историч. прошлое народа. Значит, вкладом в А. л. является творчество поэта и прозаика Б. Шинкубы, писателей И. Тарбы, М. Лакербая, И. Папаскири.

 

С 1955 изд. лит худож. и обществ.-политич. жури. -аАлашара” (“Свет”).

 

Изд.: Абх. рассказы. М-, 1950; Антология абх. поэзии, М., 1958. • И и а л И? а Ш. Д., Страницы абх. лит-ры, Сухуми, 1980; Д а р с а л и я В. В., Абх. проза 20—60-х гг., Тб., 1980.

 

И. И. Попова.

 

АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme, от avantgarde — передовой отряд), условный термин, применяемый для обозначения течений в бурж. иск-ве 20 в., к-рые, порывая с реалистич. традицией, остро ставят проблему функционирования иск-ва в условиях кри зиса бурж. сознания, обнажившего разрыв между “упорядоченностью” идеологич. мышления и раздира смой противоречиями действительностью. Одно из проявлений этого разрыва авангардисты усматривают в выделении иск-ва в особую, лишенную прямой

 

социальной значимости эстетич. сферу. Это ошибочно связывается ими исключительно с абсолютизацией установившихся принципов построения худож. формы и норм вкуса, ломка к-рых является для художникаавангардиста осн. путем к “прямому”, не опосредованному с помощью существующих эстетич. и идеологич. принципов, в большинстве случаев — внеэстетич. воздействию на способность эстетич. переживания (в этом осн. признак А. как крайнего проявления модернизма в целом, включающего в себя и школы, чьи устремления остаются в рамках чисто эстетич. требований). Атака на “произведение искусства” как на объект чисто эстетич. переживания объясняет присущие разновидностям А. жизнестроит. пафос и подчеркнутую эмоциональность (экспрессионизм), стремление разрушить эстетику (дадаизм), заменить пассивное эстетич. любование активным социальным действием (“левое” иск-во и рус. футуризм), попытки осуществить коммуникацию с публикой путем воздействия на ее подсознат. импульсы (сюрреализм), а также при элитарной, “дегуманизирующей” тенденции создание физически ощутимого напряжения отчужденности между непроницаемо-замкнутой структурой “антипроизведения” и воспринимающим сознанием (неоавангардизм: абсурда драма, “новый романа, “конкретная поэзия”, “новые левые” и др.).

 

Течения А. начали бурно развиваться в 10—20-х гг. 20 в. Ряду революционно настроенных художников (В. В. Маяковский, Б. Брехт, Л. Арагон, В. Незвал и др.), видевших в А. ниспровержение идеологич. мифов буржуазии, ход истории указал путь к утверждению идеологии пролетариата и к освоению эстетики социалистич. иск-ва. В случае же постоянного углубления принципиальной антиидеологич. направленности А. 60-х гг. смыкается с платформой “нового левого радикализма”, полностью отрицающего культуру.

 

Ф Совр. проблемы реализма и модернизма. [Сб. ст.], М., 1965 Неоавангардист, течения в заруб, лит-ре 1950—60 гг. [Сб. ст.] М., 1972; Давыдов Ю. Н., Художник и отчужденное иск-во, в сб. Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968; его же, Эстетика нигилизма М., 1975; Raffa P., Avanguardia e realismo, Mil., 1967; С hip? Η. Theories of modern art, Berk-—Los Ang,, 1968; Weightman J. The concert of the avantgarde, L., 1973; Kramer H., The age f the avantgarde, N. Y., 1973.. ΐ. Н. Дорошевич.

 

АВАНТЕОРНЫЙ РОМАН, см. в ст. Приключенческая литература.

 

АВАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра аварцев, одна из лит-р Дагестана (см. Дагестана литературы). Развивается на авар. яз. Богатый фольклор, в т. ч. песни “Сражение с Надир-шахом”, “Песня о Хочбаре”, “Бахтика”, цикл история, и героич. песен о событиях Кавк. войны сер. 19 в., отразили высокое нац. самосознание и патриотизм аварцев. Первые лит. произв., в осн. переводы с арабского, появились в 15—18 вв. В 19 в. в переводе на рус. яз. были опубл. труды даг. ученых по истории и этнографии даг. народов, а также авар. фольклорные и лит. произведения. Протест против социальной несправедливости, утверждение права человека на счастье характерны для ли рики поэтов кон. 19 — нач. 20 вв. Таджутдина (Чанка) и Махмуда. Дореволюц. сатира Г. Цадасы направлена против устоев старого мира. Окт. революция создала условия для всестороннего развития А. л. В 20—30-х гг. происходит становление авар. прозы и драматургии. Творчество авар. писателей Г. Ца дасы, 3. Гаджиева отражало новые явления действи тельности, борьбу с пережитками в сознании людей. Совр. А. л. отражает повседневную жизнь людей

 

АБОЛ — ABАP

 

==9

 

обращается к нравственно-этич. проблемам, к историч. прошлому народа (романы и повести М. Магомедова.и др.). Судьба современника—главная тема стихотв. лирич. циклов, поэм и прозы Р. Гамзатова, стихов и прозы ф. Алиевой.

 

• Говоров С., Авар. театр, Махачкала, I960; Магомедов Б., Очерки авар. дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1961; К аз и е в Г. К., Жизнь и слово [Авар. лит-ра], Махачкала, 1978 (на авар. яз.). Л. Н. Алимова.

 

•“ABЙCTA”, собрание священных книг зороастризма — религии, распространенной в древности и в раннем средневековье в Иране, Ср. Азии, Азербайджане и Афганистане. “А.” написана на одном из др.-Иран. языков. До сих пор используется при богослужении у выходцев из Ирана — парсов (Индия). Сделанная на основе многовековой устной традиции запись текста “А.”, кодифицированного при Сасанидах (3—7 вв.), составила 21 книгу. До нашего времени дошло не более l/^ этого текста.

 

“А.” известна в двух редакциях (вариантах): 1-я — собрание молитв, отрывков из разных книг “А.” и 2-я, состоящая из частей: Вендидад (Видевдат) — свод религ. и юридич. предписаний; Висперед и Ясна — молитв. песнопения; Яшты — гимны зороастрийским божествам; “Малая А.”—молитвы. Древнейшая часть “А.” — гаты (гимны) — часть Ясны, приписываемая пророку Заратуштре (Зороастру). В отличие от гат, остальные части •“А.” называют “Младшей А.”. Все части “А.”, особенно Ясна и Яшты, включают много мифол. элементов.

 

Большинство совр. ученых считают, что “А.” возникла в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. у иран. племен в одной из областей Ср. Азии или соседних терр. Сев.-Зап. Афганистана и Сев.-Вост. Ирана. В дальнейшем пополнение и изменение “А.” происходило во мн. областях расселения Иран. народностей; поэтому “А.” является общим памятником мн. народов, важным для изучения их истории, социальных и политич. институтов, быта, культуры, религ. верований, фольклора и лит. традиций. В сохранившихся худож. отрывках, преим. мифол. характера, много поэтич. фигур, встречаются элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гаты полностью метризированы (5 разл. силлабич. размеров). Впервые на европ. яз. (франц.) “А.” переведена и опубл. (1771) АнкетильДюперроном.

 

^ Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии, М., 1956 (переводы из <Авесты>); Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973. И. С. Брагинский.

 

“АВРОРА”, лит.-худож. и обществ, -политич. ежемес. журнал. Орган ЦК ВЛКСМ, Союзов писателей СССР и РСФСР. Изд. в Ленинграде с 1969. АВСТРАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Австралии. Развивается с нач. 19 в. на англ. яз. Фольклор аборигенов (мифы, сказки, легенды), тесно связанный с раннеродовой обществ, организацией, зафиксирован в записях 19—20 вв.

 

Начальный период А. л. (до кон. 19 в.) называют колониальным. Первые австрал. писатели следовали традициям англ. лит-ры 18—19 вв. Наиболее распространенные поэтич. жанры — ода, пастораль, элегия, политич. сатира. Проза (мемуары, путевые записки, семейно-бытовой и приключенч. роман) отразила злоключения каторжников и опыт свободных поселенцев (Ч. Роукрофт, А. Харрис). Черты нац. своеобразия появились в поэзии Ч. Харпура, насыщенной демократич. и свободолюбивыми идеями, у романтиков Г. Кендалла — певца австрал. природы, и А. Л. Гордона, одного из создателей австрал. лит. баллады. Разоблачит, картины каторги (Австралия с нач. колонизации англичанами в кон. 18 в. до сер. 19 в. была местом ссылки) содержит роман М. Кларка “Пожизненное заключение”, быт и нравы страны запечатлены в романах Р. Болдревуда.

 

К оглавлению

 

==10 АВЕС — АВСТ

 

 

В кон. 19 — нач. 20 вв. А. л. обрела отчетливо выраженный нац. характер. Генезис критич. реализма связан с успехами рабочего движения. В формировании демократич. течения важную роль сыграл журнал “Bulletin”, осн. в 1880. Преобладали малые жанры: рассказ (Г. Лоусон, Стил Радд, Прайс Уорунг) и баллада (Э. Б. Патерсон, Лоусон и др.). Особенность австрал. критич. реализма — преимущественное изображение нар. жизни. Основоположники демократич. традиции — Лоусон, Т. Коллинз и Б. О'Да уд — обличали социальную несправедливость. Ранняя лирика Лоусона проникнута революц. духом, социалистич. идеями, в его новеллистике показана тяжелая доля простого труженика. Книга Коллинза “Такова жизнь”, написанная в форме путевого дневника мелкого чиновника, заложила фундамент реалистич. романа. В филос. и политич. поэзии 0'Дауда нач. 20 в. ставится проблема историч. предназначения Австралии. Темы лирики Мэри Гилмор — любовь и брак, нац. наследие, трагедия аборигенов, военные бедствия. Нац. и социальное своеобразие гор. низов уловлено в “Песнях сентиментального парня” К. Денниса, широко использующего гор. жаргон.

 

В поэзии кон. 19 — нач. 20 вв. обозначились явления, стоящие в стороне от нац.-патриотич. и демократич. течений. К. Бреннану близки филос.-эететич. принципы нем. романтизма и франц. символистов. X. Мак-Кре, выражая чувств, радость бытия, погружался в мир антич. мифологии. Дж.,Шоу Нилсон сохранял связь с балладной традицией, но ему были свойственны лирич. созерцательность, религ. чувство.

 

1-я мировая война 1914—18 и Окт. революция в России оказали влияние на дальнейшее развитие А. л. Поэт Фёрнли Морис, писавший о социальном неравенстве и борьбе пролетариата, выступил против милитаризма. Происходило интенсивное становление социального романа. Катарина Сусанна Причард и Э. В. Палмер в 20—30-е гг. показали жизнь разных слоев общества с его социально-классовыми противоречиями и морально-этич. проблемами. Поворот к психологизму знаменует трилогия Генри Хэндел Ричард сон “Судьба Ричарда Маэни”. Социально-критич. пафос окрашивает романы 30-х гг. — поры жестокого экономич. кризиса: семейно-историч. саги (М. Франклин, Б. Пентон), произв. о борьбе пролетариата (Джин Дэвенни), об угнетении аборигенов (3. Херберт); возникает тема капиталистич. города с его острыми конфликтами (Кристина Стэд, Кайли Теннант, А. Маршалл).

 

В 1938 Р. Ингамелс основал “Джиндиуоробак клаб”, объединив поэтов, считавших синтез древней культуры аборигенов и европ. традиции условием достижения нац. самобытности (И. Мьюди, Р. Робинсон и мн. др.); в 1938—53 они ежегодно выпускали поэтич. антологии. Вместе с тем поэзия 20—30-х гг. (группа журнала “Vision”) отдала дань идеалистич. “философии жизни”, культу гедонизма и ницшеанской концепции художника. Заметно воздействие англо-амер. поэтов-модернистов. К. Слессор и Р. Фицджералд разрабатывают специфическую для австрал. и новозел. поэзии тему путешествий и географич. открытий в историко-филос. ключе. В 40-х гг. рупором модернизма в поэзии был журн. “Angry penguins”.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 начался новый этап в развитии лит-ры Австралии, к-рый отразил дальнейший рост нац. самосознания, расширение культурных связей, углубление социальных противоречий эпохи империализма и перерастания австрал. капитализма в гос.-монополистический. Победа антифаш. сил и подъем демократич. движения способствовали росту прогрес. реалистич. лит-ры в 40—60-х гг. Эпич. размах обрел роман о судьбах австрал. нации: трилогия Причард “Девяностые годы”, “Золотые мили”, “Крылатые семена”—выдающееся произв. социалистич. реализма. Проблемы рабочего движения, сопротивления монополиям, формирования граждански активной личности — в центре трилогии Палмера “Голконда”, “Время посева” и “Важная персона”,

 

романов Дж. Уотена, Димфны Кьюзек, Бетти Коллинз, Д. Крика. Историзм присущ автобиогр. трилогии Маршалла. Ряд романов о 2-й мировой войне написан с антифаш. и антимилитарист, позиций. Одна из ведущих тем прозы — расовая дискриминация аборигенов (Ф. Б. Викерс, Доналд Стюарт). Переживает расцвет реалистич. рассказ (Причард, Палмер, Уотен, Маршалл, Дж. Моррисон, Ф. Д. Дейвисон). Оживляется драматургия (Р. Бейнон, Р. Лоулер, Мона Брэнд), идет борьба за создание нац. театра.

 

С кон. 50-х гг. усиливаются тенденции, характерные для кризиса бурж. культуры: девальвация демократич. и реалистич. наследия, рост модернист, течений, приток амер. -“массовой” беллетристики. Обостряется идеологич. и лит. борьба.

 

В прозе и драматургии П. Уайта, наиболее влиятельного среди писателей 60—70-х гг., переплетаются модернист, и реалистич. тенденции: антибурж. направленность, поиски духовно-религ. опоры в трагич. мире, тонкий психологизм и подчеркнутый физиологизм; реалистич. начало доминирует в романе “Древо человеческое”. К “уайтовскому” направлению тяготеет прозаик Р. Стоу.

 

Для послевоен. поэзии характерны реалистич. образы и традиц. метрика. Европ. традиции особенно заметны в творчестве т. н. университетских поэтов. Филос. лирика Джудит Райт, Дугласа Стюарта, Д. Кэмпбелла и др. содержит картины австрал. природы. На католич. ортодоксии, отрицании идеи революции зиждется традиционализм Дж. Маколея. В стихах А. Хоупа выразилось разочарование в совр. бурж. цивилизации и возможностях человеческой личности.

 

Кон. 60-х и нач. 70-х гг. отмечены новой волной социального критицизма, мощный импульс к-рому дал протест против амер. агрессии во Вьетнаме. Разочарование в обществе -“всеобщего благоденствия”· выразилось в росте сатиры (романы Б. Оукли, П. Мэзерса, пьесы-портреты политич. деятелей). В романетрилогии 3. Херберта -“Бедная ты, страна моя” крах “австрал. мечты” и трагедия аборигенов связаны воедино, однако антирасист, и антиимпериалистич. направленность ослаблена противоречивостью социальнополитич. позиций автора. Драматурги Д. Уильямсон, А. Бьюзо, Дж. Хибберд и др., ориентируясь на экспериментальный, некоммерч. театр, развенчивают мифы капиталистич. истеблишмента, анализируют социально-психол. стереотипы. Однако социальный пессимизм придает сатире характер “черного юмора”, порождает антиутопии (Д. Айрленд), -“черные фантазии”.

 

В поэзии последних двух десятилетий наблюдаются как тенденция к большей объективированности формы (вещность образа, конкретность ситуации, разг. интонации), так и неоавангардист, спонтанность и хаотичность самовыражения. Гражд. мотивы звучат у Л. Марри и др.

 

Новое явление — пробуждение к лит. творчеству самих аборигенов под знаком борьбы против угнетения и дискриминации: поэты Кэт Уокер, Дж. Дейвис, прозаик К. Джонсон.

 

Осн. лит. журн.: “Southerly” (с 1939), “Meanjin” (с 1940), “Overland” (с 1954), “Westerly” (с 1956). В 1928 — основано Товарищество австралийских писателей.

 

Изд.: Австрал. рассказы, М., 1958; Поэзия Австралии, М., 1967; Совр. австрал. новелла, М., 1980.

 

• Петриковская А. С., Генри Лоусон и рождение австрал. рассказа, М., 1972 (имеется библ.); Австрал. лит-ра. Сб. ст., М., 1978; Зернепкая О. В., Австрал. социальный роман 30-х гг. XX в.. К., 1982. Л. Касаткина, А. Петриковская.

 

АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра австр. народа. Развивается на нем. яз. Особенность А. л. в том, что она постепенно, на протяжении веков вычленялась из общей лит-ры на нем. яз., консолидируя свойства, приведшие к образованию идейно-худож. ядра нац. лит-ры. А. л. развивалась во взаимодействии со слав., вент. и романской культурами — в силу своеобразия географич. положения и историч. пути. Выдающиеся памятники лит-ры, возникшие на терр. Австрии в 12—13 вв.,— эпич. сказания -“Песнь о Нибелунгах^, “Кудрун”, лирика миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (см. ст. Миннезингеры), произв.

 

Ульриха фон Лихтенштейна и Вернера-Садовника. В кон. 16 — нач. 17 вв. появились зачатки собственно А. л., выходившие за рамки местного колорита (сходного с баварским, прусским, северо-немецким колоритом). Так, особую окраску имела в Австрии культура барокко, предугадывавшая дальнейшее развитие лит-ры в направлении синтеза католицизма и просветит. рационализма: книга очерков “Московия” 3. Герберштейна, проповеди и духовно-дидактич. соч. Абрахама а Санкта-Клара, -“Влюбленный австриец” и др. романы И. Бера, многочисл. мистерии и миракли католич. театра, иногда называемого -“театром иезуитов”, комедии И. А. Страницкого.

 

Во 2-й пол. 18 в., в эпоху “просвещенного” абсолютизма, называемого в Австрии йозефинизмом (по имени императора Йозефа II), оформилась т. н. австрийская идея, противопоставляющая нем. -“готическим” устремлениям посюсторонность поисков истины, вещность, идиллич. примиренность противоречий (творчество просветителя А. Блумауэра, драматурга Ф. Хафнера и др.). Свое гениальное воплощение она нашла прежде всего в музыке Ф. И. Гайдна и?.Α. Μоцарта, в лит-ре—позднее, в 1-й пол. 19 в.: в творчестве. Ф. Грильпарцера, завершителя подготовит. периода и родоначальника самобытной А. л. Реалистич. драматургия Грильпарцера, вобравшая элементы быстро преодоленного романтизма, веймарского классицизма (см. Классицизм веймарский) и зарождавшегося т. н. бидермайера — “камерного” реализма, возникла на гребне подъема нац. самосознания в связи с наполеоновскими войнами и дальнейшим ростом влияния Австрии в Европе. Романтизм, мощно развитый в Германии, не прижился в А, л.; единств, лирик романтич. склада Н. Ленау также тяготел к “бидермайеру” (как и Ф., Шуберт в музыке). Особенно ярко “бидермайер” расцвел в венском нар. театре (драматургия Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, получивших мировую известность). Творчество прозаика 19 в. А., Штифтера развивалось от “бидермайера” к критич. реализму. В вершинных для австр. реализма произв. Нестроя и, Штифтера отразились идеи Революции 1848—49 в Германии.

 

Во 2-й пол. 19 в. в творчестве Ф. фон Заара, П. Розеггера, Марии фон Эбнер-Эшенбах, Л. Захер-Мазоха и др. противоборствуют реалистич. и натуралистич. тенденции. Резкого социального обличения достиг нар. театр (драматургия Л. Анценгрубера).

 

На рубеже 19—20 вв. заявили о себе многообразные лит.-эстетич. концепции и направления. На последующее развитие А. л. оказали влияние филос. течения — махизм, фрейдизм, неопозитивизм, феноменология Э. Гуссерля (см. Феноменологическая школа в литературоведении), “диалектическая физиогномика” Р. Каснера, “мистический иудаизм” М. Бубера, а также идеология сионизма (Т. Херцль). Проводником декадент., а позднее модернист, веяний в А. л. явился Г. Бар. Изживая неоромантич. декаданс и эстетизм, в направлении реализма развивалось творчество лирика, драматурга и эссеиста Г. фон Гофмансталя, прозаика и драматурга А.,Шницлера, “миниатюриста” П. Альтенберга — ведущих представителей т. н. венской школы модерн. Поэзия Р. М. Рильке вобрала в себя сложный путь эстетич. поисков от импрессионизма через углубленный в филос. раздумья символизм к “новой вещности” (стилю, тяготеющему к конкретности изображения, пришедшему на смену экспрессионист. пафосу и схематизму): от “Часослова” через “Новые стихотворения” к “Дуинезским элегиям”. Творчество Рильке явилось одним из высших достижений немецкоязычной и европ. поэзии этого времени. Традиции нар. театра в нач. 20 в. были продолжены в самобытной драматургии К.,Шёнхерра, писавшего на тирольском диалекте.

 

АBCT

 

==11

 

Особое место в А. л. двух первых десятилетий 20 в. занимал т. н. пражский остров (Прага), в к-ром преобладал экспрессионизм (Ф. Верфель, Г. Мейринк, Л. Перуц и др.). Абсурдизация распадающегося бурж. мира нашла монумент, воплощение в пессимистически окрашенном гротеске Ф. Кафки (рассказы “Превращение”, “В исправительной колонии”, роман “Процесс” и др.). Вместе с тем здесь же, в Праге, отстаивали социалистич. идеалы в своем творчестве А. Петцольд и Э. Э. Киш. Значит, силы экспрессионизма были сосредоточены также в Инсбруке, где издавался журн. “Brenner” и где б. ч. протекала жизнь и деятельность видного поэта-экспрессиониста Г. Тракля.

 

С позиций классически-нормативного реализма полемику с экспрессионистами вел сатирик К. Краус, издававший в Вене оппозиц. журн. “Die Fackel” (1899—1936), самолично заполняя, как правило, все его рубрики. Распад Австро-Венгрии в 1918 запечатлен в значит, по охвату событий драме К. Крауса “Последние дни человечества ”. Историч. катаклизм, превративший обширную державу в маленькое гос-во, был воспринят А. л. как трагедия, но он же способствовал особой глубине проникновения в суть обществ. отношений, особой напряженности худож. поисков, что выдвинуло А. л. в число ведущих лит-р мира. Осн. тема в межвоен. период — гибель анахронич. гос. образования, прослеживаемая в получивших широкий резонанс романах Р. Музиля, Г. Броха, И. Рота, X. фон Додерера, А. П. Гютерсло, Ф. Набля, рассказах А. Польгара, С. Цвейга, пьесах Ф. Т. Чокора, Ф. Брукнера и особенно Э. фон Хорвата. В центре внимания этих писателей — портрет типичного австр. героя “господина Карла” и судьба “Какании” (утвердившееся в качестве лит. эмблемы сатирич. клеймо “кайзеровской и королевской” монархии, к-рое дал ей в романе “Человек без свойств” Музиль). Обществ. кризис в стране, приведший к фашизму, показан в гротескно-сатирич. романе “Ослепление” Э. Каннетти. В эстетич. плане А. л. этого периода представляла собой арену борьбы реализма и модернизма, а также оживления прокатолич. и региональных тенденций. В прозе осваивались разл. формы филос.-худож. повествования, “симультанный” монтаж, поток сознания, внутр. монолог, ассоциативность и другие экспериментальные способы изображения. Интенсивные худож. поиски во многом были вызваны обострившейся обществ.-политич. борьбой, предшествовавшей насильственному присоединению Австрии в 1938 к фаш. Германии (т. н. аншлюс). А. л. прогрес. направления вела антифаш. борьбу в эмиграции. В Австрии в годы аншлюса развивались в осн. либо безобидно развлекательные, либо псевдоисторич. жанры с ура-патриотич. тенденцией.

 

После 1945 в А. л. дебютировало новое поколение писателей. Значит, группа писателей-антифашистов объединилась вокруг журн. “Plan”, где впервые выступили получившие в дальнейшем широкую известность поэты философского, отчасти “герметического” склада П. Целан и И. Бахман, а также автор антифаш. романов X. Леберт. Осмысление историч. пути Австрии 20 в. получило воплощение в социальнопанорамных романах 50-х гг. Додерера и Ж. Зайко, продолжавших эпич. традиции 30-х гг. В драматургии послевоен. периода яркой фигурой стал Ф. Хохвельдер, к-рый, опираясь на традиции венского нар. театра, создал масштабные филос.-историч. драмы и острые антифаш. комедии. В нач. 60-х гг. наблюдалось нек-рое угасание сложившихся лит. жанров, была заметна провинциализация А. л., лишь несколько и искусственно оживляемая неоавангардист, выступлениями т. н. венской группы, возглавляемой X. К. Артманом, и близкими к ней представителями “конкретной поэзии”. С кон. 60-х гг. в связи с обществ, потрясениями, вызванными молодежным бунтом против основ

 

==12 АВТО

 

 

“потребительского общества”, началась “новая волна” в развитии А. л. Вспышка неоавангардизма на рубеже 70-х гг. вскоре сменилась общим возвращением литераторов к реалистич. приемам письма, к обновлению классич. традиций, особенно сильных в прозе Т. Бернхарда, П. Хандке, Барбары Фришмут. Поэтику “грубой, неприлизанной жизни” культивирует “молодой театр”. Заметных успехов в 70-х гг. добился “рабочий” роман, представленный творчеством молодых писателей (М. Шаранг, Ф. Иннерхофер и др.).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия