Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 23 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 23 страница






 

2) Часть драматич. произв. или спектакля (см. Акт).

 

• Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 187—253; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1934; Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 65—68. В. Е. Хализев.

 

ДЕКАБРИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит.-худож. творчество декабристов, дворянских революционеров, участников революц.-обществ, движения в России 1-й четв. 19 в. Включает в себя стихи, прозу, драматич. произв., лит.-критич. статьи, публицистику, в к-рых нашли широкое выражение социально-политич. и лит.-эстетич. взгляды деятелей движения, сложившиеся в период его формирования и подъема. В состав Д. л. входят произв. не только участников тайных об-в, но и виднейших писателей, связанных с декабристами, прежде всего А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, во многом разделявших их взгляды.

 

В своем творчестве поэты-декабристы - (К. Ф. Рылеев, В. Ф. Раевский,?.Η. Γлинка, В. К. Кюхельбекер, П. А. Катенин, А. А. Бестужев и др.) следовали поэтич. традициям Г. Р. Державина и К. Н. Батюшкова, усваивали антикрепостнич. идеи А. Н. Радищева, гражданств, пафос классицизма.

 

Для декабрист, публицистики и критич. прозы нач. 20-х гг. (Кюхельбекер, Бестужев, П. А. Вяземский, О. М. Сомов) характерен также пристальный интерес к зап.-европ. просветительской традиции, к теории и худож. практике романтич. движения в Англии, Германии, Франции. Придавая большое значение лит-ре как средству пропаганды своих взглядов, они были увлечены задачей создания гражд., политич. поэзии, обличающей рабство и тиранию, прославляющей свободу (оды Рылеева). Кроме сатирич. оды, для Д. л. характерны торжеств, ода, политич. гимн, дружеское послание (послания Кюхельбекера, Рылеева, Раевского). Сюда примыкают и нек-рые стихи Катенина.

 

Ориентация декабристов на “высокие” поэтич. жанры сказалась в их произв. историко-революц. характера (цикл “Думы”, “Войнаровский” и др. поэмы Рылеева, стихотв. повесть “Андрей, князь Переяславский” Бестужева и др.) и в разработке темы новгородской и псковской вольницы, и в стремлении поддержать нац.-освободит, борьбу в Европе, и в постоянных обращениях к библейским образам и фразеологии, трансформированным применительно к задачам декабрист, пропаганды: мотивы псалмов Давида в стихах Глинки, образ поэта-пророка, певца-трибуна в лирике Рылеева и Кюхельбекера, отвечавший представлениям декабристов о высокой гражд. миссии поэта, затем ставший традиционным для рус. поэзии (ср. тему пророка у Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова).

 

Историко-патриотич. стихи и поэмы декабристов были далеки от подлинного историзма; явная идеализация мн. деятелей прошлого приводила к тому, что историч. персонажи становились прямыми рупорами совр. (декабристских) идей и взглядов. Однако именно к этому в значит, мере сводилась цель поэтов передового движения 20-х гг.: оставаясь в пределах романтич. концепции истории, они хотели указать новым поколениям примеры героич. свершений в далеком прошлом. Рисуя характеры борцов, павших за свободу, поэты-декабристы тем самым звали к борьбе, выдвигали идею жертвенности (“Исповедь Наливайки” Рылеева). Особое место в Д. л. принадлежит т. н. агитац. песням, созданным на фольклорной основе и предназначавшимся для народа, с их смелым призывом подняться на бояр, на вельмож. Декабристы были участниками мн. лит. кружков и об-в, наиб. значительна была их роль в -“Зеленой лампе” и Вольном обществе любителей российской словесности. В годы, предшествующие восстанию, антимонархич. и свободолюбивые идеи декабристов подчинили своему влиянию широкие круги рус. общества и мн. литераторов; они сказались не только в комедии Грибоедова “Горе от ума” или в стихах Пушкина, многие из к-рых можно считать прямо принадлежащими к Д. л. (“Вольность”, “К Чаадаеву”, десятая глава “Евгения Онегина” и др.), но и в творчестве Н. М. Языкова, П. А. Вяземского, Д. В. Давыдова (позднее отошедших от декабрист. настроений).

 

Идеология декабризма нашла выражение также в публицистике — статьях, письмах, памфлетах Н. И. Тургенева, М. Ф. Орлова, Н. М. Муравьева, П. Г. Каховского, М. С. Лунина, и в лит.-теоретич. выступлениях и программных статьях Бестужева, Кюхельбекера, Рылеева и др., выдвигавших принципы гражданственности, романтически осмысленной народности, нац. самобытности лит-ры и рус. культуры вообще. Лит. органами движения были альманахи •“Полярная звездам, -аМнемозина^.

 

Разгром движения, начавшийся вслед за восстанием 14 дек. 1825, ограничил, но не прервал лит. деятельность декабристов, продолжавшуюся в условиях каторги и ссылки (Кюхельбекер, А. И. Одоевский, Лунин и др.).

 

Значит, влияние на формирование рус. прозы 20—30-х гг. оказали повести А. А. Бестужева-Марлинского, к-рый и после поражения восстания остался верен политич. идеям и этич. принципам дворянских революционеров. Следующим звеном между рус. гражданской лирич. поэзией 20—30-х гг. стало поэтич. творчество ссыльного Одоевского.

 

Дело и подвиг декабристов оказали сильнейшее влияние на идейно-революц. развитие России; традиции Д. л. впитали А. И. Герцен, Н. П. Огарев, вольнолюбивый пафос поэзии декабристов оплодотворил раннее творчество Лермонтова. Образы первых рус. революционеров, этих “богатырей, кованных из чистой стали” (Герцен), вдохновили Некрасова на создание поэтич. эпоса “Русские женщины”.

 

И з д.: Декабристы, т. 1—2, сост. Вл. Орлов, Л., 1975; Лит.-критич. работы декабристов. [Вступит, ст., подготовка текста и примеч. Л. Г. фризмана], М., 1978; Мемуары декабристов. Сев. общество, М., 1981; Мемуары декабристов. Юж. общество, М., 1982.

 

• Г у к ов с кий?.Α., Οушкин и рус. романтики, Саратов, 1946; Базанов В. Г., Очерки декабрист, лит-ры. Публицистика. Проза. Критика, М., 1953; его же, Очерки декабрист, лит-ры. Поэзия, М.—Л., 1961; Лит. наследие декабристов, Л., 1975.

 

Д. В. Жданов.

 

ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений кон. 19—нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

 

Как характерное явление времени Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. определенному одному или неск. направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули творчество значит, части художников, в т. ч. мн. крупных мастеров иск-ва, творчество к-рых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчетливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии франц. символизма. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось на творчестве таких художников, как О. Уайльд, М. Метерлинк, Г. Гофмансталь, Р. М. Рильке и др. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадент, настроениями, подчас принимали художественно выразит. формы. В России Д. отразилось в творчестве т. н. старших символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, в соч. Ф. Сологуба, а также в ряде произв. Л. Н. Андреева и особенно в “неонатуралистич.” прозе, получившей распространение после поражения Революции 1905—07. Писатели-реалисты, передовые литераторы и критики активно боролись с настроениями Д. в рус. иск-ве и лит-ре. Мн. мотивы декадент, умонастроения стали достоянием разнообразных модернист, художеств. направлений (см. Модернизм). Передовое реалистич. иск-во, и прежде всего иск-во социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними; марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности иск-ва.

 

φ Οлеханов Г. В., Иск-во и обществ, жизнь, в его кн.: Иск-во и лит-ра, М., 1948; Горький М., Поль Верлен и декаденты, Собр. соч., т. 23, М., 1953; Боровский В. В., Эстетика. Литература. Искусство, М., 1975; Рус. лит-ра кон. XIX — нач. XX в. Девяностые годы, М., 1968, с. 189—212. О. Н. Михайлов.

 

ДЕКЛАМАЦИЯ (от лат. declamatio), произнесение худож. произведений вслух. В античности так называлось произнесение гл. обр. парадных речей (особенно учебных), в новое время — стихов. Д. стихов существенно отличается от Д. прозы: она (а) подчеркивает выд елейность упорядоченной, выровненной стихотв. речи на фоне неупорядоченной внестиховой (см. Поэзия и проза) и (б) стушевывает частную выделенность отд. мест на фоне общей выделенности стиха.

 

Так, в рус. языке при переходе от прозы к стиху происходит общее повышение тона, как в эмфазе; изменяются тембровые оттенки, смягчаются звуковысотные контрасты; разница в силе между ударными и безударными гласными увеличивается, а между сильноударными и слабоударными — сглаживается; концы стиховых

 

ДЕКА — ДЕКЛ

 

==89

 

периодов (полустиший, стихов, полустроф, строф) отмечаются регулярными паузами пропорциональной длительности; середины этих периодов отмечаются повышением голоса (антикаденцией), концы — понижением (каденцией); усиливается общий тип “перечислительной” интонации, как бы объединяющей строки'(см. Интонация поэтическая).

 

Подчеркивание этих особенностей (в разл. сочетаниях) в рус. традиции характерно для чтения поэтов (подающих стихи, “как песню”), стушевывание — для чтения актеров (подающих стихи, “как прозу”); преобладание той или иной тенденции определяется материалом (см. Напевный стих, Говорной стих) и поддерживается школой. Отклонения от этих особенностей обычно семантизированы, т.е. служат для выделения мест текста, представляющихся декламатору важными по смыслу. Поэтому Д. является интерпретацией текста, т. е. выделением одного из многих потенциальных его осмыслений; поэтому Д. искусных чтецов, а тем более — самих поэтов может быть для лит-ведения важным материалом. В частности, установлено, что одни поэты, сочиняя стихи, ощущают их произносимыми (А. Белый), другие — нет (А. А. Блок), и Д. первых включает мн. элементы, важные для авторского замысла, но не поддавшиеся выражению в письменном тексте. Нек-рые поэты пытаются выразить желаемые декламац. особенности расположением строк и др. графич. приемами (А. Белый, В. Хлебников, И. Сельвинский); но толкование таких приемов требует осторожности — напр., “отрывистая” разбивка строк “Необычайного приключения...” В. В. Маяковского нимало не соответствует “плавной” авторской Д. этого стихотворения. Предметом филол. внимания Д. стала в нач. 20 в., когда в ней искали ключ к таким проблемам стиховедения, как метр и ритм (Э. Зиверс, Ф. Заран, П. Верье и др.); к Д. восходят осн. понятия такой области, как мелодика стиха.

 

9 БернштейнС.И., Стих и декламация, в сб.: Рус. речь, в. 1, Л., 1927; его же, Голос Блока, в кн.: Блоковский сборник, [т.] 2, Тарту, 1972; Эйхенбаум Б. М., О камерной декламации, в его сб.: О поэзии, Л., 1969; ШервинскийС.В., Худож. чтение, М., 1935; его же, Ритм и смысл, М., 1961; Яхонтов?.Η., еатр одного актера, М., 1958. М. Л. Гаспаров.

 

“ДЕЛО”, рус. “лит.-политич.” ежемес. журнал демократич. (до 1884) направления. Изд. в Петербурге в 1866—88 Г. Е. Благосветловым (до 1880); редакторы — Н. В. Шелгунов (1881—82), К. М. Станюкович (1883) и др. Продолжал журн. ^Русское слово”. Поддержка нек-рых положений экономич. теории К. Маркса сочеталась с идеализацией крест, общины в духе народничества. В числе сотрудников — Д. И. Писарев, П. Н. Ткачев, Д. Д. Минаев, С. М. Степняк-Кравчинский, П. Л. Лавров; печатались произв. Г. И. Успенского, Ф. М. Решетникова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. К. Шеллера-Михайлова, Н. Ф. Бажина и др.

 

“ДЕНЬ”, рус. еженед. газета. Изд. в Москве в 1861—65 И. С. Аксаковым. Выступала с позиций славянофильства. Вначале держалась независимого направления (идеи созыва земского собора, свободы печати и др.); подвергалась цензурным преследованиям. В 1863 примкнула к охранительно-националистич. лагерю. Печатались стихи И. С. и К. С. Аксаковых, П. А. Вяземского, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, Я. П. Полонского, К. К. Павловой, повести Н. Кохановской.

 

“ДЕНЬ ПОаЗИИ”, альманах. Изд. ежегодно в Москве с 1956. Выпускается изд-вом “Советский писатель”. Публикует произв. сов. поэтов, лит.-критич. и мемуарные материалы. Гл. редакторами были А. А. Сурков, М. К. Луконин, В. Н. Соколов, А. В. Жигулин и др. “Д. п.” издается также в Ленинграде (с 1961 ежегодно), Алма-Ате (1965, 1969), Кемерово (1964, 1970), Новосибирске (1965, 1968, 1970), Куйбышеве (1967, 1968, 1970, 1972, 1974, 1978, 1980, 1982), Красноярске (1967), Махачкале (1975).

 

К оглавлению

 

==90 ДЕЛО — ДЕТЕ

 

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от франц. detail подробность, мелочь), выразительная подробность в произведении, несущая значит, смысловую и идейноэмоц. нагрузку. К Д. х. относят преим. предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи (т. н. речевая характеристика). Первоначально Д.х. осознавалась как средство изображения (описания) объемности, конкретности предметного мира и служила гарантией жизненной достоверности и худож. правды. В дальнейшем эстетич. функции детали усложнились, хотя “верность деталей” осталась одним из признаков классич. реализма 19 в.

 

Эстетич. природа Д. х. заключает в себе естеств. противоречие между частным положением ее в системе многочисл. компонентов произв. и устремлением сказать больше, чем она — как реалия — представляет собой, неявной претензией на обобщение, на целостный захват предмета, образа. В зависимости от конкретной реализации такого эстетич. диапазона деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел писателя, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произв. (у А. П. Чехова); частный случай такого рода — создание одновременно реалистич. и символич. детали (У. Фолкнер).

 

Д. х. бывают выделенными, демонстрирующими собств. значимость в худож. единстве целого — у Н. В. Гоголя, Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого (к-рый как бы <пристает к читателю” с худож. подробностью — см. Б. Эйхенбаум, О прозе, 1969, с. 176) и структурно нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в под

 

робностью — см. Б. Эйхенбаум, О прозе, 1969, с. 176) и структур но нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст — у Э. Хемингуэя, Чехова (широко использующего разные

 

 

виды детализации, в т. ч. созданный им тип “случайных” деталей). С т. з. стилистич. окрашснности и по своему предметному содержанию детали бывают эффектными, экзотическими (В. П. Катаев, Ю. К. Олеша) и сдержанными, “скромными”, даже тривиальными, не теряя, однако, своей характерологичности (И. А. Гончаров).

 

Нередко детали менее экспрессивные и менее характерные называют просто “подробностями”, обычно они выступают как относительно нейтральные и одномоментные “строительные” элементы худож. образа. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова картина быта богатого торгового села складывается из множества явно акцентированных автором Д. х. и из менее значительных, но живописных подробностей. Понятия “Д. х.” и “подробность” нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произв., средства худож. характеристики (в широком смысле).

 

Иск-во худож. детализации зависит от культурных традиций (страны, региона), от лит. направления, школы, жанра, индивидуального стиля писателя. Писатели-натуралисты перенасыщали произведения множеством мелочных подробностей, представители модернизма нередко культивировали деталь, почти не связанную с содержат, раскрытием худож. образа, едва соотнесенную с ним ассоциативно. Совр. сов. писатели (Ю. В. Бондарев, С. П. Антонов и др.) отмечают возрастание роли деталей в прозе, рассмат ривают мастерство худож. детализации как непременное условие писат. мастерства.

 

• Рус. писатели о лит. труде, т. 1—4, Л., 1954—56 (см. предметный указатель); Ч удаков А. П., Поэтика Чехова, М., 1971; Антонов С. П., Я читаю рассказ, М., 1973; Белкин A.A., Чудесный зонтик, в его кн.: Читая Достоевского и Чехова, М., 1973; Г аланов Б., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974; Добин Е. С., Искусство детали, Л., 1975; Г а р д з i ц к i А. К., Пра майстэрства дэтал!, Мшск, 1969.

 

Ф. В. Путнин.

 

ДЕТГЙЗ, см. “Детская литература*. ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от англ. detective — сыщик). Традиционно определяется как ответвление приключенческой литературы, поев. раскрытию загадочных преступлений. В ряде критич. работ и в обиходе ныне к Д. л. причисляются также произв. о воен.-политич. разведке и мн. др. остросюжетные книги, не имеющие отношения к расследованию преступлений.

 

Начало классич. Д. л. связывают с именем амер. писателя Э. По, к-рый в новелле “Убийство на улице Морг” (1841) впервые вывел образ детектива-любителя, наделенного необыкновенными способностями к логич. анализу. Авантюрно-приключенч. линию в Д. л. утвердил англичанин У. Коллинз (романы “Женщина в белом”, “Лунный камень”). Во Франции приобрели

 

известность Э. Габорио, Г. Леру, М. Леблан, в Англии — Э. Уоллес, Г. Честертон, но прежде всего А. К. Доил, создавший знаменитый образ Шерлока Холмса.

 

Развитие Д. л. уже в 19 в. было обусловлено усилением противоречий капиталистич. общества и появлением массового читателя с его неудовлетворенным стремлением к социальной справедливости. Особую популярность Д. л. приобрела в 20 в.

 

Изучение социально-эстетич. феномена Д. л. привлекало внимание мн. авторов, в числе к-рых А. Грамши, Б. Брехт, в СССР — С. М. Эйзенштейн, К. И. Чуковский. Однако общепризнанной теории детективного жанра (вернее, жанрово-тематич. единства) нет. Существует много разл. точек зрения на Д. л.: то ее объявляют интеллектуальным “кроссвордом”, то неким смешением лит-ры и игры, то “производств.” романом из жизни работников уголовного розыска. Несомненно, однако, что элементы детектива, порой существенные, входят полноправной частью во многие произв. т. н. “большой” лит-ры — в романы Ф. М. Достоевского, Ч. Диккенса, О. Бальзака, У. Фолкнера.

 

Наибольший интерес представляет социально-критич, разновидность Д. л., в к-рой дается <особый срез реальной жизни” (Б. Брехт), изображаются реальные социальные противоречия, выдерживаются психол. мотивировки поведения персонажей. Таково творчество франц. романиста Ж. Сименона, создавшего серию книг о комиссаре Мегрэ — своего рода персонифицированной демократич. мечте о справедливости в мире бесправия. Заметное явление Д. л. — декалогия швед. писателей-соавторов М. Шёваль и П. Вале. Наряду с псевдореалистич. сценами, частым непониманием классового характера обществ, процессов, отчетливые критич. пассажи можно найти в романах А. Кристи, Д. Фрэнсиса (Англия), Р. Стаута, Р. Макдоналда (США), Буало и Нарсежака, С. Жапризо (Франция), Мацумото Сэйтё (Япония).

 

У истоков сов. детектива стоят повесть М. С. Шаги нян “Месс-Менд” и “Записки следователя” Л. Р. Шейнина. Особенно интенсивно начала развиваться Д. л. с сер. 50-х гг. Известным толчком послужило появление повестей П. Ф. Нилина “Жестокость” и “Испытательный срок”. В это время Ю. П. Герман создает (совм. с И. Е. Хейфицем) известный киносценарий “Дело Румянцева” и затем публикует роман “Один год” (на основе своих ранних повестей “Лапшин” и “Алексей Жмакин”). Возникает большая группа писателей-“ детективщиков”: А. Г. Адамов, Ю. С. Семенов, бр. А. А. и Г. А. Вайнеры, О. А. и А. С. Лавровы, П. А. Шестаков и др. При сходстве структурных признаков сов. детектив в идейном плане резко отличен от западного. Не противопоставление личности обществу, а общность их интересов, гуманистич. пафос борьбы за спасение и “выпрямление” человека, за утверждение норм коммунистич. морали — вот что лежит в основе лучших образцов сов. Д. л. и сходных явлений в социалистич. странах [напр., Б. Райнов и А. Гуляшки — в Болгарии, А. Збых (3. Сафьян и А. Шпульский) и Е. Эдигей — в Польше].

 

Особую ветвь Д. л. образует лит-ра о деятельности секретных агентов, типологически восходящая к роману Ф. Купера “Шпион” (1821). Ныне книги этого рода стали активными участниками совр. идеологич. борьбы. Таковы значит, произведения, созданные сов. авторами после Великой Отечеств, войны: романы Ю. Семенова о сов. разведчике Исаеве-Штирлице, “Щит и меч” В. М. Кожевникова, повести Р. Н. Кима, В. И. Ардаматского и др., утверждающие героикопатриотич. смысл деятельности разведчика, чекиста.

 

Зап. “шпионская” лит-ра наполнена антикоммунистич. клеветой, расист, измышлениями, культом суперменства. Наиболее характерны в этом смысле романы англичанина И. Флеминга о “сверхшпионе” Джеймсе Бонде. Подобные книги смыкаются с еще одной зап. разновидностью Д. л., ведущей свою родословную от “романа-фельетона” Э. Сю, “Рокамболя” Понсона дю Террайля, “Фантомаса” П. Сувестра и М. Аллена и превратившейся ныне в “черный” (по цвету обложек многотысячной серии франц. изд-ва “Галлимар”) поток низкопробного чтива. Именно этот тип полицейско-шпионского романа стал самым читаемым жанром зап. “массовой культуры” (см. также Массовая литература).

 

Детектив завоевывает позиции также в кино и на телевидении: популярны многосерийные телепостановки, в т. ч. советские (“Следствие ведут Знатоки” и ДР.).

 

φ Μодестова H.A., Комиссар Мегрэ и его автор, К., 1973; Райнов Б., Черный роман, пер. с болг., М., 1975; Ильина Н., •“Палитра красок”..., <ВЛ>, 1975, №2; Бритиков А. Ф., Детективная повесть в контексте приключенч. жанров, в кн.; Рус. сов. повесть 20—30? гг., Л., 1976; В у л и с А., Поэтика детектива, “Новый мир”, 1978, № 1; Адамов А. Г., Мой любимый жанр—детектив, М., 1980; S y mon s J-, Mortal consequences. A history—from the detective story to the crime novel, N. Y., [1973].

 

В. А. Ревич. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, худож. лит-ра для детей и юношества. Включает в себя произв., адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также нек-рые другие лит. произв., вошедшие в круг дет. и юношеского чтения. Цель Д. л. — всестороннее образование и воспитание подрастающего поколения. “Книги, которые пишутся собственно для детей, — писал В. Г. Белинский, — должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон” (Полн. собр. соч., т. 4, с. 88).

 

Первыми дет. книгами были сочинения уч. и моралистич. содержания: азбуки, буквари, энциклопедии, правила поведения в обществе и т. п. Они появляются в европ. странах в 14—16 вв. Первопечатная рус. дет. книга — букварь Ивана Федорова (1574). Как специфич. род худож. творчества Д. л. в своих осн. чертах складывается в Европе во 2-й пол. 18 в. Ее развитие связано с эпохой Просвещения, с достижениями педагогич. мысли (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. И. Новиков), с укреплением бурж. государственности и расширением системы образования.

 

Д. л. не была изолирована от общего лит. процесса, и на ее произв. отразилось влияние фольклора и осн. лит. течений и стилей 18—20 вв. Вместе с тем ее разлитие в значит, степени тормозилось господствовавшим представлением о дет. книге как прямом воплощении педагогич. идей и требований. Отвлеченное морализирование, дидактизм считались важнейшими специфич. чертами дет. и юношеской лит-ры. В результате почти все произв., написанные специально для детей вплоть до сер. 19 в., остались за пределами худож. лит-ры. Не выдержали проверки временем даже наиболее популярные соч. одаренных и прогрессивных по взглядам авторов: <Новый Робинзон” нем. педагога и писателя И. Г. Кампе (1746—1818), одобренная А. С. Пушкиным “История России в рассказах для детей” А, О. Ишимовой, знаменитый в свое время “Штруввельпетер” (“Степка-Растрепка”) нем. врача Г. Гофмана (1809—94) и т.п.

 

Вместе с тем мн. “взрослые” книги —“Робинзон Крузо” Д. Дефо, “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта, нек-рые романы А. Дюма, Ч. Диккенса, В. Гюго, произв. Дж. Лондона, “Хижина дяди Тома” Г. Бичер-Стоу, “Маугли” Р. Киплинга, “Тартарен из Тараскона” А. Доде, “Легенда о Тиле Уленшпигеле” Ш. Де Костера, “Приключения барона Мюнхгаузена” Э. Распе, “Овод” Э. Войнич, “Спартак” Р. Джованьоли, сказки Пушкина, басни И. А. Крылова, нек_рые произв. В. А. Жуковского, “Конек-горбунок” П. П. Ершова, автобиогр. трилогия Л. Н. Толстого, “Каштанка” А. П. Чехова и нек-рые др. произв.— постепенно создали золотой фонд дет. чтения, оказали существ, влияние на развитие всей последующей Д. л.

 

Произведения раннего европ. реализма — от М. Сервантеса и Ф. Рабле до В. Скотта и Дж. Ф. Купера — стали по преимуществу дет. книгами как раз в силу того, что реалистич. (с элементами социальной критики) тенденции сочетались в них с яркими формами занимательности, близкими психологии ребенка и подростка. Из адресованных детям произв. 18 — нач. 19 вв. сохранили непреходящее значение сказки, написанные по мотивам фольклора (бр. Я. и В. Гримм, В. Хауф), и лит. сказки (Ш. Перро, X. К. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, Л. Кэрролл, С. Лагерлёф), а также нек-рые романы и повести авантюрного жанра (Майн Рид, М. Твен, Р. Стивенсон), сильные своей гуманистич. направленностью и жизненной правдой.

 

Уже в кон. 18—нач. 19 вв. в Д. л- намечаются две противоположные тенденции; реакц.-охранительная, отвечающая педагогич. требованиям господств, эксплуататорских классов, и прогрес.-демократическая, выражающая устремления радикально настроенных слоев общества. Несколько позднее зарождается и по мере распространения элементарной грамотности набирает силу поток коммерч. изданий (своего рода детско-юношеская разновидность бурж. “массовой

 

ДЕТС

 

==91

 

культуры”), по сути, сливающийся с потоком реакц. -охранит, направления. В условиях монархич. и бурж. гос-ва реакц.-охранит. и коммерч. Д. л. пользуется безоговорочной правительств, поддержкой, тогда как произв. прогрес.-демократич. содержания подвергаются завуалированной или явной педагогич. цензуре, сфера их распространения искусственно сужается.

 

Картина совр. Д. л. капиталистич. и развивающихся стран пестра и противоречива. Прогрес. тенденции здесь выразились ярче всего в жанре сказки. Мировым признанием пользуются сказочные повести А. Линдгрен (Швеция), Дж. Крюсса и О. Пройслера (ФРГ), Ж. Б- Монтейру Лобату (Бразилия), П. Траверс (Австралия), Дж. Барри, А. Милна (Англия), Дж. Родари (Италия), К. Нестлингер (Австрия), Туве Янсон (Финляндия). Занимат. форма, богатство фантазии, общегуманистич. направленность, критика бурж. мира с позиций позитивного нравств. идеала обеспечили долговременный успех у читателя повестям, рассказам и стихам таких совр. дет. писателей, как Э. Кестнер (ФРГ), М. Грипе (Швеция), А. М. Матуте (Испания), Доктор Сьюз и М. Сендак (США), Т. Инуи (Япония), Ф. Дагларджа (Турция), А. Смит (Голландия), Е. Сигсгор (Дания) и др. Значителен вклад в мировую Д. л. писателей-коммунистов П. Гамарра (Франция), Р. Акасузо (Уругвай) и особенно— Родари.

 

Однако в массе издающихся в капиталистич. странах дет. книг удельный вес прогрес. лит-ры пока невелик. Передовая общественность этих стран встревожена засилием “коммерч.” изданий: низкопробных “вестернов” и “крими”, ремесленных и бессодержат. “комиксов”, книг о вампирах, привидениях и т. п. Беспрепятственно выходят книги, прославляющие милитаризм, насилие, жестокость, вседозволенность. В 70-х гг. широко распространяется т. н. антиавторитарная лит-ра,“критикующая” бурж. общество с анархистских и левоэкстремистских позиций, сеющая ненависть к старшему поколению и неверие в будущее. Одновременно стремительно растет выпуск лит-ры по “сексуальному развитию” (в т. ч. книжки-картинки для 3—4-летних малышей), чаще всего являющейся “детским вариантом” обычной порнографии. К этому надо добавить огромное число дет. книг на религ. тему, фальшиво-сентиментальные “романы для девочек”, серии про индейцев, инопланетян и т. п.

 

Утверждение социализма как мировой системы привело к возникновению социалистич. Д. л. Опирающиеся на опыт сов. Д. л., на богатства фольклора и нац. классики, эти лит-ры активно вовлекаются в процесс социалистич. культурной интеграции. Сов. авторы широко переводятся и издаются в странах социалистич. содружества; в свою очередь, в Сов. Союзе хорошо знают произв. Г. Хольц-Баумерта и Б. Плудры (ГДР), Д. Шайнера, Р. Морица, 3. Слабого (ЧССР), А. Босева и Г. Струмского (Болгария), Л. Тудэва и Д. Гармаа (МНР), Д. Алонсо и А. Миранды (Куба), 3. Першич и Д. Максимович (Югославия), М. Сынтимбряну (Румыния) и мн. др. писателей.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 передовые деятели Д. л. ряда стран Зап. Европы и США образуют Междунар. совет по книгам для детей и юношества (IBBY) с целью содействия созданию и распространению произведений Д. л., к-рые служили бы миру, взаимопониманию, духовному и нравств. прогрессу. Совет имеет спец. жюри, к-рое раз в 2 года присуждает премии и дипломы им. X. К. Андерсена лучшим дет. писателям и художникам дет. книги. С 1966 в его работе активное участие принимают сов. писатели, что содействует росту междунар. авторитета сов. Д. л., расширению ее влияния на подрастающие поколения других стран и на мировую Д. л.

 

Огромный духовно-нравств. и идейно-худож. потенциал сов. лит-ры для детей и юношества опирается не только на уникальный опыт строительства социализма, создания первой гос. системы всеобщего коммунистич. воспитания и образования. Его основу составляют также сокровища нац. фольклора народов Сов. Союза, достижения всей мировой демократии. культуры прошлого, и в первую очередь прогрес. отечественной Д. л. Эта лит-ра уже с кон. 18 в. оказывала сильнейшее воздействие на подрастающее поколение России и тем самым играла значит, роль в духовном развитии общества.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия