Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 27 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 27 страница






 

Э. Шмидта). Стремилась к синтезу духовно-историч. и психол. истолкования лит-ры.

 

“Единство времени и нации, — писал Дильтей, родоначальник школы,— которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения, В этой точке можно связать историческое с психическим” (цит. по журн. “Философские науки”, 1967, № 3, с. 109). Слитность “исторического” и “психического” ^ в переживании художника, к-рое, объективируясь посредством поэтич. формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органич. взаимообусловленностью смысла, материала, формы и предмета) и вместе с тем в истину, наглядно открывающуюся впервые не только “восприемнику” произв., но и самому художнику-творцу. Произв.. иск-ва наиболее адекватно—в сравнении со всеми гуманитарными знаниями — отражает жизнь, но с наибольшей полнотой духовно-историч. бытие постигает литература, ибо “лишь в языке глубина души находит исчерпывающее и объективное выражение” (е г о ж е, “Gesammelte Schriften”, Bd 5, Stuttg., 1957, S. 319). Методом лит-ведения, по Дильтею, является не “объяснение”, как в естеств. науках (анализ, связанный с конструирующей деятельностью рассудка), а “понимание”, т. е. непосредств. “постижение” худож. целостности, осуществляемое путем “сопереживания” (“вчувствования”), интуитивного проникновения в нее и дальнейшей ее интерпретации (чреватой, однако, возможностью замыкания интерпретатора на собственном переживании); при изучении лит. произв. первостепенное значение имеют проблемы воображения и “переживания” как единства субъекта (автора) и объекта (эпохи), что противостоит и позитивизму и гегелевскому панлогизму, Д.-и. ш. сосредоточенно занималась типологией мировоззрений и личностей поэтов. Типы “жизни” рассматривались как ценностно равноправные; сама “история духа” к.-л. нации раскрывалась как история автономных и индивидуальных идей, настроений, образов (пример — история “переживания” творчества У. Шекспира нем. авторами разных эпох, прослеженная Ф. Гундольфом). Вслед за работами Дильтея о И. В. Гёте, Ф. Петрарке, Г. Э. Лессинге, Ф. Гёльдерлине, Новалисе, Ч. Диккенсе монографич. исследование с упором на “сопереживаемую” целостность и неповторимость каждого автора стало для Д.-и. ш. осн. жанром исследования, к-рое велось обычно

 

на широком культурном фоне, с углублением не столько в биографию, сколько в <дух эпохи” ив философские основы миросозерцания писателя (отсюда второе самоназвание Д.-и. ш. — <культурно-философская школа”).

 

Расцвет Д.-и. ш. — 20-е гг.: монографии “Немецкая классика и романтика” Ф. Штриха, “Дух эпохи Гёте” (т. 1—4, 1923—53) Г. Корфа, “Немецкий романтизм” (1924) П. Клукхона, “Немецкая поэзия от Готгшеда до современности” (т. 1—2, 1927—30) О. Вальцеля.

 

В кон. 20-х гг. в рамках Д.-и. ш. выделились два направления: “история стиля” (Гундольф, Штрих, Г. Цизарц, Э. Бертрам) и “история идей” (“проблемно-историч.” направление Р. Унгера, Корфа, Ю. Петерсена). Первое рассматривало поэзию как высшую форму действительности и развивало тезис Дильтея о символич. характере поэзии и ее истолкования (см. Герменевтика). Второе сосредоточилось на выражении в лит-ре филос. идей (трагизма, свободы, необходимости и т. д.) и отыскании ее мифол. корней. В 30-е гг. первое сблизилось с феноменологией Э. Гуссерля (см. Феноменологическая школа), второе — с неогегельянством. Д.-и. ш. оказала влияние на мн. теоретиков лит-ры и критиков (В. Кайзер), школу “интерпретации” Э. Штайгера, экзистенциалистское лит-ведение (см. Экзистенциализм). Культ “переживания” и интерпретации вне социальных факторов, склонность к иррационализму, присущие Д.-и. ш., стали объектом критики со стороны литературоведов-марксистов. б. а. Старостин.

 

ДУХОВНЫЕ СТИХИ, собирательное понятие, принятое для обозначения фольклорных и лит. музыкально-поэтич. произведений разл. жанров, объединяемых общностью христ. религ. содержания. По своему материалу (сюжету) Д. с. восходят к книжным (преим. духовным) истокам (Библия, жития святых, церк. гимны, а также легенды и апокрифы).

 

Лит. Д. с. известны в др."рус. рукописях 15—17 вв. как “Стихи покаянные” (жанр духовной лирики); в 17—18 вв. испытывают влияние песенной силлабической, а в 19—20 вв. и новой авторской поэзии. С 18 в. лит. Д. с. бытуют гл. обр. в старообрядческой рукописной и печатной книжности, фольклорные Д. с. в своей стилистике связаны с эпич., лиро-эпич. и лирическими песенными формами в нар. поэтич. творчестве рус., укр. и белорус, народов.

 

Исполнение Д. с. приурочивалось к церк. праздникам и постам, иногда же связывалось с похоронно-поминальными обрядами. Наряду с христ. религ. темами и идеями (стихи <0б Адаме”, <0 страшном суде”) в Д. с. проявлялись древние языческие элементы (стихи <0 Голубиной книге”, <0 Егории Храбром”, т. н. номинальные стихи”); в них также своеобразно отражались историч. события (стихи <Выговского цикла”), нар. суждения о добре и справедливости, в отдельных случаях возвышающиеся до раскрытия идеи о социальном неравенстве (стихи “О двух Лазарях”, “Вознесение Христово”), Напевы Д. с. образуются из особого сплава околоцерк. интонаций знаменного пения и поздней кантовой культуры в сочетании с фольклорными элементами эпич., календарной и лирич. нар. песенности.

 

И з д. и лит.: Бессонов П. А., Калики перехожие. Сб. стихов и исследование, ч. 1—2, M., 1861—63; В е с е л о в с к и и А. Н., Разыскания в области рус. духовных стихов, в. 1—6, СПБ, 1879—91; Песни рус. сектантов мистиков, сост. Т. С. Рождественским и М. И. Успенским, СПБ, 1912; Позднеев А., Др.-рус. поэма “Покаянны на осмь гласов”, <Ceskoslovenska Rusistika”, Roc. XV, eis. 5, 1970; Новиков Ю, А., К вопросу об эволюции духовных стихов, в сб.: Рус. фольклор, т. XII, Л., 1971. С. В. Фролов.

 

ДХВАНЙ (санскрит., букв. — отзвук), категория ср.-век. инд. поэтики, см. в ст. Литературоведение, Поэтика.

 

 

00.htm - glava10

 

Е

 

 

ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра на др.-евр. яз. (иврит) и на языке идиш. Е. л. на иврите создавалась в разных странах, в 20 в. развивается гл. обр. в Израиле (см. Израильская литература). Совр. Е. л. на идише существует в СССР (см. Еврейская советская литература), Румынии, США, Израиле, Франции, Канаде, Бразилии, Аргентине и др. странах.

 

Осн. памятником древнееврейской литературы на иврите является Библия; к памятникам древнееврейской лит-ры примыкают и апокрифы (неканонизир. книги) Товит, Юдифь, Премудрости Соломона и др., а также произведения “кумранской” общины, содержащие исторический материал (2 в. до н. э.— 2 в. н. э.).

 

Одним из первых памятников средневековой Е. л. следует считать Талмуд (завершен в 5 в.), содержащий толкование Библии, записи правовых и религ. норм, сведения из области разл. наук, а также легенды, предания, притчи (т. н. агада). Первый памятник евр. гностики —“Книга творения”— появился, как полагают, в 8 в.

 

Особое развитие получила Е. л. средневековья в араб. Испании. В городах Кордовского халифата развитие Е. л. поощрялось визирем Хасдаем ибн Шапрутом (10 в.). В Гранаде в 10—12 вв. творили поэты-стилисты Соломон ибн Гебироль, создатель филос. лирики; Моисей ибн Эзра, автор соч. по истории евр. поэзии и технике стиха; Иегуда Галеви, создавший произведения в духе светской поэзии; Авраам ибн Эзра, астроном и математик, выступил как лирико-филос. поэт. Вершина ср.-век. евр. прозы —“Ты меня умудряешь” Иегуды Алхаризи. В Италии был широко известен поэт Иммануил Римский, творчество к-рого знаменует вхождение Е. л. в европ. круг лит. связей. В произв. писателей средневековья нашли отражение мотивы

 

Раннего Возрождения. С 13 в. появляются богословско-филос. соч. на др.-евр. яз. После изгнания евреев из Испании в 16—17 вв. наступает длительный период упадка Е. л.

 

Е. л. на идише возникла в Германиив 13 в. Ив 14—15 вв. отражала жизнь евреев в период нем. феодализма и начала Возрождения. Нар. певцы, т. н. шпиллайты и зингеры, сочиняли сатирич. произв., обличающие общинных заправил. В этот период созданы поэмы “Книга Самуила”, “Сказание об Эсфири”, “Книга Царства”. В Италии в нач. 16 в. Илия Бохер писал романы, являвшиеся лит. обработками итал. оригиналов. С кон. 16 в. возникает Е. л. на идише в Польше, с кон. 18 — нач. 19 вв. — в P о сс и и.

 

Важным фактором развития новой Е. л. на иврите и идише явилось просветит, движение Гаскала, начало к-рому было положено во 2-й пол. 18 в. в Германии философом-деистом М. Мендельсоном. Литераторы, писавшие на иврите, группировались вокруг сб. “Га-Меасеф” (изд. с 1784 по 1811). Впоследствии Гаскала оказала влияние на развитие Е. л. в др. Странах, гл. обр. славянских (Польша, Россия). Осн. лозунгами Гаскалы были обновление евр. жизни, приобщение к языку той страны, где жили евреи, к европ. культуре, нормализация быта и воспитания.

 

Лит-ра Гаскалы в России в 19 в. вначале отмечена влиянием нем. лит-ры сентиментализма, позднее, в сер. 19 в.,— романтизма, затем она приобретает более массовый, демократия, характер. Под знаком Гаскалы развернулось творчество мн. писателей, писавших на идише, напр. Ш. Этингера, И. Аксенфельда (в его романе “Головной убор” отражены события Отечеств, войны 1812). В сер. 19 в. в лит-ру вошли

 

ДУХО — ЕВРЕ

 

==103

 

A. M. Дик, А. Б. Готлобер. В 50—60-х гг. под воздействием передовой рус. лит-ры Е. л. в России прониклась идеями демократизма, борьбы с религ. обскурантизмом, авторитарно-догматич., “средневековым” строем мышления. Появляются поэмы на историч. темы И. Л. Гордона. Лит-ра 60—70-х гг. развивалась под влиянием идей рус. революц. демократии. Основоположником классич. лит-ры на идише, одним из создателей евр. лит. языка был Менделе МойхерСфорим, в своих повестях и романах давший сатирич. картину уродливых явлений социальной жизни, нац. гнета. А. Гольдфаден был основателем евр. нар. театра, автором пьес и стихов, отмеченных идеями демократизма и гуманизма.

 

В кон. 19 — нач. 20 вв. в условиях обострения классовой борьбы одни литераторы отражали социалистич. и демократич. идеологию трудящихся, другие — националистич. и сионист, идеологию буржуазии. Центр, место в Е. л. этого периода занимает творчество Шолом-Алейхема, проникнутое сочувствием к “маленькому человеку”; по словам А. В. Луначарского, “вместе со своими героями Шолом-Алейхем разрешал внутренние противоречия жизни в смехе”. В его классич. реалистич. произв. — повестях “МенахемМендл”, “Тевье-молочник”, “Мальчик Мотл”, романе “Блуждающие звезды”, рассказах — дана всесторонняя, правдивая картина жизни евр. нар. масс, отразились антикапиталистич. настроения писателя. Творчество другого классика Е. л. — И. Л. Переца также отличается глубиной идейно-филос. содержания, разнообразием жанров, новаторством стиля. В нач. 20 в. выступил Ш. Аш, автор повестей, романов, пьес, в к-рых раскрыта психология обездоленного человека, но вместе с тем выражены и бурж.-националистич. идеи. Крупнейшим поэтом 20 в., писавшим на др.-евр. яз., был в России X. Н. Бялик, к-рый создавал произв. также на идише. В годы Революции 1905—07 выдвинулись писатели, воспевавшие героизм и борьбу рабочего класса, изображавшие жизнь и быт рабочих. В годы последовавшей затем реакции в поэзии и драматургии проявились декадент, и националистич. тенденции. Новый подъем обществ, движения.отразило творчество Д. Р. Бергельсона, Нистера, О. М. Шварцмана.

 

В кон. 19 в. Е. л. начинает развиваться в С Ш А, в связи с ростом там евр. населения, эмигрировавшего гл. обр. из Вост. Европы. В творчестве пролет, поэтов (М. Винчевский и др.) звучал протест против эксплуатации и нищеты. Приехавшие из России Ш. Аш, драматург и реформатор евр. театра США Я. Гордин, Егойош описывали жизнь нар. масс в условиях капиталистич. Действительности. Наряду с революц. и демократич. тенденциями в Е. л. США развивались идеи бурж. национализма, сионизма. В 1912 сложилась группа “Молодые”; вслед за европ. символистами и футуристами участники группы отказались от традиций классич. Е. л. Под влиянием Окт. революции наиболее видные представители “молодых” (поэт Г. Лейвик, прозаик И. Опатошу и др.) писали о событиях рус. революции, позже — о борьбе народов против фашизма, расизма, антисемитизма. В 20-х гг. вокруг коммунистич. газеты “Фрайхайт” объединились прогрес. писатели, критики и публицисты. В 1929 организован союз евр. пролет, писателей “Пролетпен”. Новая лит-ра призывала к борьбе против эксплуатации, безработицы, войны, за социальную справедливость, нац. равноправие. Прогрессивная Е. л. объединена вокруг “Союза еврейской культуры” (“Икуф”); его органы — журнал “Идише культур” и альманах “Замлунген”. В 70-х гг. извест-

 

==104 ЕВРЕ

 

ность приобрело творчество прозаика И. Зингера. Реакц. писатели, исповедующие идеологию сионизма, занимают враждебные позиции по отношению к Сов. Союзу и др. социалистич. странам.

 

В период между двумя мировыми войнами получила развитие Е. л. в Польше. В 20-х гг. группа поэтов и прозаиков выступала с позиций отрицания капитализма, старого мира, однако в целом в поэзии преобладали настроения анархич. бунтарства, в прозе— натурализм. Реалистич. традиции в иск-ве развивали под влиянием коммунистов Польши революц. писатели, объединившиеся вокруг журн. “Литерарише трибуне”. В годы нем.-фаш. оккупации евр. писатели принимали участие в Движении Сопротивления. В Румынии работали детский писатель, баснописец Э. Штейнбарг и поэт Я. Штернберг (с 1940 жил в СССР). Во Франции Д. Тейтельбойм создает стихи и поэмы, отмеченные социальной, демократич. направленностью.

 

Е.л. в Палестине возникла в кон. 19 в, как результат иммиграции в тогдашнюю англ. колонию мн. писателей (X. Бялик и др.), создавших новую лит-ру на языке иврит. Их творчество формировалось под влиянием нац. лит-р стран их происхождения (преим. Центр, и Вост. Европы). Описание быта евр. общин европ. стран соседствует в их произв. с изображением трудностей приспособления к новым условиям жизни. Со 2-й пол. 1920-х гг. в Е. л. Палестины все большее место занимают темы классовой дифференциации. Реакц. лит-ре, проникнутой концепциями сионистских ультра (лит. группа “Ханаанеяне” и др.), противостояли писатели, развивавшие демократич. традиции классич. евр. и мировой лит-ры. Социальные мотивы звучат в поэзии А. Шлёнского и А. Пэна, находившегося под сильным влиянием творчества В. В. Маяковского. Жанровым разнообразием и худож. мастерством отличается проза Ш. Агнона. С нач. 2-й мировой войны 1939—45 важное место в Е. л. Палестины занимала тема обличения гитлеровских зверств; мн. прозаики и поэты писали о подвиге сов. народа, спасшего мир от фаш. варварства.

 

И з д. и лит.: А м у с и н И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1961; Лит-ра Др. Востока. (Разд. “Древнеевр. лит-ра”], М., 1962; Поэзия народов СССР XIX — нач. XX в. (Разд. “Евр. поэзия”], М., 1977; История всемирной лит-ры, т. 1, разд. II, гл. 4, М., 1983.

 

ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Зачи нателями Е. с. л. явились поэты О. М. Шварцман, Д. Н. Гофштейн, Л. М. Квитко, П. Д. Маркиш, приветствовавшие Окт. революцию. В первые годы Сов. власти выступили поэты А. Д. Кушниров, С. 3. Галкин, Э. И. Фининберг, И. Фефер, М. С. Кульбак и др. Они воспевали борьбу народа за новый мир. Тема Гражд. войны воплощена в прозе Д-Р. Бергельсона. Его роман “На Днепре” (1932—40) — историч. эпопея о подготовке Революции 1905—07, о жизни евр. народа в России. В 20—30-х гг. в лит-ру вошли прозаики Ноях Лурье, Нотэ Лурье, Ш. Д. Годинер, И. Н. Кипнис, С. Д. Персов и др.; поэты М. С. Тейф, А. Ю. Гонтарь, Б. А. Олевский, Д. С. Бромберг, М. Н. Лифшиц. В их произв. создана картина жизни сов. людей, отражены успехи и трудности сов. общества этих лет, индустриализация страны и коллективизация сел. хозяйства. Героич. поэма стала ведущим жанром евр. сов. поэзии. Тема деревни, почти не имевшая места в дореволюц. евр. лит-ре, отражена в творчестве И. 3. Гордона. Дет. лит-ра представлена стихами Квитко, О. Дриза. Как драматурги проявили себя Бергельсон, Маркиш, Галкин. Е. с. л., преодолев нац. ограниченность дореволюц. времени, прониклась идеями революц. социализма и интернационализма, борьбы за новый мир (проза Я. Ю. Ривеса, Ш. Г. Горшман) и развивалась в русле социалистич. реализма.

 

В годы Великой Отечеств, войны Е. с. л. отразила патриотич. подъем сов. народа в борьбе с нем.-фаш. захватчиками. Ок. 40 евр. писателей погибли'на фронтах войны, в т. ч. Олевский, Я. М. Зельдин. Разорение в годы фаш. оккупации старых традиц. центров евр. культуры сильно ограничило возможности дальнейшего развития Е. с. л.

 

Осн. содержанием?. с. л. первого послевоен. десятилетия остается тема войны, страданий, утрат и патриотич. подвига народа, трудности восстановления разрушенных городов и сел. Поэты старшего поколения (Гофштейн, Галкин, Маркиш, Фефер, Квитко, Кушниров) создают произв., отмеченные высокой степенью зрелости худож. мастерства, филос. глубиной.

 

Евр. сов. поэзия последних десятилетий (Фефер, Гонтарь,?. Μ. Γрубиан, И. Б. Борисов, Квитко, Тейф, Дриз, А. А. Вергелис) тяготеет к эпич. жанру поэмы — историко-философской, романтической, лиро-эпической, “фрагментарной” (состоит из стихотв. циклов). Успехи совр. Е. с. л. имеются и в прозе, особенно в жанре романа. Взятые в совокупности, романы последних лет представляют собой худож. историю эпохи от нач. 20 в. до наших дней (Г. И. Добин, С. В. Гордон, Н. И. Забара, И. И. Рабин, Нистер, Нотэ Лурье, Маркиш, М. Лев). Развиваются также жанры повести, новеллы, худож. очерка.

 

Издается журн. “Совегиш Геймланд”.

 

• Добрушин И., Лит.-критич. статьи, М., 1964; Серебряный И., Современники и классики. Статьи и портреты, М., 1971? смени к Г. А., Очерки и портреты. Статьи о евр. писателях, М., 1975. Г. А. Ременик.

 

“ЕВРОПЕЕЦ”, рус. “журнал наук и словесности”. Изд. в Москве (два номера) в 1832. Печатались Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский, Н. М. Языков, А. С. Хомяков. Закрыт за статью редактора-издателя журнала И. В. Киреевского “Девятнадцатый век”. ЕГИПЕТСКАЯ ДРЕВНЯЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра древних египтян на егип. яз. (вышедшем из употребления в первые века н. э.). Древнейшие памятники Е. д. л. датируются кон. 4-го тыс. до н. э., последние — 1 в. н. э. Произв. лит-ры дошли до нас в виде многочисл. иероглифич., иератич. и демотич. текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам (см. Письмо}. Как и для других др.-вост. лит-р, для Е. д. л. характерна анонимность текстов. Осн. жанры этой лит-ры: сказки, “повествования”, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактич. произв., басни и др.

 

Мн. сюжеты фольклора и лит-ры ряда древних и совр. народов мира впервые встречаются в Е. д. л., что привлекает внимание к ней мировой науки. Егип. сказки насыщены яркой образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончат, победе добра и справедливости над силами зла. Многие из них носят явный отпечаток фольклора (напр., сказка о двух братьях) и представляют собой результат творчества талантливых авторов, имена к-рых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение — древнейший в мире образец приключенч. лит-ры; подлинник хранится в Ленинграде в Гос. Эрмитаже).

 

Под “повествованиями” подразумеваются тексты, близкие к реальному историч. фону. Изложенные от 1-го лица как воспоминания рассказчика, они имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центр, фараонскои власти; напр., автобиогр. повесть египтянина Синухэ, написанная ярким языком, считается образцом историко-реалистич. жанра в мировой лит-ре. Вероятно, этот жанр развился на основе автобиогр. надписей вельмож Др. Востока.

 

Среди “повествований” выделяется также папирус сер. 11 в. до н. э., содержащий отчет о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ,— одно из лучших произв. Др. Египта (папирус Моск. музея изобразит, иск-в). В нем имеются интересные сведения о странах, расположенных по вост. побережью Средиземного моря. Выдержанное в реалистич. тонах, оно, несомненно, является лит. обработкой подлинного отчета.

 

В дидактич. произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор — реальный или вымышленный (в последнем случае — к.-л. известный мудрец прошедших времен). “Поучения” нередко содержат утилитарные назидания, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

 

Наряду с памятниками худож. лит-ры к Е. д. л. относятся тексты, сделанные на пирамидах, и надписи царей и вельмож, обладающие лит. достоинствами. Е. д. л. оказала влияние на лит-ры др. народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-рим. период). Нек-рые егип. сюжеты через греков проникли в лит-ру европ. народов.

 

Изд.: Путешествие УнгАмуна в Библ. Изд. текста и исследование М. А. Коростовцева, М., 1960; Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973; Сказки и повести Др. Египта, Л., 1979.

 

• Т у рае в Б. А., Егип. лит-ра, т. 1, М., 1920; Лит-ра Др. Востока, М., 1971. М. А. Коросговцев.

 

ЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА новая, лит-ра егип. народа на араб. яз. Становление Е. л. происходило в тесной связи с Ливанской литературой, Сирийской литературой и лит-рами др. араб. стран на базе их общего культурного наследия (см. Арабская литература). Е. л. формировалась во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в условиях зарождавшихся капиталистич. отношений, сопровождавшихся усилением борьбы егип. народа против тур. господства и колон, экспансии европ. держав. Процесс обновления Е. л. был связан с деятельностью ранних бурж. просветителей — основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави, основателя Нац. б-ки Египта Али Мубарака, Абдаллаха Факри и др.

 

В 1870—1917 определяющее влияние на обществ. мысль и становление новой Е. л. оказали идеологи мусульм. реформации Дж. аль-Афгани, М. Абдо, поборник эмансипации женщин Касим Амин, основатель нац. партии “Ватан” М. Камиль и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты С. аль-Баруди, Я. Санну, Адиб Исхак, В. Йекун, А. Шауки и др. В поисках действенного средства для пропаганды своих воззрений егип. просветители обращаются к театру. Его репертуар первое время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия в Египет) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В. Гюго. В 80-х гг. создали оригинальные историко-патриотич. драмы “Отечество” и “Арабы” А. Надим, “Завоевание Андалусии” М. Камиль и др. Зачинателями жанра историч. романа стали ливанские эмигранты Дж. Зейдан и Фарах Антун. В нач. 20 в. появляются просветит, повести Хафиза Ибрахима, М. аль-Мувайлихи и др. на совр. сюжеты, стилистически близкие традиц. макаме. Важной вехой на пути к совр. реалистич. прозе являются повесть “Зейнаб” М. X. Хайкаля и особенно сб. рассказов “Что глаза видят” основоположника школы егип. новеллистов Мухаммеда Теймура. Тема раскрепощения женщины отразилась в сентимент. повестях М. Л. аль-Манфалути. В нач. 20 в. нек-рые публицисты и литераторы стали пропагандировать идеи социализма: Ш. Шмайиль, С. Муса и др.

 

С подъемом нац.-освободит, движения в 1919—21 открывается новейший период в истории Е. л. Он ознаменовался обновлением поэтич. форм, намеченным ранее в творчестве X. Мутрана, и утверждением романтизма в поэзии: лит. группы “Поэты Дивана” (А. М. аль-Аккад, А. Шукри и др.), особенно “Поэты Водопада” (О. Хильми и др.) и “Аполлон” (А. 3. Абу Шади, И. Наги, А. Махмуд Taxa и др.). Происходит становление реализма в прозе: рассказы Махмуда Теймура, повесть “Дни” Taxa Хусейна. Значит, роль в развитии реалистич. прозы сыграли новеллисты А. X. Сайд, М. Т. Лашин и др. Они познакомили араб. читателей с произв. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького.

 

В драматургии 20-х — нач. 30-х гг. наряду с исторической появляется совр. тематика (пьесы Т. альХакима, Мухаммеда Теймура, А. Язбека и др.). В то же время в прозе развивается и романтич. направление: па триотич. роман “Возвращение духа” аль-Хакима, роман “Ибрахим-журналист” И. аль-Мазини. В период реакции и спада нац.-освободит, движения (30-е гг.) в лит-ре появляются пессимистич. настроения, мотивы ухода от жизни: символистич. драмы “Спящие в пещере”, “Шехерезада” аль-Хакима, повесть “Зов неведомого” Махмуда Теймура, новеллы Я. Хакки. Одновременно в лит-ре усиливается социально-критич. начало: повесть “Записки провинциального следователя” аль-Хакима.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 ведущее место в лит-ре занимают писатели, ставившие перед собой цель демократизации лит-ры, утверждения принципов реализма. Их творчество получило развитие после

 

ΕΒΡΟ — ΕГИП

 

==105

 

победы нац.-освободит, революции 1952. Осн. темы “новых реалистов” — жизнь, труд и борьба простых людей: сб-ки рассказов А. аль-Хамиси, Ю. Идриса (в т. ч. и повесть “Грех”), романы А. аш-Шаркауи (“Земля”, “Окраинные улицы”). В развитии жанра социального романа гл. роль принадлежит Н. Махфузу, в послевоен. романах к-рого дана широкая панорама жизни общества 1-й пол. 20 в. (романы “Новый Каир”, “Начало и конец”, трилогия “Бейн-альКасрейн”). Романтич. мотивы, наряду с элементами поэтики, свойственными “массовой литературе”, характерны для творчества Ю. ас-Сибаи, И. Абд альКуддуса и др.

 

В поэзии 50-х гг. в творчестве аш-Шаркауи, С. Абд ас-Сабура, А. Хигази и др. утверждается свободный стих. Получает развитие поэзия на нар. языке. В то же время с пьесами социально-политич. характера выступают писатели старшего поколения аль-Хаким, А. А. Бакасир и драматурги Н. Ашур, А. Фараг. Махфуз создает серию социально-филос. романов, в к-рых пользуясь приемами аллегории, ставит проблемы социальной справедливости, поисков путей нац. развития, роли интеллигенции и ее долга перед народом. Эта же проблематика преобладает в драматургии. Как и в прозе, в ней утверждаются условные, метафорич. формы, заимствованные у егип. народного, уличного театра и совр. европ. драматургии (Л. Пиранделло, Б. Брехт, С. Беккет, Э. Ионеско). Наиболее значительны пьесы Идриса, Фарага, С. Вахбы. Разочарование в обществ, и эстетич. идеалах лит-ры 50-х гг., усугубившееся вследствие поражения Египта в войне 1967 с Израилем, породило настроения отчаяния и безверия. Отход от социальной проблематики, замыкание в рамках субъективных переживаний, мотивы отчуждения характерны для новеллистики М. X. Рагаба, Д. аш-Шаркауи и др. Со временем большая часть писателей “новой волны” сумела преодолеть субъективистский взгляд на мир, попытаться осмыслить опыт нац. и обществ, развития Египта после революции 1952 с нар.-демократич. позиций: романы “Аз-Зейни Баракят” Г. аль-Гитани, “Зимний сон” Ю. аль-Куайида, “Августовская звезда” С. Ибрахима. Искания и эксперименты 60-х гг. в области формы значительно расширили худож. возможности егип. прозы, обогатили ее в жанровом отношении. Реалистич. проза 70-х гг. сочетает углубленный психологизм с использованием фольклорной образности, документальность с приемами гротеска.

 

Вместе с тем появляются произведения, обличающие капиталистич. порядки (сатирич. роман “Хроника улицы аз-Заафарани” аль-Гитани, документ, повесть “Это происходит в Египте в наши дни” аль-Куайида) и возрождающие традиции передовой лит-ры 50-х гг.

 

В Араб. Респ. Египет Союз писателей осн. в 1955. В 1978 распущен Совет по делам лит-ры, иск-ва и науки, существовавший с 1956. Его функции переданы Мин-ву культуры.

 

Лит. периодика: Худож. и обществ.-политич. журн. <Аль-Хиляль> (с 1892), <Аш-Шиар> (с 1964), <Аль-Катиб” (с 1960). Обществ политич. ежемесячник “Ат-Талиа > (осн. в 1964), имевший лит. приложение, преобразован в 1977 в науч.-популярный журнал для юношества.

 

Изд.: Стихи поэтов Египта, М., 1936; Егип. новеллы, М., 1956; Место на земле, М., 1957; Совр. араб. поэзия, М., 1961; Шесть гиней. Новеллы егип. писателей, М., 1964; Живи, Египет! Рассказы, М., 1973.

 

• Крачковский И. Ю., Иэбр. соч., т. 1—3, М.—Л., 1955— 1956; Борисов В. М., Совр. егип. проза, М., 1961; аль-фахур и Х-, История араб. лит-ры, пер. с араб., т. 2, М., 1961; Соловьев В., Фильштинский И., Юсупов Д., Араб. лит-ра, М., 1964, с. 88—130; Долинина A.A., Очерки истории араб. лит-ры нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Е., История совр. араб. лит-ры, XIX—нач. XX в., М., 1971; К о царе в Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975; Кирпиченко В. Н., Новеллистика <новой волны” в Египте, в сб.: Идеологич. борьба и совр. лит-ры заруб. Востока, М-, 1977.

 

Н. К. Коцарев, В. Н. Кирпиченко.

 

ЕДИНОНАЧАТИЕ, то же, что анафора. “ЁЖ”, рус. сов. детский ежемес. журнал. Изд. в Ленинграде в 1928—35 (в 1930—32 — раз в две недели). Среди редакторов — С. Я. Маршак, Н. М. Олейников, Е. Л. Шварц.

 

“ЕНИСЕЙ”, рус. сов. лит.-худож. и краеведч. альманах. Орган Красноярской писательской орг-ции. Изд. в Красноярске с 1940 раз в два месяца. ЕРООЛ (монг.— благопожелание), одна из древних стихотв. форм устно-поэтич. творчества монголов. Исполняется поэтами-импровизаторами (е? о о л ч) на семейных обрядовых празднествах и нац. торжествах. Тематика — жизнь скотоводов, трудовые процессы. Размеры — от неск. десятков до неск. сотен строк. Совр. Е. стал лит. формой; темы связаны с социалистич. преобразованиями в МНР. “ЕР-ТАРГЙН”, казах, героич. нар. поэма. Сюжет ее соотнесен с историч. событиями 15 в. Осн. идея поэмы — призыв к единству, к прекращению междоусобных войн. Герой поэмы Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник народа, защитник родины от иноземных захватчиков. Вместе с ним действует его верная подруга красавица Ак-Жунус.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 494. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия