Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 37 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 37 страница






 

В Италии ранее всего возникла лит-ра Возрождения (14—16 вв.). Она была подготовлена экономич. развитием городов, оживленными торговыми связями с др. странами, общим ростом светской культуры. Ей присущи гуманистич. мировоззрение, антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеческой личности, увлечение античностью. Родоначальник лирики Возрождения — Ф. Петрарка. В его сб. “Канцоньере” (изд. 1470) воспевается земная любовь к Лауре, тонко выявлены оттенки любовного чувства. Дж. Боккаччо в стихах -и прозе, особенно в проникнутой антиклерикализмом кн. новелл “Декамерон” (изд. 1471) и повести “Фьяметта” (изд. 1472), утверждал новую, гуманистич. мораль, прославлял свободного и активного человека, отрицал аскетизм. Традицию реалистич. новеллы, идущую от “Декамерона”, развивали итал. новеллисты 15—16 вв.—Мазуччо Салернитанец, М. Банделло, Джиральди Чинтио и др. В 15 в. идеи Возрождения получили развитие в соч. т. н. ученыхгуманистов — филологов, философов-писателей, изучавших античность и писавших преим. на лат. яз.: Дж. Ф. Браччолини, Л. Б. Альберти, Л. Балла и др. На лат. яз. писал и неаполитанский поэт Дж. Понтано. Попытку сблизить “ученый гуманизм” с нар. поэзией предприняли флорентийские поэты кружка Медичи: правитель Флоренции Лоренцо Медичи, А. Полициано (лирич. драма “Сказание об Орфее”) и особенно Л. Пульчи (комич. поэма “Моргант”). Гуманистич. мироощущением проникнута незаконч. рыцарская поэма М. Боярдо “Влюбленный Орландо”. Пасторальный роман “Аркадия” Я. Саннадзаро оказал влияние на развитие европ. пасторали 16—17 вв.

 

1-я пол. 16 в. ознаменовалась расцветом итал. Возрождения, завершением процесса формирования единого лит. языка. Однако к концу 16 в. под влиянием

 

начавшегося экономич. и политич. упадка, общей феод. и католич. реакции наступил кризис гуманизма, повлиявший и на содержание лит-ры. Характерным для этого столетия стало интенсивное развитие разл. жанров. Секретарь флорентийской республики Н. Макиавелли, развивавший идею нац. объединения Италии силой деспотич. власти, стал автором историч. трудов, комедий, новелл и политич. трактатов. Л. Ариосто написал продолжение поэмы Боярдо — поэму “Неистовый Орландо”, проникнутую любовью к земной жизни; в ней высмеиваются ср.-век. понятия, фантастич. мотивы переплетаются с иронией. Ариосто — создатель итал. бытовой комедии (“О сундуке” и др.). Жанр комич. поэмы разрабатывал Т. Фоленго, написавший на макаронич. латыни поэму “Бальдус”. Комедию нравов в сатирич. направлении развивали Макиавелли (“Мандрагора”), П. Аретино и философ Дж. Бруно (“Подсвечник”). Пасторальную драму, идеализирующую действительность, создали Т. Тассо

 

(“Аминта”) и Б. Гварини (“Верный пастух”). Худож. проза 16 в. представлена соч. “Придворный” Б. Кастильоне, мемуарами Б. Челлини и новеллистикой (А. Фиренцуола, М. Банделло и др.), постепенно утрачивающей антиклерикализм и антисословный пафос. В лирике господствовали эпигоны Петрарки, возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (теоретич. трактат “Рассуждение в прозе о народном языке”). Теоретич. соч. по поэтике писали и др. литераторы, в частности Л. Кастельветро (“Добавления” к рассуждениям Бембо). Эпич. поэзию продолжал Тассо, ощущавший трагич. противоречия между близкими ему гуманистич. идеалами и религ. идеологией Контрреформации: гуманистич. принципы, пронизывающие его поэму “Освобожденный Иерусалим”, сталкиваются с ощущением их греховности, а понятие обществ, долга приобретает религ. окраску. В своем творчестве Кампанелла отстаивал иск-во высокого гражд. назначения (утопич. роман “Город солнца...”, сонеты).

 

В 17 в. Контрреформация и феод. реакция, господство испанцев над значит, частью итал. земель породили явления застоя в духовной жизни и кризис лит-ры. Барочная поэзия Дж. Марино (поэма “Адонис”) и его последователей отмечена вычурностью и односторонним стремлением к формальной новизне. С маринизмом боролись поэт и драматург Г. Кьябрера и поэт А. Тассони (героико-комич. поэма “Похищенное ведро”). Из прозы 17 в. выделяется сб. итал. сказок на неаполитанском диалекте, обработанных Дж. Базиле (“Пентамерон, или Сказка о сказках”). Лит. академия Аркадия (кон. 17 в.), провозгласившая борьбу с маринизмом, способствовала развитию в 18 в. как классицизма (трагедии П. Я. Мартелло и Ш. Маффеи), так и галантной поэзии?οκοκό (Κ. И. Фру гони, П. Ролли и др.). Оба направления переплелись в творчестве лирика и драматурга П. Метастазио, создателя многочисл. мелодрам (“Покинутая Дидона”, “Катон в У тике” и др.).

 

Просвещение, развившееся в Италии в сер. 18 в., способствовало становлению нац. самосознания. Большую роль в распространении просветит, идей сыграли журналы: венецианские “Gazzetta veneta” (1760—62), “Osservatore” (1761), издаваемые Г. Гоцци, и миланские —“La Frusta letteraria” (1763—65, изд. Дж. Баретти в сотрудничестве с А. Верри), “Caffe” (1764— 66, изд. П. Верри) и др. Драматург К. Гольдони отказался от импровизир. комедии масок и создал реалистич. комедию характеров (“Трактирщица”, “Самодуры” и др.), выражающую демократич. идеи третьего сословия. Его идейный противник К. Гоцци в своих пьесах-сказках (фьябах), основанных на фольклорных мотивах, возрождал элементы комедии дель арте (“Принцесса Турандот” и др.), высмеивал просветит, рационализм. Гражданств, пафосом исполнены тираноборч. трагедии В. Альфьери (“Саул” и мн. др.), в к-рых неоклассицизм переплетается с предромантизмом. Просветит, идеями проникнута сатирич. поэма “День” Дж. Парини. Сентименталист. мотивами проникнуто творчество И. Пиндемонте.

 

В 18 в. основы новой науки? лит-ре, проникнутой элементами историзма, заложил Дж. Вико в соч. “Основания новой науки об общей природе наций”. Автором истории И. л. был Дж. Тирабоски.

 

Лит-ра периода Рисорджименто (кон. 18 в.— 1870) отличается гражданственностью и патриотизмом. Это ощущается уже в творчестве В. Монти при всей его идейной непоследовательности (поэма “Фанатизм”, канцона “На освобождение Италии”, трагедия “Кай Гракх”). В произв. У. Фосколо, где классицизм переплетается с сентиментализмом, отражаются рост нац. самосознания и возмущение против угнетенного положения родины (роман “Последние письма Яко по Ортиса”, поэма “Гробницы”). Сатирич. стихи писал К. Порта.

 

В кон. 10-х — нач. 20-х гг. 19 в. романтизм стал господств, направлением и установил свои эстетич. принципы (статьи, брошюры, послания Дж. Берше, А. Мандзони и др.; журн. “Conciliatore”, 1818— 1819). Появились поэзия и проза, отражающие идеи нац.-освободит, движения (лирика Берше; мемуары С. Пеллико “Мои темницы”). В лирике Дж. Леопарди выражены скорбь патриота при виде униженной отчизны, романтич. отчаяние и неверие в прогресс. В этот же период возникает жанр историч. романа. Его родоначальник Мандзони — автор романа “Обрученные”, где герои — итал. крестьяне — противостоят феод. произволу. Реалистич. изображение действительности в этом произв. переплетается с романтич. мотивами, а католич. религиозность сталкивается с подлинным историзмом. В 30—40-х гг. появляются историч. романы Ф. Д. Гверрацци, трагедии Дж. Никколини, лирика Г. Мамели и А. Поэрио, проникнутые революц. идеями Дж. Мадзини. В историкобытовых романах М. д'Адзельо и др. последователей Мандзони наряду с католич. мотивами встречаются либеральные тенденции. Одновременно расцвела сатирич. поэзия Дж. Джусти и Дж. Белли.

 

После Революции 1848—49 выделяется творчество поэтов-гарибальдийцев А. Алеарди, Л. Меркантини. В историч. романе гарибальдийца И. Ньево “Исповедь итальянца”, рисующем нац.-освободит, движение вплоть до Революции 1848—49, явствен переход от романтизма к реализму. Такой же переход наблюдается и в романе Р. Джованьоли “Спартак”. Политич. поэзия Дж. Кардуччи проникнута идеями Рисорджименто и протестом против их быстрого забвения в объединенной Италии. В лирике Кардуччи, утверждающей радость жизни, возрождается поэтика классицизма (сб. “Новые стихи”, <Ямбы и эподы”) наряду с развитием, с одной стороны, романтических, а с другой — реалистич. мотивов.

 

В 1870-х гг. ведущим течением в прозе становится веризм, реалистически отображавший повседневную жизнь “маленьких людей”. Писатель-верист Дж. Верга в новеллах (сб. “Жизнь полей”, “Сельские новеллы” и др.), романах (“Семья Малаволья” и др.) и драмах сочувственно изображал рыбаков и крестьян, высмеивал духовенство и дворянство. Среди веристов выделяются также критик и романист Л. Капуана, бытописательница Матильда Серао, новеллист и поэт Р. Фучини и автор психол. романов Грация Деледда. Верга, Капуана, Дж. Джакоза, М. Прага, Дж. Роветта (писавший также романы) и др. создали веристскую драму. Веризм оказал влияние на социальную • поэзию Дж. Чены, на народнич. поэзию Ады Негри и др. Близкий к веристам писатель-социалист Э. Де Амичис утверждал демократич. и гуманистич. идеалы (повесть “Сердце”). Ими проникнута и сказочная повесть “Приключения Пиноккио” К. Коллоди. Крупнейшим литературоведом 19 в. явился Ф. Де Санктис. В своих осн. работах — “Критические очерки”, “История итальянской литературы”, курс лекций “Итальянская литература в XIX в.” и др.— он связывал развитие лит-ры с идеями эпохи, с историч. развитием народа, в его эстетике сильны материалистич. тенденции.

 

В кон. 19 в. в И. л. возникли неоромантич. и символист. направления. Гл. представитель неоромантизма, окрашенного в религ. тона,— А. Фогаццаро. К символизму тяготел поэт Дж. Пасколи, воспевавший природу, сельскую жизнь и простые человеческие чувства (сб. “Тамариск” и др.). Проявлением декаданса, ницшеанских идей стали эстет, и гедонистич. стихи, драмы и романы Г. Д' Аннунцио — певца итал. империализма, впоследствии пришедшего к фашизму. Как реакция против риторики Д'Аннунцио в кон. 1900-х гг возникло течение т. н. сумеречной поэзии, изображавшее в мелапхолич. тонах обыденную жизнь (Г. Гоццано и др.). В 1909 возникло течение футуристов

 

ИТАЛ

 

==141

 

(см. Футуризм), возглавляемое Ф. Т. Маринетти, формалистич. творчество к-рого, проникнутое вызывающим антигуманизмом и милитаризмом, способствовало идейной подготовке фашизма. К футуризму примыкал поэт и прозаик Дж. Папини.

 

Кризис традиц. морали и трагедию “маленьких людей” в бурж. мире с наибольшей остротой показал Л. Пиранделло. Его лучшие новеллы, романы (“Покойный Маттиа Паскаль”) и драмы (“Шесть персонажей в поисках автора”, “Генрих IV” и др.), несмотря на парадоксальность ситуаций, носят социальный и гуманистич. характер.

 

Большое влияние на итал. эстетич. мысль 1900-х гг. оказал критик и философ-неогегельянец В. Кроче. Провозглашая внеисторичность иск-ва и выдвигая тезис имманентного худож. идеала, Кроче одновременно дал оценку достижений И. л., резко выступал против декадентства и иррационалистич. течений.

 

Участие Италии (1915—18) в 1-й мировой войне, последовавший затем подъем рабочего движения и вместе с тем — нарастание фаш. опасности привели к резкому размежеванию сил в лит-ре. Журн. “La Ronda” (1919—22) проповедовал замкнутость художника в “индивидуальную свободу мысли”. В романе И. Свево “Самопознание Дзено” самоанализ вытесняет картину реального мира. Левое крыло итал. интеллигенции во главе с руководителем ИКП А. Грамши, зачинателем итал. марксист, эстетики и лит-ведения, и антифаш. публицистом П. Гобетти боролось за демократич. культуру и лит-ру в тяжелых условиях фашизма, к-рый ликвидировал в 1926 всю легальную левую прессу в Италии. В статьях, опубл. в коммунистич. печати 20-х гг., а затем в работах, написанных в тюрьме в 30-х гг. (“Литература и национальная жизнь” — том “Тюремных тетрадей”), Грамши исследует нац. культуру и лит-ру с позиций марксист. концепции истории. Он разработал понятие наи.-нар. лит-ры, к-рая выражает глубинные чаяния нар. масс в данный момент нац. истории.

 

Двадцать лет фаш. диктатуры вели к отрыву И. л., в целом не принявшей фаш. идеологии, от социальной тематики, от реалистич. традиций. Иллюзорным бегством от действительности был “магический реализм” М. Бонтемпелли, католич. фатализм историч. романов Р. Баккелли (трилогия “Мельница на По”). В поэзии 20—30-х гг. господствовал герметизм с мотивами одиночества, трагич. ощущениями мира, выраженными в изощренной поэтич. форме (Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба). Стремление к критич. изображению реальной действительности тем не менее воплотилось в эти годы в творчестве К. Альваро, к-рый показал жизнь крестьянства итал. Юга (“Люди из Аспромонте”), А. Моравиа, разоблачавшего опустошенный духовный мир бурж. интеллигенции (роман “Равнодушные” и др.), Реалистич. традиция жила также в творчестве литераторов антифаш. эмиграции; Дж. Джерманетто (“Записки цирюльника”), А. Уголини (сб. “Фонарь”) и др. Усиление антифаш. настроений в стране в кон. 30-х гг. сказалось в творчестве Ч. Павезе (рассказы и повести 1936—40), Моравиа (сатирич. роман “Маскарад”). В “Сицилийских беседах” Э. Витторини в аллегорич. форме выражен протест против воен. авантюр фашизма.

 

Всенар. Движение Сопротивления фашизму и нем фаш. захватчикам в 1943—45 принесло подлинное обновление И. л. (см. Сопротивления литература). С сер. 40-х гг. ведущим реалистич. направлением первого послевоен. десятилетия стал неореализм, проникнутый антифаш. духом, верой в человека из народа, стремлением правдиво показать нац. жизнь. Тематика антифаш. партиз. борьбы занимает в этот период значит. место в прозе и поэзии: романы Витторини “Люди и нелюди”, Р. Вигано “Аньезе идет на смерть”, повесть К. Кассолы “Старые товарищи”, поэтич. сб. С. Квазимодо “Жизнь не сон”. Разнообразна мемуарная и документ, лит-ра Сопротивления. Неореалистом

 

==142 ИТАЛ

 

явился В. Пратолини, показавший судьбы и борьбу итал. народа в историч. перспективе (роман “Повесть о бедных влюбленных”, трилогия “Итальянская история”). Лит-ре неореализма присуще сочетание лирич. темы с разоблачением социальной несправедливости: роман Ф. Йовине “Земли Сакраменто”, книги К. Леви “Христос остановился в Эболи” и “Словакамни”, комедии Э. Де Филиппо “Ложь на длинных ногах”, “Моя семья” и др., поэтич. цикл П. П. Пазолини “Прах Грамши”. Расцвет переживает неореалистич. кинодраматургия (Ч. Дзаваттини, Пазолини, Дж. Бассани и др.). Прогрес. лит-ру для детей, осн. на нар. традиции, создает поэт и сказочник Дж, Родари —“Приключения Чипполино”, детские стихи. В кон. 50-х гг. проявляется ограниченности неореализма: идейная расплывчатость, эмпиризм, неумение постичь сложность духовного мира человека. Нек-рые писатели-неореалисты проявили растерянность перед усложнившимися социальными конфликтами, поддались модернист, влияниям.

 

В 60-х гг. И. л., использовав опыт неореализма, обрела новые идейно-худож. аспекты. Углубляется образ совр. человека, расширяется сфера его социального и психол. изображения, идут поиски новых выразит, средств. Особое развитие получает социально-психол. роман. Моравиа после “Римских рассказов” и романа “Чочара”, где ощущается влияние неореализма, обращается к проблеме отчуждения, бичуя приспособленчество, утрату идеалов героями из бурж. среды (роман “Скука”, сб. “Автомат”). В повести И. Кальвино “Облако смога”, в гротескносатирич. романе Г. Паризе “Хозяин” вскрывается враждебность “неокапитализма” духовному миру человека. В остросоциальных повестях Л. ТТТяттти (“Сова появляется днем”, “Каждому свое”) разоблачаются деятельность мафии, коррупция в гос. аппарате. В филос.-аллегорич. жанре (повесть “Несуществующий рыцарь”, “ Космикомические рассказы” Кальвино) ставятся совр. морально-этич. проблемы. Глубже раскрывается тематика войны и Движения Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Кассолы “Невеста Бубе”, М. Вентури “Белый флаг над Кефаллинией”). В ряде произв. звучит тема рабочего класса, становления человеческого характера в труде, в обществ политич. деятельности (“Постоянство разума” Пратолини).

 

В те же годы складывается авангардист, направление (“Группа 63”), сочетающее анархич. антибуржуазность и левачество с отрицанием реалистич. традиции и чисто формальным экспериментаторством, не давшим серьезных худож. результатов (Э. Сангуинети, театр, “квартеты” в форме беседы четырех лиц: “Толкование снов”, 1965; “Протоколы”, 1969).

 

В 70-х гг. обострилась борьба прогрес. И. л. с бурж. “массовой культурой”.

 

Ведущим жанром остается роман с социальнонравств. проблематикой. Сохраняя принцип реалистич. повествования, роман освоил структурные и стилистич. новации, прием условности. Происходит развитие жанров романа-гротеска, притчи, филос аллегорич. сатиры, фантастич. антиутопии как средств заострения реальных конфликтов: обесчеловечивания людей в системе “неокапиталистического управления” (Л. Бонджорно “Город во сне”), психопатологич. воздействия “массовой культуры” и культа секса (Л. Биджаретти “От женщины к луне”). Виртуозно построенные романы-притчи Кальвино (“Замок скрестившихся судеб”, “Если зимней ночью путешественник...”) — раздумья о судьбах личности и культуры, о поисках истины. Политич. детектив Шаши (“Любыми средствами”, “Контекст”) ставит проблемы идеологич. борьбы. Заметное развитие получает историч. роман в разных жанрах: “роман-воспоминание” (М. Вентури “Самые дальние станции”, Биджаретти “Комнаты”); документ, повествование, сближенное с современностью (Шаша “Палермские убийцы”). Широкое эпич. полотно создает Эльза Моранте (“История”) о судьбах “маленьких людей” в период 2-й мировой войны 1939—45. Выделяется роман Р. Биленки (“Сталинградская пуговица”), где антифаш. борьба итал. народа сопрягается с освободит, миссией Сов. Армии.

 

В итал. поэзии изживается авангардизм, налицо стремление к ясности поэтич. языка (Монтале, сб. •“Сатура”).

 

Итал. лит. процесс 70-х гг. свидетельствует об укреплении позиции реализма как метода худож. осмысления действительности. Осн. тенденция совр. И. л.— острокритич, отношение к бурж. действительности, понимание моральной ответственности писателя перед обществом. Передовая итал. интеллигенция, итал. коммунистич. партия много внимания уделяют разработке принципов реализма, борьбе против “массовой культуры”. Ныне литературоведч. школа, стоящая на марксист, эстетич. позициях, занимает видное место в итал. культуре (работы К. Салинари, Н. Сапеньо, Дж. ферраты и Др_). Крупным совр. историком лит-ры является Э. Гарен. В Италии создан Ин-т Грамши, плодотворно разрабатывающий проблемы эстетики, худож. методологии, лит-ведения и критики.

 

Лит. периодика; Лит. раздел газ. “Unita” (с 1924), центр, орган ИКП; еженед. лит. приложение газ. <Paese sera” (с 1949), ежемес. лит. журн. <I1 Contemporaneo” (осн. К. Салинари, Рим, 1954; с 1964 — лит. прилож. теоретич. журнала ИКП “Rinascita”, изд. с 1944). Лит. приложение <Tutto-!ibri” газ. “Stampa” (с 1866). Еженед. лит. газета “Friera letteraria”— орган синдиката писателей, созд. в 50-х гг.

 

Во Флоренции выходят лит.-критич. журн. <Belfagor> (с 1946, осн. Л. Руссо); журн. “Il Ponte” (с 1945). В Риме изд. журн. <Nuovi argonienti” (с 1953; осн. П. Пазолини и А. Моравиа и др.). Вопросы драматургии освещают журн. “Il Dramma” (Турин, с 1925), “Sipario”· (Милан) и <Nuova antologia” (Рим, с 18G6). Историко-лит. журналы <Rassegna delia letteratura italiana” (Флоренция, с 1893) и <Giornale storico delia letteratura italiana” (Турин, с 1883).

 

Лит.-библиографич. издания: “Italia ehe scrive” (Рим, с 1918) и “Ubri e riviste d'Italia” (Рим, с 1950).

 

Изд.: Новеллы итал. Возрождения, пер. П. Муратова, ч. 1—3, M., 1912—13; Итал. новелла Возрождения, M., 1957; Итал. новеллы. 1860—1914, M.—Л., 1960; Итал. новелла XX в., М., 1969; Европ. поэты Возрождения, М., 1974; Европ. поэзия XVII в., М., 1977; Европ. поэзия XIX в., М-, 1977; Из совр. итал. поэзии, М., 1981.

 

• ВеееловскийА.Н., Собр. соч., т. 3—4, СПБ. 1908—09; ДжиэелеговА.К., Ояерки итал. Возрождения, т. 1—2, M., 1929; его же, Итал. нар. комедия, 2 изд., М., 1962; Грамши А.. Избр. произв., пер. с итал., т. 1—3, М., 1957—59; Потапова 3. М., Неореализм в итал. лит-ре, М,, 1961; ее же, Итад. роман сегодня, М., 1977; Де Санктис Ф., История итал. лит-ры, пер. с итал., под ред. Д. E. Михальчи, т. 1—2, М., 1963—64; М оку л ьс кий С. С., Итал. лит-ра. Возрождение и Просвещение, М., 1966; P e и з о в Б. Г., Итал. лит-ра XVItI в.. Л., 1966; Кин Ц., Миф, реальность, лит-ра, М., 1968; ее же, Итал. светотени, М., 1975; Π ξ л у я? τ ξ в а И. К., История итал. лит-ры XIX в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970; G a? i n Ε., L'umanesimo italiano, Bari, 1952; Storia delia letteratura italiana, v. 1—9, Mil., 1965—69; Letteratura italiana. Ι critici, v. 1—S, Mil., [1969]. H. Г. Едина (И. л. до 1918), 3. М. Потапова (И. л. после 1918, Лит. периодика).

 

 

00.htm - glava14

 

Й

 

 

ЙЕМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, см. Народной Демократической Республики Йемен литература и Йеменской Арабской Республики литература.

 

ЙЕМЕНСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра Йемен, народа (Сев. Йемен) на араб, яз.; часть общеараб. лит-ры (см. Арабская литература). В доисламский период и первые века ислама (с 7 в.) в ней отмечалась интенсивная поэтич. деятельность. Ср.-век. поэты долго придерживались традиц. жанров Др. Аравии (касыда, элегия). Среди них выделялись Н. аль-Химьяри, А. М. аль-Хамадани. Многовековое иностранное владычество затормозило развитие местной лит-ры, к-рая вплоть до 40-х гг. 20 в. сохраняла ср.-век. характер. Становление новой лит-ры относится к периоду 2-й мировой войны 1939— 1945, когда наряду с традиц. направлением появились поэзия с неизвестными ранее темами и формами, публицистика и худож. проза. Среди зачинателей новой

 

Йемен, лит-ры — М. аз-Зубейри. В 70-х гг. выдвинулись поэты А. Наср, И. Садык, поднимающие в своем творчестве политич. и социальные проблемы, Единств, жанр Йемен, прозы — реалистич. новелла, появляющаяся в осн. на страницах периодич. печати. Известно творчество С. аш-Шейбани, аль-Муртеды. Молодое поколение прозаиков представлено именами Ш. Шаифа, А. Кади и др. Начиная с древнейших времен большой популярностью пользуется устная нар. поэзия.

 

В февр. 1974 был проведен съезд писателей Йемена и создан Союз литераторов, единый для обеих республик Йеменского региона (см. Народной Демократической Республики Йемен литература).

 

Лит. периодика: журн. “Аль-Хикма аль-Йаманийя” (с 1974). • Крымский А. E., История арабов и араб. лит-ры, ч. 1—3, M., 1911—13; Котлов Л. Н., йеменская Арабская Республика. Справочник, М., 1971 (разд. “Литература”). В. Э, Шагалъ.

 

00.htm - glava15

 

К

КАБАРДИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кабард. народа. Одним из источников К. л. был фольклор, богато представленный песнями, сказками, пословицами, историко-героич. сказаниями и др. В героико-мифол. эпосе “Нарты” [см. Нартский (Нартовский) эпос] отразились трудовая энергия, воинские подвиги, миросозерцание кабард. народа. В 19 в. поэт и филолог Ш. Ногмов составил азбуку и грамматику кабард. яз., но она не получила распространения. До Окт. революции (с 30—40-х гг. 19 в.) кабард. авторы печатались на рус. яз. С введением письменности в 1923 К. л. развивается на кабард.-черкес, яз. Первоначально преобладала поэзия на основе фольклорных традиций, преобразуемых под влиянием новой действительности и опыта рус. лит-ры. Пионером К. л.? был Б. Пачев. С 30-х гг. появляется драматургия, проза f критика. Основоположник сов. К. л. Али Шогенцуков, поэт и драматург 3. Аксиров создают первые крупные эпич. произв. о жизни кабард. народа. В годы

 

Великой Отечеств, войны выходили коллективные сб-ки стихов, очерков, рассказов. В послевоен. период лирика А. Кешокова, Адама Шогенцукова становится общесоюзным достоянием. Гражданственна лирика Ф. Балкаровой, 3. Тхагазитова. Появляются крупные прозаич. произв.: в 1954 — первый в К. л. роман “Горцы” (2-я кн., 1975) А. Шортанова, историко-революц. дилогия “Вершины не спят” Кешокова, обогатившего К. л. жанрово и тематически. Совр. нравств. проблематикой отмечена проза Адама Шогенцукова, X. Теунова, К. Эльгара и др. О колхозной деревне пишет прозаик А. Шомахов. Развивается драматургия: историко-революц. драмы, пьесы с совр. тематикой, комедии (Шортанов, Аксиров, Кешоков).

 

Лит. периодика: альманахи <Кабарда” (на рус. и кабард.-черкес. языках, 1945—57), “Ошхамахо” (на кабард.-черкес, яз., с 1958). Изд.: Антология кабард. поэзии, [M., 1957].

 

ЙЕМЕ — КАБА

 

==143

 

β еунов X., Лит-ра и писатели Кабарды, 2 изд., М., 1958; Очерки истории кабард. лит-ры, Нальчик, 1968; Кашежева Л.Н., Кабард. сов. проза, Нальчик, 1962; Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиогр. указатель, Нальчик, 1965. M. Сокуров.

 

КАБО-ВЕРДЕ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. Зеленого Мыса Республики литература. КАБУКИ, 1) жанр япон. драмы; 2) вид япон. театр. иск-ва. К. возник в нач. 17 в., его расцвет — кон. 17— сер. 19 вв. Пьесы делятся на исторические, бытовые и “новые бытовые” (с 19 в.). Сюжеты обычно взяты из одноактных лирич. драм- и о к ё к у театра масок н о о, из легенд, историч. романов, буддийских сутр, в бытовых пьесах — нередко из реальной жизни. В театре К. ставятся и пьесы дзёрури. Действие К. осн. на иск-ве декламации, пантомимы и танца. Авторские реплики произносит чтец-г и д а ю. С 1652 все роли в К. исполняют мужчины; амплуа передаются по

 

Наследству. В· Н. Горегляд.

 

•“КАБУС-НАМЕ”·, памятник классич. перс. и тадж. худож. прозы; первое прозаич. произв. на языке фарси 11 в. Представляет собой собрание этич. поучений (“44 главы”), автор к-рых Унсур аль-Маали. “К.-н.” неоднократно переводился на мн. языки мира.

 

Тексты: Кабус-наме, пер. и примеч. Е. Э. Бертельса, М., 1953; 2 изд., М., 1958.

 

КАВЬЯ (санскр.; собственно поэзия, поэма), в классич. и совр. инд. поэтике — лит-ра как иск-во слова, противополагаемая священным текстам (агама), эпосу, историч. сочинениям (итихаса) и науч. лит-ре

 

Предметом К. является человек, его социальный опыт, представленный в худож.-образной форме, дающей эстетич, наслаждение. К. делится на “слышимую” (шравья), охватывающую все виды произв., к-рые читаются или слушаются, и <зримую>, охватывающую все виды произв., требующих зрелищного воплощения, вплоть до пантомимы и танца. К. также делится на ритмически организованную (падья) и свободную от такой организации (гадья), собственно худож. прозу.

 

Хотя сам термин “К.” имеет достаточно универсальный смысл, он применяется в совр. инд. эстетике и лит-ведении преим. к древним и ср.-век. лит-рам народов Индии, особенно к лит. общностям на санскрите и пракритах. Осн. формы К.— драма (натья), эпич. поэма (махакавья), лирика (анибаддха), повествоват. проза (катха) и агиография (акхьяика).

 

φ Ρеребряков И. д., Очерки др.-инд. лит-ры, М., 1971.

 

И. Д. Серебряков, “КАЗАХ АДЕБИЕТЙ” (“Казахская литература”), лит. еженед. газета, орган СП Казах. ССР. Выходит в Алма-Ате с 1934 на казах, яз.

 

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра казах, народа. Развивается на казах, яз. Устно-поэтич. творчество казахов, корнями своими уходящее в глубокую древность, представлено песнями, сказками, пословицами и поговорками, героич. и лиро-эпич. поэмами, айтысами (песенно-поэтич. состязаниями нар. певцов), лирикой (толгау — филос. размышления, арнау — посвящения, и др.). Казах, фольклор включает св. 40 жанровых разновидностей, значит, часть к-рых специфична лишь для него (песни-прошения, песниписьма и др.). Песни делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Популярными героями казах, сказок были Алдар-Косе и Жиреншешешен — острословы и шутники. В героич. эпосе, особенно в наиболее древних поэмах (-“Кобланды-батыр^, <Ep-TapzbtHS>, “Алпамыс”, “Камбар-батыр” и др.), воспеты подвиги богатырей, отстаивающих независимость народа. Осн. содержание лиро-эпич. поэм “Козы-Корпеш и Баян-Слу”·, ^Кыз-Жибек” и др.— верная и самоотверженная любовь, подчас трагич. судьба молодых героев.

 

Из произв. устно-поэтич. творчества, авторство к-рых можно считать установленным, наиболее ранние относятся к 15 в. Начало новой, индивидуальной поэзии связано с творчеством Бухара-жырау Калкаманова (18 в.), автора острых и политически актуальных стихов, выражавшего, однако, феод. идеологию.

 

==144 КАБУ—КАЗА

 

На рубеже 18—19 вв. в связи с присоединением значит. части Казахстана к России начался новый этап в развитии казах, культуры, в т. ч. и лит-ры. Акыны Махамбет Утемисов, в творчестве к-рого намечается переход от устно-поэтич. слова к письм. поэзии, и др. призывали народ к борьбе против угнетателей — баев, биев, а также царских чиновников-сатрапов. Их творчество носило демократич. характер; они видели и понимали преимущества приобщения Казахстана к жизни России. Нек-рые акыны критиковали существующие порядки с позиций идеализации патриарх. прошлого.

 

Во 2-й пол. 19 в. выдвинулись акыны Ахан Корамсин (Ахан-Сере), Джамбул Джабаев, Д. Алимбаев и др.; с их именами связано бурное развитие айтыса не только как формы поэтич. состязания, но и как действенного способа выразить обществ, мнение, направленное против угнетения, отстаивающее социальную справедливость.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 539. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия