Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 42 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 42 страница






 

В мировой лит-ре имеются многочисл. отголоски К. И., в т. ч. спор бога и сатаны (Мефистофеля) о человеке в “Прологе на небесах” гетевского “Фауста”, богоборч. монологи Ивана Карамазова; в лирич. поэзии к образу Иова обращались Дж. Байрон, Вяч. И. Иванов, М. И. Цветаева и мн. др.

 

Изд. и лит.: Книга Иова, в кн.: Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973; Аверин пев С. С., Иов, в кн.: Мифы народов мира, т. 1, М., 1980 (библ.). О. Е. Нестерова.

 

КНИЖНАЯ ПАЛАТА, см. Всесоюзная книжная палата.

 

КНИЖНЫЙ ЗНАК, см. Экслибрис. КОБЗАРЬ, бандурист, укр. нар. певец, аккомпанирующий себе на кобзе (бандуре). В репертуаре К. (думах, песнях) отразились вековые чаяния народа, воспевались герои нар. борьбы с иноземными поработителями. Своего расцвета иск-во К. достигло в 16— 17 вв. Ныне (с 1965) существует Гос. капелла бандуристов УССР.

 

“КОБЛАНДЫ-БАТЙР”, казах, героич. эпос (известны также каракалп., крымско-тат., алт. версии). Бытует в стихотв. форме. Самый полный вариант (более 10 000 строк) исполнял казах, акын Н. Байганин.

 

В основе сюжета — борьба богатыря Кобланды, предводителя кипчаков (тюрк. племя, предки казахов), с захватчиками кызылбашами. Традиц. эпич. сюжеты—чудесное рождение героя от престарелых родителей, героич. сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Кортке (типичная эпич. фигура жены — мудрой советчицы), воспитавшей для мужа богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают богатыри Караспан и Орык, богатырша Карлыга, дочь хана Кобикты, к-рая избавила богатырей от ханского плена (ср. сходный сюжет в <Алпамыше^), помогла одолеть своего отца и брата — родовые связи в эпосе, т. о., уже подчинены героич. индивидуализму. Кобланды отказывает в любви богатырше, и та в гневе ракит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Букенбай. Эпос завершается свадьбой Кобланды и Карлыги.

 

Для поэтики эпоса “К.-б.” характерны плачи матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним.

 

И з д.: Кобланды-батыр. Казах, героич. эпос, М., 1975. В. Л.

 

КОДА (итал. coda, букв.— хвост), 1) нисходящая часть строф песенно-плясового происхождения (напр., в канцоне), замыкающая 2-членную восходящую часть (аналогична эподу в греч. триаде “строфа + + антистрофа + эпод”). 2) Дополнит, строки (сверх четырнадцати) в конце шуточного сонета.

 

М. Л. Гаспаров.

 

“КОДЗИКИ”, япон. летопись, сб. космогонич., героич. мифов и историч. сказаний. Записана в 712. Состоит из трех частей: первая — космогонич. сказания, вторая — о мифич. царях, третья — об исторически реальных царях; доведена до царствования императрицы Суйко (592—628). В текст вплетено много песен. Подбор мифов тенденциозен, поскольку цель создания “К.”— доказать законность власти царей. Впервые напечатана в 17 в.

 

“КОДРЫ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Орган СП Молд. ССР. Изд. в Кишиневе с 1968 на рус. яз.

 

“КОЗЙ-КОРПЕШ И БАЯН-СЛУ”, казах, лиро-эпич. поэма. Бытовала также у башкир, алтайцев и др. Известно св. 16 вариантов в записях 19—1-й пол. 20 вв. В основе — широко распространенный сюжет о разлученных влюбленных.

 

Отец красавицы Баян — Карябай и отец Корпеша — Карыбай договорились об обручении детей еще до их рождения. После гибели Карыбая отец Баян не пожелал отдавать дочь сироте и откочевал в калм. степи. Далее следуют традиц. эпич. сюжеты борьбы за невесту: Корпеш отправляется на поиски суженой, преодолевает сверхъестеств. препятствия по дороге и, достигнув стад Карабая, КЛАУ — КОЗЫ

 

==159

 

переодетым нанимается в пастухи (ср. Коподей-мергена в эпосе “Маайпй-кара”). Баян узнает его и проводит с ним ночь. Богатырь Кодар, к-рому обещана Баян, предательски убивает Корнеша (в пек рых версиях — при участии ее родичей). Баян убивает навязанного жениха и закалывает себя на могиле возлюбленного.

 

Поэма слагалась под влиянием эпоса •“Алпамыш^.

 

Изд.: Казах, эпос, А.-А., 1958. • Жирмунский В. M., Тюркский героич. эпос. Л., 1974.

 

В. П.

 

КОЛЛИЗИЯ (от лат. collisio — столкновение), противоречие, столкновение, борьба действующих сил, лежащие в основе действия худож. произведения. Термин “К.” введен Г. Гегелем; употребляется синонимично термину конфликт^, но подразумевает историч. масштаб, глобальность изображаемых противоречий или — реже — определяет противоречие скорее как момент внутр. структуры, чем как предмет худож. изображения.

 

“КОЛОКОЛ”, рус. революц. газета, изд. в 1857—67 в Лондоне (с 1865—в Женеве) А. И. Герценом и Н. П. Огаревым (сначала как приложение к •“Полярной звезден). Вышло 245 номеров (от 1 до 4 в месяц). Нарушив “рабье молчание”, “К.” “...встал горой за освобождение крестьян” (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 259), разоблачал внутр. и внеш. политику царизма, выдвинул лозунг <sB народ! К народу!”, пропагандировал идеи “русского социализма”. В “К.” опубл. мн. статьи Герцена (в к-рых затрагивались и вопросы лит-ры), отрывки из “Былого и дум”, стихи М. К). Лермонтова, Н. А. Некрасова (“Размышления у парадного подъезда”), Огарева, М. Л. Михайлова и др. Борьба за реализм, обществ, содержательность и нравств. безупречность лит-ры сближала лит. позиции “К.” и “Современника”, с к-рым он, однако, полемизировал по ряду вопросов, в частности об отношении к “лишним людям” (ст. Герцена “Лишние люди и желчевики”, 1860). Влияние “К.” и споров вокруг него сказалось в творчестве мн. рус. писателей, в т. ч. И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова -Щедрина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского.

 

И з д.: Колокол, в. 1—11. факсимильное издание. (Предисл. М. В. Нечкиной; в. 11 — Указатель), М., 1960—64.

 

Q Козьмин Б. П., Журнально-публицистич. деятельность А. И. Герцена. <Полярная звезда” и “Колокол”, М., 1956; Э и д е л ь м а и Н. Я., Герценовский “Колокол”, М., 1963.

 

КОЛОМЙЙКА, жанр укр. фольклора, короткая песенка, похожая на частушку. К.— рифмованное двустишие (в каждой строке 14 слогов с цезурой после 8-го слога): Як не хочеш, д1вчинонько, дружиною бути, То дай меш таке зшля, щоб тебе забути. Многие укр. поэты пользовались ритмикой К.; Т. Г. Шевченко положил ее в основу своего тонич. стиха. Нередко К. исполняется во время танца.

 

КОЛОН (греч. kolon — часть тела; элемент периода), ритмико-интонац. единица звучащей речи: речевой такт, выделенный паузами и обычно объединенный логич. ударением; понятие К. в артикуляц. плане сближается с понятием “дыхательной группы” (группа слов, произносимых одним выдохом), в смысловом плане — с понятием синтагмы. В рус. яз. средний объем К. ок. 8 слогов, в худож. прозе — 2—4 полноударных слова, в науч. и публицистической — больше. Членение на К., “коммы” (“отрезки”, укороченные К.) и периоды приобретает особую отчетливость и выразительность в ораторской прозе.

 

Пример членения речи на К.: <Я ехал на перекладных из Тифлиса. / Вся поклажа моей тележки / состояла из одного небольшого чемодана,/ который до половины / был набит путевыми записками о Грузии” (М. Ю. Лермонтов). М. Л. Гаспаров.

 

КОЛУМБИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра колумб. народа. Развивается на йен. языке. Фольклор индейцев сохранился лишь в записях 19 в. В колон, период лит-ра была связана с традициями исп. культуры. Осн. ее жанры — историч. и бытовые хроники, религ мистич. лит-ра, поэзия: произв. хрониста X. Родригеса Фрейде, эпич. героич. поэма “Элегия о знаменитых мужах Индий” X. де Кастельяноса.

 

К оглавлению

 

==160 КОЛЛ — КОЛЯ

 

В кон. 18 — нач. 19 вв. в условиях политич. подъема и роста нац. самосознания, особенно усилившихся в период Войны за независимость исп. колоний в Америке 1810—26, наибольшее развитие получили публицистика, ораторское иск-во и революц. поэзия, к-рые содержали элементы классицизма и были проникнуты идеями гражданственности и патриотизма. С 30-х гг. ведущим направлением (вплоть до 70^80-х гг.) был романтизм; лит-ра этого периода обрела нац. черты. Один из зачинателей романтич. поэзии — X. Э. Каро. Вершиной ее стало творчество Р. Помбо, к-рое наряду с тематич. богатством (любовная лирика, произв. филос. и политич. содержания, сатирич. поэзия) отличалось новаторством в области формы (использование традиций нар. поэзии). В прозе романтич. тенденция тесно переплеталась с бытописательской (см. Костумбризм). Первое крупное произв. нац. прозы и один из лучших образцов лат.-амер. прозы в/19 в.— роман X. Исаакса “Мария”, к-рый, сочетая черты романтизма и костумбризма, имеет также реалистич. элементы. Широкий охват нац. действительности, характерный для прозы костумбризма, создал предпосылки для развития реализма. Усиление реалистич. тенденции в кон. 19 —нач. 20 вв. особенно заметно в творчестве Т. Карраскильи и др.

 

Кон. 19 — нач. 20 вв. в К. л. ознаменовался распространением модернизма, существенно отличавшегося, как и в др. странах Лат. Америки, от европ. модернизма определ. связью с традицией. Его родоначальниками в Колумбии были X. А. Сильва и Г. Валенсия. Модернист, тенденции присущи прозе X. М. Варгаса Вилы. В стороне от модернист, исканий большинства поэтов, объединившихся в кружок “Символический грот” (1902—04), находится творчество X. Флореса, народное по своему содержанию. В 20-х гг. выступили авангардисты (см. Авангардизм), объединившиеся в группу “Новые”: Л. де Грейф, Р. Майя и др. В 20— 30-х гг. в поэзии постепзнно преодолевалось увлечение формальным новаторством. В творчестве т. н. “поэтов столетия” преобладала социально-критич. тенденция; их гл. представители — сатирик Л. К. Лопес, П. Барба Хакоб и др.

 

В прозе начиная с 20-х гг. также отчетливо заметен поворот к общественно значимой тематике. Выдающийся прозаик 1-й пол. 20 в.— X. Э. Ривера. Его роман “Пучина” о жестокой эксплуатации сборщиков каучука, одно из самых значит, произв. реалистич. прозы в Лат. Америке, положил начало т. н. лит-ре зеленого ада. Реалистич. традиции в 40—50-х гг. продолжали прозаики X. А. Осорио Лисарасо, А. Паласиос и особенно Э. Кабальеро Кальдерон, отразивший в романах “Отвернувшийся Христос”, “Съерво безземельный” острые противоречия обществ.-политич. жизни Колумбии. В поэзии этого периода значит. место принадлежит прогрес. группе “Камень и небо” (X. Пардо Гарсия, Э. Карранса и др.). Гл. событие лит. жизни Колумбии 60—70-х гг.— творчество Г. Гарсии Маркеса, к-рое приобрело всемирную известность. В романе-эпопее “Сто лет одиночества”, используя нар.-мифол. фантастику как одно из осн. средств в качестве собств. худож. системы, травестируя разные худож. традиции, Гарсия Маркес создал легендарно-фантастич. мир, показанный через сознание героев, своеобразно переплетенный с историч. реалиями. Его роман “Осень патриарха” проникнут резкой антидиктаторской направленностью. Среди известных совр. поэтов — Л. Видалес, Ф. Арбелаэс, Г. Ульоа, М. Сепеда Варгас, Дора Кастельянос и др. Антидиктаторские антиимпериалистич. идеи отразились в эссеистике и публицистике писателей и обществ. деятелей Б. Санина Кано, X. Саламеа.

 

φ Curcio Altamar A..Evolution de la novela en Colombia, Bogota, 1973]; Arango Ferrer J., Horas de literatura colombiana, Bogota, 1978. С. Н. Табунов.

 

КОЛЬЦО, то же, что просаподосис. КОЛЯДКА (от лат. Calendae — первый день месяца), обрядовая песня у народов Вост. Европы, гл. обр. у славян, с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая; исполнялась на святках, преим. в ночь под рождество.

 

КОМЕДИЯ (лат. comoedia, греч. koinodia, от komos — веселая процессия и ode — песня), вид драмы, в к-ром характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под К,, подразумевалось произв., противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом; ее герои, как правило, были из низшего сословия. Во многих поэтиках (в т. ч. Н. Буало) К. определялась как •“низший жанр” (в противовес “высокому жанру”— трагедии); в лит-ре Просвещения это соотношение было нарушено признанием “среднего жанра”, т. н. мегцанской драмы. В 19 и особенно в 20 вв. К.— весьма свободный и разноликий жанр.

 

К. устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (“недолжного”, противоречащего обществ. идеалу или норме): герои К. внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, к-рый и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию. Диапазон К. чрезвычайно широк — от политич. сатиры до легкого водевильного юмора. Однако и в острой социальной К. (напр., в “Горе от ума” А. С. Грибоедова) изображение человеческих страданий (“мильон терзаний” Чацкого) допустимо лишь в определ. мере; иначе — сострадание вытесняет смех и К. преобразуется в драму (напр., “Дело” А. В. Сухово-Кобылина).

 

Наряду с незримым честным “лицом” всякой К.— смехом — положительное начало бывает представлено в ней и непосредственно, зримо (напр., “благородный комизм” в образе Фигаро у П. Бомарше; богатство человеческих чувств в комич. образе шекспировского Фальстафа, вольнодумство Чацкого). Характеры в К. обычно выписываются рельефно и крупно, акцентируется статика характера, осмеиваемые его черты. Многовековая история К. породила разнообразнейшие жанровые разновидчости: К. характеров, К. бытовая (нравов), К. положений, К. интриги, К.-буффонада, лирич. К., сатирич. К. и др. Комизм положений (особенно характерный для К. положений, основанной на хитроумной интриге, для водевиля и фарса) в большинстве классических К. (напр., у У. Шекспира, К. Гольдони, Н. В. Гоголя) сочетается с комизмом характеров (преобладающим в К. характеров; напр., у Мольера или Грибоедова). Понятие “К.” нередко толкуется расширительно, напр. в применении к эпич. жанрам (“Божественная комедия” Данте, “Человеческая комедия” О. Бальзака). Встречается и нестрогое, неполное применение слова “К.” в авторских жанровых подзаголовках (напр., к “Талантам и поклонникам” А. Н. Островского или “Чайке” А. П. Чехова).

 

Важнейшее средство комич. эффекта — речевая комика (алогизм, несообразность с ситуацией, пародия, ирония, в новейшей К.— остроумие и игра парадоксами).

 

< Отцом” К. считают Аристофана, создателя обществ.-политич. сатирич. К. В греч. новоаттической (Менандр) в рим. К. (Теренций, Плавт) в центре—перипетии частной жизни. В ср. века смеховое начало окрашивает собой нар. карнавалы и проникает в лоно религ. жанров. В европ. лит-рах выделяются устойчивые типы К.: итал. -ученая комедия” 16 в. и комедия носок (комедия дель арте), оказавшая сильнейшее влияние на дальнейшее развитие европ. театра; исп. К. <плаща и шпаги” (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон); ^высокая К.” франц. Классицизма. Богатством настроений отмечены любовные комедии Шекспира, выражающие главенствующую ренессансную идею о неодолимой- власти природы над человеческим сердцем. Переплетая комичное и трогательное, сближая комич. и трагическое, Шекспир в своих К. одновременно сочетал смешное уродство с жизнерадостным весельем ^Двенадцатая ночь”), с красотой дельных характеров (<Укрощение строптивой”). Мольер синтезировал нар. комику с ренессансной <учеиой К.” и, подняв идейность К. до трагич. накала, создал жанр <высокой К.”. Просветит. К. сочетала саркастич. насмешку с весельем и чувствительностью положит, героев (Бомарше, Гольдони).

 

Новые возможности К. (пов-ышенный психологизм, усложнение характеров) раскрываются в кон. 19 — нач. 20 вв. в <К. идей” Б. Шоу и “К. настроений” Чехова. В 20 в. К. отличается большим разнообразием жанровых модификаций: социально-обличит. комедии Б. Нушича, Б. Брехта, Ш. 0'Кейси; трагикомедии Л. Пйранделло, Ж. Ануя; трагифарсы Э. Ионеско. Чрезвычайно разнообразятся театр, формы и приемы выразительности.

 

В России издревле существовала нар. комедия. Выдающимся комедиографом рус. Просвещения был Д. И. Фонвизин. В 19 в. образцы сатирич., социально“учительной” реалистич. К. создают Грибоедов, Гоголь, А. Н. Островский, Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой; их пьесы углубляют К. характеров и нередко соприкасаются с трагедией.

 

Сов. комедиография представлена мн. жанровыми разновидностями. Первую страницу в нее вписала “Мистерия-буфф” (1918) B.B. Маяковского; в условно-гротескном стиле созданы и его К. “Клоп” и “Баня”. В жанре социально-бытовой К., сочетающей сатирич. и драматич. мотивы и наследующей образно-стилевой строй реалистич. классики, выступали Б. С. Ромашов, М. М. Зощенко, А. Е. Корнейчук, позже — С. В. Михалков, А. Д. Салынский и др. Популярен жанр “веселой”, или лирич., К., использующий водевильные приемы (комедии В. П. Катаева, В. В. Шкваркина, стихотв. К. В. М. Гусева). Черты гротескного стиля свойственны сатирич. фарсу Н. Р. Эрдмана “Мандат”, пьесам М. А. Булгакова, позже—Г. И. Горина. Комическая аллегория и сатирический символ характерны для комедий-сказок Е. Л. Шварца, включающих и светлую лирику (даже самые остросатирические —“Дракон” и “Голый король”). В К. Н. Ф. Погодина (“Темп”, “Аристократы” и др.) комическое переплетается с романтическим, а патетика сочетается с юмором. Весьма распространено в сов. драматургии комич. начало в жанре драмы (мн. пьесы В. С. Розова, А. М. Володина, Л. Г. Зорина, А. В. Вампилова). Героич. К. создал А. К. Гладков, а социально-бытовую — А. В. Софронов. Разл. по жанру К., получившие признание за пределами республик, созданы Корнейчуком, И. К. Микитенко, В. П. Минко (Украина), К. Крапивой, А. Е. Макаенком (Белоруссия), А. Каххаром (Узбекистан), С. Рахманом (Азербайджан), М. Г. Бараташвили (Грузия), Д. К. Демирчяном (Армения).

 

φ ΐристотель, Об иск-ве поэзии, М., 1957; СахвовскииПанкеев В., О комедии, Л.—М., 1964; ан икс т A.A., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Волькенштейя В., Драматургия, 5 изд., М., 1969; Я? χ ξ В. Н., У истоков европ. комедии, М., 1979; Штейн А. Л., философия комедии, в сб.: Контекст. 1980, М., 1981; см. также лит. при ст. Комическое. Л. В.

 

КОМЕДИЯ МАСОК, комедия дель арте (commedia dell'arte), итал. импровизир. театр, представления по краткому лит. сценарию, содержащему схематич. запись сценич. интриги. Оформилась в сер. 16 в. на основе традиций нар. театра, восходящих к др.-рим. эпохе.

 

Персонажами К. м. были типовые маски, переходящие из одного спектакля в другой. Основные маски: <слуги”— Бригелла, Арлекин, Серветта, Пульчинелла; сатирические — старик-купец Панталоне, Капитан, Доктор; роли лирич. персонажей исполняли актеры без масок. Диалоги писались на простонар. ятал. диалектах, т. о. сценич. маска дополнялась яркой языковой маской- Осн. элементами поэтики К. м. были острый комич. гротеск, буффонада, широко использовалась музыка, площадное слово; в целом представление К. м. являло собой яркое зрелище карнавального типа.

 

Как театр, жанр К. м. оказала значит, влияние на развитие европ. театра (дав первые образцы сценич. ансамбля), на творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. В 20 в. мн. стороны поэтики К. м. были возрождены в творчестве В. Э. Мейерхольда, Н. Н. Евреинова, Е. Б. Вахтангова, в драматургич. приемах итал. мастеров сцены и сценич. слова.н. и. Когрелев. КОМИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа коми на комизырянском языке. У истоков К. л.— богатый и разнообразный фольклор (в 19 в. его начали собирать и записывать рус. ученые). К 14—16 вв. относятся первые памятники древнекоми письменности, основанной миссионером Стефаном Пермским. Основоположник совр. К. л.—поэт-демократ И. А. Куратов. Среди известных сов. коми писателей: Н. М. Дьяконов, Н. П. Попов,?.Α. Ρавин, Я. М. Рочев,?.Α. Τедоров, В. Т. Чисталев, В. В. Юхнин, Г. А. Юшков и др.

 

Издается журн. “Войвыв кодзув” (с 1926, на комизырянском яз.).

 

КОМЕ — КОМИ

 

==161

 

All ЛЭС

 

И зд.: Антология коми поэзии, Сыктывкар, 1981.

 

• Очерки истории коми лит-ры, Сыктывкар, 1958; M и к ушев А. К., Коми лит-ра и нар. поэзия, Сыктывкар, 1961; История коми лит-ры, т. 1—3, Сыктывкар, 1979—81; Коми сов. писатели, Сыктывкар, 1968; Писатели Коми АССР, Сыктывкар, 1970.

 

А. А. Микушев.

 

КОМИКС (англ. comics, мн. ч. от comic — смешной, комический), серия рисунков с краткими текстами, представляющая собой связное повествование развлекат. характера. Появился в амер. газетах в 90-х гг. 19 в., получил распространение в 30-х гг. 20 в. (в т. ч. К. реж.-мультипликатора У. Диснея). С сер. 20 в. стал одним из популярных жанров т. н. массовой литературы в США. Гл. темы К.—“дикий Запад” (“Westerners”), похождения суперменов, приключения в джунглях, преступления; распространены также К. “любовные”, науч.-фантастич., псевдоисторические. Утрачивая комич. природу, К. нередко прославляют грубую физич. силу, жестокость, агрессивность. Упрощенное переложение в К. произведений классич. лит-ры приводит к ее примитивизации. Необычайно широкое распространение и вредное влияние К. на массового читателя, особенно на детей, вызывает озабоченность видных деятелей зап. культуры.

 

• HoltzC., Comics — ihre Entwicklung und Bedeutung, Munch., 1980.

 

КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра комипермяков на коми-пермяцком языке. До Окт. революции К.-п. л. не имела письм. традиций. Творчество первых коми-пермяцких писателей опиралось на фольклор и опыт рус. лит-ры. Основоположник К.-п. л.— М. П. Лихачев. Среди известных писателей — С. И. Караваев, В. В. Климов, И. А. Минин, И. В. Попов. Выходят лит.-худ. сб-ки “Иньва” (с 1949).

 

• Ожегова?.Η., Σстно-поэтич. творчество коми-пермяцкого народа, Кудымкар, 1961; Пахорукова В. В., Рассказы и очерки коми-пермяцких писателей 20—30-х гг. Коми филология, “Тр. ин-та языка, лит-ры и истории Коми филиала АН СССР”, в. 14, Сыктывкар, 1972. В. В. Пахорукова.

 

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos — веселый, смешной, от komos — веселая ватага ряженых на сел. празднестве Диониса в Др. Греции), смешное. Начиная с Аристотеля существует огромная лит-ра о К.; исключит. трудность его исчерпывающего объяснения обусловлена, во-первых, универсальностью К. (все на свете можно рассматривать “серьезно” и “комически”), а во-вторых, его необычайной динамичностью, его “природой Протея” (Жан Поль), игровой способностью скрываться под любой личиной.

 

К. часто противопоставляли трагическому (Аристотель, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), возвышенному (Жан Поль), совершенному (М. Мендельсон), серьезному (Ф. Шлегель), трогательному (Новалис), но достаточно известны трагикомический и высокий, серьезный и трогательный (особенно в юморе) виды смешного. Сущность К. усматривали в “безобразном” (Платон), в “самоуничтожении безобразного” (К. Розенкранц), в разрешении чего-то важного в “ничто” (И. Кант), но чаще всего определяли формально, видя ее в несообразности, несоответствии (между действием и результатом, целью и средствами, понятием и объектом и т. д.), а также в неожиданности. Однако существует и К. “соответствия”, и нередко впечатляет как раз К. “оправдавшегося ожидания” (суждения признанного комика, “шута”, в его устах сугубо смешны). Мало удовлетворяя в роли универсальных формул, разные эстетич. концепции К., однако, довольно метко определяли существо той или иной разновидности К., а через нее и некую грань К. в целом, т. к. “протеистичность” К. и сказывается в непринужденном переходе его форм друг в Друга.

 

Общую природу К. легче уловить, обратившись сначала — в духе этимологии слова — к известному у всех народов с незапамятных времен игровому, празднично-веселому (нередко с участием ряженых), коллективно самодеятельному нар. смеху, напр. в карнавальных играх (см. Карнавализация). Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа — в противовес гнетущим заботам предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности — и вместе с тем смех возрождающий. К этому “воскрешающему” смеху (“рекреационному”, восстанавливающему силы—как в школе во время перемены, рекреации, между двумя уроками,— когда в свои права вступает игровая фантазия) применимо одно из общих

 

==162 КОМИ — КОМИ

 

определений К.: “фантазирование... рассудка, которо•му предоставлена полная свобода” (Жан Поль). На карнавальной площади, как и в частном доме за пиршественным столом, всегда и везде, где миром правит игровой смех “комоса” (веселой ватаги), воцаряется двузначная атмосфера действительности, преломленной сквозь призму изобретат. фантазии “играющего человека”. Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица), но их соотношения, расположение, масштабы и акценты (“композиция” предмета) преображены творч. фантазией; и один из источников наслаждения от К.— это наше “узнавание” предмета под преображенной до неузнаваемого (напр., в шарже, карикатуре) маской: сотворчество зрителей и слушателей. По содержанию смех универсальный и амбивалентный (двузначный — фамильярное сочетание в тоне смеха восхваления и поношения, хулы и хвалы) — это и смех синкретический как по месту действия — без “рампы”, отделяющей в театре мир К. от реального мира зрителей, так и по исполнению — часто слияние в весельчаке автора, актера и зрителя; напр.', ср.-век. шут, др.-рус. скоморох, комик в быту, к-рый, импровизируя, потешается и над собой, и над слушателями, над своей натурой как над их натурой, откровенно (в состоянии “свободы духа”) представленной. В празднично игровом, глубоко объективном по своей природе смехе как бы сама жизнь празднует и играет, а участники игры — лишь более или менее сознат. органы ее. Высшие образцы этого (извечного, а по истокам — фольклорного) “собственно комического” в иск-ве — это насквозь игровой образ Фальстафа у Шекспира, а также роман “Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф. Рабле.

 

В синкретич. смехе потенцгально или в зачаточном виде заложены мн. виды К.,? бособляющиеся затем в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор, противоположные?υ “οравилам игры”, по характеру личины. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицат. (насмешливого) отношения к предмету; в юморе — серьезное под маской смешного, обычно с преобладанием положит, (“смеющегося”) отношения. Среди всех видов К. юмор отмечен в принципе миросозерцат. характером и сложностью тона в оценке жизни. В юморе “диалектика фантазии” приоткрывает за ничтожным — высокое, за безумием — мудрость, за смешным— грустное (“незримые миру слезы”, по словам Н. В. Гоголя). Напротив, обличит, смех сатиры, предметом к-рого служат пороки, отличается вполне определенным — отрицательным, изобличающим — тоном оценки. Начиная с античности (Ювенал) существует, впрочем, и не комич. сатира, воодушевляемая одним негодованием (см. Инвектива). Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин) нередко свойственно перемежать серьезное (социально значительное) с алогично забавным (см. Алогизм), абсурдным, как бы шутливо незначительным (персонаж с “фаршированной головой” у Салтыкова-Щедрина) — компенсаторная (восстанавливающая бодрость) функция смеха, в к-рой наглядно сказывается генетич. связь сатиры с собственно К.

 

По значению (уровню, глубине К.), т. о., различаются высокие виды К. (величайший образец в лит-ре — Дон Кихот М. де Сервантеса, смех над наиболее высоким в человеке) и всего лишь забавные, шутливые виды (каламбур, реализованные метафоры, дружеские шаржи и т. п.). Для К. обычно важна чувственно наглядная природа конкретного предмета, игра на утрировке величины элементов (карикатура), на фантастич. сочетаниях (гротеск); но наряду с этим остроумие (острота), вырастая из сравнения, строится также на сближении далеких, более или менее отвлеченных понятий; комич. эффект при таком сопряжении как бы играет роль доказательства.

 

По характеру эмоций, сопровождающих К., и их культурному уровню различают смех презрительный, любовный, трогательный, жестокий (едкий и “терзающий”, или саркастический, см.Сарказм), трагикомический (см. Трагикомедия), утонченный, грубый, здоровый (естественный), больной и т. д. Весьма важно также духовное состояние “комика”: смех сознательный, когда человек владеет процессом К., и, напротив, когда им безлично играют внеш. обстоятельства, жизнь (ставя в “смешное положение”) или бессознательное

 

играет им, как простым орудием, невольно “разоблачая” его (“автоматизм К.”, по А. Бергсону). По словам И. В. Гёте, ни в чем так не обнаруживается характер людей, как в том, что они находят смешяым. Истина эта равно применима к отд. индивидам, целым обществам и эпохам, а также к нац. характеру, как это обнаруживается и в иск-ве (роль юмора, особенно эксцентрического, в англ. лит-ре, остроумия во французской, сарказма в исп. иск-ве).

 

Единств, предмет К.— это человек (и человекоподобное в зверях, птицах и т. д.). К. поэтому чуждо архитектуре, а др. иск-вам свойственно в разной мере. Наиболее благоприятна для универсальной природы К. лит-ра, где на К. основан один из главных и наиболее игровой вид драмы — комедия.

 

• Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Бахтин М. М., Творчество ф. Рабле и нар. культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Пинский Л.Е., Комедии и коми ческое у Шекспира, в кн.: Шекспировский сб., М., 1967; Б о? ев Ю.Б., Комическое, М., 1970; Пропп В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1976; Дземидок В.,О комическом, пер. с польск., М., 1974; Лихачев Д. С., Па н че нко А. М., <Смеховой мир” Др. Руси, Л., 1976; Junger F. G., ьber das Komische, 3 Aufl., Pr./M., 1948; P l essner H., Lachen und Weinen, [2 Aufl.], Bern, 1950); Preisendanz W., Humor als dichterische Einbildungskraft, Mьnch., [1963] Л. E. Пинский.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия