Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 61 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 61 страница






 

Позднее М. стали связывать с личностью автора и его худож. миросозерцанием, а также с анализом целостной структуры произв. (А. П. Скафтымов). Именно в русле этой традиции — совр. понимание термина <М.”.

 

М. более прямо, чем др. компоненты худож. формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в отличие от них лишен относительно “самостоятельной” образности, эстетич. завершенности; только в процессе конкретного анализа “движения” М., в выявлении устойчивости и индивидуальности его смыслового наполнения он обретает свое худож. значение и ценность.

 

Совр. понимание М. не обладает четкой теоретич. определенностью, что ведет не только к расширит. употреблению термина, но и к его размыванию; так, напр., обозначение социальных (у П. Ж. Беранже, Р. Фроста), политич. (у К. Ф. Рылеева), филос. (у Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева) мотивов, по существу, сливается с обозначением определ. проблематики творчества и поэтому не заключает четкого терминологич. смысла. Распространено также отождествление понятий М. и темы (нравств. возрождения — у рус. классиков 19 в.), алогичности жизни и безумия (в поэзии 19 в., особенно нач. 20 в., в прозе —“Палата № б” А. П. Чехова). Часто к М. относят и т. н. вечные темы, такие, как красота, добро, совесть, страх, любовь, смерть.

 

К оглавлению

 

==230 MOCK — МОГИ

 

Более строгое значение термин “М.” получает тогда, когда он содержит элементы символизации (дорога у Н. В. Гоголя, сад у Чехова, пустыня у М. Ю. Лермонтова, метель у А. С. Пушкина и символистов, карточная игра в рус. лит-ре 30-х гг. 19 в.). Мотив, т. о., в отличие от темы имеет непосредств. словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произв.; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (дым — у Тютчева, изгнанничество — у Лермонтова). В лирике с ее образными и филос.-психол. константами круг М. наиболее отчетливо выражен и определен, поэтому изучение М. в поэзии, выявляющих своеобразие худож. сознания автора и его поэтич. системы, может быть особенно плодотворно.

 

Для повествоват. и драматич. произведений, более насыщенных действием, характерны сюжетные М.; многие из них обладают историч. универсальностью и повторяемостью: узнавание и прозрение, испытание и возмездие (наказание). Один и тот же М. может нести разные оценочные моменты (ср. эпически завершенный, житийный “уход” Нехлюдова и отца Сергия у Л. Н. Толстого и проникнутый лирико-иронич. интонацией автора “уход” героев “Моей жизни”, “Учителя словесности” Чехова).

 

М. кочуют во времени и переосмысляются каждой последующей эпохой. Мн. лит. М., наравне с мифологическими, навсегда вошли в духовный опыт человеческой культуры.

 

φ Βеселовский?.Η., Οоэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Томашевский Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, 6 изд., М.—Л., 1931, с. 134—58; Белецкий А. И., Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964, с. 98—102; Пропп В. Я., Морфология сказки, М., 1969; Викторович?.Α., Οонятие мотива в литературоведч. исследовании, в сб.: Рус. лит-ра XIX в. Вопросы сюжета и композиции, [в. 2], Горький, 1975; К? а с? о в Г. В., Мотив в структуре прозаич. произв., там же, [в. 4], 1980; Лермонтовская энцииклопедия, М., 1981 (цикл статей “Мотивы...”). Л. К. Незванкина, Л. М. Щемелёва.

 

МОТИВИРОВКА, в узком смысле — композиц. прием, с помощью к-рого объясняется ход всего повествования или введение отд. эпизодов и сцен; в широком — худож. обоснование событий, поступков и переживаний персонажей.

 

Термин <М.” широко использовался “формальной школой” (В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов): рассматривая произв. как сумму составляющих его “приемов”, ученые абсолютизировали роль сюжетной М., относя к ней и персонажей произв., что справедливо только для ранних ступеней творчества (преим. с мифол. и фольклорным сюжетом).

 

Понятие о М. как обосновании худож. реальности со ссылкой на к.-л. конкретные факты или закономерности отсутствовало в древних лит-рах: универсально-синтезирующая точка зрения на мир еще не требовала анализа этого мира, уяснения причинно-следств. связей. В антич. и ср.-век. лит-рах происходящее объяснялось вмешательством богов (в античной драме —<Deus ex machina”), волей случая (греч. авантюрный роман, новоаттич. комедия), мистич. предопределенностью (готич. роман 17 в.).

 

В лит-ре кон. 18 — нач. 19 вв. потребность в конкретной и тщательной М. связана с усилением реалистич. тенденций, стремлением к иллюзии достоверности худож. мира. Реализм 19 в. именно в “объяснении действительности” (Н. Г. Чернышевский) видел одно из гл. назначений лит-ры. Роман 19—20 вв. в лучших своих образцах (Л. Н. Толстой, О. Бальзак, Г. Флобер, Т. Манн) создал наиболее богатую и сложную систему сопиально-историч. и нравственнопсихологических М.

 

Выдвижение на первый план в произв. внутр. действия и особое внимание к сфере сознания героев дали толчок развитию и иной тенденции — немотивированности и непредсказуемости поведения персонажей. Эта тенденция прослеживается уже у Ф. М. Достоевского: парадоксальность, странность, логический выверт — существ, черты поведения его героев (напр., самоубийство Свидригайлова в “Преступлении и наказании”, братание Рогожина и князя Мышкина в “Идиоте”). Распространенные способы сюжетных М. в классич. и особенно в совр. лит-ре — ретроспекция, ассоциативность, случайность (встреч и ситуаций), сны. Глубинную и неявную М. поступки героев получают в контексте произведения.

 

Существование в жизни логически необъяснимого нередко абсолютизируется модернист, лит-рой “потока сознаниям (М. Пруст, Дж. Джойс), в “новом романее (Н. Саррот), в абсурда драме (М. Бютор, Э. Ионеско). Резкое ослабление единой системы М, связано здесь с отказом от идеи социально-историч. детерминизма и признанием хаотичности, непознаваемости мира. Отсюда и разрушение во мн. произведениях совр. заруб, лит-ры сюжета как логич. центра повествования (“Процесс” Ф. Кафки, пьесы Э. Ионеско).

 

Сфера М.— преим. сюжетное произв., в особенности эпос. Драматич. жанры лишены свободы в использовании авторского голоса, могущего непосредственно мотивировать события и факты. Это обусловливает специфичность М. действия и характеров персонажей в драмах (реплики в сторону, сообщения вестников, монологи героя наедине с собой). Для лирики М. мало характерна, что вытекает из самой ее бессобытийной природы, лирич. самовыражения, не нуждающегося в к.-л. эмпирич. М.

 

% Шкловский В., О теории прозы, М-, 1925; Томашевскйй Б. В., Теория лит-ры. Поэтика, б изд., М. — Л., 1931 (по указат.); Хрестоматия по теоретич, лит-ведению, Тарту, 1976, с. 281—82; Уэллек Р., Уоррен О., Теория лит-ры, [пер. с англ.], М., 1978, с. 234—35. Л. К. Незванкина.

 

МУАММА (араб.), жанр стихотв. ребуса или шарады в лит-рах Ел. и Ср. Востока, Ср. Азии. М. строится на особенностях начертания араб. алфавита и потому вне араб. шрифта теряет смысл и не может быть понята. Намеки делаются по-разному: голова, верхушка и т. п. означает первую букву слова, нога, хвост — последнюю, иногда называется цифровое значение соответствующей буквы; существуют и способы обозначать потерю диакритич. точки над или под буквой, ее перемещение сверху вниз и т. п. Обычно в М. зашифровано имя собственное. Жанр получил особенное развитие в 15 в., когда мн. поэты доводили до крайней изощренности формальные особенности поэтич. жанров, часто — в ущерб содержанию. В М. поэтич. содержание выхолощено полностью, это лит. игра, требовавшая, однако, немалых знаний и сообразительности.

 

• Вертел ь с Е. Э., Навои. Опыт творч. биографии, М. — Л., 1948, с. 44—47.

 

МУВДШШАХ, жанр араб. ср.-век. строфич. поэзии, небольшая поэма, предназначенная для пения под аккомпанемент муз. инструмента. “Изобретение” М. араб. традиция приписывает поэту Мукаддаму ибн Муафа, жившему в Испании в кон. 9 — нач. 10 вв. М. имеет от 4 до 10 строф. Первые два бейта рифмуются между собой. Их рифму повторяет последний бейт строфы. Как авторы М. в Андалусии (Араб. Испания) прославились поэты 11 в. Ибрахим ибн Сахль альИсраили, Лисан-ад-дин ибн аль-Хатиб, в вост. областях Халифата — египтянин Ибн Сана аль-Мульк аль-Мисри и др.

 

• Крачковский И. Ю., Араб. поэзия в Испании, Избр. соч., т. 2, М, —Л-, 1956; Фильштинский И. М., Араб. классич. лит-ра, М., 1965 (см. указатель). И. М. Фильштинский.

 

МУНАЗАРА (араб.— спор, диспут), поэтич. жанр в лит-рах Бл. и Ср. Востока, некий род прений между воооражаемыми противниками, каждый из к-рых утверждает свое превосходство. Один из самых ранних образцов жанра — сохранившаяся в переработке на средпеперс. яз. поэма “Ассирийское древо”, памятник парфян, лит-ры (3—4 вв.); в поэме, написанной силлабич. стихом с элементами рифмы, коза и пальма ведут спор о том, кто из них более полезен человеку (см. Персидская литература). К 10—11 вв. жанр получил значит, распространение, как и примерно соответствующая М. в формальном отношении тенсона в европ. лит-рах 11—12 вв. Нек-рые поэты, напр. поэт 11 в. Асади Туей, придавали форму М. касыде, где спор завершался восхвалением того лица, к-рому посвящалось стихотворение. Встречались М. и в поэмах-.чесневу.

 

“МУРЗЙЛКА”, иллюстрир. ежемес. журнал для детей младшего школьного возраста. Орган ЦК ВЛКСМ и Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина. Издается с 1924 в Москве. В 1927—28 при журнале выходила “Мурзилкина газета”.

 

МУСАДДАС (араб., букв. — ушестеренный), 1) строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии. Шестистишия со схемой рифм аааааа ЬЬЬЬЬа ссссса. Количество строф в стихотворении, написанном М., колеблется от 4 до 10. 2) См. Мусаммат.

 

МУСАММАН (араб., букв.— увосьмеренный), 1) строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии, восьмистишия со схемой рифм аааааааа bbbbbbba ddddddda. 2) См. Мусаммат.

 

МУСАММАТ (араб., букв.—подвеска), 1) в общем значении — всякое стихотворение строфич. структуры в ср.-век. араб., перс., тадж. поэзии. Термин обозначал также особую строфич. форму: шестистишие из трех бейтов со схемой рифм aaaaab cccccb dddddb по полустишиям, первые известные образцы к-рого представлены в творчестве поэта 11 в. Менучехри и к-рое продолжает существовать в совр. поэзии; 2) в спец. значении как особая форма версификации на основе чужих произв.

 

Строилась эта форма следующим образом: к каждому бейту избранной для создания М. чьей-либо газели приписывали вначале по неск. полустиший (мисра), имеющих ту же рифму, что и первое полустишие данного бейта. Каждый бейт превращался, т. о., в целую строфу, в к-рой все строки, кроме последней, рифмовались между собой, а последняя строка рифмовалась с последними строками всех остальных строф. В зависимости от количества приписанных строк М. получал разные названия: если дописано по три строкиполустишия и, следовательно, получались пятистрочные строфы, то М. носил назв. мухаммас (“упятеренный”); если дописано по четыре строки, стих. называлось мусаддас (<ушестеренный”), и т. п. Количество строф М. равнялось количеству бейтов газели, избранной как основание для версификации.

 

Создание М. само по себе не свидетельствовало о несамостоятельности пишущего их поэта: то была, с одной стороны, дань широко распространенной традиции поэтич. подражания (см. Назира), с другой — дань уважения таланту предшественника или современника в поэзии. Так, напр., Алишер Навои писал М. на газели своего старшего современника, прославленного узб. лирика Лутфи.

 

• Берт е л ьс Е. Э., Навои. Опыт творч. биографии, М.—Л., 1948, с. 50—54. М. Г. Кириллова.

 

МУСТЕЗАД, форма классич. стиха в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии. В М. длинные строки (14 и более слогов) чередуются с короткими (6 слогов). Количество строк в строфе от 2 до 10 пар длинных и коротких. В М., состоящем из двух пар строк, в первой строфе рифма перекрестная, в последующих длинные строки не рифмуются, а короткие повторяют рифмы первой строфы. Схема рифм для М. из трех и более пар — в первой строфе пишутся на одну рифму соответственно все длинные, на другую — все короткие строки, во второй и последующих строфах вводятся новые рифмы в том же порядке, как в первой строфе, для всех строк за исключением двух последних, из к-рых длинная рифмуется с длинной строкой первой строфы, короткая — с короткой.

 

Аз. Шариф.

 

МУХАММАС (араб., букв. — упятеренный), 1) строфич. форма в поэзии народов Бл. и Ср. Востока и Ср. Азии, пятистишия со схемой рифм ааааа bbbba сссса... Форма использовалась преим. для создания стих. элегич. содержания. 2) См. Мусаммат.

 

“МЫСЛЬ”, рус. филос. и обществ.-политич. ежемес. журнал. Изд. в Москве с дек. 1910 по апр. 1911 (всего вышло 5 номеров). Легальный орган большевиков, созданный В. И. Лениным и руководимый им из-за границы. В “М.” были напечатаны четыре статьи Ленина, в т. ч. ст. “Герои „оговорочки"”, в к-рой содержалась резкая критика В. Базарова, оправдывавшего толстовщину; ст. Г. В. Плеханова “Смешение представлений (Учение Л. Н. Толстого)”; “Литературные наброски” В. В. Воровского (под псевд. П. Орловский), в к-рых он дал высокую оценку “Деревне” И. А. Бунина; статьи И. И. Скворцова-Степанова, К. Цеткин и др. Осн. направление журнала — борьба с ликвидаторством. Последний, 5-й номер был конфискован правительством, и журнал закрыт. Его преемник — журн. “Просвещение”.

 

МУАМ — МЫСЛ

 

==231

 

00.htm - glava18

 

Н

“НА ЛИТЕРАТУРНОМ ПОСТУ”, журнал критики. Выходил в Москве в 1926—32 (с 1931 — три раза в месяц). Осн. орган РАПП (см. в ст. Ассоциации пролетарских писателей). “На л. п.”·, в редакцию к-рого входили Л. Л. Авербах, Ю. Н. Либединский, А. А. Фадеев и др., осуждал нигилистич. отношение своего предшественника — журн. “.На посту ^ к классич. наследию, широко освещал актуальные вопросы сов. лит-ры, разрабатывал проблемы творч. метода. Вместе с тем журнал не учитывал поворота осн. массы непролет, писателей к социализму, пропагандировал схоластич. концепции (“союзник или враг” и пр.) вульгарно-социологич. характера. В связи с ликвидацией РАПП прекратил существование.

 

“НА ПОСТУ”, журнал критики, теоретич. орган объединения •“Октябрь^. Выходил в Москве в 1923— 1925 (шесть номеров) под ред. Б. Волина, Г. Лелевича, С. А. Родова. Выступая за новое, пролет, иск-во, против формалистич. и декадент, тенденций, журнал в то же время провозглашал и осуществлял на практике нигилистич. подход к классич. наследию, непролет. писателям, т. н. “попутчикам”, к числу к-рых относил также М. Горького и В. В. Маяковского. Деятельность журнала шла вразрез с политикой партии, стремившейся к консолидации лит. сил. После опубл. резолюции ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” (1925), осудившей сектантский подход к лит. творчеству, журнал перестал выходить.

 

“НАБЛЮДАТЕЛЬ”, рус. лит., политич. и науч.-популярный ежемес. журнал. Изд. в Петербурге в 1882— 1904 (с перерывом в 1902—03) А. П. Пятковским. Наряду с второсортной рус. и иностр. беллетристикой печатал отд. произв. Д. Н. Мамина-Сибиряка, П. В. Засодимского, стихи И. А. Бунина, Л. Н. Трефолева, К. М. Фофанова, переводы из А. Доде, Г. де Мопассана, Э. Золя, Ф. Врет Гарта.

 

НАДПИСЬ, 1) вид лит. памятников древности — Египта, Ассиро-Вавилонии, Персии, Греции и др. (высекались на стенах храмов, дворцов, на плитах гробниц, на скалах и т. п.). 2) Малый стихотв. лит. жанр, идущий от антич. эпиграммы: Н. к статуе, портрету, на книге, в альбоме и пр.

 

В России известны надписи М. В. Ломоносова (<Надпись к статуе Петра Великого” и др.), А. С. Пушкина (“К портрету Жуковского”, < Царскосельская статуя” и др.); в сов. время — надпись Д. Бедного на памятнике Александру III в Ленинграде (“Пугало”); Р. Гамзатов выпустил кн. восьмистиший и Н. (напр., Н. на винном роге: <Пить можно всем, / Необходимо только / Знать, где и с кем, / За что, когда и сколько”).

 

НАЗИРА (араб.), форма поэтич. лит. подражания в лит-рах Бл. и Ср. Востока, Ср. Азии, т. н. “ответ” на к.-л. произв. другого поэта с обязат. использованием размера, рифмы и системы тропов того произв., на к-рое отвечают. В придворной поэзии уже начиная с 11 в. Н. порой становится средством лит. борьбы, способом доказать поэту-сопернику свое превосходство. С 13 в., когда после смерти Низами Гянджеви анонимный составитель объединил созданные азерб. поэтом пять поэм в т. н. пятерицу (см. Хамсе), началась многовековая традиция писания Н. как на пятерицу в целом, так и на ее отд. поэмы. Среди поэтов, создавших Н. на поэмы Низами,— Амир Хосров Дехлеви, Алишер Навои, Абдуррахман Джами, Мухаммад Физули.

 

НАНАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. НАПЕВНЫЙ СТИХ, 1) в мелодике стиха — один из трех осн. интонационных типов (наряду с говорным и ораторским). В рус. поэзии разработан преим.?.Α. Ζуковским, A.A. Фетом, А. А. Блоком; наиболее употребителен в интимной камерной лирике.

 

==232 НА ЛИ — НАПР

 

Тематич. композиция строится не на логич., а на эмоц. развертывании, с чередованием усилений и ослаблений эмоц. напряжения; усиления отмечаются риторич. вопросами, восклицаниями, обращениями; в малых жанрах важную роль играют повторы, параллелизмы и пр.; в целом фразы симметричны, ритм и синтаксис совпадают, переносы редки, чередование интонац. повышений и понижений плавно и упорядочение. Различаются три усложняющихся вида Н. с.: куплетный, песенный и романсный. 2) В метрике и ритмике “напевным стихом” иногда наз. тактовик, имитирующий рус. народный стих (И. С. Рукавишников); в таком значении термин малоупотребителен.

 

М. Л. Гаспаров.

 

НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ литературные, понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно-содержат. и эстетич. принципов, характерных для творчества мн. писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творч. установок, тематики, жанров и стиля. В борьбе и смене Н. и т. наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.. Трактовка и применение этих терминов различны. Порой они употребляются как синонимы, подчас течение (Т.) отождествляется с лит. школой или группировкой, а направление (Н.) — с художественным методом или стилем.

 

В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения понятие “Н.” фиксирует общность глубинных духовно-эстетич. основ худож. содержания, обусловленную единством культурно-худож. традиций, однотипностью миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем, а в конечном счете — сходством эпохальной социально- и культу рно-историч. ситуации. Но само миропонимание, т. е. отношение к поставленным проблемам, представление о путях и способах их разрешения, идеологич. и худож. концепции, идеалы писателей, принадлежащих к одному Н., может быть различным.

 

Так, в основе романтич. миропонимания лежит глубокое разочарование в просветительских идеалах, в совр. действительности, в перспективах обществ, прогресса и, с др. стороны, всезахватывающая жажда совершенства, страстное стремление к идеалам всеобщим, абсолютным, “бесконечным”. Однако конкретное содержание и <разлада”, и <мечты> было у писателей-романтиков (см. Романтизм) неодинаковым: одни жаждали кардинального переустройства обществ. жизни (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ж. Санд, А. Мицкевич, Ш. Петёфи), другие искали спасения в религии (Ф. Р. Шатобриан, А. Ламартин, В. А, Жуковский), иск-ве (иенские романтики, Э. Т. А. Гофман), в слиянии с природой, в возврате к нар. старине (У. Вордсворт, гейделъбергскив романтики).

 

В этом отношении Н. отличаются от лит. группировок и школ, предполагающих непосредственную идейно-худож. близость и программно-эстетич. единство их участников (•“.озерная школа·> в англ. романтизме, группа ^Парнас* во Франции, кубофутуризм в России — см. Футуризм), а также от Т. как разновидностей Н. Во франц. классицизме, напр., можно выделить Т., опиравшееся преим. на традиции картезианского рационализма (П. Корнель, Ж. Расин, Н. Буало), и Т., ориентированное в большей мере на сенсуалистич. традиции П. Гассенди (Ж. Лафонтен, Мольер). Применительно к рус. романтизму говорят о “философском”, “психологическом”, “гражданском” (см., напр., Декабристская литература) Т. В рус. реализме нек-рые исследователи различают “психологическое” и “социологическое” Т.

 

В европ. лит-рах Н. возникают лишь в новое время, когда худож. лит-ра обретает относит, самостоятельность в качестве “искусства слова”, обособляясь от других, нехудож. лит. жанров (см. Литература). В лит-ру властно входит личностное начало, становится возможным выражение точки зрения автора, и художник получает возможность выбора той или иной жизненной и творч. позиции. Наиболее значительными Н. в истории европ. лит-ры принято считать

 

ренессапсный реализм (см. Возрождение), барокко, классицизм, просветит, реализм (см. Просвещение), сентиментализм, романтизм, критич. реализм (см. Реализм), натурализм, символизм, социалистический реализм. Существование этих больших Н. в ряде нац. лит-р более или менее общепризнано. Правомерность выделения других — маньеризм,?οκοκό, οредромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм — вызывает споры, Н. носят не замкнутый, а открытый характер; переход от одного Н. к другому предполагает обычно промежуточные формы (Предвозрождение в европ. культуре 13—14 вв., предромантизм кон. 18 в.).

 

Определ. сходство нек-рых Н. (напр., барокко с романтизмом и экспрессионизмом) побуждает отд. исследователей строить типологич. модели более универсального характера:.“классика” и “романтика” (“законченное”, “завершенное” и “бесконечное”, “незавершенное”) как два осн. типа иск-ва у ф. Штриха и Б. Кроче, реалистич. и ирреалистич. типы “стилей” (фактически — направлений) у П. Н, Сакулина. Однако большинство ученых склонно считать осн. единицей членения лит. процесса Н. и связанный с ним “большой” стиль.

 

Чередование и одинаковая последовательность Н. в разных странах позволяют рассматривать их как явление международное: то или иное Н. в каждой лит-ре выступает с этой точки зрения в качестве нац. варианта соответствующей общеевроп. модели. Однако нац историч. своеобразие Н. в отд. странах порой столь значительно, что отнесение их к единому типу оказывается проблематичным, а типологич. общность нац. разновидностей классицизма, сентиментализма, романтизма и т. д.— весьма относительной и условной. Это характерно в особенности для стран, к-рые со значит, запозданием стали на общеевроп. путь или же восприняли европ. культуру извне. Их отличает особый, “неклассический”, “ускоренный” тип лит. развития с характерным для него “сжатием”, стяжением осн. ступеней и стадий и, с др. стороны, распространением одной стадии на несколько; преобладание гибридных, смешанных форм. Так, для рус. романтизма характерно сочетание, синтез собственно романтич. начал с началами доромантическими: сентиментализмом (Жуковский), классицизмом (К. Ф. Рылеев), анакреонтикой (К. Н. Батюшков, юный А. С. Пушкин) — и, с др. стороны, с реализмом (творчество Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя). Еще более сложные, причудливые образования — своеобразный сплав местных и общеевроп. традиций — можно обнаружить в лит-рах Востока, Африки, Лат. Америки. Т. о., при создании общей модели лит. Н. приходится учитывать меру типологич. общности его нац. форм — тот факт, что под флагом одного Н. нередко выступают явления, качественно различные.

 

При всем конкретно-историч. своеобразии отд. нац. разновидностей лит. Н. они могут быть сближены по значению в лит. процессе — по той роли, к-рую играют они в истории своей нац. лит-ры; такова, напр., роль сентиментализма —“оппонента” классицизма и предшественника романтич. иск-ва — во Франции и в России. Между нац. разновидностями Н., т. о., существует определ. внутр. связь — выражение закономерностей общей сторич. порядка. Именно эта эпохальная общность и оказывается предпосылкой взаимовлияний и скрещиваний нац. лит-р (см. Литературные связи и влияния и Сравнительно-историческое литературоведение).

 

Ф Жирмунский В. М., Сравнит, лит-ведение. Восток и Запад, Л., 1979, с. 66—83, 137—57;? е и з о в Б. Г., О лит. направлениях, <ВЛ>, 1957, М 1; Соколов?.Η., Λит. направление. (Опыт статьи для терминологич. словаря), “Изв. АН СССР. ОЛЯ>, 1962, т. 21, в. 5; Гачев Г., Ускоренное развитие лит-ры, М., 1964; Конрад Н. И,, Запад и Восток, 2 изд., М., 1972; Поспелов Г. Н., Проблемы историч. развития лит-ры, М., 1972, с. 253—70; Лихачев Д. С., Развитие рус. лит-ры? — XVIО вв., Л., 1973 (см. предметно-тематич. указ.); Волков И. Ф., Творч. методы и худож. системы, М., 1978; Г у реви ч А., Типологич. общность и нац историч. своеобразие, “ВЛ”, 1978, №11; Маркевич Г., Осн. проблемы науки о лит-ре, пер. с польск., М., 1980, с. 202—35.

 

Л. М. Гуревич.

 

НАРОДНАЯ ДРАМА, особый вид драмы, род фольклорных произведений. Элементы драматич. действия свойственны мн. календарным (напр., ряженье на святках) и семейным обрядам (свадьба), иск-ву скоморохов, мн. жанрам фольклора разных народов. Широко распространены были и собственно жанры Н. д., гл. обр. в виде ср.-век. религ. мистерии, христ., мусульм., буддийской.

 

Репертуар рус. Н. д. невелик. Наибольшей популярностью пользовались пьесы “Царь Максимилиан” (нач. 18 в.; зарегистрировано св. 200 вариантов; тема — преследование правителем-язычником сына-христианина) и “Лодка” (“разбойничья” тема), неск. сатирич. и юмористич. пьес-сценок (“Барин”, “Мнимый барин”, “Конь” и др.). Поэтику Н. д. отличали смесь стиха и рифмованной прозы, соседство напыщенной патетики и шутовства; обильное использование оксюморона, метатезы, комич. игры слов; в постановке — элементы декораций, диалоги между актерами и публикой, значит, роль импровизации. Комедийно-сатирич. разновидность Н. д.—кукольное представление “Петрушка” (на Украине — Вертеп, в Белоруссии — Батлейка, в Польше — Шопка), герой к-рого родствен итал. Полишинелю, англ. Панчу, персонажам-маскам чеш., узб., индонез. и др. нац. театров; см. также Балаган.

 

ф История западноевроп. театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Всеволодски й-Г ернгросс В. Н., Рус. устная нар. драма, М., 1959; Сааушкина Н. И., Рус. нар. театр, М., 1976; Гусев В. Е., Рус. фольклорный театр XVIII — нач. XX в.. Л., 1980.

 

НАРОДНИЧЕСТВО и русская литература. Н. как “идеология... крестьянской демократии в России” (В. И. Ленин, т. 22, с. 304) оказало значит. влияние на рус. лит. процесс. Истоки Н. относятся ко времени революц. ситуации 1859—61, когда под влиянием “Колокола” и -^Современникам демократич. интеллигенция искала пути для революц. пропаганды в народе. Считая своими идейными учителями А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, представители революц. Н. рассматривали лит-ру и публицистику как важное средство обществ, воздействия. Лежащие в основе народнич. мировоззрения критика крепостнич. пережитков и нарождающихся капиталистич. отношений, уверенность в необходимости коренных социальных преобразований нашли отражение в прозе писателей-народников Н. И. Наумова, Н. Н. Златовратского (роман “Устои”), Н. Е. Каренина-Петропавловского, П. В. Засодимского, Ф. Д. Нефедова, А. И. Эртеля, Н. Ф. Бажина, И. В. Омулевского, С. Н. Терпигорева и др., уделявших осн. внимание особенностям миросозерцания рус. крестьянства, его общинным учреждениям, в к-рых они нередко видели отправную точку для социалистических преобразований. Изучение реальной крест, жизни приводило лучших представителей лит-ры Н. к правдивому отражению социальных противоречий деревни, раскрытию хищнической сути кулачества, к отказу от идеализации общины; в крест, массе они обнаруживали, с одной стороны, косность и рабское терпение, а с другой — стихийное бунтарство (Г. И. Успенский, цикл очерков “Власть земли”).

 

Наиболее распространенными жанрами прозы Н. стали публицистич. роман, бытовые и этнографич. очерки, сцены из нар. жизни, в них преобладали конфликты социальные, а не психологические. Народные массы и духовные искания интеллигента-разночинца, испытывающего чувство морального долга перед народом и готового к жертвенному подвигу ради нар. счастья, — в центре мн. произв. писателей-народников. В качестве литераторов выступали мн. непосредственные участники революц. движения 70— 80-х гг., создавшие в своих произв. образ революционера-народника (очерки С. М. Степняка-Кравчинского и его роман “Андрей Кожухов”, повести “Василиса” А. А. Арнольди, “Булгаков” Ф. Н. Юрковского, стихи П. Л. Лаврова, Г. А. Мачтета, С. С. Синегуба, П. Ф. Якубовича). Позднее нек-рые из народников описали свою революц. деятельность в худож. мемуарах (“Повести моей жизни” Н. А. Морозова, “Запечатленный труд” В. Н. Фигнер, “Воспоминания чайковца” Синегуба и др.).

 

Проникнутая романтикой революц. борьбы, поэзия Н. опиралась на традиции гражд. лирики Н. А. Некрасова, включая в себя и мотивы “каторги и ссылки”, жертвенного подвига, характерных для поэзии декабристов (см. Декабристская литература),— стихи Морозова, Ф. В. Волховского, Фигнер и др. Близость к фольклорной поэтике, традиционность стихотв. формы определяли доступность поэзии Н. широким массам. Мн. стихи поэтов-народников стали







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия