Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 81 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 81 страница






 

ПРЕМИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, установленное во мн. странах поощрение (материальное и почетное — отзывы, дипломы и пр.) наиболее выдающихся лит. произв., созданных за определ. срок в разных жанрах. Учреждаются государством, науч. учреждениями, профессиональными объединениями деятелей лит-ры, изд-вами, редакциями журналов и газет, частными лицами. Присуждение премий производится обычно решением жюри, состоящим из авторитетных деятелей культуры.

 

В России наиболее почетной была учрежденная в 1881 премия им. А. С. Пушкина при АН (первое присуждение — в 1882; по 1919 было 23 присуждения); премиями отмечались худож. произв., переводы, книги по истории и теории лит-ры и критике, труды по редактированию и изданию классиков. Среди премированных — стихи А. Н. Майкова, Я. П. Полонского, И. А. Бунина, прозаич. произв. А. П. Чехова, А. И. Куприна.

 

Общество русских драматических писателей и оперных композиторов ежегодно (30 янв.— в день смерти А. С. Грибоедова) присуждало премии в память Грибоедова за новые и лучшие пьесы театр. сезона; первое присуждение — в 1883. Среди премированных — пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, М. Горького, С. А. Найденова.

 

В Советском Союзе 23 июня 1925 СНК СССР были учреждены премии им. В. И. Ленина за наиболее выдающиеся работы в области науки и техники (с 1935 по 1957 не присуждались). Постановлением СНК СССР от 20 дек. 1939 были установлены Гос. премии СССР. До нояб. 1961 они именовались Сталинскими премиями (присуждались с 1941 по 1952 ежегодно за работы в разл, областях, в т. ч. по худож. лит-ре и истории лит-ры).

 

В сент. 1956 ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР вынесли решение о восстановлении Ленинских премий в области науки и техники, а также учреждении Ленинских премий за наиболее выдающиеся произв. лит-ры в иск-ва. Премии присуждаются ежегодно 22 апр.— в день рождения В. И. Ленина. Среди писателей-лауреатов Лен. пр.: М. Джалиль (“Моабитская тетрадь”), Л. М. Леонов (-“Русский лес”), М. Ауэзов (“Путь Абая”), Н. Ф. Погодин (драматич. трилогия о В. И. Ленине), М. А. Шолохов (“Поднятая целина”, т. 1—2), А. Т. Твардовский (<3а далью — даль”), Ч. Айтматов (“Повести гор и степей”), О. Гончар (“Тронка”), М. С. Шагинян (тетралогия о В. И. Ленине “Семья Ульяновых”), Г. М. Марков (“Сибирь”) и др. Существуют также специальные одна Лен. пр. и одна Гос. пр. СССР за произв. лит-ры и иск-ва для детей (учреждены в 1969); среди лауреатов этой Лен. пр. С. В. Михалков и А. Л. Барто. 17 февр. 1967 принято постановление о присуждении Лен. пр. один раз в 2 года и Гос. пр. СССР ежегодно (6 нояб.).

 

В 1949 были учреждены Междунар. Сталинские премии “За укрепление мира между народами” (в Г956 переименованы в Междунар. Ленинские премии “За укрепление мира между народами”). Премии эти присуждаются писателям разных стран (Го Можо, А. Зегерс, Ж. Амаду, И. Бехер, И. Г. Эренбург, П. Неруда, Б. Брехт, Н. Гильен, Н. С. Тихонов, А. Цвейг, Л. Арагон, А. Е. Корнейчук, М. Садовяну и др.).

 

В 1966 было опубл. постановление 9-го пленума ЦК ВЛКСМ “О присуждении премий Ленинского комсомола за произведения литературы и искусства”. Премии присуждаются ежегодно.

 

Учреждены премии АН СССР: в 1947 — им. В. Г. Белинского за лучшие работы в области критики, теории и истории лит-ры, в 1969 — им. А. С. Пушкина за лучшие работы в области рус. языка и лит-ры, в 1970 — им. Н. А. Добролюбова за лучшие работы в области лит. критики.

 

В 1966 состоялось первое присуждение Гос. премии РСФСР им. А. М. Горького. В др. союзных республиках также существуют свои лит. премии; в Азерб. ССР — премия им. М. Ф. Ахундова (с 1948, с 1964— раз в 2 года); в Арм. ССР — респ. гос. премии (с 1965, раз в 2 года); в БССР — премии им. Янки Купалы за лучшие произв. поэзии и драматургии и им. Якуба Коласа за лучшие произв. прозы и лит. критики (с 1956; с 1966 они стали Гос. премиями БССР); в Груз. ССР — премии им. Ш. Руставели (с 1964); в Казах. ССР — Гос. премии им. Абая (с 1965); в Кирг. ССР — Гос. премии им. Токтогула (с 1965, один раз в 3 года); в Латв. ССР — Гос. премии (в 1957—60, с 1965 — раз в 2 года); в Литов. ССР — ежегодные Гос. премии (с 1956); в Молд. ССР — ежегодные Гос. премии (с 1965); в Тадж. ССР — ежегодные Гос. премии (с 1959); в Туркм. ССР — Гос. премии им. Махтумкули (с 1966); в Узб. ССР — премии им. Хамзы Хакимзаде Ниязи (с 1964); основная лит. премия УССР — премия им. Т. Г. Шевченко (с 1961), существуют также премии Н. А. Островского, им. Я. Галана и др.; в Эст. ССР — премии Сов, Эстонии (в 1947—50 и 1959—ежегодно, с 1965—два раза в 5 лет). Лит. премии существуют и в нек-рых автономных республиках (напр., премии им. Г. Тукая в Тат. АССР; премии им. Константина Иванова и им. Мишши Сеспеля в Чуваш. АССР; премии им. П. А. Ойунского в Якут. АССР).

 

За рубежом. Междунар. Нобелевская премия была учреждена в 1901 из фонда швед. инженера-химика, изобретателя динамита Альфреда Нобеля. Присуждается обычно за все творчество писателя, реже — за отдельное произв. (в нек-рые годы не вручалась). Среди лауреатов: Р. Киплинг (1907), М. Метерлинк (1911), Г. Гауптман (1912), Р. Тагор (1913), Р. Роллан (1915), К. Гамсун (1920), А. Франс (1921), Дж. Б. Шоу (1925), Т. Мани (1929), С. Льюис (1930), Дж. Голсуорси (1932), И. А. Бунин (1933), Ю. 0·Нил (1936), Р. Мартен дю Гар (1937), Габриела Мистраль (1945), Т. С. Элиот (1948), У. Фолкнер (1949), Э. Хемингуэй (1954), А. Камю (1957), И. Андрич (1961), Дж. Стейнбек (1962), М. А. Шолохов (1965), Н. Закс (1966), П. Неруда (1971), Г. Бёлль (1972), А. Зингер (1978), О. Элитис (1979) и др.

 

ПРАП — ПРЕМ

 

==303

 

В разных странах есть и др. междунар. премии, присуждаемые писателям и критикам. Так, Ассоциация писателей стран Азии и Африки присуждает премию <Лотос>. Междунар. премия им. Джейн Аддамс выдается за произв., проникнутые гуманистич. идеями. Междунар. книжная премия, учрежденная в 1973 Междунар. книжным комитетом под эгидой ЮНЕСКО, присуждается орг-циям и лицам за вклад а дело укрепления взаимопонимания между людьми с помощью книги; в 1975 была присуждена Сов. нац. комитету по проведению года книги. Междунар. совет по книгам для юношества в Базеле (Швейцария) присуждает премию им. X. К. Андерсена (осн. в 1956; присуждается раз в 2 года; с 1966— также иллюстраторам); иногда ее называют “малой нобелевской”. Италия присуждает иностр. поэтам премию им. Дж. Кардуччи; Болг. академия наук — премию Кирилла и Мефодия болг. и иностр. ученым за труды в области болг. лит-ры, иск-ва и языка. Междунар. Димитровская премия также присуждается за достижения в области лит-ры и иск-ва. Болг. междувар. премия им. Христо Ботева присуждается за достижения в области револгац. поэзии. В Болгарии существует также Междунар. премия им. Н. Вапцарова.

 

В США — большое количество лит. премий. Пуляцеровская премия присуждается ежегодно но пяти разделам: роман, драма, поэзия, биография и автобиография, история.

 

Во Франции Франц. академия присуждает ежегодно ок. 70 лит. премий. Одной из крупнейших лит. наград считается 'Гонкуровская премия; согласно завещанию Э. Гонкура, его состояние перешло в фонд ежегодных премий его имени, к-рые присуждают 10 видных литераторов Франции — Академия Гонкуров. С 1904 присуждается премия “фемина” женщинам-писательницам за лучший роман года. Во Франции также престижны лит. премии Ренодо, Медичи.

 

Много лит. премий в Великобритании. Они присуждаются Британской Академией, Ассоциацией книгопродавцев, Британской писательской ассоциацией, англ. и шотл. отделениями Пен-клуба, Шеффилдским ун-том и др.; произв. поэзии удостаиваются Золотой медали королевы.

 

В ФРГ присуждаются премии И. В. Гёте, Г. Э. Лессинга, Г. Бюхнера, Г. Клейста, ф. Шиллера. В Италии наиболее авторитетной считается премия Багутта (присуждается ежегодно). В Испании крупнейшая лит. награда — премия Мигеля Сервантеса (присуждается ежегодно). В Японии имеется ок. 25 разл. лит. премий.

 

В ЧССР раз в 2 года присуждаются премии Марии Майеровой за книги для детей (как авторам, так и иллюстраторам). В ГДР имеются премии Г. Гейне, Г. Э. Лессинга, И. Р. Бехера, Г. Манна. В Индонезии лит. премии присуждает Джакартская академия.

 

В нек-рых странах существуют также общегос. премии, к-рыми награждаются и деятели нац. лит-ры и иск-ва: Большая Австр. гос. премия, Димитровская премия в Болгарии; Нац. премия ГДР; Премии им. Лайоша Кошута и Аттилы Йожефа в Венгрии; Гос. премия МНР; Гос. премия им. Клемента Готвальда в Чехословакии; Гос. премия ПНР.

 

• Писатели-лауреаты премий СССР и союзных республик, Львов, 1980; Awards, honors and prizes. An international directory f awards a their donors recognizing achievement..., ed. by P. Wasserman, 3 ed., v. l—2, Detroit, 1975; Literary and library prizes, 10 ed., N. У.-L., 1980.

 

Б. А. Гиленсон (заруб, раздел), А. Ю. Наркевич (сов. раздел).

 

ПРЕРАФАЭЛИТЫ, группа англ. поэтов и художников, организовавшая в 1848 “Прерафаэлитское братство”. Опирались в своих воззрениях и худож. практике на творчество итал. художников дорафаэлевской эпохи (Джотто, С. Боттичелли), на поэзию Данте и англ. романтиков. Для П. характерны культ красоты, мистич. и эротич. мотивы. Во главе П. стоял художник и поэт Д. Г. Россетти. В 1850 “братство” выпустило четыре номера журн. “The Germ” (“Росток”). П. оказали влияние на нек-рых представителей декадентских течений Англии кон. 19 в. (А. Суинберн, О. Уайльд, художник и писатель О. Бёрдсли).

 

ф ВенгероваЗ.А., Лит. характеристики, т. 1—Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897. Н. М. Эйшискина.

 

ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от франц. precieux— драгоценный, изысканный, жеманный), элитарно-аристократич. направление в лит-ре франц. барокко 17 в., родственное итал. маринизму и исп. гонгоризму. Возникло в светских салонах, из к-рых наиболее известен Отель маркизы де Рамбуйе (годы расцвета — 1630— 1648) — центр лит.^фронды против абсолютизма. П. л. связана с прециозностью — культурным и обществ. движением, для к-рого, наряду с идеалом утонченной и куртуазной светскости, характерно стремление к эмансипации женщин. Поэты (В. Вуатюр, И. де Бенсерад, Менаж, Г. де Бальзак и др.) обращались в осн. к малым лит. формам (сонет, стансы, послание, баллада, рондо и др.). Во 2-й пол. 18 в. в салоне Мадлен де Скюдери получает развитие осн. жанр П. л.— роман (“Клелия” де Скюдери, “Прециозница” аббата де Пюра), изображающий представителей франц. знати под псевдоисторич. или вымышленными именами.

 

Л. В. Евдокимова.

 

==304 ПРЕР — ПРИЕ

 

ПРИБАУТКА, произв. шуточного характера; малый жанр рус. фольклора. П. могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Напр.: “Иван, скажи моей лошади — тору!”—“А сам что ж?”—“Губы замерзли!”. Нередко используются гипербола, оксиморон. П. включались в обиходную речь как “красное словцо”, входили в сказку (присказка), в нар. драму, обрядовую поэзию (приговоры свадебного дружки), в монологи “балаганных дедов”, в шутки уличных торговцев. ПРИЕМ литературный. Под лит. приемами понимаются конструктивные принципы организации лит. высказывания: сюжетно-композиционные, жанровые, · стилистические, стиховые. В практике лит-ведения о П. чаще говорят в связи с утверждением новаторских форм высказывания или использованием уже устоявшихся П. в новых целях. При этом особое значение приобретает выделенность того или иного П.: напр., введение элементов фантастики и гротеска в “жизнеподобный” сюжет реалистич. произведения, совокупность специфич. П. лит-ры “потока сознания”, орнаментальность и повыш. метафоричность поэзии барокко, заумный язык футуристов, необычное использование синтаксич. и ритмич. организации худож. речи (понятие “обманутого ожидания” у Р. О. Якобсона) в поэзии и прозе; ср., напр.. Пунктуация поэтическая, Орфография поэтическая, Инверсия.

 

Помимо П., “открытых” автором или к.-л. лит. эпохой, существуют П. “автоматизированные”, заданные писателю лит. традицией, стертость к-рых он стремится преодолеть. На подобных П. читательское восприятие как бы “затормаживается” и заостряется, получая импульс к их эстетич. переосмыслению.

 

Однако возможна не только сознательная перестройка традиц. П., но и осознанное следование ему — как на уровне индивидуального стиля, так и “больших стилей” эпохи, напр. классицизма: подражание образцовым авторам влекло за собой и выработку стереотипных П., невыполнение к-рых рассматривалось как “неправильность”. Стабилизация к.-л. П., свойственная лит-рам разных эпох, влечет за собой выработку лит. клише, некритич. использование к-рых приводит к эпигонству. Особую, эстетически значимую функцию стереотипные П. несут в фольклоре (см. работы В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева).

 

Сознательное использование или игнорирование к.-л. П. всегда содержательно значимо (см. Минусприем). Совокупность определенных П. может быть обусловлена расчетом на “специальную” аудиторию (дружеское послание в рус. поэзии нач. 19 в., “народные рассказы”. Л. Н. Толстого, агитац. стихи В. В. Маяковского).

 

Понятие “П.” было введено в обиход лит-ведения на рубеже 10-х и 20-х гг. 20 в. теоретиками ОПОЯЗа, выдвинувшими тезис: “искусство как прием” (В. Б. Шкловский), согласно к-рому особое внимание при анализе текста обращалось на <морфологию приемов”·— имманентную поэтику, а П. расценивался как гл. инструмент” превращения явлений, находящихся вне сферы иск-ва ^материал”), в факт иск-ва (см. Литературный быт). Особое внимание при этом уделялось не столько традиционным, “автоматизированным” П., сколько новаторским, <остраняющим” (см. Остранение). Отсюда — внимание к “обнажению приема” (когда писатель сознательно акцентирует внимание на к.-л. стороне своей писательской “техники”)” к пародии, стилизации, сказу, словотворчеству. Полемически выступая против традиц. способов литературоведч. анализа, ”формалисты” отстаивали ”сделанность”, <оформленность” худож. произв., ни одна фраза к-рого <...не может быть сама по себе простым „отражением" личных чувств автора, а всегда есть построение и игра”, и, следовательно, в тексте <мы не можем и не имеем никакого права видеть... что-либо другое, кроме определенного художественного приема” (Эйхенбаум Б. М., Как сделана “Шинель” Гоголя, в его кн.: <0 прозе”, 1969, с. 321). Однако рассмотрение “материала” произв. только как мотивировки того или иного П. и утверждение плана выражения как самоценного и самодостаточного ограничивало вопрос о соотношении лит. произв. я внетекстовой действительности. Это признавалось и самими опоязовцами уже в нач. 1920-х гг. В процессе острых споров вокруг “формального метода” (и соответственно вокруг П.) разрабатываются новые принципы изучения^ П.; напр., выдвигается мысль о необходимости учитывать авторскую установку и использовать <телеологич.” принципы в исследовании худож, произведения (Эйхенбаум, В. М. Жирмунский, А. П. Скафтымов, Н. К. Пиксанов). Ю. Н. Тыняновым введено понятие функции П. в перспективе лит. эволюции: “... вся суть новой конструкции может быть в новом использовании

 

старых приемов, в их новом конструктивном значении, а оно-то и выпадает из поля зрения при „статическом рассмотрении"” (·< Литературный факт”, в его кн.: <Поэтика. История лит-ры. Кино”, 1977, с. 259). Проблема функции П. впоследствии была плодотворно разработана учеными, как полемизировавшими с ОПОЯЗом (Л. С. Выготский), так и развивавшими идеи рус. <формализма” (Я. Мукарясовский, Р. О. Якобсон, видевший в П. гл. <героя” истории поэтики и лит-ры).

 

Серьезная методологич. критика <формальной” теории П. как в 1920-х гг. (напр., M е д в е д е в П. Н., формальный метод в литературоведении. Л., 1928), так и в наше время не может отменить достигнутого в изучении лит. П., т. к. ни одно исследование по поэтике лит-ры не обходится без выявления конструктивных П. данного текста, данного писателя, данной лит. школы.

 

9 Шкловский В. В., Искусство как прием. Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля (и др. ст.), в его кн.? теории прозы, М.—Л., 1925 (2 изд., M., 1929); Жирмунский В. M., Задачи поэтики. К вопросу о “формальном методе”, в его кн.: Теория лит-ры. Поэтика. Стилистика, Л., 1977; Выготский Л. С., Искусство как прием, в его кн.: Психология искусства, 2 изд., М., 1968; Пропп В., Морфология сказки. Л., 1928 (2 изд., М„ 1969); Л о т м а н Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970; Богатырев П. Г., Вопросы теории нар. искусства, М., 1971; Мукаржовский Я., Эстетич. функция, норма и ценность как социальные факты, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 7, Тарту, 1973; Mukai-ovsky I., К ceskemu pfekiadu вklovskйho Teorie prozy, в его кн.: Kapitoly z ceske poetiky, dl l, Praha, 1948; Jakobson R., Closing Statement. Linguistics and poetics, <Style in Language”, Cambr., 1960; Hansen-Lфve A.A., Der russische Formalismus. Methodologische Rekonstruktion seiner Entwicklung aus dem Prinzip der Verfremdung, W., 1978. Л. Af. Песков.

 

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТОРА, худож. проза, где осн. задачу повествования составляет занимат. сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями. Формировалась и развивалась под знаком романтизма. Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Одними из первых образцов явились “морские романы” Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенч. романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие Э. Сю. Наиболее известные авторы П. л. 19 — нач. 20 вв.— Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон, Р. Хаггард, Дж. Конрад (Великобритания); Г. Эмар, Ж. Берн, Л. Жаколио, Л. Буссенар, П. Бенуа (Франция); Ф. Брег Гарт, Дж. Лондон (США); их произв. стали классикой лит-ры для детей и юношества (см. Детская литература).

 

В жанре П. л. в СССР выступали А. С. Грин, В. А, Каверин, А. Н. Толстой, А. Гайдар, А. Р. Беляев, В. П. Катаев, Г. Адамов, Ю. С. Семенов. Сов. П. л. в целом отмечена героико-патриотич., жизнеутверждающим пафосом. В стране выходят < Библиотека приключений” (1937—53), “Библиотека приключений и научной фантастики” (с 1954), журн. “Вокруг света” с приложением “Искатель” (с 1961) и мн. др. журналы, сб-ки и серийные издания.

 

ф Мошенская Л., Мир приключений и лит-ра, <ВЛ”, 1982, № 9. Я. С. Муравьев.

 

ПРИПЕВ, рефрен, повторяющаяся часть песни; запев обычно поется солистом, П.— хором. В рус. терминологии повторяющаяся строфа обычно наз. П., повторяющийся стих (обычно заключительный в строфе) —рефреном. Из нар. песни П. рано проник в лит-ру (эпиталамии Катулла, ср.-век. песнопения); в поэзии нового времени употребителен в лит. песнях (П. Ж. Беранже; “Священная война” В. И. ЛебедеваКумача) и в стилизациях нар. творчества (нем. и англ. романтики, Р. Киплинг). На рефрене построены триолет, рондель, рондо, старофранц. баллада и др. твердые формы, м. л. Гаспаров. ПРИСКАЗКА, народнее назв. традиционной, ритмически организованной прибаутки, нередко предшествующей зачину в сказках и не связанной непосредственно с сюжетом. Цель П.— заинтересовать слушателей, увлечь их воображение.

 

ПРИТЧА, дидактико-аллегорич. жанр лит-ры, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма П.

 

1) возникает в нек-ром контексте, в связи с чем она

 

2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символич. наполненность;

 

 

3) с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной “премудрости” религ. или моралистич. порядка. В своих модификациях П.— универсальное явление мирового фольклора и лит. творчества. Однако для определ. культурных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, П. была центральным жанром, эталоном для др. жанров [напр., в “учительной” прозе ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские “Поучения Ахикара”, машолим Талмуда), в христианской литературе и ср.-век. лит-ре (см. притчи Евангелий, напр. Притча о блудном сыне, о сеятеле)]. В эти эпохи, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфич. поэтика П., исключающая описательность “художественной прозы” антич. или новоевроп. типа: природа и вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций, <в сукнах”; действующие лица П., как правило, не имеют не только внешних черт, но и “характера” в смысле замкнутой комбинации душевных свойств: они предстают перед нами не как объекты худож. наблюдения, но как субъекты этического выбора. С кон. 19 в. ряд писателей видит в экономности и содержательности П. образец для своего творчества. Попытку подчинить прозу законам П. предпринял поздний Л. Н. Толстой. В зап. лит-ре 20 в. на традиции П. опирался Ф. Кафка, а также интеллектуалистич. драматургия и романистика Ж. П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Г. Марселя и др., исключающие “характеры” и “обстановочность” в традиц. понимании. П. продолжает сохранять привлекательность для мн. писателей, ищущих выхода к этич. первоосновам человеческого существования (см. роль ходов П. у Б. Брехта или “Притчу” У. Фолкнера). Ср. Парабола, с. с. Аверинцев. ПРИЧИТАНИЯ, плач, жанр народнопоэтич. творчества, традиц. импровизации, связанные преим. с похоронами, свадебными, рекрутскими и др. обрядами или с неурожаем, голодом, пожаром, болезнью и т. д. Будучи одним из древнейших поэтич. жанров, П. у разных народов приобретали самые разл. формы — от примитивных возгласов до сложных сюжетных поэм. Эмоц. напряженность содержания П. определяют общие особенности их поэтики: обилие вопросительновосклицат. конструкций, повторов, эмоц. усилений при помощи суффиксации, удвоения корней и пр. У большинства народов исполняются преим. женщинами, в т. ч. профессиональными вопленицами (соло, хором или попеременно), у нек-рых народов Кавказа, у албанцев и др.— мужчинами. В Европе наибольшим развитием отличались П. у русских, карел, коми, мордвы, болгар, сербов, корсиканцев и нек-рых др. У вост. славян П. существовали задолго до 11 в., к к-рому восходят первые документальные свидетельства о них. В 19 в. особенно богата была традиция севернорус. П.; лучшие образцы, записанные от И. А. Федосовой и Н. С. Богдановой из Заонежья, отразили мн. стороны мировоззрения и быта рус. крестьян.

 

Изд.: Причитанья Сев. края, собранные Е. В. Барсовым, ч. 1—4, М., 1872—83; Причитания. [Вступ. ст. К. В. Чистова], 2 изд., Л., 1960; Рус. нар.-бытовая лирика. Причитания Севера в записях В. Г. Базанова и А. П. Разумовой, М.—Л., 1962. К. В. Чистов.

 

ПРОВАНСАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, о к сита нская литература, лит-ра на прованс. яз., развившаяся в Провансе (историч. область во Франции) во взаимодействии с лит-рами на франц., каталанском, исп., итал. языках и на смешанном франко-прованс. наречии. Первые дошедшие до нас памятники П. л.— фрагмент поэмы. “Боэций” (ок. 1000) и “Песнь о святой Вере Аженской” (сер. 11 в.). Еще раньше широкое распространение получила устная нар. поэзия. В кон. 11 в. возникла поэзия трубадуров, достигшая расцвета в 12 и 13 вв. (Гильом IX, Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Маркабрю, Рембаут Оранжский, ПРИК — ПРОВ

 

==305

 

* 20 ЛЭС

 

Гираут де Борнейль, Бертран де Борн, Арнаут Даниель, Гираут Рикьер, Пейре Карденаль). В лирике трубадуров сложились многочисл. поэтич. формы: альба, пастурелла, сирвента, тенсона, плач и др. Эти формы оттачивались и закреплялись на поэтич. соревнованиях, проводившихся вплоть до 16 в. Эпос на прованс. яз. не сохранился; рыцарский роман Представлен памятниками “Джауфре”, “Фламенка” (13 в.). К 16 в. прованс. культура утратила единый характер и П. л. распалась на отд. узкие областные лит-ры.

 

П. л. в 16 в. развивалась преим. в историч. области Гасконь. В творчестве поэтов П. де Гаррос, О. Гайар, Л. Белло де Ла Беллодьер и др. отразилось влияние протестантизма. Наиболее самобытен П. Гуделен (Гудули). Влияние классицизма в П. л. было слабым. Развивались бурлескная поэзия, сатира, пейзажная лирика. Из поэтов 18 в. выделялся Ж. Б. Фавр.

 

Новый значит, период П. л. связан с культурным подъемом Юга, ростом националистич. настроений, а также с приходом в лит-ру крупных творческих индивидуальностей: Ж. Жансемин, Ж. Руманиль, Т. Обанель, Ф. Мистраль, Ф. Гра. Они основали движение фелибров — фелибриж, стремящееся выработать единый лит. язык, лишить П. л. диалектной разобщенности. Поэты-фелибры создали замечательные образцы лирики и прозы. В нач. 20 в. фелибриж прекратил свое существование. В 20 в. большинство прованс. писателей пишет одновременно на франц. яз. и прованс. яз. Значительно поэтич. и прозаич. творчество Ж. д'Арбо. Интересна лит-ра Лимузена, где поэты Ж. Б. Шез, П. Л. Гренье и др. делают попытки возродить лит. традиции прошлого. Крупнейшим поэтом Руссильона был Ж. С. Понс.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 делаются попытки объединить лит. силы Прованса: появились новые журналы, мн. писатели являются специалистами по истории П. л.— Р. Нелли, Ш. Кампру и др. Выделяются поэты М. Рукет, М. Алье, П. Бек, С. Бек, И. Рукет, поэт, прозаик, ученый-филолог А.Р.Лафон.

 

Изд.: L a fon t А. Р., Anthologie de la poesie occitane. 1900— I960, P., 1962; RoubaudJ., Les Troubadours: Antologie bilingue, P., 1980.

 

% Шишмарев В. Ф., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, Париж, 1911; Соловьев C.B., Очерки по истории новой франц. и прованс. лит?ры, СПБ, 1914; Фридман P.A., Любовная лирика трубадуров и ее истолкование, <Уч. зап. Рязанского гос. пед. ин-та”, 1965, т. 34, с. 87—417; LafontR. et Anatole С h., Nouvelle histoire de la litterature occitane, t. 1—2, P., 1970—[1971]; Camproux С h.. Histoire de la litterature occitane, P., 1971; RouanetM., Occitanie 1970, les poиtes de la dйcolonisation, Honfleur, 1971. A. Д. Михайлов.

 

•“ПРОЖЕКТОР”·, лит.-худож. и сатирич. иллюстрир. журнал. Изд. в Москве в 1923—35 при газ. “Правда”. Выходил с нач. 30-х гг. ежемесячно. Печатал политич. обозрения, фельетоны, очерки, карикатуры, короткие рассказы. Один из первых ред.— А. К. Воронский. В 30-х гг. ред. были С. А. Воронин, В. П. Ставский и др.

 

ПРОЗА, прозаич. худож. произведения в их соотнесенности (преим. противопоставленности) с поэзией. См. Поэзия и проза.

 

ПРОЗАЙЗМЫ, слова или выражения, к-рые воспринимаются как чужеродные в поэтич. произведении. Ср. у A.C. Пушкина: “...я снова счастлив, молод,/ Я снова жизни полн — такой мой организм / (Извольте мне простить ненужный прозаизм)”. П.— понятие гл. обр. историческое. В рус. поэзию с сер. 19 в. (Н. А. Некрасов и др.) вовлекаются группы слов, к-рые считались прежде “непоэтичными”. В этом отразился процесс расширения тематики лит-ры, ее обращение к “низким” сторонам жизни. П. проникали и в стихотв. речь пародийного или сатирич. характера. Понятие “П.” становится мало применимым к поэзии 20 в., когда происходит коренная переоценка?. эстетич. ценностей слова, д. н. Шмелев.

 

==306 ПРОЖ -- ПРОЛ

 

ПРОКЛИТИКА (от греч. proklitikos — наклоняющийся вперед), безударное слово, фонетически примыкающее к следующему за ним ударному. В рус. языке таковы односложные (реже двусложные) предлоги, союзы, часто местоимения: “на нас”, “и встал”, “мы шли”. Противоположна энклитике.

 

М. Л. Гаспаров.

 

“ПРОЛЕТАРИЙ”, назв. неск. большевистских газет, сыгравших большую роль в борьбе за победу пролет. революции, за новое революц. иск-во: 1) изд. в Женеве (нелегально) в мае — нояб. 1905 (26 номеров). Редколлегия: В. И. Ленин (гл. ред.), А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский; 2) изд. в Выборге, Женеве, Париже в 1906—09 (нелегально). Ред. Ленин. Сотрудничали Луначарский, Боровский и др. Здесь была опубл. ст. Ленина “Лев Толстой как зеркало русской революции” (1908, № 35, сент.). Газета выступала против рус. махизма, “богостроительства” в лит-ре; 3) под назв. “П.” в авг. 1917 выходила преследуемая Врем. правительством большевистская “Правда”.

 

“ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА”, журнал, осн. теоретич. орган Всерос. совета Пролеткульта. Изд. в Москве в 1918—21 (вышел 21 номер) под ред. П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. И. Калинина, П. М. Керженцева, А. А. Богданова (Малиновского), А. И. Маширова-Самобытника. В журнале печатались статьи А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, В. Полянского, Калинина, Богданова, В. Ф. Плетнева и др., стихи В. Т. Кириллова, А. К. Гастева, М. П. Герасимова, А. Н. Поморского. Теоретич. установки журнала отражали ограниченность Пролеткульта, деятели к-рого пытались лабораторным путем “выработать” некую чисто “пролетарскую культуру” в отрыве от задач культурного строительства общества.

 

ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, термин, обозначающий лит-ру, возникшую в России и нек-рых др. странах на рубеже 19 и 20 вв. под влиянием роста революц. движения пролетариата. Истоки П. л. восходят к эпохе чартизма (см. Чартистская литература), Революции 1848 во Франции и Парижской Коммуны см. Парижской Коммуны (1871) литература]. В дореволюц. России “крупнейшим представителем пролетарского искусства” В. И. Ленин назвал М. Горького. С рабочей печатью, в особенности с большевистскими газ. “Звезда” и “Правда”, было связано творчество мн. пролет, писателей (см. “Звезды” и ^Правды” поэты). Под ред. Горького вышли два сб-ка пролет. писателей (1914, 1917).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия