Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 90 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 90 страница






 

Развитие рус. романтич. лирики привело к образованию ярких Стилей, определяемых разл. эмоц. смысловыми позициями, разл. обликами автора. Каждая из этих позиций выражала противостояние окружающему миру, преодоление его прозаизма, мелочности и регламентации. Преромантизм знал в осн. две формы такого противостояния — элегич. и эпикурейскую. Романтич. поэзия развила их в целый ряд более сложных и индивидуально-дифференцированных: тут гусарство и “веселый юморизм” (определение Н. И. Надеждина) Д. В. Давыдова; “эллинизм” и “сибаритство” Дельвига; праздник чувств и “стремление к душевному простору” (выражение И. В. Киреевского)?. Μ. ίзыкова; глухое отчаяние и ожесточение, включающее реалии николаевского солдатского быта, А. И. Полежаева. Этим, однако, не исчерпывается все многообразие обликов, позиций и тонов, явленных романтич. поэзией, особенно лирикой Пушкина, Баратынского, Лермонтова и Ф. И. Тютчева, представляющей собой высшие достижения рус. Р. в целом (см. в ст. Русская литература).

 

Начиная с 1840-х гг. Р. в основных европ. странах уступает ведущее положение критич. реализму и отходит на второй план (см. Реализм). Однако лучшие образцы Р. навсегда вошли в мировую лит-ру, обогатив классич. нац. стили. Традиции Р. остаются действенными на протяжении всего 19 в., обретя новые импульсы и силы в кон. 19 — нач. 20 вв. (см. в ст. Неоромантизм). Неоромантизм тесно связан с Р. не столько темами и мотивами, не столько строем произв., сколько умонастроением, общими принципами поэтики — отрицанием всего обыденного и прозаического, “раздвоенностью” рефлексирующего творч. сознания, обращением к иррациональному, “сверхчувственному”, склонностью к гротеску и фантастике, установкой на обновление худож. формы. В дальнейшем традиции Р. были усвоены, а иногда полемически переосмыслены символизмом, в т.ч. художниками, остро ощущавшими кризис бурж. общества и бурж. культуры (А. А. Блок, Р. М." Рильке). Прямое и опосредованное воздействие идейно-творч. установок Р. ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и нек-рых др. авангардист, течениях.

 

Романтич. пафос преобразования жизни, высота романтич. идеалов оказались близкими сов. иск-ву (М. Горький, А. А. Фадеев) и обусловили обращение к наследию романтиков мн. писателей социалистич. реализма. ·

 

φ Ξбломиевский Д., Франц. романтизм, М., 1947; Ре изо в Б. Г., франц. историч. роман в эпоху романтизма, Л., 1958; его же. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962; Елистратова А., Наследие англ. романтизма и современность, М., 1960; Гуковский?.Α., Οушкин и рус. романтики, М., 1965; Ванслов В-В., Эстетика романтизма, М., 1966; Дьяконова Н. Я., Лондонские романтики и проблемы англ. романтизма, Л., 1970; Боброва?.Η., Πомантизм в амер. лит-ре XIX в., М., 1972; Берковский Н.Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Европ. романтизм, М., 1973; Романтизм в слав. лит-рах, М., 1973; К истории рус. романтизма, М., 1973; Манн Ю. В., Поэтика рус. романтизма, М., 1976; История романтизма в рус. лит-ре, в. 1—1790—1825, в. 2—1825—1840, М., 1979; Г у реви ч A.M., Романтизм в рус. лит-ре, М., 1980; Лит. манифесты зап.-европ. романтиков, М., 1980; Вопросы романтизма в сов, лит-ведении. Библиографич. указатель. 1956—1968 гг., под ред. H.A. Гуляева, Каз., 1970; Walzel О., Deutsche Romantik, Bd l, 5 Aufl., Lpz.— B., 1923; Strich F., Deutsche Klassik und Romantik oder Vollendung und Unendlichkeit, Bern, 1969; Kluckhohn P., Das Ideengut der deutschen Romantik, 4 Aufl., Tьbingen, 1961; Schenk N. G., The mind of the Europйen romantics. L., 1966; Korff H.A., Geist der Goethezeit, [7 Aufl.], Tl 3—4, Lpz., 1966; Tieghem P., Le romantisme dans la littйrature europйenne, 2 йd., P., 1969; The romantic movement bibliography 1936—1970, v. 1—7, Ann Arbor, 1973; Menhennet A., The Romantic movement, L., 1981 (библ., указ.); С laudon F., Encyclopedie du romantisme, P., 1980, Л. М. Гуревич, Ю. В. Манн (Романтизм в России).

 

РОМАНТИКА, тип идейно-эмоц. (оценочного) отношения к жизни, в основе к-рого лежит глубоко личностное, напряженно-страстное стремление к возвышенному идеалу, неудовлетворенность сущим, невозможность довольствоваться повседневностью, прозаич. существованием, жажда иной, лучшей жизни. В этом смысле говорят о романтич. сторонах самой действительности: о Р. подвига и борьбы, вдохновенного труда и творч. открытий, о романтич. картинах природы, романтич. любви.

 

22 ЛЭС

 

В произв. худож. лит-ры (как и др. видов иск-ва) Р. получает двоякое воплощение. Она может выступить как грань авторской позиции, как определ. сторона авторского понимания и оценки изображаемого (в этом смысле сейчас все чаще употребляют термин “пафос”). Р. может стать и непосредств. предметом изображения, сказаться в создании характера романтич. героя, в раскрытии или самораскрытии его внутр. мира.

 

Наиболее полно и последовательно романтич. отношение к жизни запечатлено в лит-ре романтизма. Необходимо различать, т. о., Р. в жизни, ее воплощение в иск-ве и романтизм как определ. лит.-худож. направление. Р. является одной из характерных черт сов. лит-ры, неотъемлемой гранью метода социалистического реализма.

 

• Поспелов Г. Н., Что же такое романтизй/, в сб.: Проблемы романтизма, [в. I], М,, 1967; Дубровина И. М,, Романтика в худож, произв., М., 1976; Волков И. Ф., Творч. методы и худож. системы, М., 1978, с. 163—79. А. М. Гуревич.

 

РОНДЕЛЬ (франц. rondel, от rond — круг), твердая стихотв. форма (см. Твердые формы)', развилась из виреле путем сокращения припева до 1—2 строк, поначалу часто смешивалась с рондо. Была популярна во франц. поэзии 14—15 вв., потом вышла из употребления и сохранилась в стилизациях (С. Малларме, А. Суинберн, И. Северянин). Схема классич. Р.: 13 стихов с рифмовкой ABba+abAB+abbaA (заглавные буквы — тождественные строки). Менее употребителен двойной Р.: 16 стихов с рифмовкой АВВА+ abAB+abba+ABBA. м. л. Гаспаров. РОНДО (франц. rondeau, от rond — круг), твердая стихотв. форма (см. Твердые формы); развилась из ронделя в 14 в. путем сокращения припева до полустишия. Достигла расцвета в 16—17 вв.; в России известна начиная с В. К. Тредиаковского; в 19—20 вв. сохранилась лишь в стилизациях. Схема классич. Р.: 15 стихов в 3 строфах на 2 рифмы aabba+abbR-1Ч-aabbaR, где R — нерифмующийся рефрен, повторяющий начальные слова 1-й строки. Обычный размер — 10-сложный стих с 4-сложным рефреном. Пример: Манон Леско, влюбленный завсегдатай Твоих времен, я мыслию крылатой Искал вотще исчезнувших забав, И образ твой, прелестен и лукав, Меня водил,— изменчивый вожатый.

 

И с грацией манерно-угловатой Сказала ты: “пойми любви устав, Прочтя роман, где ясен милый нрав Манон Леско.

 

От первых слов в таверне вороватой Прошла верна, то нищей, то богатой, До той поры, когда без сил упав, В песок чужой, вдали родимых трав, Была зарыта шпагой, не лопатой, Манон Леско t

 

М. А. К уз м и н. В рус. поэзии 18 в. Р. назывались расширительно и более свободные формы стих. с длинными рядами одинаковых рифм. м. л. Гаспаров. “РОССИЙСКИЙ ФЕАТР, или Полное собрание всех российских феатральных сочи н е н и и”, серия сб-ков пьес, выходивших отд. выпусками (частями) в 1786—91, 1793—94 в Петербурге в изд. Российской Академии по инициативе ее президента Е. Р. Дашковой. Печатались переводные и оригинальные пьесы, в т. ч. М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина. По распоряжению Екатерины II из вып. 39 (1793) была вырезана трагедия Я. Б. Княжнина -“Вадим Новгородский”. Всего вышло 43 сб-ка, включавшие 175 пьес.

 

В. П. Степанов.

 

РОМА — РОСС

 

==337

 

РУБАЙ (араб.), одна из самых распространенных форм лирич. поэзии народов Бл. и Ср. Востока, Ср. и Юго-Вост. Азии. Четверостишие, рифмующееся чаще всего по схеме aaba, реже — аааа. По происхождению Р. является устно-поэтич., нар. формой; в систему аруза размер Р. пунктуально не укладывается и допускает теоретически 24 варианта метра, из к-рых наиболее употребительны два. В фольклоре Р. имеет также названия дубайти (букв. “два бейта”, обычно в размере хазадж) и таране (-“песенное” Р.). В письм. лит-ре появляется уже у поэтов 10 в. (Рудаки и др.) и неизменно служит для выражения лирич. темы, философски осмысленной и интерпретированной. Как правило, в первом бейте Р. дается посылка, в третьем полустишии —. вывод, закрепляемый афористич. сентенцией четвертого полустишия. Однако такое построение нс обязательно. Всемирно признанный мастер Р.—поэт и ученый 11 в. Омар Хайям.

 

φ "Κ о з м о я н А. К., Рубай в классич, поэзии на фарси (Х—ХПвв.), Ер., 1981.

 

РУ МИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра рум. народа. Развивается на рум. яз. Рум. фольклор, представл. обрядовыми песнями, особым жанром лирич. песни — дойной, хайдуцкими песнями, балладами, припевками, волшебными и бытовыми сказками, сказками про зверей, пар. анекдотами, пословицами и поговорками, долгое время являлся единств, формой нац. лит-ры и средством совершенствования нац. языка, на к-рый значит, влияние оказал старослав. язык; будучи языком офиц. церкви, он принес с собой и слав. алфавит (переход на латиницу произошел в 19 в.). Ранние памятники религ. Р. л. относятся к 15 в. В нач. 16 В. появилось первое произв. светского содержания — дидактич. книга “Слова назидательные воеводы валашского Иоанна Нягойя к сыну Феодосию”. В 16 в. сделаны первые переводы церк. книг на рум. яз., чему способствовала, в частности, переводч. и типографская деятельность дьякона Кореей и молд. митрополитов Варлаама и Досифея (Дософтея). Важную роль в становлении рум. яз., а впоследствии и лит-ры, сыграли летописи и хроники Григоре Уреке, Мирона Костина, Иона Некулче, Константина Кантакузино и др.

 

На рубеже 17—18 вв. возникло просветит, движение, крупнейшим представителем к-рого был молд. господарь Д. Кантемир. Большую просветит, деятельность развивала т.н. латинская, или трансильванская, школа (С. Мику-Клайн, Г. Шинкай, П. Майор и др.).

 

Появление в кон. 18 — нач. 19 вв. рифмованных хроник и лирич. стихов, подражавших религ. образцам, знаменовало переход к подлинно худож. лит-ре, подготовило появление поэтич. творчества Енэкицэ, Алеку и Николае Вэкэреску и К. Конаки. Крупнейшее произв. рум. просветительства —поэма “Цыганиада” И. Будай-Деляну.

 

С ростом антиосман, нац.-освободит, движения в Дунайских княжествах и Трансильвании в 1-й пол. 19 в. вызревали идеи нац. единства и освобождения, ставшие осн. требованиями бурж.-демократич. революции 1848. Возникла вторая волна просветит. движения; появились учебники, первые газеты, издатели к-рых—И. Элиаде-Рэду леску в Валахии, Г. Асаки в Молдавии, Г, Барициу в Трансильвании, был создан нац. театр. Большое значение для обществ. жизни имели в это время переводы из зап европ. и рус. лит-р. Р. л. вступила в фазу бурного развития. Романтизм, утверждавшийся в 30—40-х гг. в творчестве В. Кырлова, Д. Болинтиняну, В. Александри, К. Негруцци, А. Руссо и др., характеризуется обществ, активностью, стремлением сформулировать и выразить прогрес., социальные идеи. Особое внимание романтики уделяли фольклору и нац. истории (А. Панн, Александри, М. Когэлничану и др.).

 

==338 РУБА — РУМЫ

 

Рум. романтизм, вдохновлявшийся идеально воспринятыми понятиями свободы и равенства, после 1848 от утверждения бурж. миропорядка перешел к резкой его критике: творчество позднего Александри (феерия “Сынзяна и Пепеля”), поэзия и публицистика М. Эминеску, одного из видных представителей европ. романтизма. Обычная у романтиков антитеза — добро и зло — воплощает у Эминеску непримиримый социальный конфликт эпохи (поэма “Император и пролетарий”). Социальная и филос. линии, развивавшиеся в творчестве поэта как бы параллельно, по мере нарастания пафоса отрицания бурж. действительности все больше сближаются — в цикле “Посланий” они образуют единую социально-филос. систему. Творчеством Эминеску завершается развитие романтич. направления.

 

Провозглашение единого нац. гос-ва (1862) и освобождение страны от осман, господства (1878) заострили обществ, внимание на положении крестьянина, оттенили несовершенства бурж. системы, что способствовало становлению критич. реализма. Первым реалистич. произв. считается роман Н. Филимона “Старые и новые мироеды”. Видными представителями реализма в 70—90-х гг. стали И. Л. Караджале, И. Крянгэ, Дж. Кошбук, И. Славич, Б. Делавранча. Обострение социальных противоречий в последней четв. 19 в. породило в лит. критике, с одной стороны, охранит, принцип “чистого искусства”, к-рый выдвинул Т. Л. Майореску, с другой — требование “тенденциозного”, т. е. идейного, иск-ва, к-рое в журн. “Сопtemporanul” отстаивал критик-социалист К. Добро джану-Геря.

 

На развитие Р. л. с кон. 19 в. воздействуют разные точки зрения на крестьянство: попоранизм (рубеж 19—20 вв.; журн. “Viata romaneasca” выдвигал принцип моральной ответственности перед крестьянством и требовал от лит-ры правдивого отображения его бедственного положения), “сэмэнэторизм” (нач. 20 в.; журн. “Samanдtorul” рассматривал крестьянство как единств, “позитивный класс” и призывал к созданию единой нац., надклассовой культуры), “гындиризм” (20—30-е гг.; журн. “Gindirea” стремился сделать крест, мироощущение опорой для проповеди мистицизма и национализма). Плодотворным, хотя и отчасти, было воздействие попоранизма, пробуждавшего критич. тенденцию, на основе к-рого и возник рум. реализм. В русле реализма в нач. 20 в. формировалось творчество М. Садовяну и И. Агырбичану. После 1-й мировой войны 1914—18 эта критич. позиция усилилась в романах и новеллах Садовяну, Л. Ребряну, К. Петреску, Ч. Петреску, Гортензии Пападат-Бенджеску, Дж. Кэлинеску и др. писателей.

 

Для представителей рум. символизма и экспрессионизма, более отчетливо проявивших себя в поэзии, были характерны антимонархизм (А. Мачедонский), явно выраженная симпатия к рабочему классу (Дж. Баковия), пантеизм (Л. Блага), поиски этич. начала (Т. Аргези).

 

В 30-х гг. 20 в. зародилась пролет, лит-ра (А. Сахия, Дж. Богза) и “левая”, тяготеющая к пролет. идеалам поэзия (М. Бенюк, Э. Жебеляну). Антибурж. направленность, усиленная антифаш. и антивоен. настроениями, способствовала переходу Р. л. на позиции социалистич. реализма.

 

После освобождения Румынии от фашизма (1944) и провозглашения нар.-демократич. строя (1947) новые идеи и новая жизнь нашли отражение в творчестве писателей старшего поколения—Садовяну (повесть “Митря Кокор”, роман “Никоарэ Подкова”), К. Петреску (роман “Человек среди людей”), Ч. Петреску (роман “Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня”), а также поэтов и прозаиков, начавших свой творч. путь в 20—30-х гг., — Бенюка, 3. Станку, Жебеляну, В. Теодореску. В атмосфере строительства социалистич. общества формировалось творчество Марии Бануш, Р. Боуряну, Т. Поповича, М. Преды, Э. Барбу, А. Баранги, X. Ловинеску. В 1949 был

 

основан Союз писателей, призванный объединить творч. силы на марксистской идейно-эстетич. платформе. С сер. 60-х гг. выдвинулось новое поколение литераторов: прозаики Д. Р. Попеску, А. Ивасюк, Ш. Бэнулеску, поэты Н. Стэнеску, М. Сореску и др. В Р. л. обозначилась тенденция к постановке морально-этич. проблем, к углубленному психол. анализу на основе раскрытия индивидуального мировосприятия, худож. символизирования и мифологизирования, лиризации прозы. Развиваются также лит-ры на языках др. национальностей Социалистич. Республики Румынии.

 

Лит. периодика: журн. “Romania literara” (с 1968), <Viafa romaneascа” (с 1948).

 

Изд.: Антология рум. поэзии, М., 1958; Рум. повести и рассказы, т. 1—2, М., 1959; Новелла совр. Румынии, М., 1962; Рум. рассказ, М., 1978; Поэзия совр. Румынии, М., 1979; Повести и рассказы писателей Румынии, М., 1981; Совр. рум. пьеса, М., 1981.

 

• Кожевников Ю. А., Попораниэм и проблема влияния рус. лит-ры на румынскую, в сб.: Слав. лит-ры, М., 1963; его же, Становление социалистич. реализма в рум. лит-ре и творчество А. Сахии, в кн.: Нац. традиции и генезис социалистич. реализма (в лит-рах стран нар. демократии), М., 1965; его же, Эпоха романтизма в рум. лит-ре, М., 1979; Рум.-рус. лит. связи 1-й пол. XIX,—нач. XX в., М., 1964; Д в о и ч е н к о-М а р к о ва Е. М., Рус.-рум. лит. связи в 1-й пол. XIX в., М., 1966; Гацак В.М., Вост.-романский героич. эпос, М., 1967; Istoria literaturii romane, v. l—3, Bue., 1964—73; Bibliografia literaturii romane, 1948—60, Bue., 1965; Dictionarul literaturii romane de la rigini pоnа la 1900, Bue., 1979, Ю. А. Кожевников.

 

РУНЫ, эпич. нар. песни карелов, финнов, эстонцев. Сюжеты Р. связаны с архаичными космогонич. мифами: образами культурных героев — демиурга Вяйнямёйнена, мифич. кузнеца Ильмаринена. Для поэтики Р. характерны параллелизм стихов, повторы, постоянные эпитеты, анафоры, силлабич. строй стиха. Исполнялись Р. одним или поочередно двумя певцами, иногда в сопровождении игры на кантеле (струнный инструмент, напоминающий гусли). Из Р. состоят “Калевала” и “Калевипоэг>.

 

“РУССКАЯ БЕСЕДА”, рус. журнал славянофильского направления. Изд. в Москве в 1856—60 А. И. Кошелевым (соредакторы — Т. И. Филиппов, затем П. И. Бартенев и М. А. Максимович, позднее И. С. Аксаков). Публицистика “Р. б.” противоречиво сочетала проповедь нац.-религ. и социально-историч. идей славянофильства (в т. ч. сохранение общины) с программой бурж.-либеральных реформ (освобождение крестьян с землей за выкуп, созыв совещат. земского собора, признание свободы слова). Крест. вопросу было посвящено спец. приложение — журн. “Сельское благоустройство” (1858—59). В “Р. б.” были отделы изящной словесности, науки, критики, обозрения, жизнеописания. Наиболее значит, в разделе “Наука” и “Критика” были статьи А. А. Григорьева (“О правде и искренности в искусстве”), И. В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина и др. В “Р. б.” сотрудничали С. Т. Аксаков, И. С. Никитин, А. Н. Островский, Марко Вовчок, Т. Г. Шевченко.

 

“РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА” (РИБ), серия сб-ков историч. документов и лит. памятников (гл. обр. России, Украины, Литвы 14— 17 вв.). Изд. в 1872—1927 Археографич. комиссией (осн. в 1834, СПБ). Вышло 39 тт., в т. ч. “Сочинения князя Курбского” (т. 31), “Памятники истории старообрядчества XVII в.” (т. 39, куда вошли соч. Аввакума), “Дела Тайного приказа” (т. 21—23, 38), публикации летописей, памятников др.-рус. лит-ры и публицистики, рукописных и старопечатных книг и пр. Материалы РИБ, сопровождаемые подробными текстологич. и археографич. комментариями, готовили видные историки и литературоведы.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература (кон. 10—17 вв.), как и другие ср.-век. лит-ры, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преим. “прикладной”—деловой и познавательный характер: церковно-служебный, юридически-правовой, исторический; но художественность изложения была сушсств. компонентом мн. жанров. Для др.-рус. лит-ры

 

характерен ср.-век. историзм: произв. всегда прикреплены к конкретному историч. событию или лицу; как исторически действительные, реальные воспринимались даже рассказы о видениях, чудесах и т. п. Достоинства сочинения определялись не занимательностью вымысла, но полезностью; право писателя на вымысел было осознано только в 17 в.

 

Целый ряд особенностей сближает др.-рус. произв. с памятниками фольклора. По большей части лит. произв. 10—17 вв. не имели устойчивого, авторского текста. Авторское начало приглушено, лит-ра была в осн. анонимна; произв. переписывались в течение неск. столетий и претерпевали изменения в соответствии с новыми социально-политич., эстетич. и др. потребностями. Как в фольклоре, в др.-рус. лит-ре важную роль играли общие места. Эффект неожиданности не ценился в средние века; читатель искал в лит-ре привычные для него этикетные описания этикетных ситуаций (см. также Этикет литературный). Но почти в каждом памятнике имеются отступления от этикетности, в к-рых автор выражал свое непосредств е н н о е отношение к тому, о чем он писал. Подобно фольклорным произв., сочинения др.-рус. авторов предназначались в первую очередь для чтения вслух, отсюда в значит, мере учительный характер др.-рус. письменности. Связь с устным нар. творчеством (см. Русский фольклор) проявляется и в иерархии жанров, и в особенностях стиля.

 

Др.-рус. лит-ра была целиком рукописной (сначала на пергамене, позднее на бумаге); книгопечатание мало изменило характер распространения лит. произв., т.к. преим. удовлетворяло спрос на богослужебные книги. Большая часть памятников лит-ры Др. Руси дошла в составе разнообразных сб-ков; одни из них были относительно устойчивого состава (“Златоструй”, “Измарагд”), состав других определялся заказчиком или переписчиком.

 

Периодизация др.-рус. лит-ры в целом соответствует исторической. Возникновение лит-ры было связано с образованием др.-рус. феод. гос-ва с центром в Киеве (лит-ра Киевской Руси — общий источник рус., укр. и белорус, лит-р). Определяющее значение в ее судьбе имело принятие христианства (ок. 988); новые потребности христ. гос-ва — строительство и роспись храмов, отправление богослужения — обусловили приобщение Др. Руси к высокоразвитым визант. и болг. культурам. Переведенные с греч. и болгарские тексты, несомненно, проникали на Русь уже в кон. 10 в., к-рым и датируется появление др.-рус. письменности. При дворе кн. Ярослава Мудрого (1019—54) ведется активная работа по переводу греч. памятников и переписке рукописей. Благодаря близости старославянского (др.-болг.) и др.-рус. языков переводы греч. текстов (см. Византийская литература) составляли общий лит. фонд юж. и вост. славян. В этот фонд входили отд. библейские (см. Библия) и богослужебные книги, соч. отцов церкви (см. Патристика), жития святых, апокрифы, естественнонаучные соч. (“Фмзмолог”), историч. и историко-беллетристич. памятники [визант. хроники, “Палея историческая” (см. Палея), “Александрия^, “Девгениево деяние”·}, сб-ки притч и изречений (повесть о ^Варлааме и Иоасафе*·, “Пчела”·). Хорошо были известны в Др. Руси собственно болг. произв. (“Д7есто<Эиев” Иоанна Экзарха). В период княжения Ярослава Мудрого появляются оригинальные памятники др.-рус. лит-ры — летопись (как особый жанр) и “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона (проповедь публицистич. характера о взаимоотношении Ветхого и Нового заветов, о превосходстве христианства над иудаизмом, о “великом и дивном” крещении Руси и ее величии среди др. народов).

 

РУНЫ — РУСС

 

==339

 

 

*

 

В 11—нач. 12 вв. лит-ра достигает небывалого расцвета. -“Повесть временных лег·” (ок. 1113), древнейшая дошедшая до нас летопись, рассказывала о возникновении и становлении рус. гос-ва. Создаются первые рус. жития (составленные Нестором “Чтение” о князьях-святых Борисе и Глебе и “Житие Феодосия Печерского” — одного из основателей Киево-Печерского монастыря и писателя-проповедника) и первый памятник паломнич. лит-ры — своего рода путеводитель по святым местам — “Хождение Даниила игумена” (см. Хождение), автор к-рого ощущал себя в Палестине посланцем всех рус. земель. Заботой о судьбах рус. гос-ва и глубокой человечностью (“братолюбием” в отношении и к “равным”, и к “меньшим”, в т. ч. к смердам) проникнуто “Поучение” (1117) кн. Владимира Мономаха, включавшее также первую на Руси автобиографию.

 

В 12 — нач. 13 вв. усиливается процесс феод. дробления Руси; однако лит-ра не теряет своего общерус. религ. и политич. значения. Высокого лит. совершенства, включая свободное владение всем богатством антич. и визант. риторики, достигло ораторское иск-во (см. Ораторская проза) в соч. Климента Смолятича и особенно Кирилла Туровского (напр., в “Слове на новую неделю по Пасхе”, где духовное обновление человечества в связи с возникновением христианства сопоставляется с весенним возрождением природы). В 13 в. появляется первый оригинальный рус. патерик — Киево-Печерский патерик. Вершиной словесного иск-ва Киевской Руси является “Слово о полку Игореве” (кон. 12 в.) — страстный призыв к единению рус. князей перед лицом половецкой опасности. “Слово...” одновременно эпич. и лирич. произв.; оно сочетает христ. представления и религ. воззрения народа, а в его стиле сливаются традиции письм. и устного творчества, фольклорных слав и плачей; мн. черты вводят его в круг великих эпич. памятников христ. средневековья (“Песнь о Роланде”, “Песнь о моем Сиде” и др.).

 

Монг.-тат. нашествие 1237—41' и вторжение нем. рыцарей на С.-З. поставили Др. Русь на грань гибели. Лит-ра 13 в. характеризуется трагич. пафосом и подъемом нац.-патриотич. настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Рус. земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 и нашествии Батыя 1237—41 (см. Воинская повесть и Летописи), проповеди Серапиона Владимирского, осознавшего трагедию Руси как “гнев Божий” за грехи — феод. распри князей и нар. суеверия. Лирич. плачем о былом величии Руси является “Слово о погибели Русской земли* (до 1246). Память о нашествии на Русь сохранилась и в произв. более позднего времени (“Повесть о разорении Рязани Батыем”·, 14 в.; Китежская легенда). В условиях нац. бедствия злободневной стала идея сильной княжеской власти; она звучит в “Слове о погибели...” и стоит в центре “.Моления Даниила Заточника*·, с характерными для него чертами скоморошьего балагурства. Образ идеального князя, мудрого политика и мужественного полководца предстает в “.Житии Александра Невского^ (1263—80).

 

Лит-ра 14 — сер. 15 вв. отражает постепенное возрождение Руси в муках междоусобных распрей и тяжелой борьбы с Ордой, объединение рус. княжеств вокруг Москвы и образование рус. народности. Одновременно в ней повышается внимание к внутреннему, душевно-эмоц. состоянию отд. человека. В этот период творят гениальные художники Др. Руси Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405) и Андрей Рублев (ок. 1360—70 — ок. 1430). В 1380 произошла Куликовская битва, положившая начало освобождению от монг ордынского ига и вызвавшая подъем нац. самосознания; она нашла широкий отклик в лит-ре, особенно в воинских повестях: в ^Задонщинем, где похвала

 

К оглавлению

 

==340 РУСС

 

победе Дмитрия Донского переплетается с плачем по погибшим воинам, и “Сказании о Мамаевом побоищем, наполненном героикой и сюжетно-увлекательном; в повестях куликовского цикла наметилось сближение нар.-эпич. и церковно-книжного стилей. В 1320-х гг. с переездом митрополита Петра из Владимира Москва становится церк. центром всех рус. земель и тогда же в ней зарождается общерус. летописание; в Троицкой летописи сохранился первый общерус. свод 1408 (1409), составленный по инициативе митрополита Киприана. Развивается жанр легендарно-историч. сказаний: цикл сказаний об архиепископе Иоанне Новгородском (в т. ч. “Сказание о битве новгородцев с суздальцами”), сочетавший житийные чудеса с документ, обстоятельностью рассказа, “Повесть о Темир-Аксаке”, “Повесть о Меркурии Смоленском”. На 14—15 вв. приходится второе юж.-слав. влияние, вызванное укреплением культурных связей с Византией и притоком порабощаемого турками православного населения с Балканского п-ова. Активизируется переводч. деятельность; возникает особый экспрессивно-эмоц. стиль (стиль “плетения словес” с ярко выраженной орнаментальностью, словеснообразной изощренностью, обилием фигур, амплификации и тропов). Особенно он проявился в агиографии (“Житие Стефана Пермского”, 1396—98, и “Житие Сергия Радонежского”, 1417—18, написанные Епифанием Премудрым и соединяющие тонкость психол. характеристик, продуманность композиции и виртуозный стиль; жития Пахомия Логофета) и панегирич. лит-ре (соч. Григория Цамблака, “Слово похвальное тверскому князю Борису Александровичу” инока Фомы, ок.1453).

 

2-я пол. 15 — нач. 16 вв. — период образования Рус. централизов. гос-ва; окончательно утрачивают самостоятельность Тверь, Новгород, Псков. Кон. 15 в. отмечен наиболее сильным еретич. движением в Др. Руси — ересью “жидовствующих” (отрицание монашества, критика догмата о троице и культа “сотворенных вещей” — икон). Самое обстоят, обличение ереси принадлежит Иосифу Волоцкому (“Просветитель”, 1502—04). Кон. 15 в. — период расцвета летописания, в первую очередь московского. Своеобразным историч. памятником явилась “Повесть о Царьграде” Нестора-Искандера, рассказывающая о событии мирового значения — взятии Константинополя турками в 1453 и окончат, падении Византии. В повести выражен провиденциальный взгляд на историю Византии как мировой державы, завершившей цикл историч. развития; благодаря умелому использованию традиц. формул воинских повестей в сочетании с динамичностью рассказа повесть стала образцом для рус. сочинений более позднего времени (“Казанская история”, “Повесть о прохождении Стефана Батория на град Псков”). В нач. 16 в. создается Русский Хронограф (см. Хронограф русский), объединяющий изложение всемирной и рус. истории (особенно красочны восходящие к визант. стихотв. хронике Константина Манассии рассказы о визант. императорах); в нем о Руси говорится как о преемнице Византии и оплоте православия. Образование централизов. гос-ва способствовало расширению экономич. и культурных связей с др. странами, о чем свидетельствуют записки о путешествии в Индию (“Хожение за три морям) тверского купца Афанасия Никитина — путевые дневники, отмеченные чертами автобиографизма и лиричности, новыми для др.-рус. лит-ры и характерными для 15 в.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия