Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 133 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 133 страница






 

Изд.: Поэзия борьбы и сопротивления, М,, 1978; Ветер с моря. Чил. лит-ра Сопротивления. Стихи и рассказы, М., 1984.

 

• Алегрия Ф., Горизонты реализма, пер, с исп., М., 1974. В. Н. Кутейщикова.

 

ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ (взаимодействие Ч. и п., их связь и взаимовлияние). С появлением письменности, а позднее книгопечатания читатель был и остается гл. стимулом и конечной целью лит. деятельности. Читательский спрос, особенности восприятия, культура ^читателя, в значит, степени определяемые доступной ему и понятой им лит-рой, сложно и многозначно воздействуют на ход историко-лит. развития, на труд писателя. Читатель — одновременно и о б ъе к т воздействия лит-ры и субъект лит. процесса, “подстрекающее” начало иск-ва слова. “Вопрос о публике решает вопрос о литературе, и наоборот”,— писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч т 4 1954, с. 431).

 

Лит. предложение в каждый определ. обществ.-историч. период отвечает складывающемуся эстетич. и этич. спросу. Зависимость эта не является прямой. Большие мастера обычно опережают спрос своей эпохи и тем самым способствуют его дальнейшему

 

формированию. Читатель — сознательный, а чаще бессознательный критик, “оценщик” словесности. Суд читателей-современников непременно пристрастен, но в этой пристрастности есть своя закономерность и причинность. Объяснение этой причинности — одна из задач критики литературной.

 

В ст. <0 журнале „Свобода"” В. И. Ленин предлагает принципиально различать литераторов двух типов: истинно популярного и склонного к намеренному “популярничанью”. Только первый творит в пределах иск-ва, приглашая своего читателя к сложному процессу постижения правды. Прямой расчет на примитивный духовный уровень восприятия обнаруживает себя в продукции т. н. “массовой культуры” (см. Массовая литература). Для советских же писателей непреходящ ленинский завет идти не за читателем, а быть “немножко впереди” его.

 

В освоении проблемы “Ч. и п.” принимают участие представители разных наук: литературоведов интересуют характер и степень участия читателя в общественно-лит. и индивидуально-творч. процессе; психологи осмысляют законы худож. восприятия; социологи исследуют статистику читат. спроса, роль лит-ры в жизни разл. социально-демографич. групп (см. Историко-функционалъное изучение литературы); библиотековедов занимает “эффект книги”, учет к-рого необходим для формирования и удовлетворения читат. запросов; педагоги стремятся к решению конкретных вопросов воспитания читателя в школе. Комплексное изучение читателя способствует практич. руководству культурным развитием общества.

 

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об иск-ве. [Сб. ст.], т. 1—2, 3 изд.. M., 1976; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб. ст.], 6 изд., М., 1979; Белецкий А. И., Об одной из очередных задач историко-лит. науки. (Изучение истории читателя), в его кн.: Избр. труды по теории лит-ры, М., 1964; Храпченко М. Б., Лит. стиль и читатель, в сб.: Проблемы совр. филологии, М., 1965; Рассадин Ст., Книга про читателя, М., 1965; Прозоров В. В., Читатель и лит. процесс, [Саратов], 1975; Л е видов A.M., Автор — образ — читатель, Л., 1977; Общество. Литература. Чтение, пер. с нем., М., 1978; Человек читающий. Homo legens. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и об-ва, сост. С. И. Бэлза, М., 1983. В. В. Прозоров.

 

ЧУАНЬЦЙ (букв.— повествование о необычайном), жанр кит. муз. драмы. Достиг расцвета в 14—17 вв. Ч. построены на чередовании прозаич. диалога и поэтич. арий, но, в отличие от цзаизюй, это пьесы, состоящие из 50 и более актов, вокальные партии

 

в к-рых мог исполнять любой персонаж; литературно более обработаны, отмечены изысканностью стиля. Осн. темы: деяния героев прошлых времен и приключения влюбленных; встречаются сатирич.. и нравоучит. сюжеты. Нек-рые Ч. отразили злободневные политич. события. Наиболее полное собр. Ч. издано в нач. 17 в. (“Люши чжун цюй”) и неоднократно переиздавалось.

 

Термин “Ч.” употребляют также для обозначения ср.-век. новеллы на лит. яз. вэньянь (т. н. танская новелла).

 

ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра чувашей. Развивается на чуваш, яз. Первые записи чуваш, фольклора (эпич. сказания, историч. и бытовые песни и предания, сказки) относятся к 18 в. В 70-х гг. 19 в. на основе заложенной просветителем И. Я. Яковлевым новой письменности (на базе рус. графики) зародилась оригинальная нац. лит-ра на чуваш, яз. Зачинатель Ч. л. — К. В. Иванов. Вначале в Ч. л. преобладает поэзия, закладываются основы нац. драматургии; с сер. 1920-х гг. развиваются прозаич. жанры. Среди осн. деятелей Ч. л.— М. Сеспель (М. К. Кузьмин), М. Ф. Федоров, Л. Я. Агаков, М. Н. Данилов-Чалдун, А. В. Емельянов, Г. А. Ефимов, И. С. Максимов-Кошкинский, Н. И. Шелеби, А. Ф. Талвир, Н. Т. Терентьев, И. С. Тукташ, М. Уйп (М.Д.Шумилов), В.В.Ухли, Я.Т. Ухсай, Ф. (X.) Е. Уяр, П. П. Хузангай, Н. Шубоссинни (Н. В. Васильев), А. А. Эсхель.

 

Лит. периодика: журн. <Ялав> (“Знамя”, с 1946; в 1924—46 выходил под назв. <Сунтал”).

 

• С и? о т к и н М. Я., Чуваш, фольклор, Чебоксары, 1963; его же. Очерки дореволюп. чуваш, лит-ры, 2 изд., Чебоксары, 1967; Хлебников Г., Совр. чуваш, лит-ра, Чебоксары, 1971; Канюков В., От фольклора к письменности, Чебоксары, 1971; Юрьев М. И., Писатели Сов. Чувашии, Чебоксары, 1975.

 

Н. С. Дедушкин.

 

ЧУКОТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. “ЧХУНХЯН ДЖОН” (“Повесть о Чхунхян”), кор. анонимная повесть конца 18 в. о романтич. любви девушки низкого сословия и юноши знатного рода. Содержит социально-обличит. мотивы. Сохранилась в разл. вариантах. Ее сюжет положен в основу либретто одноим. кор. оперы.

 

Изд., в кн.: Классич. проза Д. Востока, М„ 1975.

 

 

00.htm - glava29

 

Ш

 

 

ШАЙР (араб.— поэт), поэт-книжник у мн. народов Бл. и Ср. Востока. У народов Ср. Азии термин обозначает нар. сказителя, поэта-импровизатора, исполнителя нар. дастанов (ср. Хафиз). Ш. не только исполняет заученный текст, но изменяет, дополняет его, дает свои варианты, иногда создает совершенно новые произведения. Исполнение произв. сопровождается, как правило, игрой на муз. инструменте.

 

ШАЙРИ, один из осн. стихотв. размеров груз. поэзии, классич. образцы к-рого даны в поэме Ш. Руставели “Витязь в тигровой шкуре”. Бывает 16- и 8-сложный Ш. В др.-груз. лит-ре термин имел более общее значение (стих, поэзия). Ранние образцы Ш. сохранились в мифол. и обрядовой поэзии народа. Из фольклора этот стихотв. размер перешел в лит-ру (10 в.). Под влиянием Руставели груз. поэты до 19 в. писали гл. обр. 16-сложным Ш.

 

ШАРАДА (франц. charade), разновидность усложненной загадки: загадываемое слово разделяется (обычно по слогам) на части, имеющие вид отд. слов, и каждое из них, а затем и загадываемое слово в целом описываются через перифразы. Известны в лит-ре с 3—6 вв., tt 32 ЛЭС

 

особенно популярны в салонной культуре 18 в. (в форме стих. и инсценировок). Пример (аноним 18 в.): Когда нас первое терзает и томит, Тогда без прихотей мы и второе гложем; А целое мое и скользко и блестит: Его мы на стекле всегда ощупать можем.

 

(Глад-кость).

 

М. Л. Гаспаров.

 

“ШАРК ЮЛДУЗЙ” (“Звезда Востока”), сов. лит худож. и обществ.-политич. журнал. Орган СП Узб. ССР. Выходит в Ташкенте с I933 ежемесячно (были и др. названия) на узб. яз.

 

“ШАСЕНЕМ И ГАРЙБ”, туркм. нар. дастан. Легенда о двух влюбленных восходит к 3-му сказанию древнейшего огузского эпоса ^Китаби деде Коркуд”. События в дастане относятся к эпохе Сефевидов (1502—1736). Записано неск. вариантов и версий “Ш. и Г.”, бытующих в Туркмении. Дастан по теме близок к азерб. дастану “Амжг-Гдрмо”.

 

Изд.: Шасенем и Гарып, Ашгабат, 1959; Хелалай-Гарып, Ашгабат, 1966. X. Г. Короглы.

 

ЧУАН — ШАСЕ

 

==497

 

“ЩАХНАМЕ” (“Книга о царях”), название прозаич. и стихотв. сводов, в к-рых были собраны мифы, эпич, сказания и историч. хроники Иран. народов. Самый значит, из них — эпопея Фирдоуси, завершенная в 1011. От остальных сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе разл. авторов. Первонач. название сводов —“Худаи-наме” (древняя фонетич. форма — “Хватай-намак”), однако слово “худай” впоследствии стало означать “бог” и появилось назв. “Ш.>. Своды начали составлять в 3—6 вв. на ср.-перс. яз., в 8—9 вв. их переводили на арабский, но ни те, ни другие до нас не дошли; наиб. полный перечень их содержится и “Истории” Хамзы Исфахани (10 в.). В 10 в. на основе “Худай-наме” и др. ср.-перс. Соч. и их араб. переводов были составлены “Ш.” на фарси (дари), стихотворные и прозаические, о к-рых приходится судить по косвенным данным. Стихотворное •“Ш.” поэта Масуди Марвази включало мифологию, эпос и придворную хронику Иран. династии Сасанидов (3—7 вв.); объем этого произв., судя по высказываниям Фирдоуси, не превышал 3 тыс. бейтов, Прозаич. “Ш.” Абу-ль-Муайяда Балхи включало дастаны и эпизоды, отсутствующие у Фирдоуси. В 957 закончен был т. н. Абу-Мансуров прозаич. свод (по имени военачальника, на средства к-рого была составлена книга). “Ш.” Фирдоуси начато было поэтом Дакики, успевшим написать не более тысячи бейтов. После 1011 автор вносил нек-рые изменения в осн. редакцию. Судя по эпопее Фирдоуси, все “Ш.” делились на “царствования”, в к-рые включались отд. дастаны; выдержки, сохранившиеся в разных соч., свидетельствуют о том, что “Ш.”, скорее всего, были худож. произведениями.

 

• Б а р т о л ь д В. В., К истории перс. эпоса. Соч., т. 7, M., 1971. M.-H. 0. Османов.

 

ШАХРАШУБ, шахрангиз (букв.—стихи, баламутящие город), общее назв. для произв. позднеклассич. периода перс.-тадж. лит-ры, появление к-рых вызывало бурную обществ, реакцию горожан. Обычно такими произв. являлись дерзкие, острые обличения (хадже) гор. сановников и вельмож. В 16 в. поэты Джелалад-дин Мухаммед Агахи и Харфи из Исфахана были казнены за подобные обличения. Др. группа Ш. связана с т. н.. “ремесленной” поэзией. Стихи, предназначенные для цеховой ремесл. аудитории, появляются еще в 11—12 вв. Значит, развитие этой поэзии относится к 15—16 вв., когда ремесленно-торг. слой в городах Ирана и Ср. Азии пользовался сильным влиянием в соыиально-обществ. отношении. Известны имена поэтов Сайфи Бухари, создавшего первый диван Ш., Дервиша Дихаки, Сайидо Насафи. К нач. 16 в. относится и создание тур. поэтом Исой Месихи цикла “Шахрангиз”. “Ремесленные” Ш.— это циклы коротких газелей,?υτ'α θли рубай, поев. юношам из лавок и мастерских и описывающие их достоинства в аспекте специфич. любовных отношений скандального рода, характерных для этой среды.

 

Α.Η. Αолдырев.

 

ШВАНК (нем. Schwank, букв.— шутка), небольшой рассказ в нем. гор. лит-ре 13—17 вв., первонач. в стихах, затем — в прозе. Тематически близок к франц. фаблио n прозаич. новелле раннего Возрождения. Изображает жизнь разл. сословий с комич. стороны, нередко содержит сатиру (особенно на католич. духовенство, отчасти — рыцарство); излюб. герой — ловкий, смышленый простолюдин. Среди видных мастеров Ш.— Г. Сакс.

 

ШВЕДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра швед. народа. Развивается на швед. яз. Самые ранние из сохранившихся памятников — рунич. надписи героич. содержания на камнях (аллитерирующие стихи 9 в. на т. н. Рёкском камне). В период становления феодализма и распространения христианства возникла религ. лит-ра на лат. яз.: “Жизнь Кристины из Стумбелена” Петру са де Дация, “Откровения святой Биргитты”

 

==498 ШАХН—ШВЕД

 

(14 в.) и др. В 14—15 вв. распространились песни-баллады. В нач. 14 в. появились историч. хроники и куртуазная поэзия. Крупным деятелем Реформации в Швеции был О. Петри (“Шведская хроника”, пер. Библии на швед. яз.). В 17 в. зародилась драматургия (пьесы на сюжеты из швед. истории и фольклора Ю. Мессениуса) и лирика <Л. Виваллиус). Творчество Г. Шернъельма, застольные песни Лусидора (псевд. Л. Юхансона) проникнуты духом Возрождения.

 

В нач. 18 в. сложилась лит-ра Просвещения. У. Далин в изд. им журн. “Then swanska Argus” (1732—34), в сатирах и поэмах критиковал монархию, нравы аристократии и духовенства. “Приключения Адальрика и Гьетильды” Я. X. Мерка—первый просветит, роман. Важную роль в развитии прозы сыграли путевые очерки Я. Валленберга и естествоиспытателя К. Линнея. Творчество лит. группы “Строители мысли” во главе с Хедвиг Шарлоттой Нурденфлюкт развивалось в русле сентиментализма. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. X., Чельгрен, виднейший швед. классицист, не чуждый, однако, предромантич. веяний. К. М. Бельман поднял традиц. жанр застольной песни на уровень нац. поэзии, вложив в него демократич. и реалиетич. содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен также проникнуты демократич. симпатиями. Антиклассицистич. тенденции воплотились в напряженно эмоциональной, образной поэзии предромантизма, теоретик к-рого Т. Турильд выступал в защиту Великой франц. революции.

 

Борьбу против эпигонов классицизма и просветит. иллюзий насчет бурж. строя завершили романтики: журн. “Phosphores” (1810—13). Романтич. конфликт между идеалом и действительностью получил религ.-мистич. воплощение в лирике, драматич. поэмах П. Д. Аттербума и др. “фосфористов” и близкого им Э. Ю. Стагнелиуса. Против мистич. тенденций “фосфористов” выступили романтики т. н. Готского союза в журн. “Iduna” (1811—24), изд. их вождем Э. Г. Гейером. “Готы” призывали к возрождению героич. традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер, связанный с “готами”, воплотил патриотич. и гуманистич. идеалы в поэме “Сага о Фритьофе” ставшей своего рода нац. эпосом.

 

Обострение обществ, противоречий в 30-х гг. вызвало поворот к социально-критич. проблематике и зарождению реалиетич. тенденций в многогранном творчестве К. Ю. Л. Альмквиста, бытовых романах Фредрики Бремер, Эмилии Флюгаре-Карлен и др. Традиции романтизма, однако, сохраняются в Ш. л. " вплоть до 2-й трети 19 в.— в творчестве Альмквиста в историч. романах и лирике В. Рюдберга. В кон. 70— нач. 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала лит.-критич. деятельность датчанина Г. Брандеса. Центр, место занял острокритич. роман “Красная комната” А. Стриндберга, родоначальника нового этапа развития Ш. л. Вокруг него группировались писатели “Молодой Швеции” Анна Шарлотта ЛефлерЭдгрен, Виктория Бенедиктсон, Г. Гейерстам, поднимавшие актуальные проблемы швед. жизни. В кон. 80-х гг. в творчестве ряда этих писателей усилились натуралистич. тенденции; драмы Стриндберга “Отец” (1887), “Фрекен Юлия” (1888) и предпосланная этому соч. теоретич. программа “натуралистич. драмы” обозначили новую ступень в развитии этого жанра. Поэзия и проза У. Хансона отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму.

 

В 90-х гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом. Бурж. “серым” будням и натуралистич. их воспроизведению в лит-ре неоромантики Хейденстам, П. Хальстрём, поэт и влият. критик О. Левертин противопоставляли эстстизированный мир прошлого, экзотич. картины Востока, мир мечты и фантазии, инднвидуалистич. кулы

 

наслаждений, что сближало их с европ. декадансом. В неоромантич. поэзии Г. Фрёдинга и Э. А. Карлфедьдта на основе фольклора воссозданы патриарх. картины сел. жизни. С неоромантиками связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф, опиравшейся на нар. сказку и легенду. Ее роман “Сага о Йёсте Берлинге” проникнут гуманизмом, отрицанием бурж. утилитаризма. Стриндберг пережил в эти годы кратковременное сближение с мистицизмом и ницшеанством, от к-рых, однако, внутренне отталкивался. Этот духовный конфликт и яростное неприятие бурж. ценностей получили образное воплощение в драмах “Путь в Дамаск” и “Соната призраков”, предвосхитивших европ. экспрессионист, драму и оказавших заметное влияние на европ. драматургию 20 в. Я. Сёдерберг в психол. романах и повестях подверг иронич. и скептич. оценке моральные, религ. и социальные устои бурж. общества. В центре его произв., а также в лирике и новеллах Б, Бергмана — жизнь Стокгольма и судьба “маленького человека”.

 

.В нач. 20 в. в условиях капиталистич. индустриализации и подъема рабочего движения появились первые значит, произв. о рабочем классе (?. Κοκ, Γ. Хеденвинд-Эриксон, Д. Андерсон). Л. Нурдстрём, Г. Хельстрём создали бытовые романы о разных слоях швед. общества. Психол. роман “Селямбы” (1920) П. С. Сивертса — острая сатира на бурж. нравы. Циклу романов Я. Бергмана о промышленном р-не Бергслаген присущи обостр. Психологизм, гротеск и символика. Настроения смятения и страха, порожденные 1-й мировой войной 1914—18, отразились в экспрессионист, поэзии П. Лагерквиста и Б. Шёберга. Под влиянием Окт. революции в России в 1924 возникла швед. группа междунар. союза деятелей культуры “Кларте”, способствовавшая распространению социалистич. идей: поэты Карин Бойе, А. Юнгдаль и др. В 1929 с поэтич. антологией выступила группа “Пять молодых”. Идейный вождь группы А. Лундквист во мн. стихах отразил социальные конфликты совр. города, жизнь рабочих; в стихах X. Мартинсона преобладали черты морской романтики; Ю. Б. Чельгрен в процессе эволюции вырос в певца междунар. пролет, солидарности. Для этой группы характерны туманные социалистич. идеалы, романтич. воспевание “века машин”, природы и “свободной любви”. При всей утопичности идей “Пяти молодых” их программа способствовала сближению лит-ры с жизнью.

 

В 30-х гг. развивается социальный автобиогр. роман: цикл романов об Улуфе Э. Юнсона, трилогия о Кнуте Туринге В. Муберга. Особой социальной остротой отличались произв. т. н. статарской школы, отразившие нужду и бесправие батраков: И. Лу-Юхансон, Я. Фридегорд, Муа Мартинсон. Романы Агнес фон Крусенйерны натуралистически показали деградацию швед. дворянства. Объектом сатиры в романах Ф. Нильсона Пиратена стала бурж. мораль. В прозе Т. Аурелля, Т. Юнсона заметны поиски новых худож. средств. В поэзии 30-х гг., с одной стороны, продолжается традиция экспрессионизма (Я. Гульберг) и Возникают сюрреалистич. мотивы (Г. Экелёф, лирика к-рого развивается в Направлении обобщенно-филос. размышлений), с другой — продолжается многовековая традиция гор. песни (Н. Ферлин, Э. Тоб).

 

В преддверии и в годы 2-й мировой войны 1939—45 антифаш. тема стала одной из ведущих в творчестве ряда крупнейших писателей: аллегорич. проза Лагерквиста, романы Э. Юнсона, Муберга, антиутопия Карин Бойе “Каллокаин”. В первые послевоен. годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в бурж. цивилизации, обратившихся к исследованию внутр. мира человека. В их произв. заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в прозе С. Дагермана, в лирике Э. Линдегрена и К. Венберга. Проблема отчуждения человека в бурж. обществе — в центре произв. С. Арнера и Л. Алина., 32*

 

Нравств. искания совр. человека запечатлены в цикле романов-мифов Лагерквиста на библейские сюжеты, созданном в 50—60-х гг. Э. Юнсон в своих романах на историч. темы выдвигает актуальную филос., этич. проблематику. Эпич. фантастич. поэма Мартинсона “Аниара” имеет черты пессимистич. антиутопии. Традиции социального реалистич. романа в 40— 50-х гг. продолжали Лу-Юхансон (автобиогр. цикл, 1951—60), Муберг (эпопея об эмиграции швед. крестьян в Америку в сер. 19 в., 1949—59), Лундквист, Сара Лидман (романы о швед. деревне).

 

Одна из центр, тем лит-ры 60—70-х гг.— явная или скрытая полемика с офиц. тезисом “государства всеобщего благоденствия”. Биргитта Тротциг рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в релйг. исканиях. Пороки обществ. и духовной жизни обличали Л. Густафсон, Б. Рунеборг, П. К. Ерсильд в сатирич. фантастич. романахпамфлетах, соавторы цикла острокритич. детективных романов П. Вале и Май Шёвалль. С крупным цикломхроникой из жизни провинции выступил С. Дельблан в нач. 70-х гг. Против моральных и идеологич. стереотипов направлены интеллектуальные и аналитич. романы Л. Юлленстена, П. У. Сундмана, П. У. Энквиста. В условиях роста антиимпериалистич. и антиколон. движения появилась “ангажированная” лит-ра: антиколон, роман Лидман “Я и мой сын”. Широкое распространение получила документ, лит-ра: репортажи Лундквиста, П. Вестберга о Юж. Африке, Лидман о швед. шахтерах и Вьетнаме, документ, романы Энквиста. Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен. В нач. 60-х гг. выступила группа крайне формалистич., т, н. конкретной поэзии. В противовес ей школа “новой простоты” — Соня Окессон, Б. Хокансон — стремится возродить реалистич. поэзию. Хокансон, Ё. Сонневи в лирике 60—70-х гг. обращаются к актуальной политич. тематике. Важнейшие лит., журналы: “Ord och Bild” (с 1892), “BLM” (с 1932), “Svensk Ыtteraturtidskrift” (с 1938).

 

• TigerstedtE.N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh., Г960; Linder E. Hj., Fern decennier av nittorihundratafet, 4 uppL. del 1-2, Stockh., 1965-66; B ra n de 11 G., S t e n k v i s t J., Svensk litteratur 1870—1970, del 1—3, Stockh., 1974—75.

 

Л. А. Мацевич.

 

ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литра швейц. народа. Развивается на нем., франц., итал. и ретороманском языках. Лит-ра каждого языкового региона Швейцарии (кроме ретороманского) связана с лит-рой, родственной по языку соседней страны.

 

Литература на немецком языке. С кон. 13 в., когда в борьбе с Габсбургами был заключен союз трех лесных кантонов (Швиц, Ури, Унтервальден), все больше начинает проявляться своеобразие Ш.л.— в историч. хрониках, нар.-героич. песнях, прославляющих борьбу за независимость (легенды о Вильгельме Телле и Арнольде Винкельриде), в религ. прозе мистиков, а также в лирике миннезингеров, сочетающей традиц. мотивы “высокой любви” С реалистич. зарисовками и грубоватым юмором. В 14—16 вв. распространилась сатирико-дидактич. поэзия, излюбленный жанр к-рой — басня. К концу средних веков окончательно оформился политич. разрыв Швейцарии с империей, но духовные связи с Германией остались важным фактором лит. жизни немецкоязычных кантонов. В 16 в. швейц. города стали средоточием гуманистич. мысли (Эразм Роттердамский в Базеле), прибежищем для протестантов. Как и в Германии, эпоха Реформации и здесь выдвинула на первое место религ. драму (протестант П. Генгенбах, католик X. Залат).

 

Тридцатилетняя война 1618—48 обошла Швейцарию стороной, что создало предпосылки для дальнейшего формирования своеобразия ее лит-ры.

 

ШВЕЙ

 

==499

 

В 18 в. большую роль в пропаганде идей Просвещения сыграло т.н. гельветическое общество—общешвейц. орг-ция, ставившая также своей целью установление культурных и политич. связей между кантонами. Характер швейц. Просвещения определялся как положением страны, к-рая была местом скрещивания идей герм. и романского происхождения, так и особенностями местного “третьего сословия”, обладавшего не только древними демократич. традициями, но и типично мелкособственнич. хваткой. В идеалах мелкой буржуазии сочетались наивная приверженность к патриарх, устоям с насыщенной верой в “прогресс”, сентиментально-романтич. “народолюбие” — с элитарностью. Это нашло отражение и в лит-ре. Так, крупнейший поэт и ученый А; Галлер эволюционировал от просветит, оппозиции олигархич. режиму к апологии религ. ортодоксальности и изжившего себя обществ, строя (историч. романы “Узонг” и “Фабий и Катон”). Интересы демократич. слоев выражал выдающийся педагог И. Г. Песталоцци (роман “Лингард и Гертруда”). Свидетельством преломления просветит, идей в сознании крестьянства явилась книга У. Брекера “Жизнь и приключения бедняка в Токкенбурге”, пронизанная ненавистью· к феод. порядкам и капиталистич. эксплуатации.

 

Классицизм и романтизм не прижились в немецкоязычной Ш. л. Победа бурж. революции 1848, благодаря к-рой Швейцария из непрочного союза кантонов превратилась в единое союзное гос-во, создала предпосылки для расцвета реализма в Творчестве И. Готхельфа, Г. Келлера, К. Ф. Мейера — писателей, благодаря к-рым Ш. л. впервые вышла за нац. границы. В их произв. отразилась вера художниковгуманистов в безграничные возможности народа, а также нарастающее неприятие капиталистич. развития, что прослеживается, напр., в творч. эволюции Келлера — от новелл 50—60-х гг. и его романа “Зеленый Генрих” к последнему роману “Мартин Заландер”. Закономерный процесс отхода писателейреалистов от утверждения бурж. швейц. действительности нашел своеобразное воплощение в историч, новеллах Мейера и особенно в эпич. поэмах К. Шпиттелера, где серой повседневности противопоставляется модернизированный гуманистич. миф, в к-ром причудливо переплетаются антич. мифология и новые космич. образы.

 

В 1-й пол. 20 в. в развитии Ш. л. преобладали областнические и изоляционистские тенденции. Она культивировала миф об “исключительности” местных условий, об “особом пути”, якобы гарантирующем классовый мир и всеобщее благоденствие. Иллюзия, будто Швейцарии удалось избежать разлагающего влияния империалистич. противоречий, усугублялась тем, что страна не принимала непосредств. участия в двух мировых войнах. Потрясшие Европу классовые и политич. бури, казалось, обошли Швейцарию стороной. Но ощущение устойчивости жизненного уклада было обманчивым. Кризисные явления проявились и здесь, и наиболее чуткие из художников — Р. Вальзер, А. Цоллингер, Ф. Глаузер, Я. Бюрер—по-своему отразили их, заложив основы расцвета реалистич. лит-ры во 2-й пол. 20 в.

 

Мировую известность получило творчество Г. Хессе (до 1912 жил в Германии), осн. содержанием к-рого стали поиски гармонии духовного, природного и историч. бытия, трагически окрашенные поиски выхода из вынужденной самоизоляции художника в мире прагматич. ценностей.

 

После 2-й мировой войны 1939—45 выдвинулось новое ' поколение писателей, к-рые поколебали устои застарелого мифа о швейц. “исключительности”. Их лучшие произв. отмечены интересом к обществ.-политич. проблемам, социальным критицизмом, неустанными поисками “человека в человеке”. М. Фриш

 

К оглавлению

 

==500 ШВЕЙ

 

и Ф. Дюрренматт, моделируя мир в близких к параболам и притчам романах, поднимали важные социальные и филос. вопросы своего времени. Критич. отношение к обществ, порокам выражали позицией скепсиса, иронии, неприятия всерьез, с помощью введения элементов фантастического, гротескного П. Биксель, Ю. Федершпиль, О. Штейгер.

 

В 60-х гг. резко возрос удельный вес социальной критики, политич. тематики, отрицания ценностей мелкобурж. общества. В романах и рассказах В. М. Диггельмана, А. Мушга, X. Лёчера, О. Ф. Вальтера, в поэтич. сб-ках К. Марти и Эрики Буркарт продолжение реалистич. традиций сочетается подчас с использованием новых изобразит, средств. Писатели исследуют мотивы социального поведения в меняющемся мире, намечают пути активного преодоления противоречий действительности, разоблачают легенды и мифы офиц. идеологии. Интерес к жизни и борьбе рабочего класса отразился в романах В. Шмидли, В. Кауэра. На рубеже 60—70-х гг. на лит. арене появилось третье послевоен. поколение писателей — Э. Хальтер, С. Блаттер и др. Отказавшись от иносказательности и регистрации трудноуловимых симптомов Неблагополучия, используя изобразит, возможности реалистич. детали, они показывают типичное в застойном швейц. быте, подвергают критич. анализу общество потребления и приспособления, открывают нового героя, способного осознать необходимость борьбы за духовную независимость. В лит-ведении выделяется т.н. цюрихская (“швейцарская”) школа интерпретации (см. в ст. Герменевтика), заявившая о себе в 50-х гг. (Э. Штайгер и др.).

 

Литература на французском языке (ромаидская лит-ра). Духовная и лит. жизнь франкоязычных кантонов Швейцарии (Женева, Невшатель, Во, Вале, частично Фрибур) берет начало в эпохе Реформации. Одним из самых ярких представителей Ш. л. на франц. яз., связанных с прогрес. крылом гугенотского движения, был Т. де Беза. В 17 в. лит-ра преим. погружена в религ. разногласия, носит проповеднич. характер. В “Трагических поэмах” выходца из Франции Т. А. д'0бинье нашла отражение эпоха кальвинизма, на долгие десятилетия определившая тенденциозноморализаторскую направленность романдской словесности. Из протестантского лагеря исходят первые импульсы “интеллектуального пробуждения”, расшатавшие свод кальвинистских догматов и подготовившие почву для Просвещения. Активизируется буржуазно-демократич. патриотич. движение; в деятельности т. н. гельветических обществ утверждается идея живой взаимосвязи герм. и романдских кантонов. Однако гуманистич. традиции Ж. Ж. Руссо и Б. Констана, выросшие из связей с франц. культурой, не находили почвы для развития. Доминирующей стала морально-филос. лит-ра религ. содержания. Из писателей I9 в. выделяется Р. Тёпфер, автор реалистических, пронизанных мягким юмором “Женевских рассказов”.

 

В 20 в. процесс освобождения от религ. догм и морализаторства связан прежде всего с именем Ш. Ф. Рамю. Творчество художника, писавшего о земле, о трудной жизни крестьян, было возвращением к “истокам”, прорывом в поэзию простых человеческих чувств. Влияние Рамю продолжает сказываться на творчестве совр. писателей, занятых “рамюзовским” обновлением романдской лит-ры (Ж. Альда, М. Шаппа). В годы антифаш. Сопротивления, благодаря тесным контактам с франц. лит-рой, творчество нек-рых романдских поэтов (Ж. Тролье, П. Л. Маттеи) обрело обществ, звучание, обогатило швейц. лит-ру гражд. мотивами. С нач. 50-х гг. активный гуманизм снова уступил место привычным абстрактногуманистич. интонациям (в творчестве Ф. Жакоте). Усилились тенденции отказа от роли участника эпохи — во имя обретения чувства единения с природой, романтич. индивидуализма. Нек-рые прозаики (например, И. Велан) стремятся вырвать романдскую лит-ру из обществ, изоляции, наделить ее чув ством ответственности за происходящее в мире, активной социальной функцией.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия