Студопедия — ZI о и s
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ZI о и s






р

■-.


7 Морис Дюверже



I

CL

CL

и

И

а <и

с

I

s:

о

I

О)


партий, целиком ориентированную на весьма узкие мест­ные горизонты.

Идеологическая децентрализация имеет совершенно другую природу: она состоит в допущении известной авто­номии возникающих внутри партии фракций или течений, что может проявляться во влиятельности каждого из них в руководящих комитетах, признании сепаратных образова­ний, etc. Немало сделала для развития такой системы партия французских социалистов: в ней фракции нередко облада­ли сильной организацией и вплоть до 1945 г. пропорцио­нально своим силам были представлены в Административ­ной комиссии. Новый устав формально отменил это правило, но фактически оно в какой-то мере продолжало действовать. Почти все прямые социалистические партии в большей или меньшей степени испытали идеологическую децентрализацию и различные ее оттенки. Большевики были ни чем иным, как течением большинства в подпольной рус­ской социалистической партии, меньшевики представляли течение меньшинства. К тому же «славянский дух >> еще ум­ножал эти фракции и суб-фракции, чему благоприятство­вали и условия подпольной борьбы. Течения довольно дол­го сосуществовали в коммунистической партии и после взятия власти; борьба за идеологическую централизацию была очень долгой, и можно считать, что реально она завер­шилась только к 1936 г. Иногда идеологической децентра­лизации способствует диверсификация структур партии: так, очень часто местом зарождения течений становятся авто­номные юношеские организации (было бы очень интересно исследовать в этом отношении историю молодежных соци­алистических союзов во Франции и других странах). В Гер­мании шефы СА пытались в известный момент создать са­мостоятельную фракцию внутри НСДАП, и понадобилась ужасающая репрессивная акция июня 1934 г. [16], чтобы положить этому конец. Опасность идеологической децент­рализации явно ведет к расколу, и социалистические партии неоднократно пережили этот печальный опыт. Но у нее есть и свои преимущества: она создает атмосферу дискуссий, интеллектуального соревнования, свободы. Вместе с тем она дает выход публичному рассмотрению общих проблем, и в этом отношении ее последствия в корне отличны от тех, что порождает локальная децентрализация.

Социальная децентрализация свойственна непрямым партиям типа католических. Она заключается в автономной организации каждого социально-экономического слоя внут-


ри партии: средних классов, земледельцев, наемных работ­ников, etc., и в предоставлении корпоративным секциям зна­чительных полномочий. Такая структура описана в начале данной главы. Есть искушение в каком-то смысле сблизить автономию с локальной децентрализацией. Не является ли она способом выражения особых интересов одноименных социальных слоев? Единство присуще самой природе инте­ресов: но ведь и своеобразие их остается. Социальную де­централизацию можно оценить как более эффективную по сравнению с другими ее видами: разделение труда, прогресс обмена и развитие техники порождают расхождение осо­бых интересов зачастую более мощное, чем их географичес­кая локализация, и недаром социальные противостояния сегодня более остры, чем локальные противоречия. Соци­альная децентрализация позволяет выявить основные век­торы экономических и социальных проблем, но не обеспе­чивает их разрешения, так как ведет к совмещению противоречивых подходов: каждый «слой» стремится к тому, чтобы восторжествовала именно его точка зрения, и арбитраж в данном случае всегда затруднителен. Как и иде­ологическая децентрализация, она вносит в партии глубо­кий раскол; опыт Католического блока Бельгии, когда не­прямая структура, по-видимому, увеличила противоречия, вместо того чтобы их смягчить, выступает в этом смысле поучительным примером.

Федеративная структура государства иногда отража­ется в структуре партий, как мы это видим, например, в Швейцарии, где их организация остается главным образом кантональной. Но это совпадение не всеобщее. Независи­мость национальных групп, составляющих базу политичес­кого и административного деления федеративного государ­ства, сначала принимает в партии скорее форму локальной децентрализации. Вернее, поскольку федеративная форма государства позволяет каждой из национальных групп не­посредственно выразить свои особые интересы в правитель­ственных организациях, их автономия внутри партии не оп­равдана. Многие федеративные государства имеют также партии классического типа, несколько более децентрализо­ванные на локальном уровне. Напротив, для нации, различ­ные группы которой не смогли выразить свои особые инте­ресы через федеративную структуру государства важно заставить признать их на уровне партий. Таким путем эле­мент федерализма может быть привнесен во властные орга­ны унитарного государства. Так было, например, в Австро-


(В "О Л

I -в-

Q 5

Ri

Си

о

 




С

и

i

a

Q. <D

С

L-I

0!


Венгриидо 1914 г., где социалистическая партия вынужде­на была разделиться на семь почти автономных организа­ций: немецкую, венгерскую, чешскую, польскую, русинс­кую, словенскую, итальянскую. Сюда же можно отнести пример современной Бельгии. В 1936 г. бельгийский Като­лический блок был реорганизован на федеративной основе и с тех пор состоял из двух «ветвей >>: Католической соци­альной партии (валлонской и брюссельской) и Katolicke Vlaamschevolkspartig, в целом представленных и в общем руководстве. Война помешала этой организации функцио­нировать, а новые политические тенденции, которые она породила, привели к более унитарной структуре христиан­ской социальной партии. Но и эта партия допускала широ­кую федеративную децентрализацию; она имела как бы два крыла: фламандское и валлонское. Каждое крыло направ­ляло равное число представителей в Национальный коми­тет и Генеральный совет. Каждое проводило свои отдель­ные заседания во время национальных съездов (помимо нескольких общих торжественных собраний). Эта система была выгодна, кстати, валлонскому крылу, которое было представлено в руководящих органах наравне с фламандс­ким, хотя насчитывало куда меньше членов партии: в 1947 г. валлонцев было 39 739 против 84 779 фламандцев; в 1948 г. 49 737 против 120 197; в 1949 — 65 888 против 160 077. Бельгийская социалистическая партия никогда не принима­ла такой федеральной структуры: она провозгласила себя унитарной. Несмотря на это здесь тоже всегда отмечается большая озабоченность поддержанием определенного ба­ланса между двумя языковыми группами в руководящих органах.

Многие партии объявляют себя децентрализованными, хотя на самом деле они централизованы. И прежде чем де­лать какие-то выводы на этот счет, нужно проанализиро­вать конкретное воплощение устава партии в действитель­ности, не ограничиваясь буквалистским его пониманием. Местные руководители обычно гордятся свой значительно­стью и любят подчеркивать, что они играют главную роль, даже когда на самом деле это не так. Другие партии открыто признают себя централизованными, но корректируют эф­фект термина — психологически действительно имеющего некоторый уничижительный оттенок — присовокупляя к нему какой-нибудь популистский эпитет. Так, коммунис­тическая партия говорит о «демократическом централизме». Это выражение заслуживает того, чтобы на нем остановить-


 


ся. Действительно, можно различать две формы централи­зации — автократическую и демократическую, если рас­сматривать последнюю как показатель желания партии со­хранять контакт со своей базой. При автократическом централизме все решения спускаются сверху, и их выпол­нение на местах периодически контролируется представи­телями центра. Фашистские партии строились обычно, хотя нередко им приходилось вести борьбу против склонности некоторых «фюреров >> второго эшелона к проявлению не­зависимости; тому свидетельство — именно такого рода ус­тремления Рэма в нацистской партии. К ним близки центро­бежные поползновения, которые обнаружились в итальянской фашистской партии буквально на следующий день после взятия власти, когда каждый местный «вождь» разыгрывал на своей территории роль сатрапа: это было вре­мя «расов» (так называют эфиопских феодалов). Интерес­ный пример автократической централизации в современной Франции дает РПФ [17]: при каждом выборном департа­ментском совете, играющем на деле лишь совещательную роль, имеется уполномоченный центра, практически и об­ладающий правом принимать решения. На сенаторских вы­борах 1948 г. между департаментскими бюро и уполномо­ченными центра разразилось множество конфликтов по поводу избирательных инвеститур. И в том, что высшие ин­станции повсюду неизменно добивались, чтобы их позиция одержала верх над точкой зрения местных организаций, ярко проявился автократический характер централизма.

Демократический централизм невероятно гибок, когда это необходимо для достижения какого-то конкретного результата. Коммунистическая партия создает целый комп­лекс сложных институций, цели которых таковы: 1) с мак­симальной точностью информировать центр о том, что ду­мают на местах, дабы он мог подготовить надлежащее решение; 2) обеспечить на всех уровнях выполнение этого решения центра самым строгим и точным, но не бездумным образом, то есть с привлечением низов. Итак, система цент­рализована, поскольку решения принимаются наверху; она остается демократической, поскольку они зафиксированы в качестве мнения низов, и при их осуществлении в каждый данный момент тоже домогаются согласия этих самых ни­зов. За достижение этого результата местные руководите­ли, хотя они и избраны низами (с известным вмешатель­ством центра, о чем мы дальше еще скажем), ответственность несут перед высшими инстанциями, а никак не перед теми,


D

ГО

-е-

•3

Х>;

Quot;О

Or

■>■: ■



о

CL. D


\~ CL f«

с

(Tj Q_

i

CL

U

m

CL (U

с


кто их избрал. Их роль,таким образом, заключается в том, чтобы как можно более точно довести до высших эшелонов мнения и реакции низов, а также четко и терпеливо разъяс­нить этим самым низам мотивы решений, принятых цент­ром. Они — не пассивные депутаты, которые просто регис­трируют точку зрения своих избирателей и стараются добиться, чтобы она победила, как это принято в децентра­лизованной системе; но не являются они и всего лишь про­стыми представителями центра, которым поручено слепо навязывать низам его волю, как то принято в системе авто­кратического централизма. Они играют очень важную роль информаторов и воспитателей одновременно.

С другой стороны, демократический централизм пред­полагает, что перед тем, как решение будет принято, в ни­зах проводятся весьма свободные дискуссии, чтобы «про­светить» центр; но после того, как решение принято, строгая дисциплина должна соблюдаться всеми. И на самом деле свидетельства как-будто показывают, что в ячейках дискус­сия действительно происходит; а то, что «дискуссия долж­на развертываться в рамках принципов марксизма-лениниз­ма»10, считается совершенно естественным. Но после принятия решения дискуссии должны прекращаться, с этих пор все обязаны приниматься за их осуществление. В этом плане демократический централизм предусматривает весь­ма четкий контроль за исполнением, обеспечиваемый цент­ром: руководители партии на всех уровнях должны прове­рять исполнение решений кадрами нижестоящего уровня. В то же время требуется, чтобы исполнители всегда застав­ляли низы понимать мотивы исполняемых решений, с тем чтобы никогда не терять с ними основательного контакта.

Можно думать о коммунистической партии как угод­но, но нельзя не признать, что выкованные ею организаци­онные механизмы замечательно эффективны, и невозмож­но отказать им в известной демократичности: партия действительно постоянно старается сохранять контакт со своей базой, стремится быть <<в гуще масс >>. Некоторые из­бирательные агенты старых партий (например, «комитетчи­ки» радикалов Третьей республики и некоторые «боссы» американских партий) обладали этой интуитивной эмпири­ческой способностью улавливать глубинные чувства масс и всегда оставаться рядом с ними. Сила коммунистической партии в том, что она создала научный метод, позволяющий

10 Thorez M. аи Congres de 1950, brochure. P. 87—88.


добиваться тех же результатов, пользуясь двояким преиму­ществом всякого научного метода: это максимальная точ­ность и возможность всеобщего применения (после соот­ветствующего изучения). Если еще точнее, достоинство этого метода в том, что он не является чисто пассивным, не огра­ничивается регистрацией реакции масс, но позволяет воз­действовать на них, направляя их ненавязчиво, осторожно, но достаточно эффективно. Можно сожалеть о целях при­менения инструмента, но нельзя не восхищаться совершен­ством техники.

Остается определить те факторы, которые независимо от сознательного желания избрать ту или другую систему в силу практической ее эффективности или созвучности партийной доктрине заставляют партии строиться на базе централизованной или децентрализованной структуры. Мы уже говорили о некоторых особых исторических обстоя­тельствах в отдельных странах, способных объяснить цент­рализацию или децентрализацию. Существуют ли наряду с этими специфическими факторами и общие, действие кото­рых сочетается с ними? Можно напомнить здесь о влиянии истории: по-видимому, сам механизм рождения партии иг­рает известную роль в степени ее централизации. Мы уже показали, что партии электорального и парламентского про­исхождения обычно имеют структуру более децентрализо­ванную, чем партии внешнего происхождения, которые ро-дились по инициативе центра, а не «снизу». Так, лейбористские партии более централизованы, чем парламен­тские социалистические партии; обычно довольно сильно централизованы католические партии, что связано с ролью духовенства или католических учреждений — Католичес­кого действия, Французской католической ассоциации мо­лодежи — в их возникновении. Очень важен и способ фи­нансирования. В партиях «буржуазных», где избирательные издержки в основном несут сами кандидаты или их местные кредиторы, низовые комитеты богаче центра, а стало быть, и независимы; и напротив, если кредиторы привыкли фи­нансировать непосредственно центр, то этот центр может оказывать довольно значительное давление на местные груп­пы. В партиях, финансируемых за счет регулярных и повы­шающихся в зависимости от доходов плательщиков партий­ных взносов, получаемых с помощью покупки годовых билетов и месячных марок, распределение ресурсов между центром и местными секциями представляет значительный интерес. В СФИО, например, центр продает федерациям


П

■о ш

■в-

о

:

За

U


..

С о

Cl

(D

Q


и

i

m о. ш

с

Го


каждую месячную марку за 16 франков, а те сами назнача­ют цену ее продажи членам партии. В федерации Сены 40 франков удерживается федеральными органами (которые продают эту марку секциям за 56 франков), и от 20 до 50 франков — секциями (которые продают марку по цене от 75 до 125 франков). Ясно, что такая система откровенно благоприятствует базовым структурам в ущерб центру, и действительно, французская социалистическая партия очень децентрализована. В коммунистической партии, напротив, каждая организация (ячейка, секция, федерация, централь­ный комитет) одинаково получают по 25 из каждых 100 франков взносов.

Известное влияние в этом отношении имеет избиратель­ная система. Голосование по мажоритарному принципу с одномандатными округами явно ведет к децентрализации, отдавая приоритет узко местническим позициям и личности кандидатов, которые могут стать независимыми от центра — и они сами, и их партийные комитеты. Голосование по партийным спискам не исключает централизации — оно про­сто расширяет рамки децентрализации. Во Франции систе­ма униноминального голосования оборачивается значитель­ной независимостью окружных комитетов; голосование по партийным спискам делает их независимыми от департамен­тских федераций, но поддерживает автономию последних по отношению к центру; при пропорциональной системе ча­сто приходится видеть, как социалистические федерации сопротивляются претензиям центра навязать им своих кан­дидатов или порядок их размещения в списках. В итоге один только принцип пропорционального представительства, функционируя в общенациональных рамках, по-видимому, способствует централизации; но он используется редко. В ко­нечном счете можно считать, что избирательные механизмы обычно ведут скорее к децентрализации, нежели к центра­лизации; фактически наиболее централизованными оказы­ваются те партии, для которых выборы имеют лишь второ­степенное значение и которые организованы не для этой функции, — партии коммунистического или фашистского типа.

Сложную проблему ставит случай Англии — не могло ли униноминальное голосование [18] в один тур обусловить довольно сильную централизацию британских партий? Тенденция к автономии малых локальных групп была слом­лена и другим фактором — необходимостью помешать рас­пылению голосов и обеспечить, стало быть, строгую дис-


циплину кандидатов, что естественно ведет к созданию партий довольно сильно централизованных. Но если анг­лийские партии централизованы, то американские — весь­ма децентрализованы, хотя действуют в условиях той же самой системы одномандатных округов с голосованием в один тур. Правда, весьма оригинальный механизм выборов в США с его архаичными «номинациями» кандидатов и мно­жеством административных постов делает всякое серьез­ное сравнение невозможным. В становлении британского централизма, разумеется, также сыграли свою роль и дру­гие факторы, особенно довольно сильная дисциплина пар­ламентских групп, которая, естественно, проецируется и на организацию партий, и уже отмеченное Джеймсом Брюсом получение избирательных фондов из центра.

В конечном счете вряд ли возможно установить какую-то точную формулу воздействия на централизацию партий мажоритарного голосования в один тур.

КОММЕНТАРИИ

[1] Дюги Л. (1859—1928) — французский юрист, автор концепции власти, идеи которой стали отправной точкой для французского государствоведения, а во многом и всей политической науки. В основе фено­мена власти лежит, согласно Дюги, естественное де­ление людей на управляющих и управляемых. Если в традиционном обществе власть основана просто на силе, то в демократическом — на подчинении силе количества, т. е. большинства. Во многих последую­щих работах М. Дюверже полемизирует с Л. Дюги и формулирует свою дуалистическую концепцию вла­сти: в основе власти лежит не простое отношение насилия и подчинения; она не только инструмент господства, но и средство интеграции социума, что предполагает признание легитимности власти управ­ляющих со стороны управляемых. Дуалистическая концепция власти М. Дюверже нашла достаточно широкое признание в современной политической социологии.

[2] Caucus (англ.) — комитет, закрытое совещание узко­го круга лиц из числа партийного руководства, со­бирающееся для определения кандидатов от партии на очередные выборы. Система caucus первоначаль-


П -о а

-в-

 

|

ш П

л


Ц О

Q. 0) о


 

Cl

U

m а.

с

Q_


но была создана для местных выборов в Бирминге­ме, а затем распространилась по всей Англии. Caucus постепенно взяли в свои руки не только выдвижение кандидатов, но и в целом организацию выборов, за­частую становясь и над парламентариями, и над партией с ее официальным руководством. См. об этом в вышеназванной кн. М. Острогорского (тер­мин переведен там как «кокус»), а также в работе М. Вебера «Политика как призвание и профессия». [3] Нотабль (франц. notable), — букв.: избранный, дос­тойный избрания; заметный, значительный, извест­ный; знаменитый житель, почетный гражданин; в то же время нотаблями собирательно именуют лиц, избранных в местные органы власти — мэров, муни­ципальных и генеральных советников, а иногда и всех вообще избранных лиц: депутатов Национального собрания, Сената, членов выборных консультатив­ных органов государства.

[4] Spoil system (англ.) — букв.: добыча, прибыль, выгода, награбленное добро. Принцип, согласно которому все высшие должности центрального эшелона влас­ти переходят к партии, победившей на выборах. В США так обозначается не только существующий там порядок распределения высших государствен-нйх должностей среди членов партии-победитель­ницы, но и предоставление государственных долж­ностей в обмен на политические услуги. [5] Агора в древней Греции — рыночная площадь, во времена Гомера — народное, судебное, военное со­брание свободных граждан. Позже так стала назы­ваться площадь для проведения собраний, игравшая роль центра всей общественной жизни города. [6] Дирижистами во Франции называют сторонников государственного руководства экономикой. В пери­од, о котором здесь идет речь, дирижистам принад­лежала одна из концепций выхода из послевоенной кризисной ситуации: в противоположность «атлан-тистам» и «колониалистам» дирижисты — высоко­образованные специалисты-технократы из среды крупной буржуазии связывали преодоление кризи­са с интенсивным развитием внутренних ресурсов страны, кардинальной структурной перестройкой, развитием высокотехнологичных производств на основе усиления роли государства в сфере планиро­вания, ценообразования и особенно — финансиро-


вания и кредита. Дирижистам принадлежит также идея противопоставления экономической экспансии США единого западноевропейского сообщества, они защищали самостоятельную внешнюю политику Франции. Их триумфом стал приход к власти де Гол-ля и создание Пятой республики (1958), когда они заняли большинство высших государственных по­стов.

[7] СорельЖ.(1847—1922) —французский философ-эк­лектик, теоретик анархо-синдикализма, известный и в качестве писателя. Выступив с резкой критикой рационального, научного познания в общественных науках, создал учение о мифе как основе человечес­кого мировосприятия; считал насилие движущей си­лой истории, всячески восхваляя его и рассматривая революцию как стихийный порыв масс.

[8] Де Моррас Ш. — идейный вождь клерикально-мо­нархической реакции во Франции с начала XX века. Весьма плоский философ, но способный, ядовитый и беззастенчивый журналист. Начал свою деятель­ность атакой против Дрейфуса, в 1905 г. создал и возглавил монархическую организацию «Аксьон Франсэз» («Французское действие») и одноименную газету. Противопоставлял «мерзавке-Республике» с ее «диктатурой денег и посредственностей» арис­тократию и монархию («сорок королей за 1000 лет создали Францию»). Его доктрина— т. н. «интег­ральный национализм»: нация — высшая форма со­циальной общности. Во имя нации выступал против классовой борьбы и политических партий, которые ее раздирают («народ нуждается в диктаторской вла­сти так же, как в хлебе»). В XX веке примитивный роялизм уже не имел серьезного успеха, но пропо­ведь сильного государства и единства нации привле­кала к «интегральному национализму» немало чест­ных патриотов. В 30-е годы «Аксьон Франсэз» превратилась в настоящую фашистскую организацию. В 1945 г. Моррас как вишист и колла­борационист приговорен к пожизненному заключе­нию; позже амнистирован в связи с преклонным воз­растом.

[9] Парето В. (1848—1923) — итальянский социолог и политэконом. Согласно В. Парето структура обще­ства, мышления и социального действия человека имеют своей основой инстинкт. Важнейшая часть


з л тз ш

■е-

Х> PJ п

Со

X)



 


с

Го a

О. U

я

Ta а.

с

J2

О.

ш

Q


учения Парето— его теория «элит» — избранных групп, отличающихся особой развитостью инстинк­тивной сферы, формирующих и совершенствующих идеологии, а потому выступающих главной движу­щей силой общественного развития; эти идеи Паре-то оказали в дальнейшем большое влияние на самые различные направления социологии и идеологичес­кие течения.

[10] После прихода Гитлера к власти штурмовики СА продолжают противопоставлять себя органам госу­дарственной власти, многие местные их организа­ции требуют осуществления социальных обещаний НСДАП, заявляя о том, что «фюрер предал коричне­вую революцию». Особенно резкую реакцию соста­ва СА и их руководителя Э. Рэма вызвало заявление Гитлера о том, что единственным носителем оружия является Рейхсвер. Гитлер получал от Геринга и Геб­бельса дезинформацию о готовящемся восстании штурмовиков, якобы заготовленных Рэмом списках приговоренных к расстрелу высших армейских офи­церов и т. п. По его распоряжению в 1933 г. была проведена массовая чистка СА, в результате чего многие штурмовики оказались в концлагерях, кото­рые они сами недавно охраняли, а 30 июня 1934 г. — физическое уничтожение всей верхушки СА. Арес­тованный еще до этого Рэм, как и его единомышлен­ник, старейший соратник Гитлера Г. Штрассер, в ночь на 1 июля был застрелен в тюремной камере. [11] Придя к власти после похода чернорубашечников на Рим (октябрь 1922 г.), Муссолини заявил о сохране­нии «главных столпов государства — монархии, цер­кви, армии», обещая Италии «законность и поря­док». Однако провинциальные боевые команды фашистской милиции — сквадры продолжали на ме­стах террор, жертвами которого становились не толь­ко рабочие, крестьяне и интеллигенция, но зачастую и буржуа. Чтобы справиться с провинциальной фа­шистской вольницей, Муссолини преобразовал фа­шистскую милицию в специальную политическую полицию ДМНБ (Добровольная милиция националь­ной безопасности), однако под личиной местных подразделений ДМНБ нередко продолжали действо­вать квадристы. Итальянский сквадризм выступал как форма фашистского террора, но вместе с тем отчас­ти и как выражение внутренней оппозиции Муссо-


лини со стороны недовольных результатами его «ре­волюции» средних и низших слоев движения.

[12] Радикально-социалистическая партия (или просто радикалы) — одна из старейших левых партий Фран­ции. Еще в начале 80-х гг. XIX века наиболее реши­тельно настроенная часть партии умеренных респуб­ликанцев (лидеры — Л. Гамбетта и Ж. Клемансо) отделяется от нее, а в 1901 г. окончательно оформля­ется как самостоятельная партия под названием Рес­публиканской партии радикалов и радикал-социали­стов. Один из основателей и долголетних руководителей — Ж. Клемансо. Между двумя миро­выми войнами была по существу доминирующей партией, имея влияние и на консервативные прави­тельства. Проводила в основном политику довольно умеренного буржуазного реформизма, выражая глав­ным образом интересы мелкой и средней буржуа­зии. В 1936 г. входила в Народный фронт. Ее лидеры всегда были связаны с представителями крупного капитала, но вели свою родословную от революцио­неров 1789 и 1848 гг., левых республиканцев и анти­клерикалов конца XIX в., охотно прибегали к рево­люционной фразеологии и весьма мудро допускали наличие в партии самых различных фракций — от социалистического до право-консервативного от­тенков, благодаря чему радикалы всегда успешно за­воевывали немалую часть голосов массового изби­рателя. После Второй мировой войны, подобно многим старым партиям, испытывала глубокий кри­зис, поскольку в общественном мнении выглядела ответственной за упадок Народного фронта и ката­строфу 1939—1940 гг. Несмотря на личное участие отдельных ее членов в освободительной борьбе с фашизмом, как партия ничем особым не проявила себя в движении Сопротивления. В послевоенный период искала сотрудничества как с левыми, так и с правыми, постепенно утрачивая самостоятельное значение. В 1978 г. правое крыло радикалов вошло в созданное по инициативе В. Жискар д'Эстена объе­динение СФД (Союз за французскую демократию), позже преобразовавшееся в одну из современных «новых правых» партий.

[13] Христианско-социальная партия Бельгии — одна из тех новых партий, которые почти одновременно сло­жились в ряде западноевропейских стран после Вто-


Тз

о

-е-

"U

q

Тз

■с

C



С о


I

Q_

h

и

A,

с

CL


рой мировой войны (МРП во Франции, Демо-Хрис-тианская — в Италии, Христианско-Демократичес-кий союз — в Германии, Народная партия — в Авст­рии) на волне массового участия левых католиков в движении Сопротивления и стали формой преодо­ления кризиса парламентаризма, связанного с диск­редитацией и распадом многих довоенных партий; в силу своего происхождения отличались массовос­тью, сильной организационной структурой и цент-рализованностью, пользовались авторитетом среди достаточно широких слоев трудящихся. [14] Если избирательная система предусматривает абсо­лютное большинство голосов или определенный их процент для завоевания парламентского места, то в случаях, когда ни один из соперничающих кандида­тов не набирает необходимой квоты, эти места — по тому или иному принципу, оговоренному в избира­тельном законе, — дополнительно распределяются между партиями, участвующими в выборах; в неко­торых странах (в том числе и во Франции) предус­матривается повторное голосование — баллотиров­ка, когда для избрания требуется уже простое относительное большинство голосов. [15] МРП — самая значительная из новых политических партий, сложившихся во Франции в годы Сопротив­ления и игравших видную роль в первый послевоен­ный период. Организована в ноябре 1944 г.; у исто­ков и во главе ее стояли видные католические деятели, участники Сопротивления, ближайшие соратники генерала де Голля — Ж. Бидо и М. Шуман. Опира­лась на поддержку ФКХТ — Французской конфеде­рации христианских профсоюзов. Сразу после Ос­вобождения ориентировалась на союз с левыми силами, входя в т. н. трехпартийную коалицию (ФКП, СФИО, МРП), однако в дальнейшем социально-эко­номические проблемы и особенно позиция по воп­росу о поддержке религиозных учебных заведений изменили эту ориентацию.

[16] Акция июня 1934 г. — см. комментарий [10]. [17]РПФ (Объединение французского народа) — партия-движение, созданная в апреле 1947 г. де Голлем. В нее вошли многие соратники де Голля по Сопротивле­нию, но потом примкнуло и немало вишистов, чле­нов довоенных фашистских лиг и просто авантюри­стов. В начальный период для нее характерны шумные


пропагандистские выступления под лозунгом кри­тики «парализовавшего страну режима политичес­ких партий», резкий антикоммунизм,требование отмены Конституции 1946 г. и создания «сильной власти» в лице президента, объединения западноев­ропейских стран в блок, который бы противостоял как США, так и СССР. В дальнейшем руководство РПФ создает мобильные военизированные отряды, в отдельных городах дело доходит до серьезных стол­кновений и даже применения огнестрельного ору­жия молодчиками из РПФ. Несмотря на первона­чальные успехи, особенно на муниципальных выборах, РПФ с ее открытым антипарламентариз­мом и авторитаризмом в дальнейшем теряет поддер­жку французских избирателей. Весной 1953 г. тер­пит сокрушительное поражение на выборах, собрав всего 10 процентов голосов, после чего де Голль фак­тически распускает ее, предоставив депутатам сво­боду действий в парламенте. Многие из членов РПФ в 60-е годы продолжили политическую деятельность в рамках других партий, в основном — образован­ных под эгидой де Голля — ЮДСР, ЮНР, а с 1976 г. «новой правой», ОПР (Объединение в поддержку республики), лидером которой ныне является быв­ший мэр Парижа, а теперь президент Франции Ж. Ширак. ОПР вместе с СФД составила устойчи­вый неоконсервативный правый блок в современной политической жизни Франции.

[18] Униноминальное голосование — голосование по одномандатным округам за индивидуальных канди­датов (в противоположность голосованию по партийным спискам в многомандатных округах), вы­ставленных различными партиями (или независи­мых — «без этикетки», как говорят во Франции).


Го







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия