Студопедия — Ознакомление детей с книжной иллюстрацией в раз воз.гр
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ознакомление детей с книжной иллюстрацией в раз воз.гр






Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах) Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.). Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Исследователь И.Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма. На ранней ступени развития ясность, простота и выразительность графического произведения являются основными условиями, выдвигаемыми к изображению. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований – предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий. Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста, и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом. В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире – работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Главная задача воспитателя – вызвать интерес и желание рассматривать книжные иллюстрации, узнавать и называть знакомые персонажи и предметы. А для этого необходимо подбирать книги с иллюстрациями, на которых главные персонажи изображены крупно, реалистично, высокохудожественно, без лишней набросочности, штриховки, нарочитой незаконченности. Наиболее доступны в младшей группе иллюстрации к русским народным сказкам. Здесь нет загроможденности, все образы героев четко прорисованы, узнаваемы, главные герои изображены крупно, характерно, что вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, учит видеть красоту цвета и форм. В средней группе иллюстрации усложняются, становятся более характерными, увеличивается количество изображенных на них героев, прорисовываются детали. Это дает возможность научить детей чувствовать настроение, взаимоотношения персонажей, видеть в иллюстрации некоторые изобразительные средства, сочетание красок, расположение предметов. В старшей и подготовительной группе рисунок усложняется вслед за текстом, в иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение – необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Это позволяет подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено), формировать навыки активного и последовательного рассматривания изображенного образа, зрительную «насмотренность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере зависит от общего культурного уровня и мастерства педагога. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Опыт подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно. Само собой, разумеется, есть и исключения из изложенного выше правила. В тех случаях, когда в книжке речь идет о вещах, неизвестных детям, т.е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям – даже корыта и т.п. Выбор иллюстраций – важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: "... наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность... Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности". Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам. Рассмотрим некоторые из них: ▪ узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?", "Покажи, где кто или что?"); ▪ соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам...", "Какие слова подходят к этой картинке?"); ▪ оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?"); ▪ сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению; ▪ игра-соревнование – "Кто больше увидит на картинке?"; ▪ называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке) – покажи, где петушок, дотронься до него пальчиком, где у петушка гребешок; ▪ сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.); ▪ предложить ребенку поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя; ▪ вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя; ▪ вопросы, выявляющие отдельные свойства характера персонажа, его поступки, помогающие детям делать несложные выводы, обобщения; ▪ знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; ▪ просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом). Описанные выше приемы позволяют провести занятие по ознакомлению с рисунками любого художника-иллюстратора. Задача воспитателя – ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 1993. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия