Студопедия — Небесный гость, в четыре лепестка.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Небесный гость, в четыре лепестка.






О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты

Закон звёзды и формула цветка.

Но тайны тайнами, а понять и объяснить смысл созданного писателем произведения всё-таки возможно. Профессиональный анализ текста позволяет глубже уяснить его содержание, понять сокровенные механизмы творчества.

 

Как читать произведение?

 

Это не праздный вопрос. Опытный филолог читает произведение, как правило, трижды. При первом прочтении важно отдать себе отчёт в том, нравится ли вам сюжет, привлекают или отталкивают персонажи, находите ли вы что-нибудь общее между рассказанной писателем истории и вашим личным жизненным опытом. На языке современного литературоведения этот этап можно считать первоначальной актуализацией текста.

Актуализация – термин рецептивной эстетики – оживление, овеществление детали или эпизода литературного произведения читателем, - превращение мимолётной сценки в развёрнутую картину, порождающую разветвлённую сеть ассоциаций и эмоций.

(«Современное зарубежное литературоведение»,

Интрада, М., 1996, стр. 20).

 

Второе чтение – попытка осмысления текста на идейно-тематическом, проблемном уровне. Важно определить (иногда зафиксировать это письменно, сформулировать, составить тезисы и т.д.) тему, проблематику, художественную идею произведения. Школьная практика преподавания литературы направлена на выяснение того, какую главную мысль пытался высказать автор и почему для высказывания её он прибегнул конкретно к этому сюжету, этим персонажам, этому поэтическому языку?

 

Напомним, что темой произведения называется главный предмет,основное содержание изложения, рассуждения, разговора.

 

Проблема, как правило, представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую разрешения, развития.

 

Идея – это понятие или представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Применительно к художественному произведению можно сказать, что идея – основная главная мысль, определяющая авторский замысел и его воплощение в сюжете.

 

Тема произведения чаще всего обозначается односложно (например: рассказ о буре, повесть об измене, роман о счастливом замужестве и т.д.) Но предпочтительнее развёрнутое обозначение тематического содержания произведения, по типу: «История о том, как произошло кораблекрушение». «Повесть про то, как влюблённые были разлучены, но встретились вновь».

 

Многие произведения имеют односложные тематические названия, указывающие на главные события сюжета (или главного персонажа). Пушкинские повести «Выстрел», «Метель», «Барышня-крестьянка», чеховские «Крыжовник», «О любви», «Толстый и тонкий» названы отчасти тематически, хотя тема каждой из них может быть сформулирована более конкретно или развёрнуто. Так тема «Метели» - это «история одного венчания», «Толстого и тонкого» - встреча бывших приятелей на вокзале, «Крыжовника» - покупка имения как обретения смысла существования.

 

Проблематику книги отражает её художественный замысел. И наоборот. Замысел находит своё воплощение в поднятых, осмысленных и реализованных в сюжете проблемах. Проблема – это всегда своего рода препятствие, которые необходимо преодолеть, чтобы обрести ясное представление о действительности, сущности процессов и явлений.

 

Проблема заключает в себе по меньшей мере не одну, а две стороны. Они, будучи диалектически связанными, и вступают в противоречие, (а то и конфликт), становящийся основой сюжета произведения.

 

Название текста нередко называет проблему. Вспомним «Отцы и лети» Тургенева, «Войну и мир» Толстого, «Таланты и поклонники» Островского. Проблемными являются и заглавия, заключающие в себе вопрос: «Что делать?», «Кто виноват?».

 

Идея,по сути, не что иное, как решение проблемы. Каждый писатель создаёт свою модель мира (бытия). Вот её-то и важно расшифровать и осмыслить. Известно, что идея – это понятие или представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Применительно к художественному произведению можно сказать, что идея – основная, главная мысль, определяющая авторский замысел и его воплощение в сюжете. Каждый писатель создаёт свою модель мира, бытия. При этом он прибегает к соответствующим его художественному видению средствам и способам реализации своих идей. Авторская мысль находит выражение в сюжете, системе художественных образов, композиции, поэтике (языке). Исследовав всю структуру произведения, рассмотрев его в единстве формы и содержания, уяснив характер взаимодействия компонентов, можно более или менее чётко сформулировать идею прочитанного, его смысл.

При внимательном (скорее всего, вторичном) чтении текста позволительно выдвинуть гипотезу идейного содержания (что говорит нам автор?), которая должна подтвердиться или опровергнуться дальнейшим анализом.

Чем талантливее писатель, тем, на первый взгляд, проще, а на самом деле сложнее формулируются «главные мысли» его произведений.

И Толстой, и Достоевский, и Чехов ясны по своим взглядам, их нравственные и эстетические принципы внятны, хорошо известны. Но при этом произведения этих писателей сложны, мысли, высказанные в них, часто не укладываются в простые формулы, лозунги, правила хорошего тона. Читателю необходимо научиться со-творчеству с писателем, стремиться как можно полнее вникнуть в замысел и оценить многогранность и уникальность его воплощения.

Однако нельзя забывать, что в школе, в силу возрастных особенностей учеников, по-настоящему серьёзный и полноценный разговор о классике невозможен или неуместен. На уроке важно понять только самое основное, часто лежащее на поверхности. В качестве учебного задания можно предложить школьникам сформулировать идею произведения в виде нравственного требования («Не лгите!», «Помогайте ближним!» «Сочувствуйте чужому горю!»), совета, лучше всего – пословицы и поговорки. Это тренирует ум, способствует заинтересованности прочитанным.

Итак, вдумчивое чтение произведения позволяет проанализировать его на идейно-тематическом уровне. На этом этапе важно соразмерить свои ожидания и даже впечатления от книги с тем, что писатель стремился сообщить, что вкладывал в свой художественный замысел. Конечно, писатель часто воспринимает прочитанное субъективно, видит в тексте то, чего в нём, быть может, и нет, то есть выдаёт желаемое за действительное. Профессиональный филолог чаще всего не идёт на поводу своих личных впечатлений, не испытывает от сюжета ни разочарований, ни восторга. Он исследователь, дорожащий объективностью оценки. Аналитику важно увидеть не свою, а чужую – авторскую! - модель мира. Нельзя забывать, что писатель обладает иными, по сравнению с нашими, взглядами, чувствами. Неизбежны расхождения в историческом, религиозном, житейском опыте. Конечно, возможно и созвучие, резонанс идей и переживаний, но в целом, книга – материализованный в словесных образах и сюжете целый мир. Он может быть подробно исследован, разложен анатомически «по косточкам». Это смущает некоторых студентов-филологов, тех, кто считает художественную реальность таинственной и непостигаемой. Поверьте, при бережном и профессиональном анализе художественное произведение не только не теряет – выигрывает!

 

Современное литературоведение не настаивает на чётких, идеологически выдержанных формулировках идейного содержания произведения. Речь, скорее, идёт об интерпретации художественного текста.

 

Интерпретация (толкование)- термин герменевтики. Интерпретация – способ реализации понимания. (…) Конечная цель истолкования – «представить целое событие в его частях и вновь в каждой части представить себе единый материал, как движущийся, и форму как сущность, движимую этим материалом. Конечная цель должна быть обозначена как полное понимание стиля». (Совр. зарубежное литературоведение», Интрада, М., 1996, стр. 213).

 

Для того, чтобы понять (истолковать) сюжет, необходимо быть внимательным ко всем его деталям, нюансам смысла, поэтическим оттенкам и т.д. Вот почему второе чтение текста учителя часто советуют называть «чтением с карандашом в руке». По ходу чтения необходимо отмечать всё, что обращает на себя внимание: пейзажные и портретные зарисовки, удачные метафоры и сравнения, авторскую иронию и многое другое.

 

Последнее – третье! – прочтение текста направлено на то, чтобы определить главную идею исследования, понять, что и почему интереснее всего было бы проанализировать именно вам: конфликт, систему художественных образов, поэтику, характер сравнений и метафор. На этом этапе анализируемое произведение желательно вписать в контекст отечественной (или даже мировой) литературы, понять его новаторский или консервативно-традиционный характер.

 

Подводя итоги сказанному, напомним, что анализ художественного текста ведётся, как правило (особенно в практике школьного обучения), на трёх уровнях:

1) идейно-тематическом, проблемном;

2) сюжетообразующем;

3) поэтическом.

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия