Студопедия — ГЛАВА 2
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 2






 

ТЕРПЕНИЕ ИОВА

 

«Вы слышали о терпении Иова» (Иак. 5:11).

 

Книга Иова была первой записанной книгой Библии. Это было первое послание, которое Дух Святой пожелал записать пером и чернилами. Неслучайно Дух Святой сделал так, чтобы первое письменное духовное свидетельство о Божьих путях было именно таким: огонь задержанных ответов.

Книга Иова, может быть, самая труднопонимаемая книга во всей Библии. Причина заключается в том, что те, кто изучает ее, пытаются интерпретировать книгу, не переживая трагедию Иова. Я нашел, проходя через глубины моего собственного личного кризиса, что мое понимание жизни Иова полностью изменилось.

Мой близкий друг Дженни Шанц набросала мне следующую записку летом 1995 года: «Тот, кто лишь читает, но не пережил книгу Иова, не может представить себе потрясение борющегося человеческого сердца, от которого, поставленного Божественной силой в позицию бессилия, все еще требуется верить любви, которую оно не видит, и молиться за друзей, которые совсем не были друзьями».

Для теологов Книга Иова — это лишь теория; для тех, кто находится в огне, — эта книга великого успокоения и утешения.

 

Святой человек и пророк

Краеугольный камень понимания книги Иова находится в начальном стихе: вы не должны сомневаться в праведности жизни Иова. Иов был святым человеком Божьим. «Был человек в земле

Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1). Когда толкователи пытаются предположить, что бедствие Иова поразило его потому, что он делал что-то неправильно, то будьте уверены, они не имеют представления, о чем эта книга. Эта книга строится вокруг следующей основной мысли: ужасное бедствие опустошило невинного и святого человека, который не сделал абсолютно ничего, чтобы навлечь на себя это несчастье.

Новый Завет идет дальше и называет Иова пророком: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:10,11). Иаков говорит нам, что когда мы сталкиваемся со страданием и хотим получить ободрение, то должны обратить внимание на пророков, и потом дает конкретный пример, который мы должны принять во внимание, — Иов. Иов был пророком Божьим, человеком на высоком духовном уровне. Библия постоянно свидетельствует о святости Иова перед Богом.

Имейте в виду, что Иов не писал книгу Библии. Он описывал свою честную, переворачивающую душу борьбу с Богом. Он не идет по полю с цветущими тюльпанами в своих рассуждениях, пытаясь сказать обо всем красиво, не пытается скрыть свою обиду на Бога. Вы видите его самые сокровенные мысли и в этой искренности мы видим человека, который переживал ужасающие испытания, но не оставил свою изначальную веру в Бога и упование на Него.

Поражает то, что Иов пережил испытание без поддержки Писания, без поддержки знающих Бога друзей и без кого-либо, кто мог произнести пророческое Слово Господа к нему. Он описывает свое одиночество яркими метафорами: «Я стал братом шакалам и другом страусам» (Иов. 30:29). Все, что у него было, — это его личная связь с Богом, но даже она, казалось, была порвана (Иов. 23:8,9). Тот факт, что Иов сохранил свою веру, является одновременно свидетельством милости Божьей в его жизни и высоты его духовности. Иов заслуживает того, чтобы получить почесть как гигант веры, каким он и был.

На протяжении всей книги Иов, отстаивая свою невиновность, не ведет себя высокомерно и не защищает себя. Он абсолютно честен. Он заявляет снова и снова, что его бедствие не пришло по причине греха. И он прав. Книга начинает открываться нам, когда мы осознаем, что Бог специально позволил ужасному несчастью поразить человека, не сделавшего ничего, кроме того, чтобы верно служить Богу.

 

Три друга Иова

Довольно трудно понять, как воспринять рассуждения друзей Иова. С одной стороны, Бог сказал, что они говорили о Нем не так верно, как Иов (см. Иов. 42:8). С другой стороны, Павел цитирует утверждение Елифаза из книги Иова (5:13): «Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным», что очевидно является одобрением Духом Святым теологии Елифаза (см. 1Кор.3:19). Итак, мы оставлены в недоумении — был ли Елифаз прав или нет?

В действительности же Елифаз и его друзья говорили истину, угодную Богу. Они изложили много библейских принципов, которые были подтверждены в остальной части Писания. Проблема в том, что они использовали правильные слова для неправильной

ситуации. Иов ответил им: «Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши?» (Иов. 6:25). Они говорили о том, что было бы правильным в большинстве ситуаций, но Бог делал что-то особенное в Иове, работая за пределами понимания его друзей.

Если бы бедствие Иова наступило по причине греха, они были бы правы. Но несчастье Иова имело абсолютно другую причину и цель, поэтому их совет был неправильным. Несмотря на это, их слова могут быть применимы для нашей жизни сегодня, поэтому мы не должны отбрасывать их утверждения как полностью непригодные для духовного назидания.

Иов заканчивает свои рассуждения (глава 31) криком: «Это произошло со мною не из-за греха!» Хотя его друзья ничего не делали, кроме того, чтобы обвинять его, Иов собирается с силами, чтобы произнести одно последнее опровержение его личной святости перед Богом. Вот его исповедание:

• ст. 1: он удерживался от похоти;

• ст. 5: он был честен и избегал лжи;

• ст. 9: он избегал прелюбодеяния;

• ст. 13: он обращался со слугами справедливо и достойно;

• ст. 16: он помогал нуждающимся пищей и одеждой;

• ст. 24: он избегал скупости и жадности;

• ст. 26: он избегал поклонения ложным богам;

• ст. 29: он не радовался, когда зло низвергалось на его врагов;

• ст. 31: он принимал странников;

• ст. 33: он избегал тайных грехов;

• ст. 38: он заботился о своей земле и справедливо платил работникам.

Итак, Иов заканчивает свою речь и в последний раз утверждает, что был праведным перед Богом. Он говорит: «Божьи пути более сложные, чем вы, приятели, думаете. Бог поразил меня не оттого, что недоволен мною, а потому, что выбрал меня, чтобы очистить и вознести выше. Вы, друзья, не понимаете сложности путей Бога». Выходит, что Иов был прав.

 

Остановитесь и слушайте

Три друга Иова настаивали, что, должно быть, в жизни Иова все-таки был грех, потому что они не могли предположить, что Бог решит поразить того, кто ходил в полном послушании и вере. Они полностью ошиблись в оценке кризиса Иова. «Если ты просто покаешься, — говорили они, — то Бог исцелит и восстановит тебя».

Как мы можем быть уверены, что сегодня не становимся подобны друзьям Иова и не ошибаемся, давая оценку тому, что Бог делает в чьей-то жизни? Мы должны следовать примеру Иисуса, который говорит: «Как слышу, так и сужу» (Иоан. 5:30). Иисус говорил: «Я смотрю на ситуацию, но потом останавливаюсь, чтобы услышать Отца. Что Он говорит об этом человеке? Когда Он дает Мне Свое видение на ситуацию, Я могу говорить и судить о ней правильно». Друзья Иова ошиблись, потому что судили по тому, что видят, вместо того, чтобы обратить внимание на то, что слышат.

Однажды сестра в Господе, с которой я раньше не встречался, позвонила мне и сказала, что моя первая книга «Исследуя поклонение» благословила ее и сильно повлияла на ее жизнь. Когда я рассказал ей о своей физической немощи, она немедленно разразилась тирадой против дьявола и произнесла властный запрет против врага. Я оценил ее искренность, но это показало мне, с какой готовностью мы начинаем молиться о вещах, о которых абсолютно ничего не знаем. Ее молитва, казалось, была так далеко от того, что, я верю, Бог делал в духовном мире в то время. Когда мы молимся за что-то, нам лучше остановиться и попросить Господа помочь нам молиться в соответствии с Его сердцем.

Господь также изменил мою позицию касательно советов людям. Когда они приходили ко мне и изливали свои сердца, я говорил: «Давайте тихо помолимся и подождем Господа, скажет ли Он что-нибудь нам». После этого мы ждали Господа, когда Он укажет нам нужное направление. Я очень хочу видеть ситуацию глазами Бога, вместо того, чтобы просто черпать из резервуара моей собственной мудрости.

Я хочу предостеречь вас против того, чтобы судить о человеке лишь по тому, что в его жизни происходят большие неприятности. Появляется искушение тут же подумать: «Интересно, что он сделал неправильно». Елифаз сделал ошибку, сказав Иову: «Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (см. Иов. 5:8). Он был достаточно высокомерен, чтобы думать, что знает, как относиться к бедствию Иова должным образом. Иногда самое великое несчастье приходит к тем, кого Бог любит больше всех. Один из тестов, которому подвергались многие из самых великих святых, — это негативная репутация, когда люди, которые любят Бога и служат Ему, начинают думать, что вы страдаете из-за Божьего негодования. Иеремия знал какова боль этого упрека, как и наш Господь Иисус. Мы должны быть очень осторожными, чтобы не оказаться среди идущих против того, кто ищет благосклонности Господа.

 

Кризис теологии

Интересно видеть, как некоторые Божьи служители проходят испытание, которое можно назвать теологическим кризисом. Бог определенно провел через это Авраама, когда сказал: «Принеси Мне своего сына во всесожжение» (Быт. 15). Это требование не соответствовало пониманию Бога Авраамом. Авраам знал, что Бог дал конкретные заповеди Ною относительно убийства — тот, кто убивает ближнего, сам должен быть убит. Но Бог бьет по теологическим схемам Авраама и просит его убить своего сына. У Авраама был выбор: следовать голосу, который был ему знаком, либо следовать своей теологии.

Хотя он, должно быть, переживал большое внутреннее волнение, Библия не говорит о том, что Авраам колебался даже секунду. Он выбрал слова жизни, которые исходили из уст Божьих.

Бог подвел к теологическому кризису Иова. Его три друга действовали согласно теологической теории тех дней, Иов даже не мог противопоставить им лучшее объяснение. Я почти слышу, как Иов говорит: «Послушайте, друзья, я написал книгу по теологии! Я знаю все ваши аргументы, потому что твердо верил в них сам. Но Бог сделал что-то в моей жизни, что изменило мою теологию. Я не могу объяснить, что со мной происходит; я не знаю, почему Бог поразил меня, но я говорю вам, что это не из-за греха. Все, что я могу сказать вам — это то, что Бог работает в моей жизни не так, как учит моя теология»,

В жизни Иосифа, должно быть, тоже произошел подобный теологический кризис. Он служил Богу своего великого деда Авраама, которому открылся как воздающий тем, кто ищет Его. Теология, которую Иосиф получил от своих отцов, говорила что-то вроде: «отдавай честь и послушание Богу, и Он воздаст честь и благословит тебя». Поэтому Иосиф воздавал честь и слушался Бога — и оказался в тюрьме! Иосиф оказался перед тяжелым выбором: либо продолжать возмущаться за то, что Бог не исполняет Свои обещания, либо прислушиваться к голосу Бога, который он слышал (Бог ясно говорил к Иосифу посредством некоторых снов). Иосиф спрашивал: «Разве возможно служить, слушаться Бога и быть наказанным за это?» У него не было ответа на этот вопрос, по крайней мере, тогда, но в любом случае он выбрал служить Богу и слушать голос, который узнал.

Иисус также подвел своих двенадцать учеников к теологическому кризису. Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6:53). Критики обвиняли Его в защите каннибализма. Двенадцать тоже не поняли это утверждение и оказались в великом недоумении. Толпы отвернулись от Иисуса в этот момент, а Иисус спросил учеников, не хотят ли они тоже оставить Его. Обратите внимание на ответ Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан. 6:68). Ученики были на перепутье: следовать своим теологическим представлениям, либо голосу жизни. Петр говорил: «Господь, ты разрушаешь мои теологические представления, но я должен следовать за Твоим голосом, потому что у Тебя есть Слова вечной жизни».

Заметьте, Петр не сказал: «Ты единственный поднимаешь мертвых и ходишь по воде». Он не сделал акцент на силу, которая сопровождала служение Иисуса, вместо этого указал на слова благодати, которые исходили из Его уст. Однажды эти слова жизни коснулись и вашей души. Вы увидели Его красоту приняв слова, которые Он произнес. Вы будете проходить через теологический кризис, потому что увидели Его лицо. Вы почувствовали вкус, вы видели, вы узнали слишком много, чтобы отвернуться от этого. И то, что кажется теологическим беспорядком, на самом деле оказывается истинными путями Бога. Так что не расстраивайтесь, когда вы обнаружите себя задающим такие вопросы, как: «Господи, что происходит в моей жизни? Почему ничего не действует так, как раньше? Почему Ты оставил меня?» Просто живите каждым словом, которое исходит из уст Божьих, и вы пройдете через это, а пока осознайте, что вы в хорошей компании.

Иисус не введет вас в теологический кризис, пока сначала не даст вам услышать Свой голос. Затем выбор за вами: продолжать использовать прежний набор стихов, которому вы всегда верили, или идти за голосом, который ведет вас вперед. Идите за Его голосом, и вы откроете, что это слова жизни!

Между прочим, ученики, которые не последовали за Иисусом, в этот момент вряд ли думали о спасении. Я уверен, многие из них получили возможность услышать Евангелие после Пятидесятницы и ответить на призыв. Для них это не было решением вопроса о выборе ада или рая, а подтверждением зрелости. Те ученики, которые остались с Иисусом и прошли через теологический кризис, обрели такую степень зрелости и принесли плоды во Христе, которые потеряли другие.

 

Моя собственная теологическая борьба

Когда беда пришла в мою жизнь, как и в случае с Иовом, я остался со своим собственным набором теологических проблем и вопросов. Вот некоторые из этих вопросов, через которые я лично должен был пройти в последние годы:

• Я верил, что Бог не использует физическую немощь, чтобы привести Своих святых к большей зрелости. Потом, когда немощь пришла в мою собственную жизнь, я должен был бороться, чтобы принять новое понимание Божьих путей.

• Я думал, что Божий план в том, чтобы мы всегда имели радость (Рим.14:17). Я проповедовал и применял этот принцип, когда был довольно стабилен в радости с Господом, затем получил удар, отправивший меня в нокаут. Внезапно я почувствовал, что у меня вообще нет радости. Кто-то мог сказать: «Боб, у тебя все еще есть радость. Ты просто не понимаешь, что она находится гораздо глубже, чем чувства». Нет, я говорю вам, у меня не было радости. Все, что у меня было, — это депрессия. Я не сделал ничего, чтобы навлечь на себя это состояние, и не мог сделать ничего, чтобы избавиться от него. У меня не было радости Царства, но все же я знал, что я по-прежнему в нем. После борьбы с Богом мне пришлось изменить свою «теологию радости». Теперь я знаю, что виноград, который обрезают, не чувствует никакой радости. У меня было счастливое детство, но когда меня шлепали, я не был счастлив. Вы можете совершать радостную прогулку с Христом, но когда Он обрезает и учит, вы не испытываете никакой радости в тот момент из-за боли. Но за плачем следует радость так же, как утро сменяет ночь (см. Пс.29:6).

Вот другой стих, с которым я боролся: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим.11:29). Я всегда верил, что когда Бог призывает вас на служение, Он дает все необходимое и не меняет Свои планы впоследствии, и не отзывает Свое призвание. Моя борьба, когда немощь поразила меня, была в следующем: «Боже, ты призвал меня вести поклонение, а теперь ты забрал мою способность петь и вести прославление. Я не понимаю этого». Почему Бог призывает меня и обеспечивает дарами, а затем забирает мою способность действовать в этом призвании? Я шел много месяцев к убеждению, что моя сегодняшняя неспособность временна и что Господь восстановит меня полностью в Свое время.

• Еще одно: я верно учил и наставлял своих детей в Слове Божьем, почему же Он так жестко ограничил мою способность продолжать начатое?

• Еще одно: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук. 10:19). Как я могу сопоставить это обещание Иисуса с тем фактом, что сатане было дано позволение ранить меня, в то время когда я шел против царства сатаны в хвале Богу? Как может сатана поразить святого, когда тот живет в послушании и присутствии Бога (я рассматриваю этот вопрос в главе 7).

Цель теологического кризиса не в том, чтобы изменить вашу теологию (хотя это произойдет), но чтобы изменить вас. Вместо того, чтобы воспринимать христианскую жизнь через линзы избранных мест Библии (деяний Бога), вы начнете смотреть на Царство со свежей оценкой и пониманием Божьих путей. В конце мы осознаем, что Его голос не противоречит Его написанному Слову, хотя какое-то время мы не сможем их соединить, поскольку проблема была не в Его Слове, а во вбитом в нашу голову понимании.

 

Ной, Даниил и Иов

Когда Господь искал трех человек, чтобы использовать их как самые лучшие примеры великой личной преданности Себе, Он выбрал Ноя, Даниила и Иова:

«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог». «То сии три мужа среди нее, - живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы. Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог. — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14:12-14; 18-20).

Духовная атмосфера в Иудее ухудшилась до такой степени, что даже великие Божьи мужи могли спасти своей праведностью лишь себя и больше никого. Однако в своем поколении они могли спасать других через свою набожность. Ной, например, спас свою семью от наводнения и, сделав это, сохранил всю человеческую расу от уничтожения. Даниил спас от смерти вавилонских мудрецов, потому что мог объяснить Навуходоносору его сон. Благодаря доверию, которое он завоевал у царя, он смог расположить царя к своим братьям израильтянам, которые жили в Вавилоне. Итак, легко увидеть, как Ной и Даниил могли спасать других по причине святости своей жизни.

Но как насчет Иова? Каким образом Иов спасал других своей праведностью? Мы могли бы указать на то, как он всегда приносил жертвы за своих детей, но это не является ответом на вопрос. потому что все его дети погибли под обрушившимся домом Мы могли бы также указать на молитвы, которые он возносил Богу за своих трех друзей, таким образом, освободив их от Божьего суда. Но я думаю, имеется в виду другой, более значительный путь, которым праведность Иова спасала других. Его терпение и пример страдания дали возможность бесчисленным тысячам святых в течении веков получать утешение и терпеть до получения своего освобождения.

 

Заметки по книге Иова

У меня недостаточно места и времени, чтобы комментировать всю книгу Иова. Но позвольте мне представить лишь несколько мыслей для тех, кто находит эту книгу интересной.

Шло время, и Иов начал постепенно осознавать, что Бог совершал что-то очень ценное в нем. Он, наконец, выразил это в таких словах: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото» (Иов. 23:10; 28:1-19). Понимание этого не уменьшает боль, но придает ей значение. Иов думал, что Бог удалил от него Свой суд (см. Иов. 27:2), потому что чувствовал, что не сделал ничего, чтобы заслужить такую трагедию и боль. Это правда, что он не сделал ничего, чтобы заслужить это. Но Бог не вводит людей в кризис только потому, что они непослушны. Он также испытывает послушных, но, как в случае с Иовом, у Него есть конкретная цель для этого. Божьей целью было произвести основательную работу в Иове, чтобы каждое последующее поколение получало от этого пользу.

Итак, Иов знал, что он в огне, и он знал, что Бог задержал ответы на его молитвы. Временами он бывал сломлен своим сиюминутным отчаянием, но иногда поднимался до пророческого видения и понимал: Бог идет, чтобы испытать его. «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (Иов. 14:14). Он ожидал задержанный ответ. Колебания между подавляющей его тьмой и пророческим видением довольно типичны при прохождении подобной долины.

Действия Бога, направленные на святых Божьих, удивительно похожи, хотя приемы Его наставления для каждого человека разные. Например, Иов взывает: «Дни мои прошли; думы мои — достояние сердца моего — разбиты» (Иов. 17:11). Жизненные ценности Иова были полностью перечеркнуты Богом. Его видение на свою жизнь было полностью изменено. Это время пустыни. Бог разбивает цели, которые мы ставили, чтобы призвать нас к Своим высшим целям. Это включает полную перестройку взгляда на жизнь.

Одна из причин разрушения нашей цели может заключаться в следующем: «Так как Он развязал повод мой и поразил меня» (Иов. 30:11). Иов говорит: «Он забрал мое оружие, с которым я воевал, оружие, которое я использовал для того, чтобы совершать подвиги против царства тьмы и разоружать его. Он лишил меня способности бороться». Когда Бог проводит нас через долину Иова, Он убирает от нас всякую способность бороться и наступать на врага. Наш первый ответ: «О нет! Я окружен, у меня нет сил пробиваться вперед!» Но Господь нежно показывает нам, что в это время враг является инструментом Бога и нам не нужно об этом много думать. Единственной нашей заботой в это время должно быть лицо Христа.

 

Елиуй

Одна из самых противоречивых фигур в книге Иова — это молодой человек по имени Елиуй. После того, как три друга Иова отказались от попыток исправить его, и после того, как Иов заканчивает свои рассуждения, начинает говорить Елиуй (главы 32-37). Нам неизвестно, что думает Бог по поводу Елиуя. Бог упрекает трех друзей Иова, Он хвалит и восстанавливает Иова, но ничего не говорит об Елиуе. Существует множество мнений по поводу Елиуя, и если это того стоит, я дам вам свое.

Я вижу в Елиуе не совсем разумного юнца, которому трудно держать рот закрытым. Он думает, что вносит весомый вклад в дискуссию, в то время как не вносит ничего. Он имеет не только преувеличенное представление своей мудрости (36:4), но и страдает недержанием языка (6 глав!) — что типично для молодого человека. Его суждения об Иове следующие: «Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога» (Иов. 34:36,37). Елиуй промахивается на милю.

Почему Иов не отвечает ему? Потому что высокомерие и наивность Елиуя не заслуживают ответа. Почему Бог не упрекает его? Бог закрывает глаза на его молодость и в Своей милости не спрашивает с него за эту ошибку.

 

Поворотный момент

Все меняется в главе 38. Наконец, Бог говорит. Ради этого Иов и старался. Он кричал: «Господь, мне неважно, будешь ли ты упрекать меня или Ты будешь исправлять меня — просто скажи мне! Больше не молчи!» Бог открывает Себя Иову «из бури» — и что это за славное посещение! Долгое ожидание стоило того. Бог усилил Свое послание, использовав бурю.

На первый взгляд Божье мнение об Иове кажется противоречивым.

• «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2).

• И после того как Господь проговорил эти слова Иову, Он сказал Елифазу Феманитянину: «Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов. 42:7).

Итак, что из этого, Господь? Иов не принимал Провидение или он говорил верно о Тебе? Ответ проявляется в том, к кому обращается Бог. Бог говорит человеку о необходимости исправления, но, говоря о нем другим, Бог защищает его как преданного слугу, который пришел к пониманию высших тайн благочестия.

Когда мы в горниле, Бог не ожидает, что все наши ответы будут совершенны. Цель горнила — вывести несовершенство на поверхность. Бог достаточно велик, чтобы разобраться с нашими страхами, разочарованиями, тоской, беспокойством, депрессией, гневом и самосожалением. Иов не был совершенным, и Бог должен был во многом его исправить. Но конечный вердикт об Иове заключался в том, что для Бога он был преданным и праведным слугой. Божья радость при виде человека, который обращал свое лицо к Богу во время самого великого испытания в своей жизни, очевидна.

В главах 38-41 Бог задает Иову множество вопросов, после чего Иов уже ничего не спрашивал. Почему-то Иов, у которого было о чем спросить, замолчал, захваченный явлением Самого Бога. Когда мы видим Бога, нет смысла задавать вопросы.

 

Бог Творец

Когда Бог приходит к Иову, Он открывает Себя как Творца (читайте главы 38-41). Именно явление Бога Творца полностью изменило положение Иова. Без сомнения, Петр держал в голове эту истину, когда писал: «Итак, страждущие по воле Божьей да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19). Петр на некоторое время останавливается на теме страдания и ясно соединяет ее с истиной, которую узнал Иов: мы одерживаем победу над страданием, глядя на нашего Творца.

Петр дает совет тому, кто страдает подобно Иову. Его первый совет в том, чтобы они «предали свои души Ему». Другими словами, Бог делает работу, которую лишь Он может сделать, и вместо того, чтобы пытаться влиять на этот процесс, мы должны посвятить наши души Богу и Довериться Его способности добиваться Своих целей в наших жизнях.

Вторая часть совета Петра следующая: продолжать «делать добро». Удерживайтесь от греха, ищите Иисуса и продолжайте делать добрые дела. Это серьезный совет, и во время кризиса Бог ожидает от нас именно этого.

Третья часть совета Петра следующая: укрепить уверенность в Боге, зная, что Он «верный Создатель». Когда мы размышляем о Боге как о Создателе, то начинаем видеть много чудесных вещей:

1. Мы начинаем сознавать, что Он, сформировавший такое сложное творение, может все контролировать и вести к завершению сложности, которые сопровождают нас во время страдания. Когда мы видим Творца, Который достаточно велик, чтобы справиться с любыми нашими проблемами. Когда наша душа найдет свое должное положение одновременного отдыха и силы (спокойствие и уверенность), только тогда мы проникнем во всемогущую мудрость нашего Создателя Отца.

2. Он «верный» Творец. Когда Бог создает что-то или кого-то, он всегда верен этому созданию. Не бывает, чтобы Он создал, а потом оставил Свое творение. Что бы Он ни создал, Он ведет, помогает и заботится об этом. Поскольку я «создан дважды», создан во второй раз Богом, когда Он сделал меня новым творением во Христе, Бог «дважды верен» (если это возможно) мне как одному из Своих драгоценных святых. Все обещания Бога о верности изливаются потоком, включая и это ценное заверение: «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).

3. Псалом (138:16) утверждает, что, когда Бог создает нас, Он утверждает и исчисляет наши дни. Так что во время задержанных ответов я могу отдать себя Творцу, который даст мне обеспечение на каждый день, для которого Он создал меня.

4. Псалом 94 выражает особенно красиво, какой должна быть наша позиция в присутствии нашего Создателя: «Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его» (Пс.94:6,7). Мы должны в поклонении встать на колени перед нашим Создателем, принимая Его волю в нашей жизни. Если Он определяет, что мы какое-то время должны страдать, мы принимаем это в благоговении. Бог контролирует то, что Он создает. И даже если ты страдаешь сейчас, дорогой святой, твой Творец пасет, кормит и ведет тебя в Свой вечный город. Аллилуйя!

 

Суд начинается с дома Божьего

«Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:17-19).

Суд начинается в доме Божьем с Божьего народа. Во дни Иова земля была полна злых людей, но куда Бог послал свой очищающий огонь? На самого богоугодного человека на земле! Бог действует подобным же образом сегодня, посылая Свой огонь в первую очередь на Своих избранных святых.

«Если праведник едва спасается» — имеет новое значение для меня, потому что я едва выжил духовно. Когда в моей жизни произошел кризис и свет погас, я потерял все духовные плоды и почти отвернулся от Бога. Единственное, что держало меня, — Его потрясающая милость и благодать. Я буквально чувствовал себя спасенным во второй раз! Я вырос в христианской семье и никогда по- настоящему не знал путей этого мира. Я принял Христа в таком молодом возрасте, что не могу даже вспомнить, как это произошло. Мое сердце всегда любило Господа. И вот, когда разразился мой кризис, впервые в жизни я пережил, что значит чувствовать себя оставленным. Мое сердце сдалось. Я потерпел крушение. Я был потерян в своем отчаянии.

Когда я вспоминаю это, сильный страх охватывает меня, потому что я думаю: «Если я почти отвернулся от Бога, когда Божий огонь коснулся меня, человека, который ходил с Богом в течение многих лет и был в служении более десяти лет, что произойдет с другими, когда огонь Божий коснется их? Что произойдет с самодовольными людьми на Сионе? Что произойдет с грешниками на Сионе?».

Это один из главных вопросов Писания: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» Ты готов, дорогой читатель, к огню Божьему? Потому что Иисус показал это очень ясно: «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мар. 9:49). Каждый. Иов, я, ты. Каждый. Его пламя начинает гореть со Своих людей.

И все же это милостивый огонь! Это огонь, который мы должны призывать. Это огонь, который мы должны желать. Это огонь, который подтверждает, что мы стоим во Христе, и направляет наши сердца к получению плодов Царства.

 

Разделяя страдания Христа

Один из самых больших вопросов, над которым я работал, был следующий: «Является ли моя физическая немощь разделением страданий Христа. Является ли она участием в том, о чем сказано в Послании к Колоссянам (1:24)?» Там говорится: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». Является мое страдание страданием Христа?

Петр пишет: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:13). Я думал: «Было бы гораздо проще радоваться, если бы я знал, что мое сегодняшнее страдание на самом деле является участием в страданиях Христа». У Христа никогда не было той болезни, которая есть у меня, поэтому как я могу узнать, является ли мое страдание участием в Его муках? В конце концов есть такая вещь, как «страдание по глупости» — терпеть то, что Иисус никогда не планировал для нас. Итак, я должен возражать или радоваться? Я не хочу пытаться обойти крест, но я также не хочу принимать что-то, чему я должен сопротивляться.

Ответ пришел ко мне в короткой фразе из Первого послания Петра (4:19): «Страждущие по воле Божьей». Если я страдаю в соответствии с волей Божьей, тогда это часть страданий креста. Принимать свой крест — значит страдать в соответствии с волей Божьей. Для Иисуса это был крест Голгофы. Для Иова это было уничтожение всего, чем он владел и что было дорого для него. Если ваше сегодняшнее страдание в соответствии с волей Божьей, возлюбленные, то это восполнение вашей «плоти, которая умирает в страданиях Христа».

«Участвовать в страданиях Христа» — значит «страдать по воле Божьей».

 

Рассуждая о Божьей воле

Итак, главный вопрос заключается в следующем: «Являются ли мои страдания Божьей волей?» В моем случае ответ пришел очень простой: «Да».

Не все страдания соответствуют воле Божьей. Точно так же не все преследования происходят по воле Божьей. Некоторые из них мы навлекаем на себя из-за глупого поведения. Многие страдания переносятся по воле дьявола, и мы должны сделать все возможное, чтобы удостовериться, что Бог не поддерживает подобные страдания.

Большая часть физических страданий переносится не в соответствии с волей Божьей, за исключением некоторых. Иов является главным примером такого случая. Как и Павел, который говорил о жале во плоти. В обоих случаях имело место страдание, которое происходило по воле Божьей, для достижения целей Царства. Итак, когда мы страдаем, одним из наших главных опасений становится: «Является ли это чем-то, что я должен переносить в соответствии с Божьей волей. Является ли это чем-то, что я должен переносить или против чего я должен воевать?»

Мой совет будет простым: воюйте против беды, пока Господь не велит вам остановиться. Если вы получаете благодать, чтобы бороться, то с верой противостаньте беде.

Но когда по свидетельству Духа ясно, что ваша сегодняшняя немощь предназначена Богом, чтобы добиться целей Царства, тогда вы должны следовать совету предать «Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19). Я утверждаю, что всякое страдание, которое переносится в соответствии с волей Божьей, определено Богом, чтобы закалить нас в огне задержанных ответов, и Он определил момент освобождения в Свое время. «В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (Пс.30:16).

 

Почему Иов страдал?

У Бога была конкретная цель, которая состояла в том, чтобы Иов стал примером для последующих поколений — насколько непостижимы Божьи пути, как страдает праведник, и каковы могут быть Божьи планы, чтобы вести их к победе.

Иов был поражен в трех главных областях, которые использует Бог для совершенствования своих слуг: личные потери (потери в бизнесе, финансовые и материальные потери), горе (потеря детей или любимых) и физическая немощь. Принять удар в одной области само по себе достаточно тяжело, но Иов выдержал потерю во всех трех областях. Это делает его великим духовным отцом для тех, кто попадает в неприятные обстоятельства по Божьей воле. Благодаря великой боли он имеет большое влияние даже до сегодняшнего дня.

Недавно сестра во Христе написала мне записку, в которой задавала вопрос: «Вы можете найти любящего милостивого Иисуса в книге Иова?» Я ответил: «Да», и вот почему. Бог мог бы оставить Иова в своем маленьком счастливом мире. Но Он избрал Иова для гораздо более высокой цели: повлиять на свое и все последующие поколения примером своей жизни. Выбор был в том, быть ли ему отцом своей семьи или стать отцом многих поколений святых. Святые разных эпох шли по его следам и получали ободрение из его примера терпения. Этот вид духовного влияния обретается только через великие испытания посредством участия в страданиях Христа. Это была любовь и милость, поднявшая Иова к таким высотам служения, и которая касается людей всего мира. Я заметил следующий принцип: чем сильнее страдания, тем больше славы Божьей. Голгофа — яркая иллюстрация этой истины.

Чтобы увидеть, как Иов повлиял на свое поколение, пройдя через серьезные страдания, нам нужно взглянуть на контраст между его детьми. В первой и во второй семье у Иова было по семь сыновей и по три дочери. Его первые десять детей были завсегдатаями вечеринок, что требовало от их отца постоянного жертвоприношения, чтобы они не начали проклинать Бога в своих сердцах. Хотя Иов был благочестивым человеком, ему не удалось или он не был способен внушить своим детям то же отношение к Богу.

Вторая группа детей Иова была совершенно другой, и это различие, без сомнения, должно быть приписано радикальным изменениям в самом Иове. На самом деле он действительно взошел на новую высоту духовного отцовства. Он стал стопроцентным садом. Обрезание сделало из него чрезвычайно плодотворную лозу. Его дочери были потрясающе красивы, не только физически, но и нравственно. Это видно по красоте их имен, которые в те дни были символом характера. Их имена переводятся следующим образом: «Красивая как день», «Кассия» (аромат) и «Цветной луч». Они были такие высокие и красивые, что получили равное наследство со своими братьями. Страдания Иова сделали из него абсолютно другого человека, о чем свидетельствует то влияние, которое он оказал на свою вторую семью, а также наследство, которое он продолжает давать современному поколению.

Стоила ли боль результата? Те, кто видит истинные духовные богатства, ответят, не колеблясь: «Да!»

«Вы видите любящего милостивого Бога в книге Иова?» О да, мой друг, я вижу!

 

Как Бог изменил Иова

После того как Создатель явил Себя, Иов сделал последнее заявление, которое показывает нам, как Бог изменил его. Иов сказал: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов. 23:10). Его ответы в последней главе отражают кульминацию работы Бога, которая сделала Иова подобным чистому золоту. Последние слова Иова говорят об изменениях, произошедших с ним после испытания.

«1 И отвечал Иов Господу и сказал: 2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.

3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. 4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.

5Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; 6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:1-6).

а) «...знаю, что Ты все можешь» (ст. 2).

Иов всегда был человеком веры, но по завершении испытания она стала чище, сильнее и глубже, чем, та, которую он имел раньше. Он пробудился к новому осознанию Божьего всемогущества. Посмотрите на искреннюю уверенность в его словах: «Я знаю!» Его вера прошла горнило, и теперь он обладал личным знанием, которое будет подкреплять глубокую уверенность в своем Господе.

Вы не можете не заметить сходство Иова с Христом. В евангельских историях есть несколько мест, когда о Господе Иисусе говорится, что Он посмотрел на кого-то, прежде чем начал говорить. Когда говорится: «Он взглянул на них и сказал», мы должны осознать силу, с которой Он произносил последующие слова. На фоне этого позвольте мне направить ваше внимание на сказанное в Евангелии от Матфея (19:26): «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Иисус говорит это с твердым убеждением и уверенностью. Иисус больше чем кто-либо знал о правдивости этого утверждения. Даже сейчас Его глаза смотрят на тебя. Он что-то говорит тебе. Услышь силу Его слов: «Богу же все возможно».

Жизнь Иова служит примером достижения высот веры, которые открываются тем, кто во время неистового испытания стоит, в терпении ожидая Бога.

б) «...и что намерение Твое не может быть остановлено» (ст. 2).

Ключевое слово в этом утверждении — «намерение», то есть цель. Иов пришел к правильной оценке и пониманию Божьих целей. Он понял, что Бог обязательно сделает то, что запланировал. Иов прошел школу изучения путей Божьих.

Бог хочет разбудить нас осознанием факта, что Он есть Бог целей. Бог не устанавливает цели в вашей жизни, чтобы потом надеяться, что они осуществятся. Бог не имеет видения того, какой Он хочет видеть вашу жизнь. Бог имеет лишь цель. Он имеет цель и ничто не может препятствовать ее исполнению. Как только вы были очищены огнем, это маленькое слово «цель» стало частью вашего существования, потому что оно отражает характер Бога.

в) «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (ст. 3).

Размышляя о путях Божьих, Иов приобретает полностью обновленное осознание. Он понимает, что даже если Бог объяснит все, что Он делает, вплоть до минутных деталей, он все равно не сможет постичь Божьи пути. Иов прошел испытание с живым откровением, о котором позже напишет Исаия, — Божьи мысли и пути гораздо выше наших (см. Ис. 55:8,9). С этого момента Иов говорит: «Мне не нужно знать почему; мне просто нужно быть послушным».

г) «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (ст. 5).

После перенесенных испытаний взаимоотношения Иова с Богом стали глубоко личными. Иов был преданным и верным слугой, но теперь он говорил о встрече с Самим Богом и об откровении из первых рук.

Иов вошел в обетования, которые Иисус оставил нам: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат. 5:8). Иов держал себя в чистоте даже в этом несчастье, за что был вознагражден величайшим даром, какой только человек может получить в своей жизни: видением Бога.

Это то, чего Иов желал всем сердцем, и то, что заставило все в его жизни измениться, — личное откровение от Бога! О, разве ваше сердце не горит при мысли об этом?

«Я не уверен, что мне нравится такая цена», — может сказать кто-то. «Выглядит так, что Иов заплатил очень высокую цену, прежде чем получил откровение от Бога». Иисус предупреждал, что мы должны подумать о цене, прежде чем решимся просить права стать Его последователем (см. Лук. 14:27-33).

Если в вашу жизнь внезапно пришло бедствие? Тогда вы стоите перед очень важным выбором. Сатана хочет, чтобы ваша боль заставила вас оскорблять Бога; Бог хочет, чтобы боль приблизила вас к Его лицу и изменила вас. Сатана хочет использовать боль, чтобы заставить вас отойти от Бога, но Бог через боль приближает вас к Себе.

д) «...поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (ст. 6). Когда Господь открывал Себя людям, их общим ответом был следующий: чувство личной неполноценности и несостоятельности. Посмотрите на невероятный контраст утверждений в этой последней главе:

• Утверждение Бога: Бог заявляет, что Иов честен, невинен, и рассуждал правильно, даже когда испытывал великую боль.

• Утверждение Иова: Иов, однако, признается, что он отвратителен себе и достоин лишь того, чтобы лежать в пыли и пепле. Теперь это был не просто единовременный акт покаяния со стороны Иова. Он не сказал: «Я раскаиваюсь, Господи, в грубых словах и плохих поступках». Иов говорил, что он вышел из испытания с глубоким осознанием своей слабости, неадекватности, незначительности, пустоты и абсолютного ничтожества без Бога. Он был сокрушен. Это чувство личного банкротства никогда не покидало его, потому что оно было куплено в огне, и для него стало возможным ходить в искренней зависимости и смирении перед Господом весь остаток своей жизни.

 

Великие плоды

Когда мы читаем последние слова Иова, то сознаем, что он получил великие приобретения во всех тех областях, в которые пришло испытание. Он знал, что Бог всемогущ; он знал, что ничто не может остановить Божьи цели; он знал, что Бог непостижимо более мудр, чем он. Он знал Бога лично и понимал, что значит ходить в покаянии и смирении перед Ним.

Несмотря на то, что Иов имел достижения во всех этих областях, его духовную жизнь нельзя было назвать плодотворной. Сам он верил в Бога, но так и не смог передать детям свою пламенную любовь к Господу.

Бог не сотворил ничего нового в Иове, Он просто углубил то, что уже было в нем. В течение всего огненного времени задержанных ответов Бог зажег что-то в глубине сердца Иова и полностью изменил его.

Бог продолжает поднимать отцов в вере, которые, как Иов, стоят в терпении, вере, боли, недоумении и, выдержав испытание, обретают обновленные сердца, которые производят великие плоды в Царстве к славе Божьей. Пусть Бог даст нам больше таких людей, как Иов, которые не убегут, когда разгорится жар.

Пришел час обучать таких отцов. Будешь ли ты одним из них?

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия