Студопедия — Интернет как культурная форма постмодерна 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как культурная форма постмодерна 3 страница






 

2 Альберт Эллис

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

лее худшим отцом своим детям, чем могли бы быть, и, следова­тельно, способствовали возникновению ненужных проблем у них. Хорошо. Вы совершали все это, и нет смысла пытаться оправ­дать ваши действия или сказать, что они были правильными. Они не были верными; они были глупыми и неправильными. Но по­чему вы вините себя и отрицаете свою ценность из-за того, что действовали такими отвратительными способами?».

«Хорошо, но следовало ли мне совершать эти неверные по­ступки и таким образом причинять боль себе и другим?».

«Конечно, следовало, просто потому, что вы это сделали. Ес­тественно, было бы желательным, если бы вы не поступали та­ким образом. Однако из того, что поступок желателен, вовсе не следует, что он должен произойти. Только какой-нибудь неиз­менный, божественный закон Вселенной может предписывать, что вы должны, что вам следует делать то, что желательно. А где существует такой закон? Можете ли вы продемонстрировать, что такой закон когда-нибудь существовал или когда-нибудь будет существовать?».

«Я понимаю, что вы имеете в виду. И если не существует ни одного неизменного закона Вселенной, который предписыва­ет, что я не должен был делать то, что я сделал, тогда, я полагаю, вы будете утверждать, что не существует ни одного дополни­тельного закона, который предписывает, что я должен быть на­казан за нарушение того закона».

«Правильно! Конечно, вы по-настоящему наказаны за мно­гие свои неправильные действия. Если вам не удалось что-то выполнить по работе так хорошо, как вы могли бы, вы не полу­чаете награды, то есть материального или карьерного роста. Если вы остаетесь с женой, с которой вы не совместимы, вы живете хуже, чем могли бы, то есть вы ведете жалкую семейную жизнь. Таким образом, плохие или неэффективные поступки обычно (хотя не всегда) несут в себе и наказания. Но когда вы думае­те, что вы ничтожество и что вы должны быть наказаны, вы на самом деле имеете в виду, что некое мистическое сверхсущество во Вселенной шпионит за вами, замечает ваши ошибки и уста­навливает вам наказание. Хорошо, вы можете представить, что


Ценность человеческого существования

на самом деле существует такое сверхсущество, которое имеет такие садистские наклонности, что оно собирается нарочно до­бавить особое наказание для вас, когда вы уже серьезно наказа­ны своим глупым поведением?».

«Нет, я полагаю, это не так. Я полагаю, я действительно верю в какого-нибудь монстра, когда я думаю, что заслуживаю нака­зания за свои плохие поступки».

«Несомненно, вы верите. А как насчет дел в будущем? Вери­те ли вы по-настоящему, что если вы будете жить на этой земле и совершать ошибки, то вы обретете следующую жизнь где-ни­будь еще и там вам придется страдать за свои земные ошибки?».

«Ну, едва ли! Но мои действия, если честно, означают, что я действительно отчасти верю в такую глупую болтовню, так как я часто чувствую, что буду вечно осужден, когда совершаю не­правильные поступки во время своего земного существования».

«Да. То есть вы действительно продолжаете осуждать себя раз­личными способами, и вы действительно чувствуете, что долж­ны быть временно или вечно наказаны. Однако вы, как чело­век, не подлежите оценке в любом случае, хотя ваши поступки, возможно, подлежат. Теперь, каждый раз, когда вы действитель­но чувствуете себя подобно червяку, вам лучше полностью признать, что вы оцениваете себя негативно и далее энергично опротестовать эту оценку. Вы, таким образом, не решите практиче­ские проблемы, которые одолевают вас: как работать лучше, как ладить со своей женой или как быть хорошим отцом своим де­тям. Но вы решите свою эмоциональную проблему Вы безого­ворочно примите себя, хотя будете продолжать не одобрять или отказываться принимать очень большую часть своего поведе­ния. Вы будете продолжать оценивать свои черты, но прекра­тите оценивать себя».

«Могут ли люди в действительности следовать этому методу?» «Не полностью и не всегда. Но если они продолжают рабо­тать над этим, они могут справиться с этой задачей, и у них не будут возникать проблемы с эго. Фактически, существование проблемы эго на самом деле означает, что вы пытаетесь быть сверхчеловеком и не принимаете свою человечность, свою под-

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

верженность ошибкам. Если вы следуете ходу рационально-эмо­циональной терапии, которая является одним из самых гума­нистических методов решения личностных проблем, вы без­оговорочно примете себя и других. Такая терпимость, на мой взгляд, является сутью эмоционального благополучия. Почему бы не попробовать и не принять его для себя?»

Рационально-эмоциональный подход в психотерапии явля­ется не только необыкновенно эффективным в клиническом плане, но теперь подкрепляется значительным количеством экс­периментальных данных, которые почти последовательно под­тверждают его феноменологические принципы и указывают на то, что на человеческие эмоции и поведение в громадной сте­пени влияют его когнитивные способности. Кроме успешного практического применения рядом клиницистов, которые под­тверждают эффективность подхода, он также имеет значение в образовательной сфере, в индустрии и в других сферах челове­ческой жизни. Существуют клинические, экспериментальные и другие подтверждения эффективности рационально-эмоцио­нальной терапии.

Вся психотерапия, по существу, является системой ценностей. Человек, у которого есть проблемы, решает, что он предпочел бы менее тревожное, угнетенное или враждебное состояние. Он обращается к психотерапевту, так как считает, что ему может помочь разговор с ним. Со своей стороны, терапевт соглашает­ся с клиентом, что ему не обязательно быть в такой степени обес­покоенным и что он может помочь ему чувствовать и вести себя лучше. Теоретически, клиент и терапевт могут согласиться, что сильная тревога, депрессия и враждебность являются благотвор­ными — в таком случае терапевт может, в качестве ученого, по­мочь клиенту стать более (а не менее) обеспокоенным. Но они оба имеют сходные предрассудки или системы убеждений от­носительно эмоциональных проблем, и они соглашаются со­трудничать для сведения к минимуму, а не к максимуму тех эмо­ций, которые заставляют клиента страдать.

В клинических условиях наблюдалось, что большую часть вре­мени, когда клиента одолевают тревога, аутизм, запреты или де-


Ценность человеческого существования

прессия, он оценивает себя очень низко и размышляет о себе как о не имеющем ценности, неадекватном или плохом. До тех пор пока у него есть такое представление о себе, или пока он оценивает свое существование так, кажется почти невозмож­ным ощутимо помочь ему в решении его основных эмоциональ­ных проблем (хотя, вероятно, можно временно отвлечь его от них различными способами). Следовательно, основной целью интенсивной, глубинно-центрированной психотерапии обыч­но является помощь клиенту в изменении самооценки и при­обретении того, что обычно называют уверенностью в себе, чув­ством собственной значимости или силой эго.

Рационально-эмоциональная терапия предполагает, что су­ществуют два основных подхода, которые могут помочь клиен­ту приобрести самоприятие. Один подход — грубый, а другой -тонкий. Грубый подход должен вынудить клиента поверить, что он «хороший» или «значимый» как личность, но не потому, что он успешно справляется с чем-нибудь или его одобряют дру­гие, а просто потому, что он существует. Более тонкий подход приводит человека к мысли, что у него нет необходимости оце­нивать себя или измерять свою значимость вообще. В этом слу­чае от человека требуется принять тот факт, что он существует; что для него лучше жить и получать удовольствие, чем умереть или испытывать боль. Клиенту доказывают, что он может полу­чить больше радости в жизни, если будет оценивать исключи­тельно свои черты и поступки и не будет беспокоиться относи­тельно оценки своего так называемого Я. Как только клиенту помогают стать терпимым ко всем людям, включая себя, и прекратить присваивать им любые общие шаблоны, у него проявляется философское решение проблемы личностной ценности и он может по-настоящему принимать себя, а не оценивать. Тогда он будет рассматривать себя не как хорошего или плохого человека, а как личность с удачными и неудачными чертами. Он по-настоящему примет свою человеческую сущность и пе­рестанет требовать совершенства от других.

 

 

РАЦИОНАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ДРУГИЕ ВИДЫ ТЕРАПИИ

Рационально-эмоциональная терапия контрастирует с пси­хоаналитической, бихевиориальной и другими видами терапии по теории, методам и эффективности. Психоанализ обращает пристальное внимание на опыт раннего детства, однако клас­сический фрейдизм практически никогда не добирается до ос­новополагающей причины эмоциональных нарушений челове­ка. Если же психоаналитику это случайно удается, то он предо­ставляет человеку слишком мало информации для того, чтобы помочь ему устранить эту причину и, таким образом, стать по-настоящему спокойным и невраждебным и достичь максималь­ной самоактуализации. Хотя психоанализ утверждает, что ле­чит скорее глубинные проблемы человека, а не просто симпто­мы, он фактически действует наоборот, иногда давая человеку возможность снизить симптоматику. Однако психоанализ ред­ко позволяет человеку понять и оказать сильное сопротивле­ние своим глубинным, порождающим беспокойство стремле­ниям. Что еще хуже, он побуждает клиента сосредоточиться на огромном количестве не относящейся к делу информации о себе, поощряет его продолжительную зависимость от аналити-


Рационально-эмоциональный подход

ка и внушает ему ряд очень сомнительных утверждений по по­воду оснований и причин его поведения. Психоанализ уводит клиента именно от тех поступков, которыми он может помочь себе — от работы над научным исследованием и оспариванием своих иррациональных установок относительно самого себя и мира и от стремления вести себя иначе, а не в той снисходи­тельной и распущенной манере, как он позволял себе делать в прошлом и позволяет делать в настоящем.

Психоанализ не вносит большого вклада в терапию. Вместе с наивным бихевиоризмом он предполагает, что события и пере­живания имеют величайшее значение в жизни человека, что человек не может избежать травматического состояния, вызван­ного неприятными событиями раннего детства, и что если он полностью понимает происхождение этих событий, он преодо­леет их пагубное влияние. На самом деле, как продемонстриро­вал Эпиктет около двух тысяч лет назад, люди не беспокоятся о событиях, которые происходят с ними, а беспокоятся относи­тельно своего взгляда на эти события. Люди имеют для внешних стимулов особый вид воспринимающего аппарата, что позво­ляет им создавать радости или травматические переживания в связи с событиями, которые они переживают. Фактически, их «жизненный опыт» содержит и стимулы, и ответные реакции. Если бы люди были, скажем, марсианами или жителями Вене­ры, а не Земли, они бы без сомнения обладали совсем другим «жизненным опытом», а не таким, как в условиях приучения к пользованию горшком, при отвержении матерями или при уг­розе неодобрения со стороны отцов.

Человек изначально является реагирующим или творческим индивидуумом. Он не только воспринимает внешние и внут­ренние стимулы, но он при этом размышляет или выдвигает общие идеи относительно них. Кроме того, человек находится во власти своих собственных выводов и принципов и он вос­принимает последовательные стимулы (или, если хотите, «жиз­ненный опыт») в искаженном и индивидуально интерпретиро­ванном виде. Таким образом, он постоянно осуществляет свои собственные ответные реакции. Конечно, они не полностью

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

принадлежат ему самому (так как его подталкивает или моти­вирует в некоторой степени природа самих стимулов), но час­тично проистекают из его собственной предрасположенности к сильному предубеждению (или к тому, что многие психологи иногда относят к «эмоциям» человека).

Более того, когда человек испытывает серьезные психологи­ческие расстройства, то он едва ли чувствует себя обеспокоен­ным, потому что он рождается с чистой психикой, которая за­тем травмируется событиями его раннего детства. Наоборот, ка­жется, что человек рождается с различными способностями, в том числе и со склонностью к размышлению и необдуманным поступкам и, таким образом, к превращению себя в плохо адап­тированного индивида. Эти врожденные биологические и со­циальные способности включают в себя, помимо многих дру­гих, склонности к сильному гедонизму, гипервнушаемости, ве­личию, сверхбдительности, экстремизму, чрезмерному обобще­нию, принятию желаемого за действительное, инертности, не­эффективному сосредоточению внимания и трудностям в уста­новлении различий. Кажется, что практически все люди силь­но обременены этими склонностями; и не важно, как их воспи­тывали, они едва ли могут помочь себе, испытывая беспокойство или тревогу. Хотя Фрейд отмечал этот факт, особенно в сво­их взглядах на «принцип удовольствия», он почему-то упускал его явную связь с эмоциональными нарушениями, которые он упорно продолжал связывать с событиями и переживаниями раннего детства человека, вместо того чтобы связывать эмоци­ональные нарушения с ранними или более поздними интерпре­тациями этих переживаний человеком.

Наивные бихевиористы совершают ту же самую ошибку. Они рассматривают ряд стимулов и «обусловленные» реакции, ко­торые следуют за предъявлением этих стимулов (8). Однако они делают неверное заключение, что стимулы вызывают ответные реакции. Очевидно, что более важной «причиной» является спо­собность реагирующего человека к обусловливанию. Если бы он не был способен действительно реагировать на 81, 82, 83 и т. д., тогда бесконечное количество предъявлений стимулов едва ли


Рационально-эмоциональный подход

повлияло бы на него. Даже знаменитая собака Павлова, когда она слышала звук колокольчика, предшествующий ее кормле­нию, не приобрела бы обусловленную реакцию слюноотделе­ния только потому, что у нее была врожденная способность ре­агировать на пищу. Очевидно, она также имела врожденную способность слышать звук колокольчика и связывать звук с дру­гими стимулами, которые ей предъявлялись. Если бы она была глуха или если бы она не имела врожденной способности свя­зывать звук колокольчика с запахом пищи, она едва ли сослу­жила бы Павлову хорошую службу.

Значит, и люди, и собаки привносят что-то важное в свой обусловленный «жизненный опыт». Это относится и к наибо­лее общим формам эмоциональных расстройств — таким как чувства неадекватности, ничтожности и чрезмерной враждеб­ности. Не только отвержение или жестокое обращение роди­телей с ребенком заставляет его чувствовать себя несчастным. Скорее, его собственная природная уязвимость, чувствитель­ность к критике и боли и его собственная врожденная способ­ность интериоризировать негативные оценки других по отно­шению к нему и заниматься самокритикой и осуждением дру­гих долгое время после того, как изначальные мучительные раздражители исчезли.

Другими словами, люди очень внушаемы, впечатлительны, ранимы и доверчивы. И они разговаривают с собой, внушают себе идеи и стимулируют себя сами. Конечно, они нуждаются в некотором влиянии окружающей среды, чтобы развиваться во внушаемых индивидуумов, так как они нуждаются во внешней стимуляции, чтобы вообще развиваться. Но при наличии боль­шего разнообразия стимулов от посторонних людей и событий, они, тем не менее, будут склонны к исключительной ранимо­сти и самовнушению.

Если это так, то следует, что чувство собственной ничтожности произрастает не из отношений, которые сложились у ребенка с родителями, а из его склонности воспринимать эти отношения слишком серьезно, переносить их в свой внутренний мир и закреплять их с годами. Если он должен победить такие

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

чувства, то терапевт едва ли сможет помочь ему, показывая и утверждая, что причиной слабости эго у него в настоящем явля­ется то, что родители наказывали его. Инсайт, который таким образом дается ему посредством психоаналитической терапии, возможно, является частично правильным; но он не действует достаточно глубоко или долго. Для того чтобы чувствовать себя лучше и оставаться в таком состоянии, он нуждается в понима­нии того, что каким бы ни было поведение его родителей, ему больше не нужно принимать их серьезно, соглашаться с их кри­тикой относительно себя и продолжать наказывать себя.

Чтобы решить проблему своей собственной ценности, человеку следовало оценить свою собственную склонность к преувеличению значимости отношения к нему других и ясно понять, что он может активно подвергать сомнению, оспаривать, изме­нять и минимизировать свои искаженные представления о себе и других. Даже лучше, если он Гпонимаёт, что все меры измере­ния собственной ценности являются тавтологическими, опре­делительными и, в сущности, мистическими. Хотя он рождает­ся и воспитывается со стремлением измерять и оценивать себя, он не должен поддаваться этому стремлению. На самом деле че­ловек может серьезно и эмпирически оценить только свои чер­ты и поступки, а не свое существование или свое Я, и таким об­разом действительно прекратить превращать себя в бога или дьявола.

Психоаналитические методы концентрируют свое внимание, главным образом, на событиях прошлого, а не на мышлении человека, которое придает значение этим событиям; они косвен­но, пассивным образом и неэффективно обучают клиента, как работать над изменением своих вызывающих беспокойство со­стояний. Тревога, депрессия, враждебность и другие симптомы расстройств вызываются не его прошлыми неправильными ин­терпретациями поведения и отношений его родителей, а его нынешним продолжением этих интерпретаций; и пока с остатка­ми его старых когнитивных ошибок не будут интенсивно и упор­но бороться, существует малая вероятность того, что клиент зна­чительно изменится.

42
Рационально -эмоциональный подход

Психотерапия в этом смысле более эффективна, поскольку те­рапевт исходит из предпосылки, что его клиенты имеют эмоцио­нальные расстройства из-за дефектов в их мыслительных меха­низмах. Клиенты меняют свои эмоциональные реакции на вне­шние стимулы, прошлые и настоящие, если им помогают изме­нить мышление. РЭТ-терапевты значительно увеличили эффек­тивность работы по сравнению с ранее применяемыми аналити­ческими, ориентированными на клиента, и другими видами те­рапии. Некоторые из них обратились к рациональному подходу потому, что получили почти сразу лучшие результаты, особенно когда они опробовали рационально-эмоциональный подход с клиентами, которые не реагировали на другие виды терапии. Так­же было обнаружено, что если психоаналитические техники по­могают лишь в небольшом количестве случаев, то всем клиентам можно помочь рационально-эмоциональным методом, включая людей с расстройствами, чертами которых являются навязчивый гомосексуализм, психопатии, шизофренические реакции, ум­ственная недостаточность и другие симптомы, которые обычно плохо поддаются большинству терапевтических методов.

Более того, основная часть РЭТ — схема А-В-С личностных нарушений — может эффективно применяться не только тера­певтами рационально-эмоционального подхода, но и терапев­тами других школ, которые хотят включить ее в свои собствен­ные системы. Таким образом, терапевты психоаналитического направления, бихевиористы, экзистенциальные, семейные пси­хотерапевты и терапевты различных других направлений часто следуют принципам РЭТ. Они показывают клиентам, что каж­дый раз, когда они реагируют нарушением эмоционального со­стояния (на этапе С) на активизирующее событие (на этапе А), их нарушения вызываются непосредственно не самим событи­ем (А), а их системой убеждений (В). Затем клиенты могут (на этапе О) разумно и активно обсудить и оспорить свои иррацио­нальные убеждения и, таким образом, значительно изменить или исключить свои эмоциональные нарушения.

Конечно, многие терапевты все еще интенсивно противятся РЭТ и настаивают на том, что она слишком уж проста, перена-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

сыщена словесно, слишком интеллектуальна и авторитарна. На самом деле РЭТ не является таковой, но она довольно филосо­фична, быстро проникает в бессознательный и невербальный материал, имеет дело с основными эмоциями человека и реаль­но помогает ему изменить и свое поведение, и свои мысли. Она скорее авторитетна, чем авторитарна, и нацелена на то, чтобы побуждать людей быть менее внушаемыми и более независи­мыми в своих мыслях.

Одним из самых приятных аспектов развития теории и прак­тики рационально-эмоциональной терапии было открытие, что многие другие психотерапевты, изначально психоаналитики по своему мышлению, независимо угадывали и применяли похожие принципы в своей собственной работе1.

В наличии имеется большое количество данных, подтверждаю­щих основные гипотезы РЭТ. Например, фундаментальный тезис РЭТ, состоящий в том, что человеческое мышление является ос­новной причиной эмоций, а здоровые и нездоровые эмоциональ­ные реакции находятся под значительным влиянием изменений в представлениях людей, был экспериментально подтвержден мно­гими психологичес-кими исследованиями2.

Научные исследования, которые экспериментально под­тверждают, что рационально-эмоциональная терапия и похо­жие когнитивные терапии действительно работают, также по­являются в психологической литературе все чаще3. Что касает­ся клинических открытий, то они имеются в громадном коли­честве4.

Является ли РЭТ формой бихевиориальной терапии? В неко­торых отношениях, да. Ганс Айзенк (Hans Eysenck) включает ее в «другие методы» в своей книге «Эксперименты в поведенческой терапии». Джеральд Дэвидсон (Gerald Davidson) включает ее в техники, которые рассматриваются в курсах для специалистов, уже имеющих докторскую степень по различным модификаци­ям поведения, в Государственном Университете Нью-Йорка. Ар­нольд Лазарус (Arnold Lazarus) в своей книге «Поведенческая те­рапия и вне ее» показывает, как он применяет ее в своей собст­венной практике. Аарон Т. Бэк указывает на то, что РЭТ являет-

44
Рационально-эмоциональный подход

ся одним из основных когнитивных подходов, которые представ­ляют важный аспект фактически всех поведенческих терапий. Никого не нужно убеждать в истинности этих мнений.

Хотя РЭТ основана на предположении, что люди рождаются со
склонностью выучивать один набор реакций легче, чем другой, она
также допускает, что специфические паттерны нарушений заучи­ваются и что (хотя и не без труда) от них можно отучиться. Поэто­му РЭТ не только показывает клиенту, каковы его принципы, де­
лающие его неприспособленным к жизни, но и непосредственно
и активно побуждает его бороться, оспаривать и работать против
этих принципов и учить себя размышлять и действовать более эффективно. Она применяет многие проверенные временем обра-зовательные и воспитательные техники, включая дидактическое объ­яснение, ролевые игры, подкрепление, десенсибилизацию, убеж­дение, повторение, практику, моделирование и домашние задания. РЭТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, по­ этому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения или обучением. Хотя РЭТ выходит за рамки обычных методов реципрокного торможения Джозефа Уолпа (Joseph Wolpe) и оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера (B. F. Skinner), хотя она работает с глобальными состояниями эмоциональных расстройств, а не (как часто делают эти методы) с ограниченными симптомами, она законно включает многие техники, предложенные Ллойдом Е. Гом-мом (Lloyd E. Homme) и Дэвидом Примэком (David Premack). Некоторые из основных иррациональных идей, в которые клиент имеет тенденцию сознательно или неосознанно верить, и с которыми приходится работать терапевту, перечислены ниже.

1. Для взрослого человека крайне необходимо быть любимым
или.одобряемым фактически любым значимым человеком в
своей жизни.

2. Каждый должен быть совершенно компетентен, адекватен
и иметь достижения во всех возможных отношениях, чтобы счи­
тать себя ценным.

3. Некоторые люди - плохие, злые и подлые, и что они долж­ны быть жестоко наказаны за свою подлость.

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

4. Ситуация ужасна и катастрофична, когда события проис­
ходят не так, как хотелось бы, чтобы они происходили.

5. Человеческие несчастья вызываются внешними причина­ми, и что люди не способны или способны в малой степени кон­тролиро-вать свои страхи и расстройства.

6. Легче избежать жизненных трудностей или собственных
обязанностей, чем справиться с ними.

7. История прошлого опыта человека является самой важной
детерминантой настоящего поведения, и из-за того, что однажды что-то сильно повлияло на жизнь человека, оно должно бес­
конечно влиять на нее.

Предполагая, что клиент, создавая свое собственное расст­ройство, придерживается одной или нескольких иррациональ­ных идей, терапевт в рамках рационально-эмоционального под­хода внимательно изучает его чувства и ответные реакции и ищет особые приемы, с помощью которых клиент обрабатывает себя, что и вызывает его нарушенные состояния. Затем он показыва­ет клиенту, что всяким его дисфункциональным эмоциям или действиям предшествует такая ненаучная и эмпирически не­обоснованная гипотеза, и как эта необоснованная предпосыл­ка неизбежно вызывает его неэффективное поведение.

Другой способ решения этой проблемы: терапевт показыва­ет клиенту, что всякий раз, когда он испытывает эмоциональ­ные расстройства, он неизменно искренне верит в какую-ни­будь мистическую, неподтверждаемую гипотезу: что что-нибудь ужасно; что оно не должно существовать; что для того, чтобы быть чуть-чуть счастливым, он вынужден что-то изменить. Для клиента не существует способа какого-нибудь обоснования или признания недействительными этих мистических предположе­ний, так как ужас является неопределимым термином с излиш­ним значением (в противоположность затруднению или несча­стью, которые могут быть определены по отношению к эмпи­рическим ссылкам). Если не существует никаких абсолютных должен или не должен во Вселенной (хотя существует много же­лательного и нежелательного), то единственная реальная при­чина, по которой он должен иметь что-то для того чтобы быть


Рационально-эмоциональный подход

чуть-чуть счастливым, это то, что человек думает, что он дел-жен иметь это.

Реакция человека с расстройствами проистекает из нелогич­ного и иррационального превращения желаемого индивидуу­мом в необходимое; из его предположений, что что-нибудь яв­ляется скорее неприкасаемым, чем привлекательным; из его обожествления или отстранения от некоторых своих сторон, или сторон других людей, или Вселенной, окружающей его; из его отчуждения от эмпирической реальности и логико-дедуктивно­го метода научного мышления и обращения к абсолютным, мистическим, догматическим, совершенно бездоказательным предположениям, которых он затем некритично придержива­ется. Теория и практика рационально-эмоционального подхо­да считает, что если вместо этого человек строго придерживает­ся в своем мнении о себе и о Вселенной научного метода, у него, вероятно, никогда не будет никаких эмоциональных проблем, хотя, несомненно, будет много реальных проблем. Или, други­ми словами, он будет иметь жизненные проблемы; но у него не будет проблем относительно наличия проблем, а он будет заин­тересованно браться за сегодняшние и завтрашние проблемы и получать удовольствие от решения проблем этого типа,

Терапевт активно пытается продемонстрировать клиенту, что тот склонен пользоваться той же самой уменьшающей собствен­ную ценность мудростью во многих аспектах своей жизни: про­фессиональных, социальных и спортивных. Клиенту помогают понять, что он обычно преувеличивает свою несостоятельность. Если он должен избавиться от сексуальной импотенции и умень­шить свою тревожность, то ему следует изменить свою жизнен­ную позицию в целом. Ему нужно понять, что никакое невезе­ние на самом деле не является ужасным и что он никогда не смо­жет оказаться совершенно ничего не значащим индивидом, не важно сколько раз ему не везло.

Побуждая клиента обобщать философские источники своих настоящих и будущих симптомов, РЭТ становится холистичес­ким типом психотерапии, которая помогает клиенту миними­зировать тревожность и враждебность фактически во всех от-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ношениях. Более того, такой подход является одним из самых гуманных методов эмоционального воспитания, так как учит людей принимать самих себя и других как неизбежно подвер- женных ошибкам людей и не ожидать, что во всех случаях он сам или любой другой человек будет совершенен, далек от за- блуждений и будет представлять собой сверхчеловека. Когда я внушаю себе, что являюсь сверхчеловеком, я становлюсь тре- вожным и угнетенным; когда я ожидаю этого от других, я ста-) новлюсь враждебным; когда я ожидаю, что мир совершенен, я испытываю жалость к себе и перестаю действовать. Если я на самом деле человек и не ожидаю ничего, кроме человечности от других, я практически никогда не буду расстраиваться ни по какому поводу.

Обобщенный, холистический, гуманистический аспект РЭТ также является профилактическим. Терапии, которые обраща­ют внимание на устранение симптома, являются ограниченны­ми. Случается, что симптомы могут постепенно или внезапно снова проявиться после окончания лечения, хотя, как утверж­дал Джозеф Уолп, они обычно не возникают снова в терапии нарушения приспособительных реакций. Кроме того, если сим­птом не возникнет снова, то могут проявиться симптомы дру­гого порядка. Таким образом, человек, которому сейчас оказы­вают помощь по поводу его страха езды в автомобилях, может впоследствии приобрести боязнь самолетов, новых городов, встреч с незнакомцами, невезения на своей работе и прочего.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия