Студопедия — Интернет как культурная форма постмодерна 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как культурная форма постмодерна 4 страница






При удачном результате РЭТ клиент, в сущности, учится по­нимать, что на самом деле ничего не может быть ужасным, тя­желым или очень страшным, что его никогда нельзя оценить как ничтожного и что никого нельзя на законных основаниях осу­дить, что бы он ни сделал. Следовательно, у клиента, «излечен­ного» при помощи РЭТ, вероятно, не будет повторного возник­новения старых симптомов или вспышки новых, что так харак­терно для «вылеченных» другими методами людей. Более того, так как он изучает научный метод решения личностных про­блем, который он может использовать на протяжении всей сво­ей жизни, он сможет, если будет продолжать применять этот


Рационально-эмоциональный подход

метод, стать еще более здоровым и добиться больших успехов после того, как закончит курс терапии. Это не значит, что у кли­ентов, которым значительно помогла РЭТ, никогда не возника­ют рецидивы. Но основная цель терапии — помочь людям изба­виться от всех возможных эмоциональных нарушений и пока­зать, как они могут радикально изменить свои жизненные прин­ципы, которые и вызывают нарушения.

Помогает ли РЭТ клиенту понять причины его нарушений и суть методов лечения? Да, и я полагаю, что на более глубоком уровне, чем обычные динамические психотерапевтические под­ходы. Эти техники помогают клиенту установить предположи­тельные причины его поведения и часто побуждают его (оши­бочно!) обратить внимание на истоки этих причин (если их на самом деле можно по-настоящему узнать). РЭТ помогает ему разобраться в конкретных причинах и осознать три важных мо­мента относительно своего поведения.

Во-первых, клиенту в процессе РЭТ объясняют, что его дис­функциональное поведение не только имеет априорные при­чины в прошлом, но что эти причины все еще существуют и ока­зывают на него влияние в данный момент. Во-вторых, клиент осознает, что его расстройства продолжают существовать пото­му, что он сейчас активно действует, закрепляя их. В-третьих, клиент понимает, что у него нет других способов стать лучше, кроме постоянного наблюдения за собой, оспаривания соб­ственной системы убеждений и упорной работы по изменению своих собственных иррациональных убеждений посредством вербальной и моторной активности, преодолевающей сложив­шиеся условные рефлексы.

Эти три момента (если хотите, три истины РЭТ) дают клиен­ту понимание философских причин своего нарушенного пове­дения и даже содержат руководство к действию. Большинство психотерапевтических подходов, включая психоанализ и дру­гие «глубинно-центрированные» методы, дают клиенту нечто, ошибочно называемое «интеллектуальное познание» своих про­блем (если более точно — знание клиента о том, что он поступа­ет плохо, и его желание исправиться). РЭТ предоставляет кли-

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

енту так называемое «эмоциональное познание», означающее решение клиента много и усердно работать с использованием своего «интеллектуального познания» с целью окончательно и бесповоротно измениться.

Присутствуют ли отношения переноса в рационально-эмо­циональной терапии? Обычно нет — по крайней мере, не в том смысле, в котором перенос трактуется в психоаналитической терапии. Терапевт рационального подхода иногда поддержива­ет клиента, когда тот значительно преуменьшает свою ценность; он часто служит в качестве хорошей модели для клиента, когда сам пытается следовать разумной жизненной философии и ос­тается спокойным и доброжелательным независимо оттого, что происходит во время терапевтических сессий. Терапевт может показать клиенту, что если тот испытывает сильную потребность в его одобрении, то он, вероятно, нуждается (или думает, что нуждается) в принятии себя другими, а если клиент очень тре­бователен и враждебен по отношению к терапевту, то он, веро­ятно, выдвигает такие же незрелые требования и к другим ок­ружающим его людям. Терапевт, таким образом, применяет не­который опыт терапевтических отношений, чтобы помочь кли­енту разобраться в своем поведении.

Однако терапевт рационально-эмоционального подхода не считает, что все значимые эмоции клиента являются неосоз­нанными переносами его отношений с родителями в раннем детстве, и что все, что клиент совершает во время сессии, яв­ляется функцией такого рода переноса. Такой подход не вы­зывает беспричинных фантазий и свободных ассоциаций, по­тому что терапевт рационального подхода разговаривает с кли­ентом разумно и не использует сессии для экзистенциальных споров (которые он считает неподходящими для человека, ко­торый пришел к нему за помощью). Более того, РЭТ обычно проводится в обстановке лицом к лицу и так стремительно, как только может выдержать клиент, поэтому маловероятно, что между терапевтом и клиентом возникнут эмоциональные от­ношения, которые могут возникнуть во многих других видах терапии.

50
Рационально-эмоциональный подход

Когда реакции переноса возникают в РЭТ на самом деле, те­рапевт быстро показывает клиенту не только то, что он посту­пает сегодня так, как он был склонен поступать несколько лет назад, но что он все еще имеет такие же иррациональные убеж­дения, которые вынуждали его поступать таким образом в про­шлом. Следовательно, клиент должен изменить, а не просто признать свои убеждения неверными. Таким образом, клиенту, который ненавидит терапевта, так как тот напоминает его ав­торитарного отца, к которому он, возможно (сознательно или бессознательно), питал отвращение, когда был ребенком, не­обходимо продемонстрировать нелогичность и неуместность его враждебных чувств. Во-первых, его первоначальная ненависть к своему отцу была неуместна, даже если последний вел себя как тиран. Хотя клиент мог не одобрять поведение своего отца, с его стороны было нелогично делать заключение, что его отец признается виновным как человек за проявление такого поведе­ния. Во-вторых, все враждебные реакции являются результатом нелогичного и моралистического мышления. В-третьих, он не должен осуждать кого-либо, например, своего отца, за совер­шение поступков, которые были сделаны. В-четвертых, он по глупости принимает терапевта за своего отца, хотя очевидно, что они являются разными людьми. Другими словами, в РЭТ обнаруживаются не только отношения переноса, но и их фило­софские причины, и с последними интенсивно ведут борьбу до тех пор, пока клиент не заменит их более прочными отношени­ями к другим людям в прошлом и настоящем.

Используется ли неосознаваемый материал в рационально-эмоциональной терапии? Несомненно! Хотя существует мало до­казательств, что большинство мотивирующих сил человека яв­ляются глубоко скрытыми из-за того, что они были когда-то осо­знаны и затем подавлены человеком, который не мог встретить­ся с ними лицом к лицу, тем не менее, многие идеи, которые люди внушают себе, являются предсознательными или находятся чуть ниже уровня сознания.

Анализируются ли в РЭТ защиты и сопротивления клиента? Да, они обнаруживаются — и против них борются и уничтожа-


ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ют их, а не только «анализируют». Клиенту показывают, что он рационализирует, отрицает, делает проекции, подавляет или использует другие виды защит. Но ему также показывают, в ка­ких иррациональных идеях он себя убеждает, чтобы создать этот вид защиты, и как он может изменить свои установки.

Является ли РЭТ исключительно кратковременной формой лечения? Нет, не обязательно. Обычно терапия занимает от од­ной до двадцати сессий при индивидуальной терапии или от двадцати до восьмидесяти сессий при групповой терапии. Сле­довательно, многих клиентов наблюдают сравнительно корот­кие периоды времени. В идеале, однако, клиентов следует на­блюдать в течение двух лет, на протяжении которых они полу­чат приблизительно двадцать индивидуальных и семьдесят пять групповых сессий, которые занимают значительно меньше те­рапевтического времени, чем в психоаналитической терапии. Некоторые терапевты рационально-эмоционального подхода, такие как Максим Ф. Янг (Maxim F. Young), способны дости­гать необычайно хороших результатов, работая с клиентами в течение десяти—двадцати сессий.

 

 

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Для того чтобы показать, как РЭТ работает с типичным кли­ентом, позвольте мне обрисовать вкратце лечебные процедуры, которые применялись в случае с Родой С., 35-летней женщиной-врачом, которая пришла на терапию из-за того, что не могла под­держивать любые продолжительные отношения с мужчинами, хотя и говорила, что жаждет замужества. До рациональной тера­пии она лечилась посредством психоанализа в течение четырех с половиной лет, достигла небольших успехов в своих эмоциональ­ных отношениях и, в основном, ей говорили, что она чересчур привязана к своему отцу, ищет мужчин, которые напоминают его, боится подобных кровосмешению романов с ними и на самом деле является скрытой лесбиянкой. Хотя она в целом принимала эти интерпретации и находилась в теплых взаимоотношениях со

Рационально-эмоциональный подход

своим аналитиком, который был мужчиной, она все-таки была абсолютно фригидной со своими приятелями и бежала от них, когда ее привязанности становились довольно сильными.

Во-первых, мы работали с Родой над ее специфической про­блемой фригидности. Казалось, ей не нравилось заниматься сексом с женщинами, но она была чрезвычайно обеспокоена тем, чтобы добиться успеха у мужчин. Она продолжала внушать себе идеи, которые она переняла от своих соседок по комнате в колледже: если она не сможет достигнуть оргазма — это невы­носимое расстройство; в ней и в ее «женственности» существует нечто ущербное и позорное, если она не испытывает оргазма.

В течение первой сессии РЭТ происходил диалог, частично приведенный ниже.

Терапевт: Допустим, что ситуация является фрустрирующей, когда вы близки, но не достигаете оргазма, почему существует что-то по-настоящему дурное в вас из-за отсутствия оргазма?

Клиент: Потому что это нехорошо — в моем сексуальном механиз­ме есть что-то неправильное и с моей стороны глупо и нереалистично не признавать этого.

Т.: Верно. Что-то не в порядке с одним из видов деятельности. Вы же предполагаете, намного более холистично, что в сущности что-то не в порядке с вами. Как вы знаете, будучи врачом, можно иметь де­фективную конечность или внутренний орган, но не являться нездо­ровым в целом. Тогда почему не может быть, что вы неэффективны в сексуальном плане, но в остальном у вас все в порядке?

К.: Я полагаю, что вы правы. Такое возможно. Но я все ещё чув­ствую, что со мной вообще что-то не в порядке, если я никогда не до­стигаю оргазма. Как мне быть?

Т.: Хорошо, прежде всего, вы совершаете обычный для людей по­ступок — путаете всю себя с вашей частью, которая функционирует недостаточно хорошо. То есть, вы слишком обобщаете. Но, возмож­но, вашему чрезмерному обобщению способствует другое заблужде­ние: идея о том, что если вы, как целое, вели бы себя плохо и несли ответственность за такое поведение — так как вы теоретически имели бы некоторый выбор в данной ситуации и не сделали бы его ради ва­шей собственной пользы - вы были бы достойны порицания.

К.: Если бы я могла достигнуть сексуального удовлетворения, ска­жем, посредством усердной работы для его достижения, и если бы я

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

была настолько ленива или небрежна в этом отношении и поэтому не достигала того, чего могла бы, неужели я тогда не была бы достойна порицания?

Т.: Нет, конечно, нет. Вы сами обманывали бы себя и были бы глу­пы. Но вы вряд ли были бы грешницей или недостойным существом из-за своей глупости. Вы были бы человеком со своими недостатками. Но это не превратило бы вас, за исключением произвольного, мора­листического определения, в Неудачницу с большой буквы, которая заслуживает продолжения саморазрушения и которая не смогла бы действовать любым неразрушающим способом в будущем.

К.: Но неужели я не была бы обречена на дальнейшие неудачи, если бы я и пальцем не пошевелила, чтобы помочь себе добиться успеха?

Т.: Да, в объективном понимании то, что вы не шевелите и паль­цем, чтобы достигнуть успеха, в большинстве случаев заставило бы вас пожинать плоды своего бездействия, то есть повторяющиеся неудачи. Но не в том понимании, что Вселенная устроена таким образом, что всякий, кто уклоняется от работы, должен оставаться несостоятель­ным и должен быть наказан существующими силами за свое бездей­ствие.

К.: Вы имеете в виду, что существует высокая вероятность того, что я продолжала бы не достигать оргазма, если бы я не пробовала различ­ные методы его достижения, но что не существует причин, почему я должна продолжать оставаться несостоятельной, потому что какой-то рок или Бог предписывает, что я должна оставаться таковой?

Т.: Да, именно это я имею в виду. На самом деле, велики шансы, что вам не повезет в сексуальном или в любом другом плане, если вы не будете работать для достижения цели. Но это не обязательно, что вам не повезет. И, конечно, мы знаем, что многие женщины, которые во­обще не пытаются достичь оргазма, с легкостью достигают его, а дру­гие женщины, которые, подобно вам, исступленно пытаются осуще­ствить это, часто никогда не достигают оргазма, Итак, не существует жесткой связи между попытками и достижением цели, хотя есть не­большая вероятность существования такой связи между этими двумя переменными. Более того, мы в достаточной степени уверены в том, что не существует ни божественного рока, ни провидения, наблюдающего за вашим (или чьим-то другим) поведением и подтверждающе­го, что хорошие работники вознаграждаются, а бездельники - нет. Вы можете выдумать такой рок или провидение для себя, но это не дока­зывает их объективного существования.

54
Рационально-эмоциональный подход

К.: Таким образом, даже если мне не удастся достигнуть оргазма, вы говорите, что я заслуживаю счастья в жизни, которого я могу дос­тигнуть, и что мне не следует наказывать себя.

Т.: Верно! Было бы намного мудрее, если бы вы работали не ис­ступленно и обдуманно для того, чтобы получить сексуальное удовлет­ворение. Но даже если вы не будете так поступать и, следовательно, ни­когда не достигните оргазма, вы не являетесь незначимым человеком -а только умной девочкой, которая в этом случае поступает глупо. И если вы поймете это и не будете осуждать себя как личность за та­кие действия, то тогда есть большая вероятность, что вы исправите свое поведение в будущем и в должной мере обратите внимание на наслаждение сексом (вместо доказывания того, каким замечательным партнером вы можете быть) и действительно будете получать от него удовольствие. Если вы никогда не достигните таких результатов, это плохо, но не катастрофично, и это не уменьшает вашей ценности.

К.: Вы утверждаете, что я на самом деле смогу получить удоволь­ствие от секса, если не буду осуждать себя за отсутствие успеха?

Т.: Да, существует вероятность, что так и будет. Возможно, и нет, но вы определенно увеличите свои шансы на успех. Когда вы сосредото­чены на мысли «Какое я ничтожество из-за того, что я не пытаюсь над­лежащим образом достигнуть успеха!», вы становитесь несексуальной. Если вы забудете эти глупости и сосредоточитесь на сексе, на наслажде­нии им, рано или поздно вы, вероятно, достигните цели.

Вот что произошло в действительности. Я побудил Роду со­средоточиться на сексуальном наслаждении вместо ухода в мыс­ли о своей собственной ничтожности, и она вскоре начала ис­пытывать более близкие к оргазму ощущения и через несколь­ко недель достигла его в первый раз в жизни. Сначала она была вынуждена использовать несколько странные, мазохистские фантазии, чтобы достигнуть кульминационного момента оргаз­ма, но после некоторой практики она смогла сосредотачивать­ся на своем возлюбленном и на своих собственных ощущениях и легко достигала оргазма.

Затем мы решали ее эмоциональные проблемы с мужчинами. Вскоре мы установили, что она не была глубоко вовлечена в отно­шения, потому что она все еще была травмирована отвержением своего жениха, которое произошло за десять лет до ее терапевти­ческих сессий. Он, казалось, очень любил ее, но становился все

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

более и более обеспокоенным с приближением дня их свадьбы. Он впал в состояние, подобное панике, за несколько дней до це­ремонии и пошел к психиатру, который посоветовал ему ни на ком не жениться, пока он настолько страдает от своей нерешительно­сти. Она чувствовала себя совершенно подавленной его согласием с мнением психиатра (чьи взгляды она совершенно не разделяла), и они никогда больше не видели друг друга. С того времени она оставалась настолько напутанной вовлечением в отношения с кем-либо, кто мог бы отвергнуть ее в подобных обстоятельствах или кто мог бы жениться на ней и затем отдалиться от нее эмоцио­нально, что она имела несколько сексуальных связей, но без глу­бокой эмоциональной привязанности к мужчинам.

В течение шестой терапевтической сессии произошел такой диалог.

Т.: Чего вы на самом деле боитесь в замужестве? К.: Кажется, отвержения. Того, что меня оставят одну после того, как я выстрою большие надежды на долгую совместную жизнь с муж­чиной, как было в случае с моим бывшим женихом.

Т.: Это поверхностное объяснение, которое на самом деле ничего не объясняет. Во-первых, вас постоянно отвергают, потому что вы вы­бираете мужчин, которые не созданы для брака или которым вы отка­зываете в женитьбе. Следовательно, ваши надежны на длительную, ин­тенсивную привязанность постоянно разбиваются — отвергаются. Во-вторых, вы все время в действительности отвергаете саму себя. Так как вы предполагаете, что если бы вас снова отверг какой-нибудь мужчи­на, как однажды уже случилось, вы — слабое существо, вероятно, не смогли бы вынести этого! Это абсолютное признание неуверенности в себе. Поэтому вы действительно отказываетесь принимать себя та­кой, какая вы есть. Вы хотите находиться в абсолютной безопасности.

К.: Но неужели не лучше находиться в безопасности, чем страдать?

Т.: Вы подразумеваете, не лучше ли никогда не любить и не терять?

К.: Хорошо. Но если потеря настолько ужасна, не лучше ли никогда не терять?

Т.: Но почему потеря должна быть настолько ужасной?

К.: О, одиночество. Отсутствие того, чего ты хочешь.

Т.: Но неужели вы не одиноки, живя так, как вы живете? Имеете ли вы сейчас то, что хотите?

56
Рационально-эмоциональный подход

К.: Нет, не имею. Но я также не получаю того, чего я очень не хочу.

Т: Частично. Но не в такой степени, как вы думаете.

К.: Что вы имеете в виду?

Т.: Во-первых, я имею в виду то же, что и вы: что вам не нравится быть отвергнутой (да и кому это, черт возьми, нравится?) и что вы из­бегаете этого нежелательного события, просто не пытаясь быть при­нятой. Во-вторых, я подразумеваю, что вам на самом деле не нравится больше всего не сам отказ, так как он является закономерным в вашем случае, и не одиночество, а убеждение, что такое одиночество делает вас ничтожной личностью.

К.: О, но мне действительно не нравится, и не нравится очень силь­но сам отказ. Я ненавижу быть отвергнутой, и в таком случае мне при­ходится самой отвергать себя.

Т.: Частично. Но предположите, что вы завоевали любимого муж­чину, а он умер, и вы потеряли бы его при таких обстоятельствах. За­ставило бы это вас чувствовать себя так же плохо, как если бы вы заво­евали его, он был бы жив и затем отверг вас?

К.: Нет, я думаю, что не заставило бы.

Т.: Ага! Вы понимаете, что я хочу доказать?

К.: На самом деле это не утрата человека, который мне интересен, а его отвержение меня.

Т.: Именно! Это не утрата его, а потеря себя. Это то, о чем вы в дей­ствительности беспокоитесь. Если вы теряете человека из-за его смер­ти или отъезда или чего-нибудь подобного, вам это не нравится: в та­ком случае вы не получаете того, чего хотите, и испытываете фрустра­цию. Но даже если вы теряете мужчину не из-за его смерти, а потому что он отвергает вас, в таком случае вы не только испытываете фрустра­цию, но и ошибочно приходите к заключению, что если он отвергает вас, вы должны отвергать себя. То есть вы теряете себя так же, как и его. По крайней мере, это способ, посредством которого вы упорядочивае­те события у себя в мозгу — это ваше заключение, ваш источник беспо­койства. И то, что вы называете «одиночеством», — не просто одинокое существование (которое, я допущу, является раздражающим и причи­няющим беспокойство), а ваше одинокое существование плюс ваше неверное убеждение, что вы нехороши из-за того, что находитесь в этом состоянии.

К.: Видимо, в этом отношении я поступаю совершенно так же, как я поступала в отношении секса. Я осуждаю себя за недостижение цели, что намного ухудшает дело по сравнению с простым отсутствием успеха.

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Т.: Снова верно! Именно так вы вынуждали себя к сексуальным не­удачам, потому что были слишком озабочены достижением цели и об­ращали внимание на то, как вы действовали, вместо получения удо­вольствия от того, что вы делали. Вы заставляете себя испытывать сильное отвержение посредством определения себя в качестве нич­тожного человека в случае, если у вас не складываются эмоциональ­ные отношения. Фактически, вы не только вызываете чувство отвер­жения таким образом, но вы, может быть, вызываете само отверже­ние. Так как если мужчина, которого вы находите желанным, обнару­живает, что вы испытываете сильную тревогу относительно его одоб­рения, он, возможно, посчитает вас слишком сумасшедшей для того, чтобы увлекаться вами, и из-за этого он оставит вас.

К.: Я боюсь, что это как раз то, что происходит на самом деле во многих случаях. Кажется, сначала я произвожу впечатление на муж­чин, я имею в виду хороших мужчин. Но потом они, кажется, смотрят на меня по-другому и теряют интерес.

Т.: Да. Вероятно потому, что вы смотрите на себя совершенно по-дру­гому. Сначала вы сосредоточены на них и их чертах, так как вас интере­суют критерии, по которым вы можете считать их хорошими или пло­хими. Но как только вы находите то, что, по вашему мнению, вы ищете, далее вы сосредотачиваетесь на себе: сколько у вас промахов, как вы на самом деле фальшивы, насколько он уверен, что узнает вас вскоре. За­тем вы становитесь настолько тревожной и в такой незначительной сте­пени сконцентрированной на нем, что он понимает, что что-то не так, и в конце концов отвергает вас. Конечно, в таком случае вы принимае­те это отвержение как «доказательство» того, что вы на самом деле пло­хи. В действительности это доказательство того, что вы думаете, что вы плохи, и что отвержения возникают чаще, если вы смотрите на себя в таком негативном ракурсе. И порочный круг замыкается.

К.: Вы, кажется, описываете мой случай с чрезвычайной точностью. Но что я могу сделать?

Т.: Разве это не очевидно? Вашим основным симптомом является эмоциональная неадекватность, а несколько недель назад была сексу­альная неадекватность. Однако вашей основной проблемой является боязнь отвержения, как раньше - боязнь неудачи. А что вы сделали относительно той боязни и что вы можете снова сделать по отноше­нию к этой?

К.: Я полагаю, я поняла, что ситуация не была ужасной, хотя она была все же очень неприятной, раз у меня были затруднения в сексе.

58
Рационально-эмоциональный подход

И я сосредоточилась на совершении всего возможного, чтобы наслаж­даться сексом, вместо строгой критики в свой адрес в случае неудач.

Т.: Верно! Почему вы не можете совершить то же самое по отноше­нию к завязыванию более глубоких эмоциональных отношений с муж­чинами?

К.: Вы имеете в виду, что надо обратить внимание на получение удо­вольствия от моих отношений с ними вместо выведения себя из рав­новесия по поводу того, что один из них отвергает меня?

Т.: Да. И, как вы сказали секунду назад, по отношению к сексуаль­ным неудачам, убедить себя, что ситуация очень нежелательна, но не ужасна, если вас действительно отвергают. Другими словами, убедить себя, что вы, очевидно, будете обездолены, но ни в коей мере не ни­чтожны, если один из достойных мужчин отвергает вас.

К.: Значит, ситуация на самом деле такая же, как та, в которой я действовала до этого. Только объемнее и труднее!

Т.: Да, объемнее и труднее — но все-таки та же основная проблема и все-таки далеко не безнадежная. Почему бы не попробовать разобрать­ся в ней и понять ее?

Снова Рода действительно пыталась работать над своей про­блемой определения себя как ничего не значащей личности в случае, когда ее отвергал любимый мужчина. У нее было боль­ше проблем с этим, чем при решении проблемы фригидности, потому что ей не так легко было найти подходящих мужчин для испытания себя. В течение следующих восьми месяцев она все-таки нашла двух вполне достойных кандидатов и смело броси­лась сначала в пылкие взаимоотношения с одним из них, а по­том со вторым, когда ничего не удалось с первым. Хотя ни одна из этих связей не привела к замужеству — одна была явным от­вержением со стороны мужчины, которым она была увлечена, а другая связь была жестоким разочарованием, потому что она выбрала не тот тип мужчины, — она на этот раз отказалась от наказания себя за свои неудачи и сумела испытать сильные чув­ства к этим мужчинам. В результате этих испытаний она с на­деждой и с нетерпением ждала более удачных любовных отно­шений в будущем, уже после окончания терапии. Приблизи­тельно через три года она вышла замуж и с тех пор, насколько мне известно, посвятила себя мужу и работе.

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Вся психотерапия, включая РЭТ, имеет свои определенные ограничения. Люди практически никогда не бывают в абсолют­ной степени терпимыми или невиновными. Даже когда им в значительной степени помогает психотерапевтический процесс, они имеют склонность возвращаться к своим старым паттер­нам недисциплинированного и сверхэмоционального поведе­ния. Для того чтобы оставаться в одинаковой степени довольно рациональными и не использовать защиты, они должны рабо­тать долго и усердно, а они часто не могут продолжать действо­вать таким образом. Некоторые из них — например те, которые имеют серьезные умственные недостатки или в исключитель­ной степени психотическое поведение, — кажется, не в состоя­нии значительно помочь себе. И хотя большинство из них дей­ствительно самоактуализируются и имеют возрождающие спо­собности, как показали Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, нет гарантии, что даже при помощи наиболее эффективных форм психотерапии они будут постоянно использовать свои способ­ности к росту и приобретению опыта.

РЭТ является необыкновенно эффективной для клиентов, которые признают, что у них есть эмоциональные проблемы, и которые готовы работать над пониманием и изменением сво­его мышления и поведения. РЭТ часто приносит пользу лю­дям со средними и серьезными расстройствами, страдающим от фригидности и импотенции, с семейными проблемами и имеющим профессиональные трудности. Другим людям — осо­бенно тем, которые не признают своих проблем или которые будут отказываться от терапевтической работы, с нарушения­ми характера или явными психотическими реакциями, - мож­но помочь посредством РЭТ, и им часто помогают; но оценки улучшений у этих клиентов ниже, чем у более готовых к со­трудничеству клиентов. Подобно большинству других видов психотерапии, РЭТ максимально эффективна при работе с мо­лодыми клиентами и с клиентами с ярко выраженной инди-


Рационально-эмоциональный подход

видуальностью; но ее также успешно применяют для умствен­но отсталых людей, тех, кому за шестьдесят, для людей, имею­щих низкий доход, алкоголиков, наркоманов, для которых большинство форм психотерапии дают низкие оценки улуч­шений.

РЭТ успешно применяют в работе с детьми, хотя первона­чально она была разработана для работы со взрослыми. В «Шко­ле жизни», частной школе для нормальных детей, которой уп­равляет Институт исследования рациональной терапии, прин­ципы РЭТ преподают учащимся начальной школы, пытаясь предотвратить усвоение учениками многих эмоциональных рас­стройств, которые часто приобретаются детьми в нашем обще­стве.

Обычно РЭТ достигает наилучших результатов, когда ее при­меняет энергичный, активно-директивный, общительный те­рапевт, который сам готов идти на риск и не предрасположен беспокоиться по поводу одобрения со стороны своих клиентов. Однако терапия может успешно применяться менее общитель­ными терапевтами при условии, что они достаточно активны в оспаривании иррациональных идей своих клиентов и настаи­вают на обучении этих клиентов научному методу наблюдения за собой и миром и борьбы со своими собственными идеями. Яркий и заинтересованный терапевт (включая непрофессиона­лов) может изучить основные правила РЭТ за сравнительно ко­роткое время и начать практиковать ее и на себе, и на других. Даже клиенты, имеющие расстройства, которые проходят РЭТ, часто могут помочь своим друзьям или родственникам, приме­няя некоторые методы терапии по отношению к этим людям. РЭТ также использует библиотерапевтические материалы, за­писанные сообщения, магнитофонные записи и программы на­ряду с регулярными индивидуальными и групповыми терапев­тическими сессиями.

Когда-нибудь исследователи-бихевиористы проверят эффек­тивность разных типов терапии: психоаналитической, клиент-центрированной, экзистенциальной, рационально-эмоцио­нальной и других при помощи больших групп выбранных слу-







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 376. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия