Студопедия — Интернет как культурная форма постмодерна 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как культурная форма постмодерна 13 страница






 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ное увеличение самоактуализации; следовательно, они, в моем понимании, постулируют и стремятся к крайне рациональным целям.

Порой кажется, что это неправильно. Способствовать тому, чтобы человек, например, стал более дисциплинированным, вполне разумно, так как дисциплина обычно может помочь ему, если и не тотчас, то позднее, лучше жить и больше наслаждать­ся собой. Однако идея побуждать человека, как поступают не­которые религиозные секты, к дисциплине ради дисциплины или ради счастья на каких-то гипотетических небесах не кажет­ся здравой и рациональной — фактически, в данном случае ис­пользуется благоразумный взгляд на безрассудные крайности и, следовательно, по существу он является иррациональным. Подобным образом, чтобы подвигнуть человека быть эмоцио­нальным ради проявления эмоций или мистическим ради того, чтобы просто быть мистическим, или переживающим просто потому, что ему полезно переживать, нужно показать ему со­мнительно достойную цель. Что касается меня, я не хочу жить просто ради жизни; и я не хочу переживать или проявлять эмо­ции только потому, что мне определили переживание и прояв­ление эмоций как хорошие или стоящие явления.

Поэтому некоторые терапевтические цели кажутся, по край­ней мере, частично иррациональными — или разрушающими жизнь и радость. Когда терапевт группы встреч пытается убе­дить ее членов стать более враждебными к другим, когда тера­певт, ориентированный на дзэн-буддизм, старается помочь сво­им клиентам достичь нирваны (состояния абсолютного блажен­ства путем искоренения индивидуального опыта и погружения души в высший дух или ликвидации всех желаний и страстей), когда терапевт-христианин старается помочь человеку терпеть земные горести и лишения с тем, чтобы попасть на небеса и быть там более счастливым после смерти, — в этих случаях группо­вые фасилитаторы преследуют скорее иррациональные, чем рациональные цели. К счастью, немногие терапевты придер­живаются этих крайних позиций; но они действительно суще­ствуют.


Рациональность и иррациональность в процессе групповой терапии

С другой стороны, есть большое количество современных те­рапевтов, имеющих вполне рациональные цели, но которые ис­пользуют исключительно нелогичные или иррациональные спо­собы достижения этих целей. И здесь дело совсем не в нерацио­нальных или иррациональных терапевтических техниках. Мно­гие терапевтические техники обычно приводят к иррациональ­ным саморазрушительным результатам или, по меньшей мере, они достаточно неэффективны (учитывая большое количество времени и сил, необходимых для их использования). Примера­ми могут служить:

1. Чистая тренировка чувствительности или ультранедирек-
тивные процедуры поощряют членов группы бесконечно блуж­
дать вокруг своих собственных эмоциональных проблем, слиш­
ком расстраиваться (частично по поводу неэффективности са­
мих процедур) и скорее проявлять эмоции, чем мотивировать
себя к изменению поведения.

2. Фасилитатор группы часто опирается на принудительные
переживания и выражения всех чувств беспорядочно, включая
очень враждебные и разрушительные, и при помощи членов груп­
пы скорее подталкивает, а не отговаривает от бесполезной нена­
висти к себе и другим.

3. Злоупотребление физическими мерами, такими как интен­
сивный силовой массаж, укусы, удары кулаками и ногами, борь­
ба и стояние на голове, часто приводит к ранению себя или дру­
гого и формированию жестоких и бесчеловечных установок на
силовое превосходство.

4. Многие руководители групп, отчасти потому, что их не обу­
чали психотерапии, застревают исключительно на физических и
невербальных методах и избегают любых попыток решения про­
блем, которые могли бы гораздо эффективнее помочь большин­
ству членов их группы.

5. Использование процедур, связанных с отношениями, ко­
торые имеют много общего с традиционными группами встреч,
часто приводит участников к убеждению, что они очень легко
могут решить свои глубокие эмоциональные проблемы, что вре­
менно почувствовать себя лучше эквивалентно настоящему

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

улучшению, что они действительно остро нуждаются (а не про­сто очень хотят), чтобы другие любили и одобряли их, что они ничтожны без такой человеческой поддержки и что теперь они достойные люди потому, что руководитель группы и некоторые члены группы, кажется, любят его.

6. Некоторые ориентированные на достижения группы (на­
пример, для представителей деловых кругов) внушают участни­
кам поверхностную и часто вредную философию о том, что член
группы никчемен и, вероятно, не может принять себя, если он
не достиг выдающихся успехов в мире.

7. Многие группы, направленные на разрешение проблем, в
основном делают акцент на практических, одноуровневых ре­
шениях личностных и других проблем и не могут затронуть,
оценить или попытаться изменить создающую нарушение жиз­
ненную философию члена группы.

8. Некоторые группы делают слишком сильный акцент на сек­
суальных блоках и трудностях, тратят много времени и энергии
на работу над этими блоками и забывают о том, что эти блоки и
трудности являются лишь малой долей базовых нарушений че­
ловека и что они обычно являются результатами глубинных эмо­
циональных трудностей, а не создают их.

9. Многие группы, подобные группам встреч, так изобилуют
умными играми, упражнениями, развлечениями, приятным
времяпрепровождением и другими уловками, что личности чле­
нов группы и их фундаментальные системы ценностей, кото­
рые лежат в основе их личностей, теряются в трюках.

 

10. Возрастающее число групп акцентируют внимание на ма­
гических, мистических, религиозных переживаниях, которые
подразумевают, что рассудок и наука не могут помочь человеку
и что существуют сверхъестественные и легко достижимые ре­
шения его серьезных проблем.

11. Некоторые руководители групп делают слишком сильный
упор на позитивное мышление, неисправимо оптимистическое
воображение и другие формы самовнушения, которые имеют
определенную ценность, но дают очень неэффективные реше­
ния для серьезных вопросов.


Рациональность и иррациональность в процессе групповой терапии

12. Существует большое количество групп, которые суро­
во осуждают своих членов за действия, особенно когда они
не соответствуют групповым процедурам. Не так уж мало уча­
стников таких групп пострадали от этого вида групповой цен­
зуры.

13. Некоторые группы проводят репетиции нереалистичных
ситуаций, в которых человек практически не может потерпеть
неудачу, вместо того чтобы испытывать и атаковать его идеали­
стические установки по отношению к неудаче. В результате они
плохо подготавливают его к жизни в реальном мире, где неуда­
чи практически неотвратимы.

14. Многие аналитические группы так поглощены бессозна­
тельными мыслями и чувствами участников, что они, к сожале­
нию, пренебрегают легко доступным и часто более важным со­
знательным и предсознательным мышлением и прояаяением
эмоций.

15. Некоторые руководители групп являются настолько твер­
до и упорно антиинтеллектуальными, что способствуют разру­
шению нормальных процессов мышления и стимулируют че­
ловека отказаться от его наиболее уникальных и важных чело­
веческих способностей, а именно от способности серьезно раз­
мышлять и думать о своем мышлении, результате его способ­
ности к разрешению проблем расстраиваются, а не усиливают­
ся, и его эмоции обычно становятся более неуместными и не­
контролируемыми.

16. Многие групповые процессы настолько вопиюще неэф­
фективны, что участники долгое время напрасно страдают,
прежде чем продвинуться, они разочаровываются всем терапев­
тическим процессом и впоследствии у них появляется хорошее
оправдание, чтобы избежать эффективной терапии.

Когда групповой процесс крайне рационален, в первую оче­редь руководитель выбирает благоразумные и уничтожающие нарушения цели и затем старается достигнуть их логически­ми, эмпирическими, действенными методами. В рациональ­но-эмоциональной терапии и в сходных когнитивно-бихеви-ориальных видах групповой терапии руководитель стимули-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

рует рациональные процессы многими способами, включая следующие:

1. Руководитель и несколько более опытных членов группы
совместно обучают человека, который поднимает эмоциональ­
ную проблему, как принять жестокую реальность и как решить
эту проблему при помощи согласованного решительного уси­
лия, а не при помощи магического ожидания того, что она ис­
парится от жалобных требований.

2. Группа показывает участнику с проблемой, что именно он
думает, чтобы создать свои неадекватные чувства и поведение,
как его беспорядочные мысли являются причинами его де­
структивных чувств и как логически разобраться в этих мыс­
лях, как эмпирически оспаривать их и как настойчиво пытать­
ся их изменить. Там, где менее рационально ориентированные
группы акцентируют чувства и инсайт, рационально ориенти­
рованные делают упор на оспаривании иррациональных убеж­
дений до тех пор, пока они не будут побеждены.

3. Группы под четким управлением руководителя являются фи­
лософски и когнитивно ориентированными, но обычно исполь­
зуют широкий диапазон эмоциональных и поведенческих тех­
ник для того, чтобы содействовать когнитивным изменениям. Ра­
зумно в этом смысле то, что деловая предприимчивость рацио­
нальна: то есть готова задействовать практически любой метод,
который действительно работает на изменение сути установок.

4. Руководитель группы, такой как руководитель группы РЭТ,
обычно является активным, исследующим и борющимся. Он ис­
пользует групповой процесс в различных целях: чтобы поощ­
рять предложения, комментарии и гипотезы других членов груп­
пы, которые, в свою очередь, побуждают его сосредотачиваться
на важных вопросах, которыми иначе он мог бы пренебречь;
представлять посылки, которые он может проверить и добавить
к ним что-то; усиливать некоторые свои главные качества; опи­
раться на других членов группы и, тем самым, увеличивать те­
рапевтическую эффективность процесса.

5. Группа рационально использует работу во время группо­
вой сессии и дает членам группы домашние задания, которые


Рациональность и иррациональность в процессе групповой терапии

нужно выполнить вне сессии. Таким образом, она может пред­писать члену группы искать работу, пойти на свидание с девуш­кой, с которой он боится встречаться, или намеренно сходить в гости к мачехе, которую он может ненавидеть. Такими домаш­ними заданиями часто более эффективно руководствуются и следуют им, когда их дает группа, а не сам терапевт.

6. Группа в использовании эмоциональных и поведенчес­
ких техник не принимает простодушно проявления участни­
ков, а специально ищет и придает особое значение когнитив­
ным соотношениям. Так, группа ищет фактическое подтверж­
дение высказываний человека. Например, если он отрицает,
что у него есть враждебные чувства, то группа проводит экс­
перимент, в процессе которого эмоциональные и поведенчес­
кие аспекты этих чувств и их выражение в жестах можно не­
посредственно наблюдать. Более того, когда эти чувства обна­
руживаются и аутентично выражаются, рационально ориен­
тированная группа указывает участнику что именно он гово­
рит себе, чтобы вызвать их, как он когнитивно поддерживает
их и что он может сделать, чтобы минимизировать или устра­
нить их, если это возможно. Таким образом, она погружается
гораздо глубже в выражение и понимание чувств, чем группа,
которая не уделяет особого внимания рациональному анализу
и изменению.

7. Рационально-ориентированная группа обеспечивает каж­
дого участника несколькими необходимыми видами обратной
связи от других членов группы.

—Группа показывает ему, что он так же тревожен и имеет те
же иррациональные идеи, как некоторые или большинство чле­
нов группы.

—Группа дает ему честные наблюдения членов группы отно­
сительно того, как он взаимодействует и устанавливает отно­
шения с другими людьми и что он, по их мнению, может сде­
лать, чтобы улучшить свои человеческие взаимоотношения.

—Группа подготавливает обсуждение, в ходе которого участ­
ник группы может вовлечь в психодраматические упражнения
с проигрыванием ролей других участников и обучиться в про-

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

цессе упражнения приемам уверенного поведения и другим ви­дам социальных навыков.

—Иногда группа предлагает человеку социальное участие и
важную обратную связь непосредственно вне групповой ситуа­
ции и, тем самым, помогает ему установить отношения и уз­
нать нечто важное о себе.

—Иногда группа представляет ему других людей, которые в
процессе и за рамками групповой терапии указывают ему, чем
является его иррациональное мышление, показывают, как он
может оспаривать и опровергать его, дают ему упражнения для
тренировки оспаривания и побуждают его думать более разум­
ным способом о себе самом и о мире.

—Фактически участники группы иногда становятся терапев­
тами друг для друга и получают возможность увидеть некото­
рые свои нелогичности и научиться оспаривать свои разруша­
ющие идеи, так как при помощи уникального метода обратной
связи в активном столкновении с извращенным мышлением
другого их заставляют бороться и с собственным.

—Когда человек оспаривает и обсуждает иррациональность
других членов группы, за ним наблюдают и его поправляют ру­
ководитель и остальные члены группы и ему показывают, ка­
кие методы опровержения являются неверными, как он может
исправить их и какой может взвесить свои способы, чтобы вы­
брать более подходящий, который будет полезен как для чле­
нов группы, так и для него самого.

 

8. В рационально-ориентированных группах участник имеет
возможность наблюдать прогресс, особенно философский, дру­гих членов группы и может видеть, что лечение эффективно,
что он сам может подобным образом измениться, что существует
нечто специальное, чему он может научиться, чтобы помочь
себе, и что терапия — это не магия, а почти всегда упорная, тя­желая и активная работа.

9. В группе человеку предлагают более широкий диапазон воз­можных решений, чем при индивидуальной терапии. Из десяти
или двенадцати человек, присутствующих на групповой сессии,
один человек, в конце концов, может нащупать его основную про-


Рациональность и иррациональность в процессе групповой терапии

блему (после того, как некоторые другие, включая руководителя, потерпели неудачу), а другой человек может предложить превос­ходное решение (после того как было предложено несколько ре­шений более низкого уровня). Иногда один человек, даже тера­певт, может махнуть рукой на сложный вопрос (или человека), а в группе кто-нибудь окажется более настойчивым и сможет помочь.

10. Признание человеком своих личных проблем в присутствии
группы людей само по себе терапевтично. В сессии группы РЭТ
клиента вдохновляют и иногда просто заставляют раскрыть обыч­
но скрываемые чувства и мысли и показывают, что в них нет ни­
чего постыдного. Терапевт и другие члены группы стараются по­
казать подавленному человеку, что ничего ужасного не произой­
дет, если он откровенно выскажется; что, однажды выговорив­
шись, он будет лучше себя чувствовать; и что даже если его раз­
несут в пух и прах и высмеют, то это будет досадным и фрустри-
рукнцим, но от этого не пострадает его Я и это не станет катаст-­
рофой — разве только он сам не определит так этот опыт.

11. Рационально-ориентированный групповой процесс вклю-­
чает в себя много образовательного и дидактического материа-­
ла, например, объяснения, информирование и обсуждение раз­
личных методов. Как показали Джон Дьюи (John Dewey) и Жан
Пиаже (Jean Piaget), обучение оказывается эффективнее, когда
человек принимает участие в обучающе-дискуссионно-практи-­
ческом процессе, чем когда он в основном пассивно восприни-­
мает. Поэтому групповая терапия является великолепным сред-­
ством эмоционального воспитания; и она настолько эффектив-­
на в этом отношении, что в Школе Жизни (Living School), уп­равляемой Институтом исследования рациональной психоте-рапии, обычных детей обучают элементам эмоционального вос­
питания в ходе групповых совещательных сессий и во время
регулярной групповой работы в классах.

12. Люди с серьезными нарушениями держатся за свои ирра-циональные идеи и неуместные чувства так жестко и непре­-
клонно, что им обычно требуется постоянное и последователь­
ное вмешательство. В групповой процедуре РЭТ после общей
сессии (продолжительность 2ч. 15 мин.) проводится послегруп-

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

повая сессия в течение примерно часа. Очень многое можно сделать, чтобы посягнуть на негативное мышление и деятель­ность членов группы, на обычных двенадцатичасовых мини-марафонах и суточных марафонах рациональных встреч по суб­ботам и воскресеньям.

Групповые процессы могут включать в себя большое количе­ство рациональных процедур. Эти процедуры резко и быстро обнаруживают иррациональные посылки и нелогичные выво­ды проблемного члена группы и помогают ему пересмотреть и реконструировать его разрушительную философию. Группы яв­ляются настолько эффективными в этом отношении, что их часто используют ведущие терапевты когнитивного направле­ния 1.

В заключение хочу добавить, что люди обычно склонны к са­моразрушающему мышлению и неуместному поведению и про­явлению эмоций. Но они могут значительно изменить свои по­знания, эмоции и поведение, если четко поймут, что именно они думают и делают, чтобы создать так называемые эмоцио­нальные расстройства. Они могут сделать это, решив мыслить и действовать по-другому; и им можно помочь сделать это с помощью активно-директивной рационально-ориентирован­ной групповой психотерапии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Например, Берн (1964); Корзини (Corsini) (1966); Дрейкурс (Dreikurs) и Грей (Grey) (1968); Лазарус (1971), Лоу (1952); Филлипс и Винер (1966).


ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТЕОРИИ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ В ПСИХОТЕРАПИИ

Поле психотерапии включает бесчисленное количество школ и подходов, которые, в свою очередь, подразделяются на различ­ные направления и течения. Причем каждое направление от­личается от остальных не только теоретическими обосновани­ями человеческого поведения. но и методами, которые исполь­зуются для решения проблем клиента. На эффективность пре­тендуют многие, а возможно и все, вызывая при этом у читате­ля замешательство или даже недоверие.

Что интересно, терапевты, придерживающиеся разных убеж­дений, часто выдвигают идеи и предлагают методы, с которы­ми большинство их коллег (можно даже сказать - конкурен­тов) легко могут согласиться. Все-таки существует нечто общее в приемах различных психотерапевтов, несмотря на то, что од­ним внушали принципы фрейдистского психоаналитического подхода, а других учили строго придерживаться методов Альф­реда Адлера, Карла Юнга, Карла Роджерса или какого-то дру­гого терапевта. Более того, клиенты - это люди, вынужденные в какой-то степени приспосабливаться к определенным перио­дически повторяющимся событиям; и вполне естественно ожи-

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

дать, что опытные практикующие терапевты разных школ встре­чаются с одинаковыми моделями поведения и используют со­ответствующие методы лечения.

Однако не сходство, а различия заставляют нас задуматься. Хотя я верю в свой собственный метод терапии и, особенно, в необходимость активно-директивного подхода при работе с кли­ентом, я прекрасно знаю, что многие другие психотерапевты ис­пользуют подходы совершенно противоположного характера. При этом они тоже заявляют об успешных результатах. Даже от­брасывая суть этих отчетов, можно утверждать, что наличие до­статочно большого количества клиентов у терапевта (чтобы можно было собрать достаточный материал для исследования) свидетельствует об определенном успехе терапевта в работе с клиентами. Даже если эти клиенты полностью и не вылечатся (основное содержание споров, касающихся всех видов терапий), очевидно, что они должны получить значительную помощь от терапевта, так как иначе они перестанут платить за нее, не да­дут благосклонный отзыв тем, кто направил их, не порекомен­дуют своим друзьям и родственникам этого терапевта.

Можно лишь предположить, что ошибочные методы с точки зре­ния тех, кто практикует РЭТ, на самом деле приносят пользу мно­гим клиентам. В то же время у практикующих РЭТ есть достаточ­но оснований полагать, что конкурирующие школы считают оши­бочными наши методы. Тем не менее, мы считаем, что РЭТ эф­фективна, продуктивна и действенна. При этом наша уверенность связана не только с мнениями наших клиентов, но и с большим количеством обращений к нам за психотерапевтической помощью. Как это может быть? Возможно ли, что эффективную терапию могут проводить люди, использующие диаметрально противопо­ложные и даже взаимоисключающие методы? Конечно, подходы не настолько различаются, как некоторые из нас считают. Одна­ко, все-таки это кажется очень неправдоподобным. Позвольте мне, например, прокомментировать пример, взятый из журнала «Пси­хотерапия: теория, исследования и практика», добавляя результа­ты наблюдений за несколькими моими клиентами.

 

Ганс X. Струпп (Hans H. Strupp):

Я делаю акцент на терапевтической ситуации, представляющей жиз­ненную ситуацию в миниатюре, и занимаюсь регулированием психи-

Противоречивые теории и положительные результаты

 

ческих сил, а не отработкой специфических поведенческих актов во внешнем мире. Эта точка зрения основывается на (проверяемом) до­пущении о существовании тесной связи между характером отноше­ния пациента к терапевту и характером его отношений с другими, включая его адаптацию к реальности... Ситуация переноса, в опреде­лении Фрейда, - богатейший источник для наблюдения и изучения межличностных характеристик, и... она имеет уникальную валидность.

 

Альберт Эллис (Albert Ellis)

(клиенту, который не хочет идти на групповую терапию и ко­торого терапевт практически заставляет сделать это):

«Да, я знаю, что вы чувствуете себя совершенно комфортно, разго­варивая со мной, и что вы можете рассказать мне все те ужасные вещи о себе, о которых в первое время вы боялись говорить. И именно по­этому вам лучше присоединиться к терапевтической группе: потому что вам там будет некомфортно, по крайней мере, сначала. Пока вы действительно не расслабитесь в подобной ситуации, которая похожа на вашу жизненную ситуацию, у вас не наступит улучшение. Конеч­но, вам легче расслабиться со мной; почти все мои клиенты чувствуют себя спокойно на индивидуальных сессиях. Потому что это просто. Вы знаете, что я приму вас, внимательно выслушаю и не буду винить вас за ошибки, которые вы продолжаете делать, включая то, что вы не ладите с девушками. Но другие люди, такие как эти девушки, отлича­ются от меня. Они больше походят на вас. Они не будут принимать вас и станут винить вас за ошибки. И именно к ним вы должны при­спосабливаться, а не к исключительным, необычным, принимающим людям вроде меня. Вы можете видеться и хорошо ладить со мной хоть до Второго пришествия, но вы все равно будете бояться других людей и портить отношения с ними.

В группе вы научитесь общаться с этими другими, позволять им строго критиковать себя (что я делать не буду) и понимать, что не нужно расстраиваться из-за критики. В группе вам придется рисковать — чего вы избегаете, пока встречаетесь только со мной. Члены группы — это обычные люди из внешнего мира, и такие же чокнутые, как и все обыч­ные люди. Надо полагать, что я не такой — в противном случае вы бы не пришли ко мне за помощью. Так забудьте ваш страх говорить при других людях. Мы, группа и я, заставим вас высказываться, нравится вам это или нет. И, заставляя вас открывать рот и принимать социаль­ный риск в такой ситуации, мы подготовим вас гораздо лучше к адап-

 

 

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

тации в реальном мире. Со мной этот тип подготовки минимален. С группой она будет гораздо эффективнее».

 

Карл Роджерс (Rogers Carl R.):

Человек по природе своей, если он свободно функционирует, кон­структивен и надежен. Для меня это является неизбежным выводом из моего обширного психотерапевтического опыта. Когда мы сможем освободить человека от оборонительности, так что он станет откры­тым для широкого диапазона требований внешнего мира и социума, его реакции, можно надеяться, станут позитивными, прогрессивны­ми, конструктивными. Не нужно спрашивать, кто будет социализи­ровать его, так как одной из его глубочайших потребностей является потребность в принятии другими и в общении с другими. Когда он полностью является самим собой, он не может не быть реалистично социализированным. Не нужно спрашивать, кто будет контролиро­вать его агрессивные импульсы, так как когда он открыт всем своим импульсам его потребность нравиться другим и стремление давать любовь так же сильны, как его импульсы придумывать или понимать самого себя. Он будет агрессивным в ситуациях, когда агрессия целе­сообразна, но безудержной агрессии у него не будет. Все его поведе­ние, в этой и других сферах, когда он открыт всем своим переживани­ям, уравновешено и реалистично.

Мне совсем не нравится распространенная теория о том, что чело­век в основном иррационален и что его импульсы, если их не контро­лировать, приведут к разрушению других и его самого. Поведение че­ловека утонченно рационально и направлено, при помощи тонкой и упорядоченной сложности, к целям, которые его организм старается достичь.

Альберт Эллис (Albert Ellis)

(клиентке, которая спросила: «Если я действительно буду на­блюдать за тем, что вы называете нелепостью, которую я гово­рю себе о еде, то смогу ли я автоматически остановить свое на­вязчивое обжорство между трапезами?»):

«Нет, рассмотрения, или постижения, ваших нелепых интернали-зованных предложений недостаточно. Вы, наверное, говорите себе: «Так как я не могу получить того, чего я действительно хочу в жизни,— чудесного человека, который бы любил меня, то вместо этого я могу получить удовольствие прямо сейчас, поев, и мне нравится это». Или:


Противоречивые теории и положительные результаты

«Так как я не смогла выдержать ни одну диету, я слишком надеялась на себя в прошлом, наверное, я просто недотепа, которая не может сидеть на диете. Так какой смысл?». Конечно, эти убеждения нелепы, так как основываются не на объективной реальности и могут только проявляться в действиях, которые будут саморазрушительными. Что­бы преодолеть ваше навязчивое стремление поесть, вам лучше уви­деть и честно признать, что у вас есть эти идиотские убеждения. Но этого недостаточно. Гораздо важнее, чтобы вы увидели, что это ваши убеждения и что такие убеждения обязательно приведут к саморазру­шающему поведению, и начали более активно и последовательно их оспаривать. Вы должны опровергать их, как вы поступали с любыми другими суевериями, до тех пор, пока не перестанете им верить. Но даже этого недостаточно. Ибо вы рождены и взращены, вы — человек; а люди всегда, каждый день своего существования, ошибаются, дей­ствуют иррационально и, до некоторой степени, саморазрушительно. Таким образом, вы родились с врожденной склонностью любить еду и другие легкодоступные удовольствия. Благодаря вашей биологической наследственности и воспитанию в раннем возрасте, которые сами по себе обычно провоцируют потаканию своим слабостям, для вас ис­ключительно легко переедать и говорить себе, что вы заслужили это, что вы не можете остановиться или что существуют другие «уважи­тельные» причины так поступать. И даже если сейчас, с помощью пси­хотерапии, вы увидели, что и почему вы делаете, то у вас все равно остается и врожденная, и приобретенная склонность потакать себе, быть ограниченным гедонистом и недисциплинированно вести себя, даже после того, как вы несколько недель или месяцев были дисцип­линированнее.

Человеку свойственно ошибаться, и это означает как биологическую, так и социальную ущербность. Вы всегда будете вынуждены заставлять себя каждый день рано вставать, чистить зубы, надевать неудобную одежду на шикарные мероприятия и делать другие неприятные для вас вещи, но только когда вы понимаете, что вы просто должны все это делать, чтобы сохранить себя. Вы также всегда будете заставлять себя сидеть и сидеть на диете после того, как достигните желаемого веса. Или, в психотера­певтических терминах, вы будете вынуждены заставлять себя последова­тельно вспоминать, что переедание саморазрушительно и что это следует зарубить себе на носу.

Вы не являетесь и никогда не будете животным, автоматически стре­мящимся к самосохранению, просто потому, что вы видите, что имен-7*

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

но с вами не так или как вы защищапись от признания вашей непра­воты. Чтобы достигнуть хорошего уровня автоматичности, и даже ее относительно небольшого уровня, вам надо работать, работать и ра­ботать всю вашу жизнь и продолжать проповедовать себе психическое здоровье и практиковать его. И даже тогда, если вы все еще человек, а не супермен или святой, вы постоянно будете попадать на путь недис­циплинированности и саботажа. Вот кем является человек: разруши­телем себя и отступником. Когда же вы признаете эту реальность — и тогда проведете ли всю оставшуюся жизнь, работая, чтобы хоть не­много изменить себя, зная, что никогда не сможете полностью изме­нить свою природу?»







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия