Студопедия — Гипертекстовые «окна»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гипертекстовые «окна»






Если реалистическое повествование было пространством автономного эго, кинопространство – проблематизировало эту автономию, то интернет предстает местом распада автономного эго. В эпоху интернета модернистская «тревога» снимается практиками бесконечного визуального потребления. Глубинные трансформации соотношения индивидуальное-коллективное, которые генерировали эту «тревогу» приводят к исчезновению самого феномена «автономии». В контексте конца как автономного эго, так и автономии искусства, встроившегося в экономическую систему позднего капитала, мы вообще должны говорить не чтолько об «эстетике» интернета, а о «важнейшем из всех искусств» на сегодня – о пост-искусстве дизайна. Дизайн придает «человечность», завершенность и удобство той или иной практической функции. Интернет оформлен дизайнерами и не является местом самовыражения гения или воплощения Идей в чувственной форме. Интернет не должен быть эстетичным, он должен быть форматным. А формат в сегодняшнем словоупотреблении – это оптимальный способ для конкретного продукта (материального, информационного или «креативного») с помощью логотипа и рубрикатора войти в как можно более широкий круг потребителей.

Одним из самых заметных и значимых симптомов этих изменений стала трансформация статуса рамки как эстетического феномена. В качестве универсального композиционного приема в интернете мы наблюдаем не оппозицию, сколь угодно проблематичную, между внутри- и за-кадровым пространством, а деконструкцию этой оппозиции. Гипертекстовые «окна» в качестве далекого, но прямого потомка ренессансного живописного «окна» образуют тотальность, не оставляющую места чему-либо внешнему себе. «Окно» интернета представляет собой набор маленьких окон, «замочных скважин» в другие окна, которые также имеют мозаичную структуру. В этом бесконечном взаимооткрывании окон друг в друга находит свое завершение кризис классической репрезентации, одним из первых симптомов которого был связан с барочной эстетикой зеркал, раздвигающих, по словам Лотмана, «собственно архитектурное пространство ради создания иллюзорной бесконечности (отражение зеркала в зеркале), удвоения художественного пространства путем отражения картин в зеркалах или взламывания границы «внутреннее/внешнее» путем отражения в зеркалах окон»[6].

В интернете рамка перестает быть относительно стабильной семиотической границей, регулирующей смыслопорождающий обмен внешнего и внутреннего пространств семиосферы. В качестве автономной ячейки хранения информации она замыкает репрезентированный фрагмент «мира» в себе в бесконечном ряду схожих стандартных ячеек. В топологии кольца Мебиуса вложенность рамок в процессе реального пользования интернетом постоянно меняется местами – то, что было вложенным фреймом информации в одном окне, раскрываясь в самостоятельное окно, содержит в себе наряду с другими предыдущее окно превратившееся в анонс или ссылку.

«Закадровое» пространство исчезает как таковое в интернете. Для гипер-рамки нет ничего внешнего – это схватывается уже в словосочетании «виртуальная реальность», обозначающем совокупный эффект интернета в отношении пользователя – потенциально она включает в себя все другие рамки. Равным образом для гипер-рамки нет и внутреннего как единства автономных зависимостей: пространство в окне интернета состоит из монадообразных образований, таящих в себе целые миры. Есть «дурная бесконечность» мозаичного взаимоперекрывания фреймов информации. Интернет становится таким «домом бытия», в котором множество окон и соответственно видов на реальность, но нет возможности выглянуть из окна и увидеть общее для всех этих частных видов пространство. Субъект задвинут в глубину приватного «интерьера», постмодернистского варианта платоновской «пещеры» (голливудская иконография хакеров), откуда он на расстоянии наблюдает дрейфующие фрагменты «внешнего мира», заключенного в гипертекстовую рамку.

Все «содержание» мира, информацию о нем можно найти бесконечно открывая все новые окна вне топологии внутреннее/внешнее, вне какого-либо Образа мира или Истории. Об этом опыте интернета Поль Вирильо пишет в терминах фундаментальной потери ориентации: «Вместе с построением информационных супермагистралей мы столкнулись с новым феноменом: потерей ориентации. Фундаментальной потерей ориентации, дополняющей и подытоживающей [процессы] общественной либерализации и уменьшения регулирования финансовых рынков, чьи нечестивые последствия хорошо известны»[7]. «Поздний», информационно-финансовый капитализм делает саму невозможность индивидуального определения своих координат в социальном пространстве эстетическим фактором. В своем «Постмодернизме» (1991) Фредрик Джеймисон показывает, что такая утрата способности когнитивного «картографирования» в плане эстетики приводит к подрыву соотношения внутреннее-внешнее, часть-целое, распаду связности вербального или визуального текста. Именно эти принципы становятся конструктивными для постмодернистской эстетической формы и реализуются в широчайшем спектре феноменов современной культуры – от шизоидной литературы до буквального пространственного замешательства в деконструктивистских архитектурных пространствах[8].

Уплотнение и гетерономизация информации на телевидении принимает очертания, схожие с сетевыми. Это касается, прежде всего, соприсутствия в кадре нескольких «голосов», каналов информации. Даже на скандально известном своей ретроградностью белорусском телевидении в новостях внизу кадра с недавнего времени появились две строки, бегущих с разными скоростями – медленная полоса полезная информация (погода, стоимость бензина, курсы валют и пр.), быстрая полоса – новости не вошедшие в основной кадр, в основном любопытного, неофициального свойства. Постмодернистское телевидение использует различные способы деконструкции оппозиции «внутрирамочное пространство / пространство за рамкой»: от титров до разнообразных кадров-в-кадре. Но все эти «окна» используются скорее в качестве приложения, комментария или эмфазы (подчеркивания значимой детали, выделения акцента) к основной картинке. Детали, ракурсы, слова и цифры так или иначе работают на основное событие, которое определяет внутрикадровое пространство.

(Илл. 4. Кадр из «Намедни» Л. Парфенова)

Они отнюдь не являются совершенно гетерогеннными фрагментами, «окнами» в иные срезы реальности. В продвинутых молодежных или информационных передачах картинка ведущего может обрамляться другими картинками (разнообразные прямые включения, схемы, анимации и пр.), бегущими строками биржевых котировок или столбиками смс-сообщений. Телекартинка обнаруживает тенденцию к мозаично-шизофренической структуре, к превращению основного кадра в еще один кадр-в-кадре наряду с другими (такова ночная заставка одного тв канала – одновременный показ на десятках маленьких кадров-в-кадре программ с других каналов). Однако, свою реализацию эта тенденция обретает уже в интернете[9].

Интернет «серфинг» представляют собой новое качество зэппинга. Если перевести то, что происходит в окне браузера (новостного сайта, интернет магазина и т. д.) в плоскость телеэкрана, то дело будет выглядеть следующим образом. Представим, что в кадр какого-нибудь сериала вбегает герой другого сериала – не внешним рекламным анонсом, перебивающим течение данной истории, а именно во внутреннее пространство данного телеповествования – и кричит: «а в это время в моей истории мать наконец-то находит потерянного 50 лет назад ребенка»; и бегает некоторое время среди героев другой истории, не обращающих на его присутствие никакого внимания. Представим также, что мы можем с пульта прокрутить сериал до конца, узнав, чем все кончится, и вернутся обратно. Попробуем, наконец, представить себе, что ни одна история не имеет никакой развязки, длится дольше любого сериала (вернее стоит «на месте»), а круг героев открыт и нестабилен.

Интернет являет собой именно такую пост-телевизионную «картинку». Внутри «монтажного сегмента» (интернет-страницы) не существует более даже относительного единства места, времени и действия. Поверхность «кадра» в интернет расколота самостоятельными фреймами информации, опциями, рекламными банерами и ссылками. Переход от одного фрейма к другому осуществляются не посредством монтажного стыка с сохранением синагматической структуры между кадрами, а посредством активирования все новых «голосов», открытия все новых окон в «том же самом» пространстве без внешнего и глубины как аллегории социума, в котором не столько существует, сколько «позиционируется» современный индивид.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия