Студопедия — II. Русская система счета времени в XI-XV вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II. Русская система счета времени в XI-XV вв.






Вместе с христианством на Руси распространились Юлианский календарь и римские названия месяцев. Была принята византийская «мировая эра», относившая «сотворение мира» к 5508 г. НО сохранилось древнеславянское начало года - 1 марта. В Византии год начинался 1 сентября. Между ними возможно было два соотношения: мартовский год на Руси мог начинаться полугодом раньше сентябрьского (ультрамартовский стиль) или начинаться полугодом позже (мартовский стиль). Доказано, что в период раздробленности они существовали параллельно (этим объясняются расхождения на единицу в обозначении года между разными летописями).

Ультрамартовские датировки в летописях появились в начале 12 в. (Лаврентевская, Симеоновская, Ипатьевская и др. летописи). Вначале им датируются небольшие периоды, но затем все больше распространяется. В разных летописных центрах март. и ультрамарт. год чередовали по-разному. В 14 в. восстанавливается господство мартовского года. На рубеже 14 и 15 вв. наряду с весенним годом впервые появляется сентябрьский. С конца 15 в. сентябрьский год вытесняет весеннее начало года. Единственным началом года остается новогодие 1 сентября (вплоть до 1700 г.).

В Древней Руси был известен счет времени неделями, по семи суток в каждой. Отсюда происходит древнерусское название недели – седмица. Древнерусские названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося неделя (от не делать – не работать, так как это был день отдыха). Следующий день – понедельник (после недели), далее – вторник (второй после недели), среда (средний, середина недели), четверг (четвертый), пятница (пятый день после недели). Суббота получила название от древнееврейского слова саббат (шабаш), означавшего отдых.

Точно не известно, каким днем начиналась неделя в Древней Руси. В церковной практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем.

Сутки в Древней Руси делились на две половины по 12 часов. Деление часа на минуты и секунды известно с 12 в. Счет часов велся от восхода солнца. В 14 в. на Руси они уже существовали механические часы. Так как велся счет часов только светлой части суток, их количество зависело от времени года, колеблясь от 7 до 17 часов. В результате этого первый час мог соответствовать 3, 4, 5, 6, 7 и 8 часам современного счета, т. е. времени восхода солнца.

 

ВОПРОС 21
21.Установление времени создания источника по косвенным данным

Важным элементом процесса установления исторических фактов является их датировка.

Знание даты создания источника является важным условием для дальнейшего изучения, если

этой даты нет, ее необходимо установить.

Информация о времени в источнике не однородна. Она бывает прямой и косвенной,

намеренной и ненамеренной.

Прямая информация отражает реальное историческое время через призму той системы

счета лет, которая использовалась автором источника.

Косвенная информация о времени — это сведения о событиях, дата совершения которых

известна или может быть установлена, но не измерена во времени.

Намеренная информация — это данные, которые рассматривались авторами как временные

ориентиры.

Ненамеренная информация — это те сведения, которые, объективно отражая историческое

время, в прошлом не использовались как временные вехи.

В датировании источника, не имеющего прямых указаний на время создания, можно

выделить два основных способа: по сопутствующим данным (примеры: почтовый

штемпель на конверте, пометка на документе и т.д) и п о содержанию самого источника.

Косвенный данные:

1. Некоторые события совершались в старину в строго определенные дни. (Примеры:

а)пострижение в монастырь проводилось в воскресные дни, и имя монаха давалось по имени

святого, память которого тогда отмечалась. Церкви освещались также по воскресеньям,

б)Браки обычно заключались весной (особенно на Красную горку после

 

Пасхи) или осенью,

по окончании полевых работ.)







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 207. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия