Студопедия — Неокантианство, его осн. идеи и представители.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неокантианство, его осн. идеи и представители.






Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20

вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной

интерпретации учения И. Канта. Значительную роль в подготовке Неокантианства

сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая "метафизику" и пропагандируя эмпиризм, Ланге

одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в

пределах опыта, их источник - наша умственная организация, "вещь в себе" (это

нечто, сущность и смысл которого известны только ему самому.) - только

"пограничное понятие" нашего мышления.

Основателем и главой марбургской школы Неокантианства был Г. Коген.

"Исправляя" Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный,

чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение,

якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа - математики

и математического естествознания. Бытие для Когена - не ощущаемое, а

категориально мыслимое бытие; пространство и время - не формы чувственной

интуиции, а категории логического мышления. Отсюда - тезис об "имманентности"

бытия сознанию.

Неокантианцы отрывают понятия от отражаемой ими действительности и изображают

их как продукты спонтанно развивающейся деятельности мышления. Поэтому

неокантианцы утверждают, что предмет познания не дан, а задан, что он не

существует независимо от науки, а создается ею как некая логическая

конструкция. Основная идея неокантианцев состоит в том, что познание есть

логическое построение, или конструирование, предмета, осуществляемое по

законам и правилам самого мышления. Мы можем познать только то, что сами же

создаем в процессе мышления. С этой точки зрения истина — это не соответствие

понятия (или суждения) предмету, а, напротив, соответствие предмета тем

идеальным схемам, которые устанавливаются мышлением.

Второй - наряду с логикой - основной философской наукой является для

марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве.

"Истинный" человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое

лицо; государство - высшая форма юридического лица. В когеновской концепции

так называемого этического социализма движение к социалистическому идеалу

признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала - фактически

неосуществимым

 

 

24. «Волюнтаризм» Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное,

абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как

области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в

него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по

своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой

энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него

интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект

утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны,

стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире

человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу,

а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на

«посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный

момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна

космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий

Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной

флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как,

кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая

паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм

провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности

неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и

оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных

составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг

критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно

которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется

с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения

человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в

значительной степени определяют направленность и характер реализации

действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем

свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющей

духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как

нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему

свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало,

корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом,

волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии

мыслителя.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 190. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия