Студопедия — Проблема возникновения философии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема возникновения философии.






231. На чем основан метод удельной цены? на определение цены на основе расчета стоимости единицы основного параметра качества

232. Бальный метод основан… на экспертной оценках значимости определение совокупности параметров качества изделий для потребителей

233. Чем всегда ограничен потребительский выбор? бюджетом и ценами

234. Совокупность свойств продукции, обуславливающая ее способность удовлетворять определенные личные производственные потребности в соответствии с ее назначением – это… качество

Вопрос 1

Проблемы возникновения философии.

Автор: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович

 

Проблема возникновения философии.

 

Одним из дискуссионных вопросов, встающих при изучении философии, является вопрос о возникновении, генезисе философии. Философия существовала не всегда. Был исторический период, когда философии не было. В частности, период первобытности и самых ранних цивилизаций можно назвать дофилософской эпохой в духовном развитии человечества. Но что же существовало до философии, и из чего она возникла? Мировоззрение возникло намного раньше философии, по сути, вместе с появлением человечества.

 

Основным видом предфилософского мировоззрения была мифология, тесно связанная с религиозными представлениями. Мифология была наивной попыткой объяснить различные явления, исходя из относительно скудного уровня знаний об окружающем мире. В мифологии уже сильна была тенденция к поиску ответа на вопрос: «Почему? По какой причине нечто происходит, существует?». Как правило, все процессы и явления объяснялись действием персонифицированных в качестве богов и духов сил природы (анимизм). Природа как бы очеловечивалась в сознании людей.

Мифологическое объяснение следовало просто усвоить, поскольку оно передавалось по традиции, и не оспаривать его истинность. Как правило, мифы повествовали о сакральных (священных) временах, объектах и силах, которые оказывали преобладающее влияние на происхождение и устройство мироздания. Сакральному противопоставлялось профанное, т.е. обыденное, повседневное, несвященное. От сказок мифы отличались тем, что к ним было принципиально иное отношение как к серьёзному знанию о священном, в то время как сказки слагались ради забавы – доверия к излагаемому в сказках не испытывали.

Конечно же, основным вопросом, который должна была объяснить мифология, был вопрос о происхождении мира. Следовательно, большое место в общем своде мифов составляют так наз. космогонические мифы, повествующие о происхождении мира, богов и людей. Боги, как правило, не существовали извечно, а появлялись в результате соединения мировых стихий или первоначал, то есть они моложе мироздания вообще. Таким образом, мифология уже в глубокой древности ставила основные мировоззренческие вопросы о происхождении и бытии мира, что позже было позаимствовано философией. Мифологией же была задана и тенденция к объяснению всего сущего, поиску причины.

 

Однако не только мифология была предтечей возникновения философии. У людей уже тогда наличествовали несистематизированные зачатки научных знаний об окружающем мире. При решении практических задач, обеспечивающих существование племени, народа или даже отдельного человека, мифология была бессильна помочь. Это, например, обеспечение сельскохозяйственной деятельности, лечение людей, строительство и т.д. Для этого были нужны навыки и умения, накопленные в ходе многовекового опыта. Разумеется, это не исключает того обстоятельства, что часто практические навыки существовали в мифологическо-религиозной оболочке и люди не отделяли одно от другого. Так, в медицине долго соседствовали магические заклинания и вполне здравые практические рекомендации. Без наличия должного уровня практических знаний ни один человек не смог бы выжить. Накопление знаний и навыков развивало наблюдательность и интеллект, готовило предпосылки для рационального объяснения мироздания, но пока ещё решало лишь мелкие, связанные с выживанием и обустройством нехитрого быта вопросы.

Соединение мифологических воззрений и реальных, практических знаний обусловило появление философии как принципиально новой формы постижения мира. Первоначально преобладающие элементы мифологии постепенно всё больше отходят на второй план, уступая место разумному постижению мира. Поэтому очень часто путь становления и раннего развития философии описывается формулой «От мифа к логосу». Путь от мифического объяснения к рациональному проявляется в стремлении упорядочить материал мифологии (например, показать чёткую генеалогическую схему героев мифологии, уточнить хронологию событий и пр.), устранить из него всё, что может представляться фантастическим и нелепым. Характерным является то, что при понимании возникновения мироздания присущий мифологии генетический принцип («Кто породил всё существующее?») стал заменяться субстанциальным принципом объяснения («Из чего произошло всё существующее?»). Вследствие подобной замены происходит изживание анимистических представлений о сущности мироздания и действующих в нём силах.

 

Итак, от мифологии философия заимствует стихийную постановку глобальных мировоззренческих вопросов, а от элементов формировавшихся научных знаний – накопление сведений об окружающем мире и развитие познавательных возможностей и рационального метода мышления. Это взаимодействие и предопределило развитие философии. Философия наследует от мифологии установку на решение мировоззренческих вопросов, а от интеллекта, развитого решением практических задач, - установку на решение их логическими средствами. В результате обнаружилось противоречие между основанным на эмоционально-образном и нерациональном воображении мировоззрением и начатками трезвого научного мышления, между фантазией в мифологии и зарождающимся научным методом, соединённом с критическим мышлением, направляющемся теперь в адрес религиозно-мифологических доктрин. Философия и пыталась сгладить, примирить это противоречие между мифологией и зачатками научных знаний. Теперь интеллект начал привлекаться для решения мировоззренческих задач. Возникает философия как особый вид интеллектуального мировоззрения. Философия появляется постольку, поскольку новый уровень общественной жизни и знания породили потребность в новом виде мировоззрения. Престиж мифологии и жречества как её носителя подрывался.

 

Весьма популярной является точка зрения немецкого философа Карла Ясперса, связывающего возникновение философии с введённым им понятием «осевое время», под которым он имел в виду период 800 – 200 гг. до н.э. В «осевое время», согласно Ясперсу, расширились мировоззренческие горизонты человечества, люди научились выделять себя из мироздания, задумываться о смысле своего существования. «Осевое время» - период, которому человечество обязано открытием духовного мира личности, появлением развитых религиозных систем и философии. Как писал Ясперс: «В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». Деятельность Будды, Лао-Цзы и Конфуция, Фалеса и Пифагора разворачивалась именно в «осевое время», благодаря их деятельности и возникла философия в разных странах независимо друг от друга.

 

Однако философия возникла не везде, в некоторых культурах рациональное знание не смогло вытеснить мифологию. Такими, в частности, являлись Египетская, Вавилонская и Иудео-палестинская культуры. Религиозное мировоззрение там сумело удержать лидирующие позиции, несмотря на достаточно высокий уровень научного знания, не противоречащий, однако, его нормам. Философия возникла первоначально лишь в трёх культурах, причём независимо друг от друга: в Индии, Китае и Греции. Отсюда берут начало три типа философствования, которые практически (до 19 в.) не взаимодействовали между собой.

 

Весьма распространённой точкой зрения при исследовании возникновения философия является европоцентризм, т.е. такая позиция, которая считает исключительно Европу (и шире – западную цивилизацию) носителем философского сознания. Таких воззрений придерживался, в частности Э. Гуссерль. Представители европоцентризма полагают, что родиной философии можно считать исключительно Грецию, что философия является духовным образованием, имеющим исток в особенностях мировоззрения и укладе жизни античной культуры. На Востоке же то, что привычно называют философией связано с религиозными учениями (Индия), с обыденной мудростью или искусством управления государством (Китай). Однако критики европоцентризма упрекают его сторонников в принижении культур Востока и в стремлении подверстать многообразие всех культур под европейский стандарт. Нам представляется, что при всех специфических отличиях восточной мысли от европейской в целом ряд восточных учений вполне может быть признан философскими, поскольку они также решали проблемы, сходные с теми, которые стояли перед античными философами, и делали это, опираясь на рациональные, логические средства.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 222. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия