Стиль барокко в искусстве Западной Европы. Барокко – один из главенствующих стилей в архитектуре и скульптуре конца 16 – середины 17 столетийБарокко – один из главенствующих стилей в архитектуре и скульптуре конца 16 – середины 17 столетий. Зародился в Италии и получил широкое распространение в странах Западной и Восточной Европы. Первый стиль в истории искусств, который охватил все виды искусства: от архитектуры до декоративно-прикладного, и все слои общества – от аристократии, до простого крестьянства. Барокко воплотил новое представление о единстве, безграничности и многообразии мира. О его драматической сложности и вечной изменчивости. Пришло на смену эпохе возрождения. Эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеального и чувственного начала, разума и рациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром вовлечённым в круговорот конфликтов среды. Характерны пышность, динамика, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов и ритмов, фактур и материалов, света и тени. Для искусства барокко характерен синтез, который создаёт торжественное, монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, площадь, улица, парк, усадьба – стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве, единое целое, которое многопланово раскрывается перед зрителем. Дворцы и церкви барокко, благодаря роскошной, причудливой пластике фасада, беспокойной игре светотени, сложным прямолинейным планам и очертаниям, приобрели живописность и динамичность. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные, декоративные композиции на религиозный, мифологический или аллегорический сюжет. В станковой живописи преобладают парадные портреты. Иллюзорность образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность с фантастикой, аффектация с подчёркнутой чувственностью, острой материальностью и натуральность форм., которая граничит с иллюзорностью. В произведения искусства барокко могли включаться реальные предметы и материалы. В живописи большое значение приобретают ритмическое, эмоциональное и композиционное единство. Преобладают яркие цвета. Датой рождения считают 1573-1584 годы, когда был построен храм «Иль Джезл» в Риме. Был построен архитекторами Джакомо Де Лафорто, Джакомо Веньоло. Начало 1580 – 90 годов, архитектор Ян Марио Бернардонни строит фарный костёл, или «костёл божьего тела», в котором воплощаются принципы барокко. Франческо Борранини – архитектор Римского барокко, одним из ярких памятников была церковь «Сан Карло Алле Куарто Фонтане». Церковь «Сан Иво» - в плане, эта церковь напоминает медовые соты, в которые «вписана» пчела. Лореццо Бернини, ещё один архитектор той эпохи. Был не только архитектором, скульптором, театральным декоратором, писал пьесы. Среди памятников, созданным им «Лестница в Ватиканском двоце» (создаёт иллюзию огромного пространства). Так же он спроектировал «Фонтан четырёх лет», создал ансамбль площади перед собором Св. Петра. Он так же наполнил собор скульптурой: «Конная статуя императора Константина», «Надгробие Папы Урбана 6ого», «Кафедра Св. Петра», «Балдахин над могилой Св. Петра». Высшим достижением творчества Бернини стал алтарь Св. Терезы, выполненный для храма «Санта Мария делля Витория» в Риме. Бернини был мастером скульптурного портрета, им были созданы «Портрет Людовика 14», «Гимоне Морпезы», «Констанции Буанорелли». В скульптуре Бернини создавал статуи на мифологический сюжет: «Аполлон и Дафна», «Давид». Живопись барокко в Италии: Творчество Караваджо. Первые работы его выполнены в бытовом жанре («Гадалка», «Шулеры», «Вакх») пишет натюрморты («Корзина с фруктами»). В конце 16 века Караваджо создаёт первые работы на религиозный сюжет («Призвание Апостола Матфея», «Мученичество Апостола Матфея») стали переломными. По композиции они близки к жанровой живописи, но наполнены внутренним драматизмом. Начиная с 1600 годов наступает высший подъём творчества Караваджо. Им были созданы такие работы, как «Обращение Саава», «Успение Марии», «Распятие Апостола Петра», «Казнь Иоанна Крестителя», «Бичевание Христа». Его работы отличаются предельным натурализмом, с помощью которого образы святых напоминают простые человеческие образы.
|