Место и роль мифа в искусстве прошлого и настоящего времени.Актуальность мифа в культуре они являются актуальной частью культуры, а не частью архаической истории. Даже если не учитывать то влияние, которое оказали на культуру современности древние мифологии, то в самой современной действительности можно найти огромное количество мифов и мифологем. Даже если не учитывать попытки современной интерпретации древних мифов, которые осуществляются в науке, искусстве, литературе, останется множество мифологических образов, возникших совсем недавно. Согласно Хюбнеру, много мифов рождают, иногда вполне осознанно, политика и идеология. Он полагает, что мифологическим является понятие нации, поскольку все национальные святыни играют роль сакрального пространства, а события, связанные с жизнью нации, уподобляются АРХЕ, первообразцу, получают священный статус. Примечательно, что этот статус не зависит от давности предмета, поскольку время, как в классических образцах мифов, замыкается на себя. Часто отождествляются человек и нация, и это единство представляется нераздельным, как у человека и Космоса. Мифологическими являются призывы жить по традициям и законам предков. К идеологическим мифам относятся идея равенства людей, национальностей и полов, недостижимая уже на биологическом уровне, идея братства людей и образ идеального правителя – вождя. Лосев в «Диалектике мифа» проводит идею мифологичности науки, поскольку её базовые гипотезы являются зачастую недоказуемыми и, следовательно, представляют собой развитую мифологию. Множество собственных мифологем содержат и различные направления искусства, не говоря уже об использовании сюжетов архаических мифологий и их современной интерпретации. Согласно Хюбнеру, искусство постепенно отрывается от мифа, но при этом, изображая реальность, пытается спасти идеальное начало, присутствующее в мифе. Поэтому его орудием становится иллюзия. Иллюзорными являются перспектива картин и скульптуры, внешне неотличимые от оригиналов. Именно эта иллюзия позволяет произведению искусства выражать высокие материи. Поскольку искусство было изгнано наукой из сферы отражения действительности, его уделом стало изображение высокого идеала. Это породило борьбу между мифическими и «демифологизированными» элементами в живописи. Однако и в новой форме возникает мифологема, только в преломлённом виде, как субъективный миф. Одновременно возникают и новые формы мифического в искусстве. Так дадаизм стал попыткой снова соединить искусство и реальность, когда каждый предмет вне связей с другими наполняется собственным символическим смыслом, ищутся священные связи, в рамках которых закон причинности и случай становятся двумя аспектами одного явления. Исследователь указывает, что полностью мифологичны представления экспрессионизма о единстве субъекта и объекта, о Космосе как организме, о неразрывной связи человека и Космоса. В. Мириманов называет базовые мифологемы русского искусства XIX – XX века, особо выделяя мифологический образ человека как «Народа». Это центральная тема творчества многих художников. Всё свершается его именем. «Народ» сопрягается с национальной идеей, которая оформлена как национальная парадигма спасения. Исследователь полагает, что искусство тоталитарного общества становится мифологическим по сути. Свидетельством этого становятся стилистическое единообразие и набор обязательных сюжетов. Отличительной чертой новой мифологии выступает навязывание картины мифа, в противовес спонтанности традиционных мифообразов. В западном искусстве миф о Человеке постигла иная судьба. В творчестве новейших направлений он постепенно изживается, растворяется в системе бытия и окружающих вещей. Искусство словно описывает мифологический круг, в котором происходит возврат к изначальным архаическим установкам единства, утверждается торжество мифа в восприятии мира. Таким образом, эрозия традиционной картины мира в рамках картезианской традиции мышления и в результате десакрализации мира, внедрение рациональных элементов не отменили её мифологической структуры и природы. Человек как центральное звено мировоззренческой картины своим существованием обеспечивает наличие мифа в культуре, выступает как постоянный генератор мифа.
|