Студопедия — Динамическая структура личности по К. Платонову
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамическая структура личности по К. Платонову






Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Уровень анализа Виды формирования
Направление личности Опыт Особенности психических процессов Биопсихические свойства Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навыки, знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства Биологического почти нет Значительно больше социального Чаще больше социального Социального почти нет Социально-психологический Психолого- педагогический Индивидуально - психологический Психо-физиологический Нейро-психологический Воспитание Обучение Упражнения Тренировка

 

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

 

Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"

с понятием "личность"

38.

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления.

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь.

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос ти)

Внешние (соци альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

39.

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. Всинтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт испособности человека, его темперамент и характер, а такжерисунок тела. Подробнее об этом:

Когнитивная сфера - все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями...). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.

Аффективная сфера - все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.

Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности. См.→

Сознание и бессознательное...

Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→

Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→

Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→

Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть. См.→

Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→

Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организмаразум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее "Я": хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело. Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело - их господин, душа и ум - их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа - помощники духа, а тело - воспитуемый ими ребенок.

Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям.

Современная психология характеризует личность, как социально-психологическое образование, сформированное в результате жизнедеятельности в обществе. Соответственно, до рождения, у каждого индивида отсутствуют личностные качества. Каждый человек индивидуален, поскольку обладает рядом личностных свойств, присутствующих только у него.

Становление личности – это прямой процесс социализации человека, направленный на освоение им общественной сущности, проявляемое только в определенных обстоятельствах жизнедеятельности каждого человека. Особо четко выделяют две различные структуры личности – социальную и психологическую. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Психологическая структура личности.

Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию. Психология характеризует личность следующим образом:

Интеллектуальность – ограниченность.

Рассудительность, стойкость, сдержанность - подверженность влиянию, суетность.

Мягкость - черствость, цинизм.

Дружелюбие, гибкость, покладистость - ригидность, мстительность, тираничность.

Реализм - аутизм.

Добросовестность, порядочность - недобросовестность, непорядочность.

Уверенность - неуверенность.

Тактичность - бестактность.

Веселость - грустность.

Общительность - необщительность.

Самостоятельность - конформность.

Разнообразие интересов - узость интересов.

Серьезность - ветреность.

Агрессивность - доброта.

Оптимизм - пессимизм.

Щедрость - скупость.

Уверенность в себе - неуверенность.

Зрелость ума - непоследовательность, алогичность.

Спокойствие (самообладание) - невротичность (нервозность).

Доброта, ненавязчивость, терпимость - своеволие,эгоизм.

Добросердечие, мягкость - злобность, черствость.

Сила воли - безволие.

Последовательность, дисциплина ума - непоследовательность, разбросанность.

Взрослость - инфантилизм.

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

Очарованность - разочарованность.

Активность - пассивность.

Экспрессивность - сдержанность.

Чувствительность - холодность.

Честность - лживость.

Бодрость - веселость.

Смелость - трусость.

Независимость - зависимость.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется способностью отлично ориентироваться в действительности и активно воспринимать ее; непосредственностью и спонтанностью в поступках и выражении собственных чувств и мыслей; принятием себя и окружающих в их истинном лице; развитием способностей и т.д.

Социальная структура личности.

Проводя исследование социальной структура личности, пришлось столкнуться с рядом теоретических преград, мешающих построить концепцию личности. Главным элементом здесь выступает личность, рассматриваемая как социальное качество. Социологическаяструктура личности состоит из субъективных и объективных
свойств индивида, которые проявляются и функционируют в процессе его жизнедеятельности. Это может быть как взаимодействие с окружающими, так и самостоятельная деятельность. В социологии крайне важным является определение момента перехода и превращения, происходящего в структуре личности

40.

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Я сегодня, при всех возможных изменениях моего будущего положения, в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, – это Я того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я.

Переживание наличие своего Я является результатом длительности процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и который обозначается как «открытия Я».

В подростковом и юношеском возрасте, в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность формируется развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ Я.

Образ «Я» — это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще — это что-то вроде внутренней картинки. В ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных: “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий /5/.

В образ Я встраивается отношение к самому себе: человек может относится к самому себе фактически также, как относится к другому, уважая себя или презирая себя, любя и ненавидя и даже не понимая себя, – в самом себе индивид своими действиями, и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он вступает как установка по отношению к себе самому /6/.

Успешному становлению в профессиональной деятельности бу дет соответствовать установочная модель Образа Я, включаю щая следующие компоненты:

1 Когнитивный компонент, когда человек с помощью мышления определяет образ себя, своих индивидуальных и профессио нальных качеств, способностей, социальной значимости и вы страивает отношение к самому себе, принимающему соответст вующие решения в деятельности. Человек получает информа цию о своих эмоциях, установках, убеждениях из восприятия своих внутренних состояний; наблюдения своего поведения, ре зультативности и успешности своей деятельности. Личность может сознательно изменить свои первоначальные установки.

2 Эмоциональный компонент, или оценочная составляющая – это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная состав ляющая воспринимается человеком с определенным отношени ем. Человек усваивает оценочный смысл различных характери стик, присутствующих в его Я-концепции. Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотивационные и уста новочные структуры являются для человека значимыми, как в личностном, так и в профессиональном становлении.

3 Поведенческий компонент это непосредственное выражение мотивов и установки в профессиональном поведении, которое модифицируется, одобряется или сдерживается в силу его соци альной профессиональной неприемлемости. Способы регуляции профессионального поведения отличаются друг от друга не только по степени интериоризации поведения, способов успеш ного достижения результатов деятельности, но и потому, с чем именно они соотносятся Выделение и анализ состав ляющих компонентов расширяет представление о профессио нальном самосознании специалиста /3, с.104/.

Образ Я – предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то вступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Я – образ – не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъектом.

Я-образ-это вместе с тем и идеальное Я субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное Я выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание. При этом важно знать, на какой идеал как образец для построения своей жизни ориентируется молодой человек, так как социальная ценность этих образцов весьма различается, а их мотивирующее значение весьма далеко.

Как отмечает в своем исследовании Воронкина Л.Б., в структуру обобщенного образа-Я студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными.

В образ-Я студента включаются знания о своих интересах, склонностях, способностях и возможностях (т.е. о своей профессиональной направленности). Я-образ студента включает следующие формы:

 Я-идеальное (идеальное представление о самом себе);

 Я-нормативное (представление о своём соответствии определенным требованиям);

 Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах) /7/.

Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, высту пает как установка по отношению к самому себе и результатам своей профессиональной деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности создает условия формирования мотивов и динамической системы представлений человека о самом себе.

Образ Я выполняет по существу, тройную функцию; спо собствует достижению внутренней согласованности личности; оп ределяет характерные особенности интерпретаций приобретенного опыта; является источником ожиданий относительно самого себя в профессиональной деятельности и осуществляет регуляцию соци­ального поведения личности. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного, в том числе, профес сионального опыта.

Образ Я представляет некое выражение смысла своего Я, комплекс ценностей. Профессионализм личности отражает деловые качества, профессиональную готовность, профессиональные мотивы и способности, профессиональное творчество и профессиональное мышление. Взаимодействие профессионализма деятельности с другими компонентами профессионального Я строится с опорой на структуру деятельности. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я.
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.
Самопознание - сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ.
Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаимодействие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании:
1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
2. Образ самого себя;
3. Отношение к себе и оценку себя родителями;
4. Чужую самооценку (например, родительскую);
5. Способы регуляции поведения;
6. Уровень ожиданий и притязаний.
Самопознание - проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей; во-вторых, изменяется и сам объект познания - личность: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.
С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только "что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и "что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.
Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов:
- "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин);
- "Я-материальное" и "Я-социальное"; образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; - "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное"...
Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции.
Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут:
1. мотивировать определенную деятельность (что может корениться в представлении об "идеальном Я", может быть результатом расхождения "Я настоящего" и "Я будущего");
2. участвовать в целеобразовании;
3. воспрещать те или иные действия;
4. детерминировать отношение к окружающим;
5. влиять на развитие тех или иных черт личности.
Самоконтроль
Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале.
Человек не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, человек часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательное отношение к себе.
Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции "объективного самосознания" оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способность к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой.
Саморегуляция
Тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.
Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потрености и притязания человека и его возможности.
самооценка = притязания / возможности.
Самооценка является "стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.
Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения.
Можно выделить 2 уровня саморегулирования:
1. Тактический - саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта;
2. Стратегический - этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.

Самосознание

Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (“образ “Я””) и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.

Вопрос самосознания человека чрезмерно сложен. Каждый человек имеет множество образов своего “Я”, которые существуют в разных ракурсах: как он воспринимает себя, как он представляет идеальное своего “Я”, каким это “Я” предстает в глазах других людей и т.д.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”” [Кон И. С. Открытие “Я”. М., 1978].

Как уже говорилось, что образ “Я” — ни неизменное, а очень динамическое образование личности. Образ “Я” может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как “реальное Я”. Но образ “Я” одновременно и “идеальное Я” субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и “фантастическое Я” — то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Конечно же, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые могли способствовать осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека.

Самооценка личности

Мера адекватности образа “Я” выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, своего места среди других людей. Именно при помощи самооценки осуществляется регуляция поведения личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа “Я”, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). В случае успеха шкала притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно снижается.

Исследования показывают, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между архитрудными и чересчур легкими задачами и це







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 226. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия