Студопедия — СОЦ. РЕАЛИЗМ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦ. РЕАЛИЗМ.






(от лат. socialis — "общественный"; см. реализм) — идеологическое направление официального искусства СССР (Советской России) в 1934—1991 гг. Начальные тенденции литературы и искусства нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. лит-pa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории в область литры («диалектико-материалистический творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы.

Термин принят постановлением ЦК ВКП(б)1 от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций". Согласно постановлению, отдельные художественные течения, организации, объединения и группы ликвидировались, а деятели искусства, "участвующие в социалистическом строительстве и поддерживающие платформу советской власти", объединялись в единые творческие союзы: советских писателей, архитекторов, музыкантов, художников ("не поддерживающие" оказывались вне закона и без средств к существованию, поскольку только творческие союзы распределяли заказы на художественные произведения ). Термин "соцреализм";,вероятно, придуман Горьким. Достоверно известно, что Горький поддержал Сталина в необходимости создания единого творческого метода советских писателей и художников и обозначения его термином, аналогичным диалектическому материализму в философии. На первом съезде советских писателей в 1934 г. прозвучало теоретическое обоснование этой идеи в том смысле, что "социалистический реализм" вобрал в себя все лучшее, выработанное историей мирового искусства: классическое искусство античности, гуманистические традиции эпохи Возрождения, французского Ренессанса и эпохи Просвещения, "критического реализма" XIX в. Однако только "социалистический реализм" наиболее полно, с научных позиций отражает действительность, главным содержанием которой, согласно марксистскому учению, является классовая борьба. А в условиях обострения классовой борьбы, сопровождавших советскую власть постоянно, художники, не следующие "главному методу", не являются "реалистами" и становятся врагами этой власти, с которыми власть имеет полное право бороться. Принцип "партийности", дополненный принципами "народности" и "идейности", превратился в идеологическое обоснование войны с инакомыслящими. Деятельность творческих союзов "направляли и контролировали" партийные органы, сросшиеся с карательными органами советского государства. Нивелировалось различие понятий художественного творчества и политической пропаганды (лат. propagare — "рассаживать, разводить, распространять"; сравн. "агитационное искусство"; трентино). Первыми опытами внедрения новой государственной политики в области искусства была разработка и поддержка программ объединений АХРР и Пролеткульт. Формула "социалистический реализм" мифологична, поскольку реализм в искусстве не может быть ни социалистическим, ни капиталистическим, советским или пролетарским. Однако М. Горького, изобретателя этого фантастического определения, называли романтиком революции и "единственно верующим писателем". Начало казалось романтичным. Критик А. М. Эфрос (в 1937 г. высланный из Москвы) называл соцреализм "советским стилем искусства будущего". "Башня Татлина" (проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным) явилась прообразом проекта Дворца Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя. Появились ясные, унифицированные образы "героя" и "врага". Появились простые, "похожие на жизнь" изобразительные формы, которые и приняли за реалистические. Идеологический расчет был прост: простота и доступность искусства создавали ощущение, что светлая и прекрасная жизнь рядом, что она существует в действительности. Метод соцреализма снимал противоречия материального и духовного, действительного и идеального. Манипулируя сознанием людей, идеологи "социалистического реализма" сумели сделать так, что простое, обыденное, понятное стало казаться художественным. Осуществилась, наконец, мечта Н. Г. Чернышевского о достижении эстетического идеала в искусстве средствами самой жизни. Однако вместо идеала, свойственного подлинному Классицизму, появились шаблон, карикатурность. Вместо художественного стиля — эклектика, поскольку невозможно "вобрать в себя все лучшее", как учили классики марксизма, не став эклектиком. Так называемый художник "социалистического реализма"; переставал быть автором, он выступал не от своего имени, а от имени "подавляющего большинства советского общества. С помощью отлаженного механизма государственных заказов, заранее обещанных премий, творчеством художников стали управлять чиновники. В такой ситуации автору было выгодно, следуя испытанным шаблонам, изготавливать некий полуфабрикат, безликий черновик произведения, как можно менее проявляя свою индивидуальность. Затем, после обсуждения, "одобрения" и внесения всех поправок, изготавливался объект, который "доводился" всем коллективом и успешно "проходил" конкурсные ступени. Так появлялись безликие памятники, герои своего времени, образы мускулистых революционных матросов и рабочих, шахтеров с отбойными молотками и девушек с веслом. В 1947 г. была учреждена Академия художеств СССР. Еще ранее от преподавания были отстранены опытные мастера. С 1947 г. началось "триумфальное шествие" кумира масс живописца А. И. Лактионова, поражавшего неискушенную публику иллюзорностью письма, "абсолютной похожестью" портретов популярных людей (см. кич). Основами успеха стали стандартность мышления, следование клише и нейтральность, незаметность техники и художественной формы, вернее, форма, художественность которой сведена к нулю (см. композиция; натурализм). Многие художники добровольно принимали правила игры в мимикрию, отказываясь от убеждений в обмен на некоторые "послабления", возможность хоть какой-то имитации творческой жизни и даже разрешения на "вольные сюжеты", долю "свободомыслия". Самые одиозные произведения "социалистического реализма" можно рассматривать в качестве варианта американских комиксов, которые отражают соединение массового сознания, мещанских вкусов, склонности обывателя к примитиву и суррогатам "положительных героев". Результатом сговора, своеобразного брачного контракта между обществом и аппаратом государственного насилия стало сращивание натуралистических форм академического искусства с идеалами мещанина. Искусство соцреализма все же оставалось в значительной степени консервативным, мещанским и сентиментальным. Отсюда массовое умиление ролью Сталина-художника, отца, наставника, который больше всех знает и лучше других все понимает. Этим объясняется стремление к ампирным формам. Искусство соцреализма не столько тотальная идеология, сколько инфантилизм и "социалистический сентиментализм". Б. М. Иофан, не реализовавший идеи "ампирного" проекта Дворца Советов в Москве, переработал классическое наследие "в духе советской тематики". Он взял за основу античную скульптурную группу "Тираноубийцы" и, соединив ее с образом Ники Самофракийской, получил весьма выразительную группу "Рабочий и колхозница " (динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом) с новыми советскими атрибутами — серпом и молотом. Композицию выполнила из нержавеющей стали скульптор В. И. Мухина, ранее учившаяся в Париже у Э.-А. Бурделля, мастера монументального стиля. Произведение оказалось столь удачным, отразившим "дух времени", что на долгие годы стало неофициальной эмблемой советского государства. В отличие от Классицизма, Романтизма или даже жестко идеологизированного стиля Ампир во Франции начала XIX в. в произведениях "социалистического реализма" XX в., разнообразных по жанрам, темам и сюжетам, не устанавливаются и не разграничиваются способы формообразования (что является непременным условием возникновения художественного стиля). Соцреализм равнодушен к проблемам формы в изобразительном искусстве и, следовательно, к изобразительному искусству как таковому. Творческий метод, способ изображения, красота формы, стиль, техника, манера не играют роли. Примечательно, что даже изображения выдающихся памятников классической архитектуры оказываются на картинах соцреалистов стилистически стертыми, безликими. Такое положение привело к длительной изоляции "советского искусства" от исторических корней европейской культуры и эллинистической традици.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 191. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия