Студопедия — МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ






В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую систему надо понимать в узком и широком смысле. Мировая система – концепция современного социального мира, которая рассматривает его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой. И. Валлерштайн (197б г.) предложил различать:

1) мировые империи;

2) мировые экономические системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже – религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются. Мировые империи – множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование.

Мировая экономическая система – совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Мировые экономические системы – страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные.древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в б0-80-е гг. XX в. входили несколько государств. У них не было единого правительства, каждая страна – суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен.

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле.

С понятием «мировая система» тесно связано понятие «глобализация». В процессе взаимодействия различные сообщества оказывают определенное влияние на другие образования, одновременно подвергаясь их влиянию.

Глобализация – процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические интересы в своих интересах.

 

20.Культура как ценностно – нормативная система. Сущность культуры. Основные элементы культуры (язык, ценности, обычаи, нравственные нормы, правовые нормы, идеология.).

Культура (от лат.сга - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.

Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную.

Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводиться и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная культура, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура класса) и т.д.

Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая всю сферу материальной деятельности и ее результаты.

Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание. К таким основным компонентам культуры обычно относят язык, ценности, верования, нормы.

Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие "есть" может быть представлено комбинацией разных звуков (сравните русское "есть", английское - eat, немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию "есть", и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Определяющим элементом культуры являются ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения. Ценность -это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта (человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. В социологии часто употребляется категория "социальная ценность", т е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании. По-существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.

В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а что - нет, что полезно, а что - вредно, что допустимо, а что - недопустимо и т.п. Социальные ценности выступают как совокупность жизненных целей и средств их достижения. Для одних индивидов в качестве жизненной цели может выступать, скажем, обеспечение счастья любимому человеку, а в качестве средства ее достижения - неустанный труд, для других в качестве цели - материальное благополучие, а в качестве средства - любые, в том числе и преступные, действия. Принимаемые личностью социальные ценности называются ценностной ориентацией. Иначе говоря, ценностная ориентация - это осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

В рамках общества ведущие ценности большинства людей едины. Вместе с тем, целостность системы ценностей предполагает наличие в ее рамках различающихся систем ценностей социальных общностей, классов, групп.

Мир ценностей может выступать как в виде стихийно сложившихся представлений, убеждений, мнений, так и в виде строгой, логически обоснованной, аргументированной доктрины - в виде идеологии (от греч. idea -идея, представление и logos - учение). Существуют три основных значения термина "идеология". В первом случае под ней понимаются система взглядов, идей и убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу и выражаются интересы различных социальных групп, классов, обществ Иначе говоря, это есть некая совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей (например, коммунизм).

В марксистской традиции под идеологией понимается логическое сознание, выражающее специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества.

В социологической интерпретации идеология предстает в виде системы взглядов, идей, выражающих конкретные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Она может рассматриваться в качестве средоточия классового социального интереса в отличие от объективного научного отражения социальной реальности. Но вместе с тем идеология, опирающаяся на объективное социальное знание, становится научной.

Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие "норма" в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.

Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим, мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги;

отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.

Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни. Исторически и логически нормы связаны с оценкой и ценностями. В процессе освоения социальной реальности социальные субъекты, учитывая предшествующий исторический опыт, сохраняют лишь то, что представляет для них наибольшую социальную значимость, ценность. В определенном смысле социальную норму можно рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки тех или иных видов, форм, типов, взаимодействий При этом социальная норма не обязательно выражает реальное поведение, а предполагает существование нормативного поведения. Это не просто наиболее часто встречающийся образец. Норма означает наличие признания, согласия и предписания, поскольку самим термином обозначаются ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Отклонения от норм наказываются санкциями.

Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.

Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы).

Обычаи - это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция (от лат. traditio - передача) - механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.

Нравственные нормы (нравы) представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.

Формой социально санкционированного упорядоченного символического поведения является ритуал. Ритуал (от лат. ntualis - обрядовый) - это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями ценностями, институтами, историческими событиями, людьми природными объектами и т д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле)

Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы:

во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях с другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности. В Древнем Риме понятие "нравы" обозначало самые уважаемые и священные обычаи. Если мы неправильно используем вилку или нож для еды, то это небольшая оплошность, могущая вызвать лишь небольшое замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, бросая ребенка и мужа, то это подрывает основы семьи, ее благополучия и жизнедеятельности. Такого рода коллизий общество стремиться избегать, выстраивая систему нравственных норм. При этом необязательно, чтобы действия, запрещаемые нравственными нормами, были действительно вредными для общества (например, запрет мусульманам употреблять в пищу свинину), главное, чтобы люди верили в правильность или неправильность действий.

Очевидно, что в каждой культуре существуют свои нравственные нормы, иначе говоря, что считать нравственным, а что безнравственным поведением зависит от культуры конкретного общества или общности.

Особой формой нравов является табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют (например, на кровосмешение, каннибализм и др.).

Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (например, в воспроизводстве членов общества, каковую потребность выполняет семья). Эти системы обычаев и нравственных норм называются институциональными Их особенность заключается в том, что они сознательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им, а также возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, традиции и ритуалы становятся высокостандартизирован­ными, взаимосвязанными. Например, банки как экономические институты имеют нормативные кодексы, которые включат обычаи и нравственные нормы, сопутствовавшие простому обмену. Таким же образом формировались, скажем, кодексы чести дворянина, моряков и т.п.

Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма - это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы - это формализированные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд и т д.).В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 229. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия