Студопедия — Аристотель. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аристотель. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским






Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем — в Метилену. Через некоторое время Аристотель — воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах он создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греч. "peripateo" — прогуливаюсь). После смерти Александра (323 г. до н.э.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в "безбожии", но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где умер через год в 322 г. до н.э.

Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп:

1) логические труды под названием "Органон", куда входят "Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика", "О софистических опровержениях";

2) книга о бытии "Метафизика";

3) естественнонаучные произведения — "Физика", "О небе", "О частях животных" и др.;

4) этические произведения — "Никомахова этика";

5) трактат "Политика";

6) работы по риторике и поэтике — "Искусство риторики", "Поэтика".

Этот перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов.

Стоики

Среди философских направлений этой эпохи следует назвать стоицизм. Он зарождается на рубеже IV–III в. до н.э. Его основателем считается Зенон из Китиона. Принято говорить о Древней Стое — это Зенон, Клеанф и Хрисипп; Средней Стое — Посидоний; Новой Стое — это мыслители-римляне (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

Стоицизм основывается на идеях Гераклита о едином космосе, логосе, который управляет всеми. Этот же логос характеризуется как разум космоса, как бог, а человек и человеческая душа рассматриваются как причастные логосу. Человеческий разум предстает как частичка божественного разума, логоса вселенной, и после смерти душа как частичка возвращается в общий космический разум.

Для стоиков характерна идея власти судьбы над людьми, идея абсолютной предопределенности человеческой жизни внешней силой. Вместе с тем, мы находим в стоицизме новый мотив, которого раньше в философии не было: человек, по крайней мере, человек мудрый, оказывается у стоиков автономным, самостоятельным, независимым от судьбы и ее превратностей. Стоицизм понимается как стойкость перед ударами судьбы, что человек не поддается судьбе, сохраняя свою самобытность. Этот мотив проявляется в том, что происходит разграничение благ на блага истинные и безразличные. К числу истинных благ относится лишь одно — добродетель, то есть способность исполнять свой долг, способность вести себя должным, надлежащим образом в любых обстоятельствах, отстраняя от себя всякие корыстные мотивы и подчиняя свое поведение высшему благу. Эта добродетель принадлежит только человеку и неподвластна никаким превратностям.

Основным достоинством стоики считали невозмутимость и свободу от внешнего мира и от собственных страстей. Они разработали основные правила "науки смерти"; считали, что настоящий мудрец не должен бояться смерти — это и есть философия. Здесь стоики обратились к уроку смерти Сократа, с той, однако, разницей, что в основе их философии лежал принцип безразличия, бесстрастия — апатии.

Рассмотрим некоторые дошедшие до нас тексты стоиков[22]:

Сенека о Боге: "Угодно тебе назвать его судьбой? Ты не ошибешься. Он тот, от которого все зависит; в нем причина всех причин. Угодно тебе наименовать его проведением? И тут ты будешь прав. Он тот, чьим решением обеспечивается этот мир… Угодно тебе наименовать его природой? И это не ошибка, ибо из лона его все рождено, его дыханьем мы живем. Он все то, что ты видишь; он весь слит со всеми частями, поддерживая себя своей мощью".

"Непрестанное течение времени постоянно сообщает юность беспредельной вечности". (Марк Аврелий).

"Что бы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе от века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием". (Марк Аврелий).

"Кто видел настоящее, тот уже видел все, бывшее в течение бесконечной вечности, и что будет в течение беспредельного времени, ибо все однородно и единообразно". (Марк Аврелий).

"Солнечный свет един, хотя и дробится стенами, горами и бесчисленным множеством других предметов. Едина общая сущность, хотя она и раздроблена между множеством существ и особых образований". (Марк Аврелий).

"Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним". (Марк Аврелий).

"Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай так, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, — и проживешь счастливо". (Эпиктет)

"Не вещи смущают людей, но их мнение о вещах. В смерти, например, нет ничего страшного. Страшно мнение, потому что оно представляет смерть страшною". (Эпиктет).

"Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит". (Эпиктет).

"Все прилежание употребить должно на исправление ума нашего". (Эпиктет).

"Не рассуждай с невеждами о правилах мудрости, но если ты совершенно оное вразумил, покажи их в своих поступках". (Эпиктет).

"Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным". (Сенека).

"Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!" (Сенека).

 

 

Эпикур

 

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) — древнегреческий материалист, основоположник эпикуреизма. Главным последователем Эпикура был римский философ, поэт Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э.).

В эпикуреизме радикально меняется постановка вопроса о задачах философии. Философия у Эпикура теперь ориентирована на человека, его жизненные потребности, на способы достижения счастья, то есть в центре философии — этические проблемы. Этика Эпикура основана на атомистической натурфилософии и материалистическом сенсуализме: реальным является лишь бытие отдельных атомов, а все их образования (вещи, космос) — вторичны; истинно то, что мы ощущаем, только ощущения не обманывают. Эпикур говорит о трех типах движения атомов: 1) падение атомов по прямой вниз; 2) самопроизвольное отклонение атомов. Отклонение — это душа атома, его свобода, и после самопроизвольного отклонения атома появляется третий вид движения атомов — их отталкивание и сцепление в физические тела.

У Эпикура атом — это индивид с его самосознанием, а индивид есть единство телесности и духовности. Это и ограничивает от других индивидов и заставляет вступать с ними в отношения. Самопроизвольное отклонение атомов — это обоснование свободы воли, самоопределяемости человеком своего поведения.

Взгляды Эпикура на проблемы этики оформлены в целостную систему, которая часто называется эпикурейской этикой. Для Эпикура счастье — удовольствие. При этом он указал, что под удовольствием следует понимать отсутствие страданий. Этот этический принцип удовольствия как основа счастья, по мнению Эпикура, не имеет ничего общего с гедонизмом. "Когда мы говорим, — писал он Менекею, — что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог".[23]

При выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение.

"От благоразумия произошли все другие добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно".[24]

Удовольствию эпикурейство придавало значение цели жизни — это состояние духовной стабильности (атараксии), [25] которое может выработать в себе лишь мудрец, способный преодолеть страх смерти. Душа человека, по Эпикуру, умирает вместе с телом, т.к. она как тело, состоит из атомов. Смерти не следует бояться, говорил он, ибо пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, нас уже нет. А значит, смерти нет ни для живых, ни для мертвых. Вот как он писал об этом в "Письме к Менекею": "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной…".[26]

У Эпикура проявляются индивидуалистические тенденции. По его мнению, нужно уклоняться от участия в делах общества и сосредотачиваться на своих частных делах. "Живи незаметно", "Возделывай свой сад", — таков призыв Эпикура. Это был поворот по сравнению с полисной нравственностью.

 

Кант

Иммануил Кант (1724–1804) — титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля.

Кант родился в Кенигсберге в Пруссии, после окончания школы поступил в Кенигсбергский университет. Успешно защитив диссертацию, он стал приват-доцентом, читал разные курсы в Кенигсбергском университете. В 1770 году стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти.

Жизнь Канта бедна событиями. Он жил спокойной и размеренной жизнью, путешествовал мало и приобрел репутацию очень пунктуального человека. Ежедневно совершал прогулки в точно назначенное время, и люди могли сверять часы по этим прогулкам. Одним из редких случаев, когда он опоздал на прогулку после обеда, был тот день, когда Кант читал книгу Руссо "Эмиль". Имел много друзей, его уважали и им восхищались все те, кто знал его, но его социальная жизнь была также регулируема, как работа. Он заслужил репутацию живого лектора, хотя никто не мог это сказать на основании его работ, которые трудны для понимания. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.

По Канту, человек — творец трех реальностей: 1) эмпирической, 2) теоретической, 3) метафизической (смысловой). Умопостигаемый мир Канта — это совокупность "разумных существ как вещей самих по себе". Человек — вещь сама по себе. В философии Канта сформировалось понимание человека как субъекта. До Канта "субъект" — это просто подлежащее, то, чему приписываются свойства, или субъект понимался как душа, носитель характера, привычек. Но только у Канта речь идет о субъекте как особой способности — ставить цели, субъекте как источнике целеполагания, сознательной деятельности. Человек, следовательно, понимается Кантом как субъект, а мир явлений, создаваемый субъектом, его деятельностью — как объект.

Мир вещей в себе закрыт для чувственности, недоступен разуму теоретическому; открывается лишь практическому разуму, или разумной воле. Функция воли — устанавливать принципы нравственного действия. Качество практического разума — свобода как независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Свобода человеческой воли заключается в том, что она определяется тем законом, который сама устанавливает над собой, признавая его высшим, исключительно внутренним законом разума — то есть нравственным законом. Значит, именно в практической деятельности человек, по Канту, раскрывается как субъект свободы, субъект морального поведения.

Человек, по Канту, есть существо двойственное — это и вещь сама по себе, а с другой стороны — явление, и в человеке связаны эти два мира, на которые распадается действительность.

С одной стороны, любая деятельность человека определяется жизнью, миром явлений, а с другой стороны, человек выше, глубже мира явлений, опирается на разум, находящийся вне мира явлений. Человек находит в самом себе закон, гласящий: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла стать во все времена принципом всеобщего законодательства"; "… поступай так, чтобы и человек и в его лице человечество никогда не были только средством, а всегда целью самой по себе". (Эта формулировка категорического императива Канта — повеления, которому человек следует в практическом поведении). Человек свободен либо принять требования нравственного закона, либо отвергнуть. Для человека как вещи в себе свобода возможна, а для человека как явления свободы нет.

Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант ограничивает знание, чтобы дать место вере. Сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше его.

В послекантовской философии формируется представление о принципиальном различии природы, где действуют законы причинности и необходимости, — и культуры, где действует принцип целеполагания.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 247. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия