Природа возвышенного
Возвышенное — категория, в которой воплощается единство природного и социального содержания эстетического как совершенной дисгармонии[67]. Теоретическое рассмотрение этой категории привело Е.Г. Яковлева к определению: онтологически возвышенное — воплощение эстетического как совершенного в его дисгармоничности. В то время как в прекрасном выражено гармоническое отношение между человеком и объектом и гармоническое в самом человеке, — в возвышенном выражено соотношение фактической безграничности объекта, его превосходство над человеком, в то время как сам человек стремится к его созерцанию или осмыслению[68]. В феноменологическом аспекте возвышенное, по Яковлеву, есть преодоление этой дисгармонии в общественной и индивидуальной практике человека. Конкретное проявление феномена возвышенного — героическое и подвиг (выхождение за пределы обыденного поведения, норм социального бытия). В категории возвышенного выражается сознание единства человека и природы, снятие дисгармоничной противоположности конечности человека и вечности природы, как осознание вечности мира[69]. Антипод возвышенного — ужасное, в котором отражена непреодолимая дисгармония между человеком и миром. Здесь природные или социальные явления, властвующие над человеком, выступают как грозные и разрушительные силы. К примеру, искусство экзистенциализма антивозвышенно, так как проповедует идею абсурдности человеческого бытия[70]. Яковлев приводит интересный пример из зарубежной литературы. Франсуа Мориак в одном из своих поздних рассказов «Обезьянка» создает ситуацию абсолютной безысходности, в которой отец и сын совершают самоубийство. Неизбежность такого выбора отец оправдывает тем, что жизнь абсурдна и жестока. Прежде чем совершить то, к чему ведет его сын, он размышляет: «Это его сын, его подобие, перед ним вся долгая жизнь, а он уже достаточно настрадался и сейчас страдает. Но пытки лишь начались, одни палачи у человека в детстве, другие в юности». Экзистенциализм не видит выхода из ситуации абсурда, противоречия человеческой жизни для него абсолютны и неразрешимы, и поэтому в этой жизни не может быть места возвышенному[71]. Действительно, ужасное, страдание и абсурд не совместимы с возвышенным, в котором заключены потенциальные возможности преодоления трагического, ужасного и страдания. Гносеологический аспект возвышенного заключается, по мнению Яковлева в том, что оно побуждает человека на познание неизведанного великого в природе, обществе и духовной жизни, пробуждает в нем неприятие обыденного, общепризнанного, повседневного, открывает для него неизведанное в нем самом и в мире, порождает стремление восстановить или вновь создать гармонию мира как нечто прекрасно-возвышенное[72]. Как подчеркивает Яковлев, гносеологически категория «возвышенное» находится в определенном отношении с категорий «величественное». Величественное вызывает у человека чувство успокоенности, удовлетворенности и уважения. Возвышенное же вызывает совершенно противоположные чувства. При его восприятии у нас возникают чувства восторга, преклонения, восхищения, а иногда тревоги. Эти чувства амбивалентны, двойственны, в них соотносится ограниченность Моего бытия и безграничность бытия возвышенного. Это переживание затем перерастает в ощущение значительности моего Я, возвышенное становится как бы содержанием субъекта. Социальное значение возвышенного, по Яковлеву, заключается в том, что оно формирует в человеке благородство и широту взглядов, нравственно совершенствует его, способствует формированию активной жизненной позиции. Неожиданное осознание этого является величайшим импульсом к действию, к творческому преобразованию себя и мира; в нем человек порывает со своим эгоизмом и живет высокими социальными интересами[73]. Итак, если прекрасное — это положительная общечеловеческая ценность явлений, которыми общество уже полно и свободно владеет, то возвышенное — эстетическое свойство предметов, имеющих положительное значение для общества и таящих в себе огромные, еще не освоенные потенциальные силы. Эти непокоренные силы (сфера несвободы) порою грозны. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы, в ее очеловечении — все это отражает возвышенное как категорию эстетики. Воспринимая возвышенные явления в природе и обществе, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться и эстетически отрицательная эмоция, и даже чувство страха. В зависимости от акцента на тот или иной момент восприятия (восторг — страх) различают две разновидности возвышенного; возвеличивающее мощь человека и подавляющее его. Между этими крайностями — веер оттенков возвышенного. Благородство ума и нравственные качества необходимы не только для того, чтобы творить возвышенное, но и для того чтобы воспринимать его. «Для лакея не существует героя» — гласит французская поговорка. Лакейская психология имеет свои представления о величии. А. В. Гулыга в своей книге приводит интересный пример. В одном из «Невыдуманных рассказов» И. Зверева есть описание семинара по психиатрии. Профессор демонстрирует больного манией величия, который скучно и незатейливо отвечает на вопросы. Его спрашивают о фамилии и ждут в ответ: «Наполеон», «Пушкин», но слышат: «Я — товарищ Панькин». Спрашивают о роде занятий. Ответ: «Заведующий трестом столовых». Когда больной уходит, профессор резюмирует: «Мания величия. Типичнейшая. На самом деле он не Панькин, а Федоров. И он буфетчик, а никакой не заведующий». Гулыга делает следующий вывод: помутненное сознание выдает тайны нормального, а данном случае безнадежно примитивного: мания величия убогого ума — убога[74]. В этике эквивалентом возвышенного как эстетической категории выступает героическое. Подвиг — деяние, наполненное нравственным смыслом; он может быть связан с риском для жизни, с гибелью, а может иметь характер повседневного нравственного поведения. Древние различали пафос и этос. Пафос — чувство, страсть, исполненный энтузиазма порыв, воодушевление, подъем; этос — обычай, в котором проявляется нравственный характер. И то и другое — оттенки возвышенного. Итак, возвышенное — это объективное эстетическое свойство, присущее предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по отношению к ним человек не свободен.
|