Студопедия — Политическая культура — это ценностные ориентации инди­видуальных субъектов политики, мотивирующих их поведение и отношения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическая культура — это ценностные ориентации инди­видуальных субъектов политики, мотивирующих их поведение и отношения.






Рис. 3.10. Компоненты структуры политической культуры

Какова структура политической культуры человека? Она включает четыре основных компонента, неразрывно взаимо­связанных: познавательный, эмоционально-чувственный, оце­ночный, поведенческий (см. рис. 3.10).

 

Познавательный компонент отражает субъективное, истин­ное или ложное знание о политических явлениях, событиях, процессах. Эмоционально-чувственный компонент дает пред­ставление о психологических характеристиках людей, участву­ющих в политике, мотивации их поведения. Оценочный компо­нент включает мнения, суждения человека о политической действительности.

Названные компоненты — духовно-мировоззренческая основа политических действий. Они — источник мотивации поступ­ков, личностного самоопределения в политических целях и ин­тересах, средствах и методах их реализации.

Согласно теории, политическая культура представляет собой ценностные ориентации человека относительно политической действительности, собственной политической деятельности, ин­ститутов политической системы. Они материализуются (вопло­щаются) в культуре политического сознания, культуре политичес­кого поведения, культуре политических институтов.

Рис. 3.11. Функции политической культуры

Культура политического сознания проявляется в мировоззре­нии индивидов, их политических знаниях, убеждениях, целях, интересах, нормах межличностных отношений, мотивах по­ступков.

 

Культура политического поведения «заявляет о себе» в харак­тере и социальной полезности политической деятельности, ци­вилизованности взаимосвязей индивидуальных и групповых субъектов политики.

Культура политических институтов выражается в степени демократичности их отношений с гражданами и обществом, содержании, средствах и методах, качестве и результатах управ­ления социально-политическими процессами и конфликтами.

Политическая культура выполняет общественно-полезные функции (см. рис. 3.11).

Для современных обществ идеалом является демократическая культура.

► Усваивая демократическую культуру, личность приобща­ется к политике, обретает необходимые качества созна­тельного и активного субъекта политического процесса.

► Предписывая обществу определенные стандарты, образ­цы и нормы политического бытия, демократическая культура выступает эффективным регулятором социаль­но-властных отношений и созидательных действий граж­дан.

►Демократическая культура — незаменимый инструмент консолидации общества, прогрессивных изменений во всех сферах его жизни.

►Только на основе демократической культуры возможно цивилизованное взаимодействие институтов государства и гражданского общества.

Политическая культура общества есть совокупность цен­ностных ориентаций его граждан, «духовный код» политичес­кой деятельности. Она интегрирует политические традиции, опыт, особенности сознания, мировоззрения, мифы, символы, предрассудки, образцы поведения, предпочтения и требования общества.

Ценностные ориентации составляют сердцевину нацио­нального характера, определяют политические идеалы, пред­ставления, убеждения, нормы, мотивы поведения и отношений субъектов политического процесса.

В политологии используются способы классификации поли­тических культур в зависимости:

►от субъекта политики (политическая культура личности, социальной группы, национальная, общечеловеческая);

►от сфер политического процесса (политическая культура управления, отношений, поведения, участия);

►от характера политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная);

►от уровня цивилизованного участия граждан в политике (подданническая, патриархальная, активистская);

►от степени распространения в обществе (массовая, эли­тарная, доминирующая, субкультура, контркультура).

Важно уяснить основные типы политической культуры и их характерные черты (см. рис. 3.12).

Демократическая культура сориентирована на демократи­ческие ценности, правовое государство и гражданское общес­тво. Она предполагает свободное участие в политике, плюра­лизм, консенсус и компромисс. Это идеальная модель полити­ческой культуры, благоприятствующая демократической ста­бильности.


В какой-то мере такая культура свойственна относительно стабильным и преуспевающим демократиям — Великобрита­нии и США. Однако лишь в определенной степени. Исследова­ния, проведенные американским политологом Г. Алмондом, по­казали, что реальное политическое поведение граждан демо­кратических стран редко отвечает этой идеальной модели. «Их [граждан — авт.] нельзя назвать ни хорошо информированны­ми, ни глубоко включенными в политику, ни особо активны­ми; а процесс принятия электоральных решений является чем угодно, только не процессом рационального расчета» (Полито­логия: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. — М., 2000. - С. 566)

Рис. 3.12. Типы политической культуры

 

 

Г.Алмонд обнаружил явное несоответствие между полити­ческим поведением граждан демократических стран и критери­ями демократической политической культуры. Главная причи­на этого несоответствия — недостаточно плодотворное и про­тиворечивое функционирование наиболее стабильных и пре­успевающих демократий. Именно поэтому люди не живут со­ответственно идеалу активного гражданина, а многие из них играют пассивную роль «подданных».

Сердцевину авторитарной политической культуры состав­ляют автократические традиции и ценности политической жизни. Личность с таким типом культуры предпочитает непре­рывную опеку государства, возлагает свои надежды на неогра­ниченное и бесконтрольное полновластие его органов. Ей при­сущи такие качества, как страх и раболепие перед властью, кон­серватизм, политическая пассивность, агрессивность, пред­расположенность к мышлению в мрачных и жестких формах, невосприимчивость к инновациям, вера в мистическое предна­чертание собственной судьбы.

Тоталитарная культура свойственна обществам с всеобъ­емлющим и жестким контролем государства. Большинству граждан присущи некритическое восприятие действий тотали­тарных лидеров, политическое равнодушие, конформизм или позиция «нейтралитета» по отношению к политической систе­ме и ее институтам. В условиях монополии тоталитарной культу­ры в общественное сознание и поведение насильственно внед­ряются идеологические стереотипы и догмы, ценности и уста­новки, несовместимые с демократическими нормами жизни.

Патриархальная культура отличается почти полным безраз­личием людей к политике. У граждан не развиты политические ориентации и интересы. Они имеют смутное представление о государственной власти и ее социальной роли, неопределенно или негативно к ней относятся.

Подданническая культура сориентирована на односторон­нюю зависимость индивида от государственной власти, ее ин­ститутов и учреждений. Отношение граждан к политической системе в основном потребительское и конформистское. В об­щественном сознании господствует убеждение в социальной незащищенности человека, незыблемости политических по­рядков, бесплодности усилий по их изменению и совершен­ствованию.

В западной политической культуре устойчивы тенденции де­мократизации общественных отношений, консенсуса между государством и гражданским обществом. Здесь сильны соци­альные основы политических преобразований — многочислен­ный средний класс, относительно высокий материальный уро­вень жизни граждан, их заинтересованность в политической стабильности и прогрессивных изменениях в политической сфере.

Для восточной политической культуры характерно крити- чески-негативное отношение к западным ценностям. Укоре­нилось общественное мнение, что они подрывают националь­ные традиции и обычаи, духовно-нравственные устои семьи и взаимопонимания между людьми. Унаследованные от пред­шествующих поколений представления о политике «диссони­руют» с демократическими идеалами. В странах Востока устой­чивы традиции авторитарного правления, сильна роль ислама в политической жизни, непредсказуемы перспективы формиро­вания гражданского общества.

Политическая социализация

Политическая социализация — процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, необходимых для сознательного, добровольного и эффективного участия в управлении обществом.

Политическая социализация осуществляется в каждом кон­кретном обществе, в каждом государстве, независимо от фор­мы правления. Благодаря этому процессу, новые поколения граждан приобщаются к политике (политическому опыту, по­литическим традициям, политическим ценностям, образцам поведения предшествующих поколений). Они овладевают не только знаниями, но и навыками сознательного выполнения политических ролей, свободного и полноправного участия в политической жизни. В результате политической социализа­ции индивидуум становится (или не становится) сознательным и активным субъектом политики.

Понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским психологом Г. Тардом.

На политическое становление и развитие личности воздей­ствует совокупность факторов:

макросреда — уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, политический курс государства, культу­ра взаимоотношений и деятельности субъектов политики, ха­рактер эпохи и политической системы, национальные и между­народные средства массовой информации и коммуникации;

микросреда — трудовой коллектив, учебное заведение, семья, общественные объединения, группы общения; образо­вание и воспитание человека; социально полезная деятель­ность (включая политическое участие); социальное положение личности, ее биогенетические особенности и природно-гео- графические условия жизни.

В реальной общественной жизни указанные факторы полити­ческой социализации личности «переплетены» и оказывают мно­гостороннее и противоречивое воздействие на политическое со- шание и поведение человека.

Гражданское и политическое «созревание» человека проис­ходит поэтапно. Исходный его пункт — семья, школа, образо­вательный процесс, ближайшее окружение, СМИ. На этом «первичном» этапе человек получает некоторые представления о политике, духовной культуре, образцах общественно-полез­ного поведения, государственном устройстве, политических деятелях. На последующих этапах юный гражданин открывает для себя роль власти; у него формируются представления о по­литической жизни, социальных предпочтениях, ценностях и нормах. По мере накопления личного опыта и знаний, участия в деятельности молодежных организаций, школьной жизни че­ловек поднимается на качественно новую ступень политичес­кой социализации.

Очередной этап социализации приходится на возраст от 18 до 30 лет, когда совершеннолетний гражданин получает право участия в выборах органов государственной власти. Непосред­ственное и опосредованное участие в политической жизни ус­коряет процесс социализации, наполняет его более глубоким и осознанным смыслом. Человек обретает способность свободно самоопределяться в системе политических отношений, самос­тоятельно принимать решения об участии (или неучастии) в политике.

Политическая социализация личности продолжается в те­чение всей жизни. Человек обогащается социальным и полити­ческим опытом, расширяет политический кругозор, корректи­рует свои ценностные ориентации и поведение. Его политичес­кие действия становятся более осознанными и целенаправлен­ными, а политические убеждения и оценки — более критичны­ми.

Типы политической социализации

►Гармоничный — человек уважительно и конструктивно от­носится к государству и обществу, законам и институтам власти, добросовестно исполняет конституционные обя­занности.

►Гегемонистский — отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим систе­мам, кроме «своей», национальной.

► Плюралистический — гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития.

► Конфликтный — гражданин ориентируется на политичес­кое противостояние с властными структурами и оппо­нентами, поддерживает равноправные и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или об­щественной организации.

Результаты политической социализации «материализуют­ся» (воплощаются):

► в культуре политического сознания и поведения личнос­ти, позволяющей адаптироваться в конкретной полити­ческой системе и выполнять в ней определенные функ­ции;

► в культуре взаимоотношений и деятельности субъектов политического процесса;

► в культуре органов государственной власти и всей поли­тической системы общества;

► в политической культуре общества.

Активным и компетентным участником политической жиз­ни личность может стать только в демократическом обществе. Традиции, исторический опыт этого общества, его политичес­кие ценности и образцы поведения стимулируют и ускоряют процесс социализации человека. Вместе с тем и демократичес­кая социальная среда, как свидетельствует практика, порожда­ет противоречия, неоднозначно воздействует на политическое сознание, мотивы поступков, психологические установки лю­дей. Поэтому демократизация политической системы предпо­лагает непрерывные и целенаправленные усилия социальных институтов по совершенствованию, повышению эффектив­ности общественного воспитания, формированию демократи­ческой политической культуры граждан.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 158. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия