Проблемы свободы и ответственности личности.В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
Вопрос №28. Античная философия, этапы развития. Основные школы. Проблематика.
Античная философия — совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н. э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н. э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со II–I вв. началось развитие философской литературы также на латыни. Античная философия включает в себя учения греческих и римских философов с VII в. до н. э. по V в. н. э. Этапы в развитии античной философской мысли: Космоцентрический этап 1-й этап - VII-V вв. до н. э. - космоцентрический (досократовский). В центре внимания находился вопрос о первовачале окружающего мира (космоса) безотносительно к существованию самого человека. При решении этого вопроса мнения философов разделились: одни считали, что первовачалом является одна из материальных земных стихий - огонь, вода, воздух - или их комбинация (Фалес Милетский, Анаксагор, Анаксимен), другие в основе всего существующего видели нематериальную субстанцию (апейрон у Анаксимандра, число у Пифагора); Антропоцентрический этап 2-й этап - V-IV вв. до н. э. - антропоцентрический (классическая древнегреческая философия). По мнению представителей этого этапа, самые актуальные проблемы связаны с человеком, поисками смысла его существования. Остальные, включая проблему первоначала окружающего мира, решаются сквозь призму восприятия их человеком. При этом классические древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, пытаются создать абсолютную философскую систему, которая объяснила бы все стороны окружающей действительности. В их работах предпринимаются попытки рассмотреть проблемы и онтологии, и гносеологии (теория познания), и движения, и этические, включая проблему об идеальном устройстве общества; Эллинистическо-римский этап 3-й этап - конец IV в. до н. э. - V в. н. э. - эллинистическо-римский. Его основное содержание - дальнейшее развитие, а затем переосмысление наследия классической древнегреческой философии. За границы вопросов, поставленных классическими философами Древней Греции, представители этого этапа, как правило, не выходили. При этом преобладало идеалистическое направление в рассмотрении философских проблем. Из наиболее известных философов можно отметить Эпикура (342-270 до н. э.), представителей стоицизма в лице Луция Сенеки (3-65) и Марка Аврелия (121-180), а также неоплатоников в лице Плотина (205-270) и др. Причем идеи последних легли в основание раннехристианской философии.
|