Студопедия — Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках






В истории развития классической науки можно выделить концеп­ции, которые способствовали ее изменению в сторону гуманизации и обращения к ценностным измерениям. Представители феномено­логии и экзистенциализма полагают, что объектом науки, которая основывается на принципах рационализма, является мертвая и ис­кусственная природа. Так, Эдмунд Гуссерль выделяет наиболее важ­ные недостатки и проблемы рациональной науки, которые заключа­ются в следующем. Во-первых, одной из главных проблем науки является наивный объективизм, который признает, что мир незави­сим от человека. Тогда, согласно этому положению, в нем существу­ют только причинно-следственные связи и не остается места для свободы человека. Во-вторых, не меньшим недостатком является чрезмерная математизация знания: наука отбрасывает субъективные свойства и качества мира и исследует только количественные харак­теристики. Таким образом, совершенно не принимаются во внима­ние человеческие интересы и ценности. Наука основывается на цен­ностях традиционного рационализма, который, в свою очередь, ос­нован на безграничной вере в науку и разум.


Социальные и гуманитарные науки применяют «объективные» математические методы для объектов своего исследования, не прини­мая во внимание специфику данных объектов. Таким образом, чело­век становится таким же объектом, как и другие природные объекты. Науки оторваны от своей подлинной основы, которая непосредст­венно связана с субъектом, вследствие чего они становятся догма­тичными. Главной характеристикой идеала научности становится его объективность. Однако, по мнению Гуссерля, это невозможно, так как человек никогда не имеет дела непосредственно с объектив­ной реальностью. Следовательно, все объекты должны обретать смысл благодаря человеческой субъективности. По мнению Гус­серля, наука — это лишь полезно действующая и надежная машина, с которой каждый может научиться обращаться, не понимая внут­ренней необходимости своих действий.

Абсолютизация объективного познания приводит к тому, что наука отказывается от субъективных интересов, ее задачи теряют смысл. Установка современной науки на внешний, объективный мир является наивной и догматической. Гуссерль пытается найти форму перехода к более высокому типу научности, который вклю­чал бы в себя как необходимый элемент субъективность. Наука, пы­таясь достичь рационального идеала, в то же время лишается всего субъективного, обрывает связи с культурой, и ее рациональность становится отрицательной.

Если Гуссерль попытался реформировать науку, найти принци­пиально новый вид научности все-таки в рамках рациональности, то его ученик М. Хайдеггер полностью отвергает традиционный рацио­нализм и принцип объективности. Как полагает М. Хайдеггер, ис­тина не вне нас, а в нас самих. Истина не является результатом теоретических исследований, она есть непосредственное вхождение в бытие. В истине живут, следовательно, она индивидуальна. Со­гласно Хайдеггеру, абсолютизация современной науки, ее методов способствует разрыву внутренних связей человека с природой, так как противопоставляет их друг другу.

Существует два мира, противоречащих друг другу. Это мир «ис­числяемый» и мир «понимаемый»; существующее между ними про­тиворечие выступает противоречием между наукой догматической и наукой понимающей. Устранение человека из мира, невольно осу­ществляемое догматической наукой, является созданием такой карти­ны действительности, которая возникает впервые в XVII в. в Европе. Такая картина действительности невозможна, согласно Хайдеггеру, в античности, когда человек не представлял себе мир в различных образах, но вслушивался в него. Представлять мир — значит, ставить его перед собой, значит, представлять его себе как систему сил, кото­рая поддается расчету. Представление мира отчуждает природу от человека, делает возможным чисто внешнее отношение к ней. Такая установка способствует развитию естественных наук и прогрессу науки, но в итоге это приводит к потере конечного смысла познания.

Классическому рационализму свойствен методологический мо­низм, который заключается в следующем: для всех наук существует один единый универсальный метод. Первые признаки кризиса клас­сической рациональности проявились уже во 2-й трети Х1Х в. Они выразились в попытках поиска отдельной методологии для социаль­ных и гуманитарных наук. Первым, кто предложил разделить мето­ды естественных и гуманитарных наук, был немецкий мыслитель Вильгельм Дильтей. Дильтей противопоставляет «наукам о приро­де», которые занимаются объяснением, «науки о духе», главным ме­тодом которых является понимание. Однако интуитивистская кон­цепция В. Дильтея, принимая в качестве процесса понимания опыт индивидуального сознания, противоречила идеалу научности, кото­рый заключался во всеобщности и необходимости научного знания. Поэтому в дальнейшем исследования по методологии социальных и гуманитарных наук пытаются преодолеть интуитивизм и субъек­тивизм.

Одна из таких попыток была предпринята представителями Ба- денской (Фрайбургской) школы неокантианства. Первые попытки отойти от субъективизма и достичь объективности в гуманитарном знании принадлежат Генриху Риккерту. Он противопоставляет свой метод одновременно как психологизму, так и натурализму в гумани­тарных науках. Риккерт решительно отвергает психологию как ме­тод гуманитарных наук. Представители Баденской школы рассмат­ривают в качестве предмета методологии общезначимые логические процедуры построения научных понятий. Для Риккерта наиболее важной задачей становится обоснование рационалистического ме­тода «наук о культуре», который отражает специфику предметов, но в то же время является общезначимым и необходимым. Так как Рик­керт принадлежит к неокантианской традиции, он полагает, что дей­ствия человека всегда соотносимы с ценностями. Риккерт отвергает абсолютизацию субъективистских подходов к гуманитарному зна­нию, но, с другой стороны, подчеркивает логическое и методологи­ческое своеобразие социального и гуманитарного знания. Риккерт рассматривает методологию естественных наук как процедуру под­ведения всего многообразия явлений под общие понятия или абст­ракции. То есть главным методом естественных наук является ин­дукция. Данный метод, который Риккерт называет номотетическим, применим только в тех науках, которые стремятся представить все многообразие явлений через форму общих закономерностей и прин­ципов. В науках о культуре общие законы и принципы имеют другое значение. Например, любое историческое исследование относится к единичному событию. Соответственно, смыслом метода гуманитар­ных наук или наук о культуре, «идиографического» метода, стано­вится приписывание значимости тем или иным явлениям культуры или истории. Критерием значимости являются ценности. Г. Риккерт противопоставляет «номотетическому» методу естественных наук метод идиографический, который направлен на исследование единич­ного и особенного. Для Риккерта ценности имеют всеобщий и необ­ходимый характер, следовательно, они объективны. Но их объектив­ность не имеет онтологического характера. Ценности не являются онтологическими объектами, как природные объекты, но воздейст­вуют на мир человека.

Кризис технократического общества, переоценка ценностей этого общества привели к развитию методологии социально-гуманитарно­го знания, обострению необходимости изучения взаимосвязи между социально-гуманитарным и естественнонаучным знанием, выявле­нию его специфики. Социально-гуманитарное знание имеет эти­ческую и аксиологическую направленность. Главными характери­стиками объектов познания в гуманитарных и социальных науках являются их обладание «смыслом» и «ценностью». Специфика гу­манитарного знания связана с особенностями объекта данного зна­ния — человека и человеческого общества.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 297. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия