В Императорском Казанском университете в начале этого века работал профессор А.Ф. Самойлов (1867-1930). Выдающийся физиолог, он получил мировую известность своими опытами по электрокардиографии сердца. Особое признание он имел в Советской России, став первым в стране Лауреатом Ленинской премии (1930). Но до сих пор мало кто знает, к сожалению, о его работах в музыкальной теории - даже на родине. Одна из них была посвящена гармонии русского композитора Скрябина (сб. "Мелос", 1918, вып. 2), а другая статья называлась "Расположение музыкальных интервалов на линии, на плоскости и в пространстве" ("Известия Российской Академии Наук", 1919).
В своих попытках "привести в порядок" музыкальные тоны и интервалы он исходит из того, что "рационально продуманная система распределения однородных величин не только облегчает запоминание и использование, но является совершенно самостоятельным орудием исследований, ибо вскрывает не замеченные раньше связи и отношения между распределяемыми величинами, указывает новые точки зрения".
Исследуя структуру чистого гармонического строя в музыкальной акустике, он приходит к мысли отобразить ее, эту структуру, не в виде привычного линейного ряда (звукоряда), а в виде кристалла, сопоставляя дискретные интервалы тонов с дискретными расстояниями между узлами кристаллической решетки (конкретно, разного рода октаэдров). В этом он видит наглядное воплощение того, что музыкальные интервалы являются для слуха самостоятельными раздражителями (в отличие от зрения, где все попытки представить систему цветов в виде трехмерного тела привели к построению объемов, имеющих сплошную, не дискретную структуру).
Можно видеть, конечно, в этой гипотезе А.Ф. Самойлова экзотический выплеск ума высоколобого эстета. Но напомним о том, что еще до него к подобным сопоставлениям музыкальных строев с кристаллами приходили V. Goldschmidt, К. Weiss в Германии, а затем независимо от всех них - В.Вернадский в Советской России. Все это заставляет нас внимательней отнестись в забытой идее казанского ученого, которая позволит расширить диапазон понимания подобия структур и находить общие закономерности в природе разнородных и, казалось бы, несовместимых явлений, - общие в том, что они, эти явления, основаны на дискретном характере (временных либо пространственных) отношений.
___________________________________
Работа выполнена по гранту РГНФ по синестезии.
Опубликовано в кн.: Языки науки – языки искусства (тез. конф.). – Суздаль, 2002, с.22
|