Студопедия — Формы живой традиционной культуры как объект культурного наследия.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формы живой традиционной культуры как объект культурного наследия.






Наряду с материальной составляющей в культурном ландшафте всегда присутствует ментальная. Она определяется наличием живой культуры. В сферу живой культуры входят традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, традиции обустройства и сакрализации жизненного пространства, религиозные верования, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклорные традиции.

Национальные парки и заповедники. Одним из видов живой традиционной культуры являются национальные сады, парки и заповедники. Национальный парк — это территория, на которой в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена, на территорию национальных парков допускаются туристы, в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

В классическом понимании национальный парк имеет функциональное зонирование территории. На территории национального парка выделяются заповедное ядро, по режиму соответствующее природному заповеднику, рекреационную и буферную зоны, в которых разрешается хозяйственная деятельность различной интенсивности (туризм и иные формы рекреации, традиционное природопользование, щадящая сельскохозяйственная и лесоустроительная деятельность). На практике в ряде случаев роль заповедного ядра играет прилегающий к национальному парку природный заповедник (например, Баргузинский заповедник, прилегающий к Забайкальскому национальному парку).

Отечественная система заповедников и национальных парков имеет международное признание. 27 российских заповедников и 3 национальных парка получили международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО («Водлозерский», «Угра», «Смоленское поозерье»). 9 заповедников и 5 национальных парков находятся под юрисдикцией международной Конвенции о сохранении всемирного культурного и природного наследия, 12 заповедников и 1 национальный парк - под юрисдикцией международной Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы, 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.

С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на этих территориях природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты. [12]

Однако методологические подходы к сохранению традиционной живой (в особенности реликтовой) культуры практически не разработаны, нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Поэтому действия национальных парков по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия будут носить пионерный, поисковый характер. Коллективам национальных парков нельзя отказываться от работы в данном направлении, ведь возраст людей, которые, как правило, являются носителями традиционной культуры, весьма преклонный. С их уходом будут безвозвратно утрачены определенные культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое видение мира.

Исходя из того, что каждый народ имеет право на свою собственную культуру и что его приверженность этой культуре часто оказывается подорванной в результате влияния индустриализации и повсеместного распространения явлений массовой культуры, обеспечение сохранности этнической самобытности касается защиты фольклорных традиций и их носителей. С мая 2001 г. уникальные феномены живой традиционной культуры, нематериального наследия, также стали рассматриваться как объекты, представляющие международное значение, и регистрироваться в специальных списках ЮНЕСКО. От России первым и единственным пока объектом такого рода стала традиционная культура старообрядцев “Семейских” в Забайкалье (уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народная медицина).

 

Особенности сохранения фольклора. Среди населения следовало бы популяризировать идею значения фольклора. Чтобы дать возможность осознать ценность фольклора и необходимость обеспечения его сохранности, очень важно широко распространять эти элементы культурного наследия.

От сохранности различных форм и проявлений этой культуры часто зависят состояние и перспективы развития всего комплекса наследия. Живая традиционная культура воспроизводится и хранится проживающим на конкретной территории населением, ее содержание и характер проявления зависят от конкретных людей, носителей культурных традиций, обеспечивающих преемственность культурных навыков и представлений. Живущий культурный ландшафт должен воспроизводить себя, свои функции и структуру, и нуждается в поддержании традиционных для него видов хозяйственной и социокультурной деятельности.

Типичные проявления народного творчества, выражаются посредством слов, звуков музыки, движений человеческого тела и в виде материальных объектов. К первой группе относятся народные сказания, народная поэзия и другое, ко второй группе - народные песни и инструментальная музыка, к третьей - народные танцы, драматургия и другие художественные формы и, наконец, к четвертой группе - рисунки, картины, резьба, скульптура, гончарные изделия, терракота, мозаика, ковры и т. п.

Таким образом, фольклор делится на четыре группы: словесные выражения, музыкальные выражения, выражения действием и ощутимые (осязаемые, выражения) объекты. Столь ёмкий перечень выражений фольклора, подчеркивая расширительное толкование термина «художественное наследие», подразумевает необходимость правовой охраны каждого из объектов традиционного наследия, имеющего эстетическую ценность. При этом охраняемые словесные выражения фольклора не обязательно должны были быть записанными, также не требовалось нотной записи музыкальных и хореографической записи танцевальных выражений фольклора. В охраняемые осязаемые (материальные) выражения фольклора могли включаться и традиционные архитектурные формы, что оставлялось в распоряжении национального законодательства.

Фольклор как художественное наследие имеет свое особое место в рамках нематериального культурного наследия в целом. Его охрана наряду с сохранением нематериального культурного наследия, а также с охраной генетических ресурсов и традиционных знаний - предмет огромного внимания ЮНЕСКО и ВОИС – двух специализированных организаций ООН, каждая из которых через призму своих целей и полномочий вносят свою лепту в решение назревших проблем.

Культурное наследие, заключенное в живой культуре, до недавнего времени рассматривалось как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. С мая 2001 года уникальные феномены нематериального наследия, живой традиционной культуры, также стали рассматриваться как объекты, представляющие международное значение, и регистрироваться в специальных списках ЮНЕСКО. От России первым и единственным пока объектом такого рода стала традиционная культура: уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народная медицина старообрядцев Забайкалья, этническая культура народов Севера.

На сегодняшний момент методика сохранения традиционной живой культуры практически находится в стадии разработки, пока еще нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Большая работа по выявлению, систематизации и сохранению такого рода культурного наследия проводится национальными парками, краеведческими организациями. Эта деятельность не терпит отлагательств, ведь с уходом людей, которые являются носителями традиционной культуры, будут безвозвратно утрачены культурные навыки, технологии, определенное художественное и поэтическое мировидение.

В настоящее время разрабатывается концепция сохранения и развития культуры коренных и малочисленных народов РФ, которая включает в себя ряд положений. На XXY сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (Париж, 1989 г.) принято определение фольклора, как культурного достояния, подлежащего сохранению.

Фольклор (или традиционная и народная культура) - есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества.

Фольклор как устная культура, которая является проявлением интеллектуального коллективного или индивидуального творчества, заслуживает правовой охраны. Для этого необходимо:

1. Выявление фольклора, его сбор и каталогизация.

2. Хранение фольклора. Государство обязуется взять на себя создание национального архива, в котором собранные исследователями материалы получат надлежащее хранение, централизованное каталогизирование, распространение информации по имеющимся фольклорным материалам и обеспечение авторских прав собирателям. Местом хранения может быть отдельный музей или отдел фольклора в существующем музее.

Учреждения, хранящие материалы по фольклору, несут ответственность за профессиональную подготовку собирателей, документалистов и консерваторов. В ответственность учреждений входит физическая сохранность материалов, аналитическая работа с ними и предоставление архивных копий для специалистов и носителей культуры.

3. Для обеспечения сохранности создается совет по фольклору, который будет выполнять координирующую функцию и гарантировать доступ к фольклорным материалам.

4. Распространение фольклора осуществляется с помощью специальных мероприятий: концертов знатоков и носителей национальной культуры, фестивалей, выставок, семинаров, проведения мастер-классов. Кроме того необходима публикация образцов национальной культуры в средствах массовой информации, книгах, на пластинках, дисках и других видах информационных носителей. Рекомендовано разработать и ввести в школьные программы преподавание и изучение фольклора.

5. Для сохранения традиционных фольклорных форм необходимо осуществлять профессиональную подготовку специалистов по сбору фольклорных материалов, архивариусов, специалистов в области документации и других специалистов по вопросам хранения фольклора, начиная с вопросов физической сохранности и кончая аналитической работой.

6. Международное сотрудничество и культурный обмен будут способствовать реализации программ по развитию фольклора, его исследованию, публикации и распространению.

Необходимо оказывать моральную и экономическую поддержку отдельным лицам и учреждениям, изучающим, пропагандирующим, культивирующим или владеющим фольклорными материалами. Поощрять научные исследования, относящиеся к обеспечению сохранности фольклора. Гарантировать право доступа культурных сообществ к их собственному фольклору путем оказания содействия работе в области документации, архивного дела, исследований и т. д., а также поддержания традиций на практике.

Необходимо обратить внимание на то, что в настоящее время в национальных культурах выделяются две родственные сферы – современный фольклор и фольклоризм.

Современный фольклор отличается от традиционного тем, что перестает быть естественной формой этнического поведения. Настоящий фольклор в наши дни воспроизводится, исполняется потаенно, как выражение интимного воспоминания и носит реликтовый характер. Инновации коснулись всех жанровых сфер традиционного фольклора.

Фольклоризм – явление вторичного бытования фольклора в культуре этноса. Он основан на принципах возрождения уже исчезнувшей фольклорной традиции. Цель фольклоризма – воссоздание ценностей и демонстрация памятников национальной культуры в адекватной фольклору форме. Художественное выражение в фольклоризме, даже если оно основано на научных и практических знаниях, всегда будет только имитацией фольклора, так как в нем изменяется технология фольклорной культуры, особенности ее восприятия, запоминания и, главное, принципов творчества.

Для достижения аутентичности и оригинальности в фольклорном творчестве возможно использование принципов этнопедагогики, ревитализация национальных форм верований, праздников и ритуалов, формирование этнического театра, культивирование национальных этических норм.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 238. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия