Студопедия — Тема 1. Лекция 3. Процесс институционализации социологии в России.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 1. Лекция 3. Процесс институционализации социологии в России.






План

1. Субъективистская школа

2. Социально-психологическая школа

3. Позитивизм Ковалекского

4. Учение Питирима Сорокина

5. Развитие марксизма в России.

1. Субъективистская школа. Первый этап – институционализация.

Российская мысль, как часть общемировой социологии испытывала влияние со стороны различных течений запада, но вместе с тем выдвигались и собственные оригинальные теории (Петр Лаврович Лавров 1823-1900; Николай Константинович Михайловский 1822-1904). По Лаврову сущность общественного развития состоит в переработке культуры: в переработке застойных общественных форм в цивилизацию с гибкими динамичными структурами и отношениями. Он в своих работах искал нравственный идеал человека. По его определению, это – «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости». П.Л. Лавров по философским воззрениям был эклектиком, стремился к единству всех социалистических направлений. Социализм Лаврова носил народнический характер, но с элементами марксизма. Его самые известные работы: «Исторические письма», «Борьба за индивидуальность».

По Михайловскому: истина не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и есть – удовлетворение его познавательной способности. Н.К. Михайловский создал знаменитую формулу прогресса «Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости, к возможно полному разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми». В этом определении главный упор делается на чисто метафизическую трактовку количественных моментов двух разновидностей разделения труда – «экономического» и «органического» на каждом этапе развития. Его работы: «Что такое прогресс», «Борьба за индивидуальность» и т.д.

Н.И. Кареев (1850-1931) подчеркивал уникальность и неповторимость социально-исторических явлений.

Эти ученые относятся к субъективной школе. Они проводят различия между законным и случайным субъективизмом: законный субъективизм требует учитывать интересы и цели изучаемых личностей, а случайный субъективизм обусловлен предубеждениями самого исследователя.

К субъективной школе в социологии России тесно примыкают сторонники психологического направления: Лев Иосифович Петражицкий (1867-1913) социолог, правовед, философ. Он в своей концепции природы нормативного сознания исходил из первичности психоэмоциональной стороны жизни индивидов и общества. По Петражицкому – подлинной основой жизни является психическое взаимодействие по преимуществу – эмоциональное. Эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики: воли и сознания. Стимулами и цензорами поведения выступают эмоции этически-морального и правового характера. Отсюда задачи политики права: регуляция индивидуального и коллективного поведения через правовое воздействие; совершенствование человеческой психики, культивирование человеческого в человеке. Его работы: «Очерки философии права», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология» и т.д.

2. Социально-психологическая школа Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915), философ, неопозитивист и социолог. Его концепция носит социально-психологический характер с социально-этической направленностью. Он критиковал органицизм, настаивая, но том, что общественная жизнь – это духовный процесс.Роберти утверждал, что психическое поведение людей объясняется социокультурными факторами. Основой культуры общественного развития является знание (культивирующих его лиц и воспринимающих его), т.е. коллективный опыт. В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии «органического единства», т.е. биологического эгоизма, паразитизма. Затем в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени «надорганической множественности», на которой развиваются альтруизм, кооперация, солидарность.

3. Позитивизм М.М. Ковалевского (1851-1916) – учение о социальном прогрессе, сущность которого в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Максим Максимович Ковалевский верил, что с помощью сравнительного исторического метода через параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни.

В борьбе с субъективистской социологией и позитивизмом параллельно развивалась социология марксизма: 2 теории – 1) ортодоксальный марксизм: Г.В. Плеханов и В.И. Ленин; 2) легальный марксизм: Петр Бергардович Струве - экономическое направление, Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) – историческое направление (теория культурно-исторических типов: зарождение, становление, развитие, дряхление и гибель цивилизаций) Н.А. Бердяев. Легальный марксизм носил временный социокультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции идеями марксизма в канун революции.

Второй период нарастания процесса институционализации в России привел к приобретению социологической науки статуса социального института. В 1918-1919гг. создаются кафедры социологии в Петербургском и Ярославском университетах, учрежден социологический институт.

4. Учение Питирима Сорокина. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) лидер правого крыла эсеров, в 1922г. выслан из России, работал в США. Его центральная тема – социокультурная динамика. Его работы: «Социальная и культурная динамика», «Социальная мобильность», «Кризис нашего времени» и т.д.

Он рассматривает цивилизации и культуры в качестве атомарных единиц своего анализа. По Сорокину описать и понять любое общество можно через призму присущих ему значений, норм, ценностей. Дает понятие: культурные образцы – виды деятельности, мысли, творчества, верования. Культура – это целостное индивидуализированное единство. Исторический процесс – смена трех социокультурных систем: 1) идеальной; 2) чувственной; 3) идеалистической, для каждой своя система ценностей:

- для идеальной – Бог, а чувственный мир – временное пристанище (т.е. потусторонняя ориентация);

- для чувственной – чувственная реальность то что воспринимается сенсорно имеет смысл, то что вне эмпирического опыта – не существует (посюсторонняя реальность);

- для идеалистической – переходный характер: объективная реальность частично опосредуется сверхчувственным началом, но и частично – чувственным.

Современное состояние западной культуры П. Сорокин оценивал как критическое, т.к. происходит то, что чувственный нынешний тип социокультуры обречен на закат, т.к. он ведет к деградации человека.

П. Сорокин создатель теории Социальной мобильности. 2 типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный (движение вверх и вниз по социальной лестнице различно по виду и скорости). В каждом обществе существуют социальные «лифты» (армия, школа, Вузы, церковь, профессиональные организации).

5. Марксистское ученик об обществе:

В 30-е годы окончательно утвердился марксизмом было провозглашено, что исторический материализм есть социология марксизма. Социология объявлена философской наукой – это теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

- научный анализ современного ему капиталистического общества: классовая структура общества, распределение благ по принципу владение средствами производства;

- признание закономерности общественного развития;

- принцип детерминизма – существование причинно-следственных связей и зависимостей (способ производства материальных благ влияет на общественную жизнь, государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религию);

- утверждение о поступательном прогрессивном развитии: переход от низших общественно-экономических формаций к выот первобытнообщинной к рабовладельческой, затем феодальной, капиталистической и коммунистический. (Но в наше время отказ народов от строительства коммунизма).

- анализ общества через общенаучный критерий: естественный исторический процесс столь же закономерен, как и природные процессы, он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет волю и сознание (больше определяет сознание).

Но марксистские учения выражают интересы пролетариата, возникает вопрос: не противоречит ли учение объективности? Поскольку выводы этих ученых попадали в зависимость от интересов правящей партии и реального социализма – они носили односторонний необъективный характер.

Третий этап развития отечественной социологии начинается на волне «хрущевской оттепели». В 60-х г.г.создана Советская социологическая ассоциация, а в 1969 году начал работу Институт конкретно- социологических исследований АН СССР. Создаются факультеты и кафедры при вузах, а с 1974г. Выходит специализированный журнал «Социологические исследования». Современные известные ученые-социологи: Ю. А. Аверин, И.В. Бестужев-Лада, Т. И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролов, В.А. Ядов и др.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 209. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия