Студопедия — Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности






Профессиональная деятельность рассматривается в современной психологии как пространство персонализации человека, это положение особенно верно в отношении профессий типа «человек-человек». В педагогической деятельности возможность персонализации учителя является не только условием его профессиональной удовлетворенности, способности к профилактике профессиональных деструкций, но и значительным фактором, обуславливающим достижение позитивного педагогического результата.

Данные проводимых нами исследований (Т.Н.Щербакова, Р.Х.Ганиева) [323] показывают, что в качестве отставленных эффектов педагогического воздействия развивающийся субъект рефлексирует не отдельные акты профессиональной активности учителя, а общий абрис его субъектной представленности в совместной деятельности.

Методология гуманизации образования требует организации такого педагогического взаимодействия, которое обеспечило бы совместный личностный рост, одновременное личностное развитие учителя и учащегося. Между субъектами педагогического взаимодействия, построенного в парадигме гуманистической психологии, должны устанавливаться отношения, способствующие фасилитации развития психологического и личностного потенциала каждого из них.

Такое понимание в качестве своего основания имеет интерсубъектный подход к рассмотрению личности, получивший интенсивное развитие в психологических концепциях динамики личности как феномена субъектности (А.В.Петровский, В.А.Петровский, Д.А.Леонтьев, В.Э.Чудновский, В.И.Слободчиков) [217; 223; 149; 301; 274].

Профессиональная психологическая компетентность учителя проявляется не только в виде коммуникативной, конфликтной, социальной и социально-перцептивной или интерактивной компетентности. Значимую роль в профессиональной успешности играет аутокомпетентность, позволяющая учителю, адекватно оценить себя как актуального и потенциального партнера педагогического взаимодействия, гармонизировать самооценку и оценку со стороны окружающих, а также конструировать оптимальные модели презентации собственной субъектности в профессиональной деятельности, реализовывать эффективный субъективный контроль и активность, направленную на саморазвитие и самотворчество.

В процессе персонализации учителя в качестве оснований его эффективности с одной стороны выступает профессиональная психологическая компетентность в совокупности основных составляющих ее видов, а с другой – система субъективного профессионального контроля как инстанция организующая, регулирующая и контролирующая способы представленности личностного бытия педагога в разноуровневых актах профессиональной активности.

Рассматривая субъективный контроль как сохранение «авторствования» жизнедеятельности субъекта, определенный модус саморегуляции и самоконтроля, мы исходим из методологии интерсубъектного подхода к изучению личности и считаем, что значимые характеристики системы субъективного контроля могут проявиться не в рамках интрасубъектной экзистенциальной сущности, а в процессе взаимодействия. Только вступая в реальное взаимодействие, личность может утвердить жизнеспособность своих концептуальных критериев, контролирующих ее активность.

У учителя как субъекта профессиональной деятельности существуют одновременно реальное «Я», т.е. действительно его характеризующее, идеальное «Я» и приписываемое себе «Я», участвующие в регуляции жизнедеятельности. Их соотношение, гармония или конфликт между ними и становятся стимулом развития либо препятствием к росту.

В процессе профессиогенеза происходит коррекция отношения к себе, саморефлексии, содержания образов Я. Определяются ход, содержание и направление развития субъекта как субъекта самопознания, саморегуляции, самотворчества. Развитие актукомпетентности способствует эффективности профессионального и личностного роста.

Отношение к профессии, способ существования в ней для одних вписывается в смысловой контекст видения себя в качестве субъекта-деятеля, существующего и творящего свой индивидуальный мир как гармоничную часть Мира. Для других профессия выступает лишь средством для существования и не соотносится со смыслом жизни.

Анализ проводимого нами анкетирования на предмет изучения отношения учителя к педагогической деятельности показывает, что можно выделить две группы учителей, различающихся по характеру самоощущения себя в деятельности. К одной группе относятся педагоги, воспринимающие профессиональную деятельность как возможность личностного роста, самореализации, расширения рамок своего «Я», как требующую от личности повышенной ответственности, развитых форм субъективного контроля и предоставляющую широкие возможности для персонализации. Для другой группы характерно чувство утраты «Я», вынужденного приспособления к бесконечно меняющимся требованиям, дискомфорта от необходимости постоянно жестко контролировать свои чувства и мысли.

Педагогическая профессия требует от личности особой меры субъектной включенности, и здесь профессия и отношение к ней как к смыслу жизни приобретает особое значение.

Смысл жизни рассматривается как психическое образование, регулирующее жизнедеятельность субъекта. Через смысл жизни как многообразие отношений человека с миром строится и отношение к профессии. Чрезмерное погружение в профессию, сужение видения мира и смысла жизни до профессии вызывает личностные деформации.

По мнению А.Р.Фонарева [288], личностный рост в профессии возможен при постоянном выходе субъекта профессиональной деятельности за ее пределы, при общем расширении своей жизнедеятельности.

СЛ.Рубинштейн [261] выделяет два основных способа жизни. Первый связан с жизнью в пределах отношений с отдельными явлениями, а не с жизнью в целом, с отсутствием осмысления жизни как таковой, с неспособностью подняться над бытием. Второй связан с высоким уровнем развития рефлексии и выходом за пределы отношений, обусловливающих бытие.

С точки зрения А.Р.Фонарева, существует еще третий способ жизни, связанный с ломкой старых форм, установившихся отношений, с активным движением к новым смыслам, которые потребуют и нового отношения к своей профессии и окружающей действительности. Он выделяет три модуса человеческого бытия в соответствии со способами осуществления жизненного пути: обладания, социальных достижений, служения. Характер модуса определяет способ использования индивидуальных особенностей в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности, а также развитие, стагнацию или регресс личности. Ученый подчеркивает, что модус служения подразумевает любовь к людям как базовое отношение и выход за пределы наличных возможностей.

Модус социальных достижений подразумевает соперничество в качестве базового отношения и может сопровождаться чувством тревоги, беспокойства и препятствовать профессиональным достижениям.

Модус обладания продуцирует отношение к другому как объекту, что подразумевает использование других в качестве средства для достижения своих целей.

Наиболее оптимальным для профессионального роста является модус служения. Что касается модуса социальных достижений, то часто возникает стагнация и возможен как рост в сторону модуса служения, так и регресс в сторону обладания. Только модус служения соответствует смыслу жизни, другие модусы соотносимы лишь с целью.

Смысл жизни может совпадать или расходиться со смыслом профессии, здесь либо один из них начинает вести за собой, либо другой, человек живет как бы в двух параллельных смысловых пространствах, что приводит к неустойчивости, разинтегрированности.

 

Концепция личностно-ориентированного обучения подразумевает на уровне глубинных психологических механизмов смену функционально-ролевого взаимодействия на субъектное, личностное, что предполагает не просто новую технологию, но другую философию понимания педагогического процесса [32]. Если традиционная парадигма позволяет условно поставить знак равенства между профессиональными знаниями и умениями учителя, идейной лояльностью его личности и уровнем педагогического мастерства, что отражено в классических работах по психологии учителя (Ф.Н.Гоноболин, А.И.Щербаков, В.А.Кан-Калик), то новый парадигмальный ракурс требует рассмотрения степени включенности субъектности педагога в образовательный процесс (В.А.Петровский, Ф.М.Юсупов, И.С.Якиманская).

Это позволяет рассматривать характер сущностной успешности педагогической деятельности учителя как операционализацию его субъектности посредством включения индивидуальной системы субъективного профессионального контроля регулирующего не только уровень развития профессиональной психологической компетентности, определяющий индивидуальную меру востребованности психологических знаний, но и этическую сторону вопросы использования современных психологических техник в педагогической практике.

Принимая определенное профессиональное решение, учитель должен оценить возможные последствия ситуации, меру своей способности справиться с ней. Правильность оценки зависит от компетентности.

Как субъект профессиональной деятельности учитель представляется настолько успешным, насколько он способен презентировать свои личностные смыслы, позитивный образ мира, свое профессиональное и жизненное кредо, насколько жизнеутверждающими представляются его деяния в глазах учеников. Вместе с тем необходимо отметить, что психологические знания могут стать не только инструментом конструктивного представления своей субъектности, но также инструментом манипуляции и псевдоперсонализации. Сегодня подчеркивается этическая сторона применения психологических знаний учителем в практике педагогического взаимодействия. Эта проблема становится наиболее актуальной в современной ситуации, когда наблюдается перенасыщенность рынка литературы работами, описывающими фрагменты применения «волшебных» способов психологического воздействия и обилия практических семинаров, вооружающих знаниями в том же направлении.

В процессе педагогического взаимодействия происходит личностный рост (или личностные изменения) участников, формируется ряд феноменов (образований) со-бытийная общность, субъектность, персонализация, личностные смыслы, Я-концепция, идеальная представленность субъектов взаимодействия в психической организации друг друга, самосознание, личностные смыслы. В.А.Петровский подчеркивает, что развитие личности происходит посредством ее индивидуальной представленности и продолженности в другом [224; 223]. Но учитель должен таким образом уметь психологически грамотно быть представленным в своих учениках, с одной стороны, а другой, очевидно, должен адекватно отображать субъектность ученика, чтобы тот мог развиваться.

В современной психологической науке учитель рассматривается не только в ракурсе его социально-нормативного имиджа, социальной роли, а также в плане индивидуальных проблем самореализации. Психологи указывают на необходимость изучения глубинного, экзистенциального уровня психологии учителя. Преподаватель, погружаясь в поле профессиональных смыслов, проектов, действий, общения, как и субъект любой другой деятельности, должен освоить индивидуальный стандарт выполнения профессиональной роли.

По мнению психологов, погружение в профессию – это «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Ощущение правильности выбора, полноты жизни, благополучия, счастья по существу определяются тем, насколько в пространстве профессиональной деятельности насыщаются фундаментальные потребности субъекта: потребность в творческой самореализации, понимании и признании референтной группой, в развитии и саморазвитии собственной индивидуальности, в персонализации.

Важно, насколько изменения личности в процессе профессиогенеза, осуществляемые «с оглядкой» на идеальную модель специалиста согласованы с субъективным видением жизненных целей. К.А.Абульханова-Славская [1] подчеркивает, что человек не просто живет и выполняет свою работу, он жаждет обрести цель, согласно которой его профессия, его достижения и он сам в системе профессиональных связей займут определенное место в совокупности жизненных смыслов.

Проблема выбора профессии, стратегии и техники профессионального поведения является по существу частью экзистенционального выбора. В случае, когда субъективно-личностный смысл подменяется значением, профессиональная деятельность отчуждается от человека, становится «психологическими оковами». Здесь происходит не развитие субъекта, а изменение личности, «угодное внешним силам».

Важно, чтобы преподаватель в процессе профессиогенеза мог достичь таких состояний, как плодотворность, самоактуализация [168], идентичность [182]. Это позволяет воспринимать профессиональное пространство как пространство полагания собственной субъектности в мир, пространство роста, реализации перспективных проектов жизнедеятельности. В противном случае возникают внутриличностные конфликты, которые становятся препятствием к росту и развитию.

Потребность в самоактуализации возникает на фоне достаточно хорошо развитого самосознания и осознания себя как субъекта деятельности, способного к свободному выбору, самодетерминации и реализации своих возможностей и перспектив роста при условии хорошо развитых ауто- и социальной компетентностях.

 

В исследовании Т.В.Максимовой [159], посвященного изучению смысла жизни и индивидуального стиля педагогической деятельности было выявлено три уровня смысла жизни характерных для начинающих учителей:

- «ситуативный», не затрагивающий основных смыслов установок и устремлений, связанный с близкими перспективами (22%);

- «приземленый» ориентация на материальные и житейские ценности (48%);

- «возвышенный» максимальная самореализация, стремление посвятить себя профессии (20%).

И.А.Зимняя [95] выделила факторы, воздействующие на формирование индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности:

- индивидуально-психологические особенности учителя;

- особенности самой деятельности;

- особенности учащегося.

Смысл жизни как психологическое образование представляет собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Если в иерархии смыслов педагогическая деятельность занимает ведущее место, то она, как правило, более эффективна и наоборот. Современный учитель должен быть готов личностно к самореализации в педагогической деятельности и иметь определенный уровень аутокомпетентности для ее осуществления.

В период обучения в вузе очень мало внимания уделяется развитию личностной и психологической готовности студента к профессии «учитель», что затрудняет возможности персонализации во взаимодействии с учениками, делает проблематичным формирование индивидуальной системы способов субъектной представленности в процессе решения профессиональных задач, а также проявление педагогического творчества.

В то же время Е.А.Максимова [161] экспериментально доказала наличие зависимости между творческим отношением к профессии и отношением к себе, миру, другим и собственной жизни в целом.

Учитель должен искать новые возможности для самореализации, самоосуществления в профессиональной реальности, переструктурируя определенным образом свой внутренний мир. Аутопсихологическая компетентность расширяет субъективные возможности человека в плане самопрезентации, моделировании своего профессионального развития, в определенном смысле становится базой для нахождения адекватных способов удовлетворения социогенных потребностей.

Ещё B.A.Сухомлинский писал, что «знание психической культуры – это не краткий конспект психологии. Я бы назвал эти знания азбукой самопознания и самоутверждения, культурой духовной жизни личности» [232, с. 5]. Профессиональная психологическая компетентность может рассматриваться в качестве одного из компонентов социальной зрелости личности. Определенный уровень профессиональной культуры является условием реализации учителем педагогической деятельности на социально значимом для общества уровне.

С точки зрения И.Ф.Исаева общая профессиональная культура учителя характеризует его интересы, которые ориентируют на дальнейшее профессиональное самосовершенствование. «Педагогическая культура функционируется через субъективный мир (субъективность) отдельного преподавателя, который составляет образ мира как образ педагогической реальности» [104, с. 17].

Отдельные вопросы профессиональной культуры нашли отражение в работах отечественных ученых: в отдельных исследованиях рассматривались различные ее компоненты: методологический (В.А.Сластенин, В.В.Краевский), нравственно-этический (Н.Б.Крылов, Д.С.Яковлева), коммуникативный (А.В.Мудрик, Т.Н.Левашова), технологический (М.М.Левина), духовный (Н.Е.Щуркова), физический (М.Я.Вилянский). И.Ф.Исаев определяет профессионально-педагогическую культуру как «интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и как условие профессионального самосовершенствования» [104, с. 35].

С точки зрения Е.А.Климова [116] профессия педагог относится типу профессий «человек-человек» и одновременно – к классу преобразующих и управляющих профессий. Предметом профессиональной деятельности учителя является человек. По мнению С.Г.Вершловского [52] за педагогической профессией исторически прочно закрепились две социальные функции: адаптивная, связанная с расширением возможностей адаптации развивающегося субъекта в динамичном мире и гуманистическая, названная им «человекообразующей», заключающаяся в развитии ценностно-смысловых, духовных субъектообразующих конструктов.

Успешность учителя как представителя высоко нравственной и духовной профессии определяется во многом его способностью субъектного реагирования на происходящее вокруг него, на трансформации, характеризующие данное историческое время. Вместе с тем, зачастую учитель рассматривается лишь как часть армии педагогов, а не как субъект психического и профессионального развития. Не выделяются условия, стимулирующие его к поиску личностно-значимого смысла профессии, к профессиональному самоанализу. Сами учителя понятие «педагогическое пространство» описывают как сферу своей деятельности, территорию деятельности, с перечислением внешних атрибутов и субъектов образования, содержательные психологические моменты деятельности опускаются, в том числе и интерсубъектность педагогического взаимодействия.

Вместе с тем личность учителя согласно концепции персонализации (А.В.Петровского, В.А.Петровского) [247; 222] не может быть понята только в смысле межиндивидных взаимоотношений, а продолжает существовать после актуального взаимодействия, в виде отраженной субъектности в других, преобразуя своих учеников посредством «личностных вкладов».

В исследованиях проводимых под руководством А.В.Петровского и В.А.Петровского [222; 79] было показано, что присутствие актуализированного образа референтного учителя вызывает повышение объективной самооценки учащихся значимых в учебной деятельности качеств. Интересно, что повышение не наблюдалось по качествам самостоятельность, инициативность, что с нашей точки зрения, может выступать в качестве косвенного показателя жесткой регламентации требований со стороны учителя. У учащихся с первоначально заниженной самооценкой в ситуации присутствия актуализированного образа референтного учителя наблюдается резкое повышение самооценки по всем качествам. Что касается учащихся с завышенной самооценкой, то у них в аналогичной ситуации наблюдается тенденция к увеличению ее адекватности. Влияние актуализированного образа нереферентного учителя на самооценку учащихся незначимо. Влияние образа референтного учителя касается не только самооценки наличных качеств, но и перспективы развития личности учащегося, возникает эффект зеркала, заключающийся в желании казаться лучше.

Однако, для того, чтобы завоевать статус значимого другого и оставить значимый, позитивный след, работающий на будущий прогресс учеников, учитель должен обладать хорошо развитой коммуникативной, социальной и аутокомпетентностью как составляющими целостной психологической компетентности.

В процессе взаимодействия психологическая профессиональная компетентность проявляется в нескольких направлениях:

- как выбор наиболее яркой палитры целенаправленного представления своей индивидуальности;

- как глубина и четкость отражения субъектности ученика, видение его внутреннего потенциала;

- как селекция и развитие наиболее целесообразных способов и приемов педагогического воздействия обучающего, оценочного, организационного, дисциплинарного и поддерживающего характера.

Современная база педагогических технологий предоставляет учителю возможность широкого выбора и именно уровень его профессиональной психологической компетентности определяет во многом как педагогическую ценность принимаемого решения, так и то каким образом учитель будет персонализирован в своей профессиональной активности.

Свобода педагогического выбора и ответственность за предпринятый выбор – это две стороны проявления субъектности учителя в реальной деятельности. В снятом виде характер субъектности представлен в актах операционализации персонализации учителя как субъекта педагогического взаимодействия.

Принцип персонализации выделяется А.Б.Орловым в качестве одного из основных принципов в организации личностного педагогического взаимодействия. По его мнению, «персонализация педагогического взаимодействия требует прежде всего отказа от ролевых масок и фасадов, адекватного включения в это взаимодействие и тех элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам» [201, с. 22].

При деперсонализированном ролевом педагогическом взаимодействии профессиональное поведение учителя жестко определяется ролевыми предписаниями и ожиданиями, ситуационными требованиями. Во взаимодействии такого рода внутренняя цензура стремится унифицировать внешние проявления мыслей и чувств, согласуя их с соответствующей ролевой нормой.

В рамках современной образовательной парадигмы, ориентированной на общую гуманизацию образования успешная педагогическая деятельность невозможна без высокой психологической информации как инструмента совершенствования индивидуальных образовательных систем. Но эта проблема носит далеко не технический характер, ее решение предполагает прежде всего ценностное отношение субъекта педагогической деятельности к психическим ресурсам как ученика, так и собственным.

По мнению К.Роджерса [253], концепция гуманистического обучения представляет собой определенную педагогическую философию, включающую в себя совокупность гуманистических ценностей и связанную с личностным способом бытия человека. Гуманизация образования, таким образом, предполагает так построить процесс педагогического взаимодействия, чтобы учитель был включен в этот процесс субъектно, т.е. занимал субъектную позицию.

В связи с персонализацией учителя как субъекта педагогического взаимодействия, представляет интерес исследование Ф.М.Юсупова, который попытался выявить некоторые психологические качества, образующие потенциал инновационной деятельности. Он установил, что у педагогов наблюдается «склонность к повышенной идентификации с социальными нормами, что в своей крайней форме может приобретать черты конформности, социальной зависимости от менее референтной группы, высокой чувствительности к групповому давлению» [325, с. 56]. Вместе с тем инноваторы более склоны к риску, смелы и решительны, предпочитают предпринимать свободный выбор и принимать ответственность.

Понимая активность педагога как выражение его субъектности, можно отметить, что она операционализируется как бы в двух направлениях: адаптивности к профессиональным требованиям, которые порождают нормативные ситуации и, соответственно, требуют включения внутренних механизмов контроля, приводящих профессиональное поведение в соответствие с декларируемыми ценностями; и надситуативной активности, креативности, позволяющей ему продуцировать собственную профессиональную целостную систему критериев оценки и контроля деятельности, искать и находить новые способы действия. На обозначенных двух противоречивых основаниях и строится индивидуальная траектория профессионального развития педагога. Сам же характер развития, его результативность и качество результата определяются наряду с другими факторами и психологической компетентностью субъекта деятельности.

Подходы к изучению учителя в современной психологии неоднозначны. Акцентируется внимание, как правило, на следующих психологических структурах: направленность, самосознание, характер, способности.

Традиционный подход к изучению личности учителя заключается в описании его отдельных характеристик с последующим портретированием. В рамках гуманитарного подхода реализуется целостный подход к изучению учителя с акцентом на интегративных ценностно-смысловых образованиях. Гуманитарная психология переходит к эсхатологической парадигме рассмотрения личности и её психических новообразований с ориентацией на представление о предельных, конечных смыслах бытия (П.Флоренский, В.Л.Соловьев, С.Л.Франк, А.Бергсон, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.Франкл).

М.Н.Миронова опираясь на разработанную Б.С.Братусем шкалу личностных смыслов, предлагает гипотетическую модель развития личности учителя. В рамках этой модели рассматривается развитие личности в трехмерном пространстве с плоскостями: «личностные смыслы – самосознание – личностная негэнтропия», где «Личностная негэнтропия – это универсальное свойство личности, характеризующее её способность противостоять разрушению, меру её возможности реализации потенций, заложенных в человеке; меру продуктивности, плодотворности, созидательности её деятельности, осуществленности жизни» [176, с. 46].

С точки зрения М.Н.Мироновой [176] в качестве результата развития личности может рассматриваться плодотворность, сознательность деятельности все большая осуществленность жизни, конструктивное влияние на других и мир, увеличение способности противостоять деструкции. В развитии личности учителя она выделяет следующие стадии: доличностную, характеризующуюся отсутствием личностного отношения к выполняемой деятельности, симбиотичностью с другими, нормами, группой, беспрекословном подчинении вышележащим.

Симбиотичность связи учителя с учениками проявляется в различных вариантах:

- учитель выбирает роль «психологической матери», считая, что ученик нуждается в постоянном питании «эмоциональным молоком», что затрудняет развитие ученика и приводит к «эмоциональному сгоранию учителя»;

- некритично копирует в ученике собственную личность, глобально транслирует свои установки, в том числе и деструктивные; занимает авторитарную позицию «ваятеля»;

- учитель занимает позицию «психологического ребенка» редуцируется до уровня учеников и использует их как источник «эмоциональной подпитки».

Для эгоцентрического уровня характерно использование ученика как средства достижения успеха, удобства и благополучия, либо ориентация на экономию сил, стремление к сверхконтролю и оценке учеников с точки зрения их «удобства». Данный уровень рассматривается как препятствующий развитию учителя и ученика.

Группоцентрический уровень заключается в формировании у ученика чувства сопричастности, патриотизма и т. д. Интересы коллектива ставятся выше интересов отдельных учеников, игнорируется ценность личной жизни, что препятствует развитию индивидуальности. Главенствует коллективная мораль, доктрина государства. По образному выражению С.Л.Франкла «когда человек отдает свою жизнь в качестве средства для чего-либо, он теряет смысл жизни» [176, с. 49].

Гуманистический уровень связан с признанием неповторимости уникальности каждого ребенка, в выборе сотрудничества и технологии фасилитации как основных способов взаимодействия.

М.Н.Миронова высказывает мнение, что акцент необходимо делать не только на повышение профессиональной квалификации специалиста, но и на оказание ему психологической помощи в личностном росте.

На духовном уровне учитель относится к ученику как к духовному брату, стараясь не навредить образу Божьему в нем.

На доличностном уровне низкая личностная негэнтропия, что приводит к затруднению созидательной деятельности учителя. На эгоцентрическом уровне личностная негэнтропия больше, но созидательная деятельность направлена лишь к себе. На этом уровне невозможно полноценная трансляция ценностей культуры, так как осваивая её учитель одновременно находится вне её. Группоцентрический уровень связан с еще большей негэнтропией, возможностью трансляции моральных норм, культурных ценностей, но здесь невозможен выход за рамки трафаретов, норм, стереотипов, транслируются по существу готовые формы. Гуманистический уровень характеризуется высокой негэнтропией, позволяющей находить свои новые смыслы, вступать в диалог со смыслами других (диалог культуры B.C.Библер), происходит как бы сотворение личной культуры ученика. Духовный уровень содержит максимально развитую негэнтропию, позволяющую учителю быть сверхсозидательным и выйти за рамки культуры. С нашей точки зрения, подход М.Н.Мироновой достаточно интересен, но в нем содержится и ряд дискуссионных моментов, очевидно, в практической деятельности учителя не так жестко представлены выделенные уровни. Но несомненно одно, что развитие учителя – это не только повышения профессиональной компетентности, но подъем на новые смысловые уровни, организации своего отношения к взаимодействию с учеником.

Нам представляется, что само понятие личностной негэнтропии связано с уровнем психологической компетентности человека, так как психологическая компетентность в совокупности ее видов обеспечивает возможность быть психологически конструктивным в отношении себя, другого и ситуации, с минимальными потерями максимально противостоять деструкции.

Особое значение приобретает выбор индивидуального пути развития профессиональной психологической компетентности на этапе вхождения в профессию. Очевидно, что динамика профессионального становления учителя в послевузовский период включает три стадии:

- адаптация к профессии, на уровне которой происходит интериоризация и ассимиляция нормативно-ценностного профессионального плана;

- индивидуализация, которая может иметь конструктивную или деструктивную тенденцию;

- интеграция, на уровне которой обозначаются различия в плане субъектной включенности в профессию, выражающейся в характере педагогического творчества и степени инновационности деятельности конкретного учителя, его решения быть самоэффективным.

Общество не может полностью программировать деятельность учителя, за ним остается возможность свободного самоопределения, право на выбор собственной концепции педагогического труда и ответственность за принятое педагогическое решение.

Н.Бердяев отмечал, что «общество имеет тоталитарное притязание и склонность говорить человеку: “Ты – мое создание и безраздельно принадлежишь мне...” человек принадлежит не только общественному плану, но и плану духовному, и в этом источник его свободы» [29, с. 253]. Более того, исследования Л.Г.Борисовой, С.Г.Вершловского и др. показывают, что «если молодой учитель находит условия для самореализации и самоутверждения себя в деятельности, для раскрытия в ней своих творческих сил и способностей, происходит достаточно быстрое его профессиональное становление...» [236, с. 21].

Идея принципа персонализации в обучении воплотилась в сущности ученичества, как взаимодействия Учитель-ученик, берущего начало в школах античности, мастерских, творческих лабораториях, именных классах живописи, танца, актерского мастерства и т.п., где знание выступало не абстрактным сводом правил, а было предельно персонифицировано, и акцент переносился на персонализацию Учителя в своих учениках.

Интересно, что известные в истории разных народов Учителя как правило помимо глубоких знаний в своей области, были великими психологами, мудрыми знатоками человеческих душ, терпеливыми и чуткими, непрестанно размышлявшими о существе манящих тайн человеческой психологии. Возможно, поэтому мы сквозь глубь веков пытаемся черпать в их трактатах профессиональное вдохновение и искать подсказки в решении сложных педагогических проблем.

Эта традиция возрождается сегодня в авторских школах, педагогических мастерских, авторских программах. Здесь профессиональная активность педагога рассматривается в предлагаемом нами выше понимании. В этой связи С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «поведение людей само строится в той или иной мере как воспитание, не в смысле менторства, поучения или выставления себя в качестве образца для других людей, а том смысле, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Таковы на самом деле все поступки, поскольку все они совершаются людьми, включенными во взаимоотношения друг с другом. Отсюда – ответственность человека за всех других людей и за свои поступки по отношению к ним» [261, с. 368].

Разработка концепции персонализации в отечественной психологии связана с работами В.А.Петровского и А.В.Петровского. Под их руководством было выполнено ряд оригинальных исследований эффектов персонализации в педагогическом взаимодействии (А.В.Воробьев, И.Г.Дубов, М.Ю.Кондратьев, Е.И.Кузьмина, А.Б.Николаева). В этих исследованиях были выяснены интересные факты фасилицирующего воздействия личности учителя на учащегося:

- присутствие учителей с творческой ориентацией стимулировало оригинальность ассоциаций учащихся, с ролевой ориентацией, наоборот, провоцировало стандартные стереотипизированные формы мышления;

- идеально представленный образ значимого другого оказывает влияние на перцептивную сферу ребенка.

Проведенное нами исследование (Т.Н.Щербакова, Р.Х.Ганиева) [323] показывает, что наибольший след у учащихся в качестве позитивного эффекта при взаимодействии оставляют учителя способные оказать психологическую поддержку.

Потребность быть личностью, потребность в персонализации рассматривается А.В.Петровским и В.А.Петровским как социальная потребность. «Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует в группе содержание своей потребности в персонализации, которая субъективно может выступать как желание внимания, славы, дружбы, уважения, лидерства, может быть отрефлектирована сознанием. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность. Выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференцированной оценки себя как личности, человек в деятельности полагает себя в общность как необходимое условие ее существования» [217, с. 237].

В результате педагогического взаимодействия педагог не только транслирует знания, правила, нормы, ценности и т.п., т.е. содержание, заданное извне, но также передает систему своих собственных смыслов, ориентиров, оценок, реальный уровень развития различных видов психологической компетентности. Успешная трансляция предполагает искусство владения «системой вещания» и компетентностное использование его преимущества. Уровень развития профессиональной психологической компетентности учителя влияет на эффективность презентации его в различных плоскостях взаимодействия, определяет успешность формирования интерперс







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 211. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия