Студопедия — СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Орієнтовний план

Вступ

Розділ 1. Порядок і умови надання соціальної допомоги у формі субсидій

Розділ 2. Механізм розрахунку соціальної допомоги у формі субсидій

Висновки

Список використаних джерел

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации предполагает пересмотр содержания, методов и форм работы с детьми. Наибольшее внимание заостряется на активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Сфера искусства, в частности музыка, рассматривается как пространство, способствующее формированию этой творческой активности ребенка. Значение музыкального искусства для развития творческих способностей дошкольников заключается в том, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе. Это, в свою очередь, позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно.

Исключительно важную роль в музыкально-творческом проявлении детей играет воображение. Воображение способствует не столько познанию окружающего мира ребенка, сколько служит для его преобразования, созданию новых механизмов, знаний, произведений искусства, то есть для творчества в разных областях жизни и деятельности. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений [2, с.260]. Проблема развития воображения и творчества рассматривалась рядом ученых как развитие творческих способностей в познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере (А.А. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Т.А. Репина, О.М. Дъяченко). Развитие воображения как результат формирования творчества в разных видах художественной деятельности исследуются в ряде работ Н.А. Ветлугиной, Т. Т. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, О.С. Ушаковой и др.

Как отмечают педагоги-практики, для развития творческого воображения детей необходима планомерная работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. Накопление впечатлений.

2.Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные.

4.Сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.

Какие же виды заданий можно рекомендовать для развития воображения у дошкольников в процессе музыкальных занятий? Например, сочинение окончаний к стихотворным строкам (речевая импровизация):

1. В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

(Малым детям спать велит.)

(А. Блок.)

2. – Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

– Я боюсь уснуть, сестрица,

(Кот усатый мне приснится.)

(Детская народная песенка.)

3. Автобусы, автобусы

Бегут по переулку,

Нам весело, нам весело,

(Мы едем на прогулку.)

(В. Викторов.)

4. Бедный ежик,

Бедный ежик, –

По ночам не спит!

Весь в иголках,

Лечь не может,

(Сядет и сидит.)

(В. Осеева.)

Творческие проявления детей в ритмике, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах являются важным показателем развития воображения на каждом определенном возрастном этапе детей дошкольного возраста. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками. Например, дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова). Во время прослушивания у них может возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и т.д.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример подтверждает важность развития творческого воображения у детей. Через развитие танцевально-игрового творчествамузыкальные игры с тимулируют самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии, активизируют выполнение движений, передающих характер изображаемых образов и предметов. Дети учатся действовать самостоятельно, не подражая друг другу; в «свободных» плясках по своему (творчески) использовать знакомые элементы, согласовывать движения с музыкой; импровизировать движения различных персонажей под музыку соответствующего характера. Например, бегают мышата, крадется кошка, идет медведь, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, идет коза рогатая, летают птицы, движения с куклой и др. Музыкальные игры вызывают интерес детей к инсценированию программных пьес, песен, хороводов. Способствовать развитию умения выразительно передавать характерные черты музыкально-игровых образов через упражнения (кружатся листочки, падают снежинки), сценки, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, шустрые мышата и т.д.). Проводятся занятия по инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей. Вся работа проводится поэтапно. На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (например, танцы веселых лягушат, танцы задорных чижей и др.). На втором этапе задания усложняют – развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», русская народная прибаутка, «Сапожник», чешская народная песня и др.). На третьем этапе дети передают взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой, «У медведя во бору», русская народная мелодия). На четвертом этапе дошкольники выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумывают композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко, «Жили у бабуси», русская народная песня, «Кто построил дом», музыка Е. Тиличеевой и т.д.).

В песенно-игровом творчестведети учатся допевать мелодии веселых песен на слог «ля-ля» и колыбельных песен на слог «баю-баю». У ребят развиваются навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. На следующем возрастном этапе дети учатся самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др.), формируется умение импровизировать мелодии на заданный текст, а также умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, веселую плясовую, плавный вальс, бодрый, энергичный марш.

Воображение – необходимый компонент творческой деятельности дошкольников. Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности. В своей работе мы подчеркнули значимость именно музыкально-творческой деятельности, поскольку музыка формирует креативность, как качество личности. Организация музыкально-творческой деятельности и педагогическое руководство имеют решающее значение для развития воображения.

 

Список использованной литературы

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский. - С-Пб.: Союз, 1997. – 96 с.

2. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие Издательство: ТЦ Сфера ISBN, 2010.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников/О. П. Радынова. – М.: «Академия», 1998. – 240 с.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Осенний семестр | ВВЕДЕНИЕ. Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы

Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 152. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия