Студопедия — Иррационализм А. Шопенгауэра.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Иррационализм А. Шопенгауэра.






Для понимания сути европейского иррационализма XIX в. надо посмотреть, что представляет собой его противоположность — европейский рационализм XVI— XIX вв.

Система европейского рационализма складывалась на путях изучения мышления и вычленения законов мышле­ния. Уже Ф. Бэкон, затем Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и многие другие ищут законы “чистого разу­ма”, т. е. разума, очищенного от заблуждений, разума все­сильного, безграничного и могущего изменить жизнь лю­дей по своим законам. Считалось, что “чистый разум” мо­жет дать метод, приемлемый всеми науками. Принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и т. п. На принципах разума следует строить совершенное государство. Историю также следует понимать с точки зре­ния разумности, рациональности. “Все действительное — разумно, все разумное — действительно”, — говорил Ге­гель.

Поскольку разум имеет законы (эти законы познает философия) и эти законы доступны для познания челове­ка, то разумом можно управлять на основе знания его же законов. Т. е. возможен прогресс в обществе на основе при­менения законов разума, на основе просвещения людей. Возможно управлять природой, познавая ее разумное ус­тройство, возможно безгранично развивать духовные и физические способности и силы человека.

Однако этой вере ученых и философов в силу челове­ческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен тяжелый удар французской революцией 1779 г. Общество, провозгласившее разум божеством и официаль­но положившее учение гениев Просвещения в основу поли­тики, на проверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основывающегося “на принципах разума”, заставили задумать­ся над действительными возможностями науки и разума Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают правы и устанавливают общую гармонию. Процесс добывания истины тоже доступен не всем и каждому, познание — “аристократично”. История скорее наполнена мифами и стереотипами, чем разумом. И главное— люди столько нуждаются в научной истине, сколько в устраива­ющих их жизненных мифах, “внутри” которых легче жить Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но и при известных условиях вообще уничтожить самую жизнь. В самой философии после И. Канта (с его “Критикой чистого разума”) принципы рационализма были переосмыслены.

Именно отсюда и вырастает Артур Шопенгауэр — (1788—1860) и его иррациональная философия.

В своей основной работе “Мир как воля и представление” Шопенгауэр выступает как продолжатель дела Канта.

Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть “воля”. Волю надо понимать широко— не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Например, в мире животных есть “порыв” — стремле­ние к сохранению жизни, в физическом мире есть “притя­жение”, тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, рас, народов и отдельных людей. Воля “разлита в природе и обществе. Но эта воля— “слепа”, она не имеет разумной цели— иррациональна. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама воля безосновна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потребность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мстительость, любовь полов и т. д. Если основа мира — “воля” неразумна, то и мир, по сути дела, — неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснова­ния. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и не­умолимо. В религии мы пытаемся победить время через концепцию бессмертия души. Но это — иллюзия. Простран­ство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причин­ность отбрасывает людей к разным состояниям жизни (к богатству и бедности, здоровью и болезни и т. д.).

В целом, жизнь людей — это безнадежное длитель­ное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понима­нии того, что мир — это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе “волю к жизни”, устранив аф­фекты, вызванные “волей”. Человек может придать своей жизни смысл — он в избавлении от “воли к жизни”.

Здесь А. Шопенгауэр дал “пессимистическую” интерпретацию учению о четырех благородных истинах. Он был первым западным фило­софом, который систематически занимался восточной мудростью. Мы видим, что как и Будда, Шопенгауэр в качестве исходного пункта брал стра­дательную сторону жизни и пустоту существования. По его мне­нию, все живое пронизано неразумной, слепой и неутолимой жаж­дой жизни. Вот почему наше бытие наполнено страхом и болью. Неудовлетворенность и боль — вот наши главные ощущения. Же­лание является только иллюзией, возникающей лишь в преходя­щий момент удовлетворения этой вечной жажды жизни. Избавле­ние от жизненных мук достижимо только путем отказа от воли к жизни. В этом Шопенгауэр следовал Будде. Шопенгауэр хотел так удовлетворить волю к жизни, чтобы не было никаких мотивов для дальнейших действий. Это состояние конечного освобождения, умиротворенного состояния ума, когда все желания молчат, Шо­пенгауэр описывает с помощью понятия нирваны.

Разделяя такую идею, Шопенгауэр приходит к “пессимизму”, к характерис­тике человека как существа, живущего не по законам об­щества и морального прогресса, к отрицанию возможности познать мир (т. к. у воли, разлитой в мире, нет законов), к отрицанию возможности построения счастливого и разум­ного государства.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 119. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия