Студопедия — Теории происхождения государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теории происхождения государства






В мире существует множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. Это вполне объяснимо, так как в основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь, опираясь на разнообразные экономические, политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на процессе возникновения, становления и развития государства.

К наиболее известным теориям относятся следующие.

1. Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в средневековой Европе VI—XIII вв. Авторами теологический теории явились средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласно теологической теории, процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум управляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство — это результат «божественного промысла». Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в которой власть монарха представляет собой продолжение власти отца над членами его семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в.до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отражала важнейшие моменты перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-полисах, объединение семей было определяющим в возникновении государства. Однако эта теория преувеличивала их роль, что было неверным в историческом и теоретическом плане. Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных, отрицала качественное отличие государства и государственной власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриархальной теории относят также архаический характер представлений о государственной власти, которые могут использоваться для оправдания различных форм деспотической и тиранической власти.

3. Договорная теория происхождения государства появилась в XVII—XVIII вв., хотя отдельные ее аспекты разрабатывались мыслителями Древней Греции и Древнего Рима. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, X Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо, А. Радищев и др.

Согласно этой теории государство, возникает в результате договора, в который вступают люди, находящиеся до этого в естественном состоянии. Т. Гоббс изображал также естественное состояние как «состояние войны всех против всех», где нет общей власти, закона и справедливости. Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл его «золотым веком», утверждая, что в естественном состоянии люди обладают прирожденными правами и свободами. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение, образования государства в целях надёжного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое, в свою очередь, представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушения условий общественного договора народ имел право свергнуть власть совершив революцию.

Теорию договорного происхождения государства отличают абстрактность представлений о первобытном обществе его состоянии, человеке как изолированном субъекте процесса создания государства, а также антиисторизм в вопросах о времени и месте возникновения государства, о его сущности как выразителе интересов всех членов общества – и бедных, и богатых и облеченных властью, и не имеющих ее.

Договорная теория была значительным шагом вперед в познании сущности и назначения государства.

Во-первых, она порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти и рассматривала государство как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Во-вторых, данная теория ставила вопрос о социальном назначении государства – человеку гарантировались его права и свободы.

В-третьих, в теории прослеживается идея о том, что государство как первый созданный людьми общественно-политический институт можно совершенствовать и приспосабливать к изменяющимся условиям.

В-четвертых, договорная теория обосновывал а естественное право народа на свержение неугодной власти через революционное восстание.

В-пятых, она положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности государственно-властных структур народу.

4. Марксистская (классовая). Теория происхождения государства XIX в.) опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории изложены в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других марксистов.

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали происхождение и существование государства с возникновением и существованием классов. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества, в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила,— государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий»; как «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим...».

Государство присуще лишь классовому обществу, поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом, марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом. Подобная абсолютизация роли классов и экономического фактора в процессе возникновения государства является ошибочной, так как в ряде регионов мира государство зарождалось и сформировалось до возникновения классов и под влиянием самых различных факторов.

Однако это никак не умаляет значения марксистской теории, отличающейся четкостью и ясностью исходных положений и сыгравшей значительную роль в понимании происхождения государства.

5. Теория насилия (завоевания) являлась одной, из распространенных на Западе в конце XIX — начале XX в.. Ее сторонниками были Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Они утверждали, что причиной возникновения государства стало внутреннее и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею о том, что внутреннее насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов государство становится органом управления побежденными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание — мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного — класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как считали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.

В целом теория насилия носит абстрактный характер Она не раскрывает основных причин происхождения государства но, выявляя отдельные, вторичные его формы, придает им универсальный характер. Вместе с тем насилие, завоевание не являясь первопричиной образования государства, оказал и значительное влияние на процесс его возникновения.

6. Психологическая теория. Ее представители и разработчики Г. Гард, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркуноввидели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жить в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения — государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания. Несмотря на то, что теория объясняет многие проблемы, чего не в состоянии сделать, к примеру, договорная или марксистская теории, тем не менее абсолютно неверно объяснять причины возникновения государства только психологическими факторами.

7. Расовая теории. Ее автором был французский писатель Ж. Гобино (XIX в.). Он поделил все человеческие расы на «высшие», призванные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основе подобного разграничения лежат физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства «лучших» рас над огромными массами. В период своего создания эта теория оправдывала и обосновывала колониальные войны.

8. Ирригационная теория. Автор этой теории К. Витторогень. на основе изучения строительства ирригационных сооружений в древности (Египет, Междуречье) пришел к выводу, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без организации строительства систем оросительных каналов, на строительство которых привлекались большое количество людей. Организовать такие работы может только постоянно действующая организация власти, т.е. государство.

Однако государство возникло не только в местностях где проводились эти работы и поэтому данная теория носит локальный характер.

9. Инцестная (половая) теория. Суть которой заключалась во введении запрета на инцест, т.е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, специализировавшейся на поддержании запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие общественные функций, что и привело к возникновению государства; эту теорию выдвинул в XIX веке французский этнограф и социолог К.Леви-Строс.

10. Органическая теория. Одним из ее разработчиков был английский ученый философ Г.Спенсер (XIX в.). Согласно этой теории государство приравнивалось к человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создающим его наряду с обществом и человеком.

Современные ученые сходятся во мнении, что практически невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства. Существуют только общие предпосылки: экономические, психологические, демографические и др. У одних государств доминировали одни, у других – другие и изучение этих процессов идет все интенсивнее по мере накопления информации.

1.3 Форма правления: понятие и виды

Форма правления представляет собой порядок образования и структуру высших органов государственной власти и распределение компетенции между ними.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (греч. monarehia – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается обычно по наследству.

Монархии делятся на абсолютные и ограниченные (конституционные).

Рассмотрим подробнее, что представляет собой каждый из этих видов монархий.

Абсолютная монархия – это государство, где монарх в своей высшей власти не ограничен конституцией, единодержавно осуществляет законодательную, исполнительную (правительственную) и судебную власть.

Считается, что власть монарха (по официальной доктрине) имеет божественное происхождение и в некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например: Ватикан, Саудовская Аравия).

Ни один орган, ни население страны не вправе изменить выбор главы государства – власть передается по наследству. Исключение составляют лишь нелегитимные (незаконные) способы устранения монарха путем заговора или добровольное отречение от престола. Монарх является юридически безответственным, т.е. его абсолютная власть не может быть подвергнута какому-либо праворегулированию.

Конституционная монархия – бывает парламентарной и дуалистической.

Для парламентарной монархии характерны следующие признаки:

- соблюдение принципа: монарх «царствует», но не правит»;

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, которая получила большинство депутатских мест, формирует правительство и становится во главе государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха отсутствует, она является символичной;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- перед монархом ни парламент ни правительство не ответственны.

При дуалистической монархии государственная власть в государстве носит двойственный характер она юридически и фактически разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом. Наличие двухпалатного парламента, нижняя палата которого избирается, а верхняя назначается монархом, который обладает довольно значительными полномочиями в области законодательной и судебной власти.

Республика (лат. respublica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется избранными на определенный срок органами.

Республики разделяются на парламентарные и президентские.

Парламентарная республика (фр. parler – говорить) – такая республика, парламент которой обладает высшей государственной властью.

Он является не только высшим представительным законодательным органом страны, но и формирует органы исполнительной власти (избирает президента, вице-президента или премьер министра). Положение исполнительной власти, в парламентарной республики, зависит от решения парламента. Такой исполнительный орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Население страны избирает не только высший законодательный орган, но и президента, который является главой государства и одновременно является главой исполнительной власти. Президент при известном парламентском контроле формирует правительство, ответственное перед ним. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности чинов правительства. Президенту принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное положение. Однако президент лишен права роспуска парламента, в то время как парламент может отстранить президента от власти путем импичмента, т.е. особой процедуры в случае злоупотребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции. Президент представляет страну на международной арене.

Существует еще как-бы одна модель президентской республики, где президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов государственной и общественных, которые содействуют ему в выполнении полномочий главы государства и гаранта конституции.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-президентские формы правления. Для них характерно сочетание парламентарной и президентской республик. Так например, во Франции Президент при соблюдении определенных условий может объявить о роспуске Национального Собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

1.4 Политический режим: понятие и виды

Политический режим является наиболее важным, динамичным и относительно автономным элементом формы государства. Это выражается в его способности определять характер и способы взаимодействия власти, общества и личности и изменять форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти, отражающая состояние прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам своей деятельности.

По мнению исследователей, основными признаками политического режима являются:

— степень участия населения в механизмах формирования политической власти;

— избирательная система, т. е. правила, с помощью которых происходит избрание кандидатов в высшие органы власти;

— партийная система, которая определяет сущность политического режима;

— принцип легитимности органов государственной власти;

— способы принятия политических решений;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— степень верховенства закона во всех сферах жизни общества;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— принципы взаимоотношений общества и власти;

— место и роль заинтересованных групп (лобби, групп давления, профсоюзов и других организаций) в политической системе общества;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе государственных силовых структур.

В зависимости от степени социальной свободы индивида, гарантированности ее прав и свобод, характера взаимоотношений государства и общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного насилия.

Для тоталитарного режима характерны следующие признаки:

— полное поглощение государством всего общества и конкретного человека;

— крайняя степень централизации власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию, или узкой группы лиц из правящей элиты;

— формирование государственной власти бюрократическим закрытым способом и недоступность ее для контроля со стороны общества;

— регламентация общественных отношений на основе принципа «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

— господство единственной массовой партии, провозгласившей себя руководящей и направляющей силой и фактически сросшейся с государством;

— отрицание естественных прав человека, признание только дарованных государством прав, которые носят декларативный, формальный характер;

— наличие монопольной официальной идеологии, которая всеми признается и выступает в качестве механизма, формирующего потребности и мотивы поведения индивида и интегрирующего общество вокруг приоритетных целей;

— активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью страха, насилия, принуждения;

— монополия власти на информацию, полный контроль за средствами массовой информации;

— всеобщий полицейский надзор за обществом, призванный пресекать любые проявления инакомыслия и инакодействия, систематический террор по отношению к противникам;

— мощный военно-промышленный комплекс, многочисленная армия как основная опора режима.

Тоталитаризм имеет две разновидности.

1. «Левый» тоталитаризм существовал в форме советского коммунизма в СССР и подобных режимов в странах социализма.

2. «Правый» тоталитаризм был представлен итальянским фашизмом, германским национал-социализмом, японским милитаризмом, испанским и латиноамериканским фашизмом.

Авторитарный (от лат. antoritas — власть) режим — это такой тип режима, основу которого составляет диктатура одного конкретного лица или группы. Авторитаризм — своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Сущностной особенностью данного режима выступает характер отношений власти и общества, государства и личности, построенные в большей степени на принуждении, чем на убеждении.

К общим чертам авторитарного политического режима относятся следующие:

— отчуждение народа от реальных рычагов власти;

— сосредоточение определенных властных полномочий в руках одного человека (монарха, политического лидера) либо группы (военной хунты, религиозного клана);

— сведение роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов, усиление роли исполнительно-распорядительных органов;

— циркуляция элит происходит путем кооптации, т. е. волевым введением их в руководящие структуры на основе личных симпатий и преданности вождю;

— отказ от полного, тотального контроля за всеми сферами общественной жизни. Власть оставляет под полным контролем собственную безопасность, национальную оборону, общественный порядок и внешнюю политику. Экономика, культура, религия, частная жизнь остаются вне контроля. Действует принцип «разрешено все, кроме политики»;

— основные методы государственного управления — командные, административные; практически не применяются массовые репрессии, отсутствует террор;

— монополизация политики, означающая запрет политической оппозиции, политических партий, общественных организаций и других субъектов политики. В отдельных случаях допускается «ограниченный плюрализм» в виде ограниченного числа профсоюзов, политических партий, действующих под строгим контролем власти;

— отсутствие единой «священной» идеологии, навязанной всему обществу, опора на размытую концепцию «национального интереса» и популизм;

— права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Основные гражданские права режим подавляет;

— силовые структуры находятся вне контроля со стороны общества и используются в сугубо политических целях.

Типичные примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Амина в Уганде, Насера в Египте, Маркоса на Филиппинах, Чан Кайши на Тайване, аятоллы Хомейни в Иране.

«Демократия» (demos — народ, кratos — власть) в переводе означает народовластие, власть народа.

Однако нигде в мире не реализована ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении демократического политического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима, который обладает следующими признаками:

— источником власти является народ;

— решения принимаются большинством с учетом мнения меньшинства: народ имеет право влиять на выработку политических решений;

— политическая власть носит легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами;

— действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом»;

— признание и реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса; силовые методы используются в исключительных случаях;

— силовые структуры находятся под демократическим контролем общества;

— высокая степень реализации и гарантированности прав человека;

— институциональный и политический плюрализм, предполагающий деятельность разнообразных правовых институтов, соревновательность политических партий, движений, массовых объединений, ассоциаций, групп по интересам.

Современные демократии существуют примерно в 35 странах и выступают как достаточно эффективная форма взаимоотношений власти и граждан (Швейцария, Швеция, Нидерланды, Дания, Германия и др.).

1.5 Государственный режим: понятие и виды

Государственный режим — совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти. В отечественной юридической науке имеет место отождествление понятий «государственный режим» и «политический режим». Однако эти явления не тождественны. Понятие «политический режим» шире по своему объему, чем государственный. Оно включает в себя средства, способы и методы как государственного, так и негосударственного воздействия на общество, вбирает не только государственные, но и многообразные иные, негосударственные, общественные формы политической жизни, связанные, например, с деятельностью политических партий, других массовых негосударственных общественных объединений, организаций и движений, местного самоуправления, трудовых коллективов, и т. д.

В отличие от политического государственный режим представляет совокупность средств и методов реализации государственной власти только с помощью государственного механизма. При этом выделяют правовые и неправовые методы осуществления политической власти. К правовым относятся экономическая поддержка предпринимательства, выбор такой избирательной системы, которая обеспечит преимущество правящему классу, идеологическая поддержка проводимого курса и т. д. Неправовые методы связаны с насилием, политическим террором, насаждением в обществе страха, запретом политической оппозиции, расстрелом массовых демонстраций и т. п. Выбор методов зависит от соотношения сил в стране. Частый переход политической власти от одной силы к другой приводит к изменению государственного режима, что обязательно отразится на форме правления и форме государственного устройства.

Следует помнить, что в любом обществе есть определенные силы, которые, хотя и не связаны с государственной властью, однако оказывают на нее огромное влияние. Это различные промышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс, группы давления, политические партии, средства массовой информации, наконец, церковь. Они становятся полноправными участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. В результате государство перестает быть единственным субъектом политической власти, ее носителем. Значит, понятие «государственный режим» не охватывает всех средств осуществления политической власти и, как отмечается в научной литературе, его следует использовать для характеристики способа правления до ХVIII в., т. е. до времени появления политических партий.

Государственные режимы подразделяются на два типа в зависимости от соотношения в способе правления методов и средств демократии и диктатуры: автократические (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, неограниченная власть одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.

Разновидностями автократического государственного режима были:

— деспотический режим (от греч. despotica — неограниченная власть);

— диктаторский режим (от лат dictatura — неограниченная власть);

— тиранический режим (от греч. — tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем).

Деспотический режим был характерен для ранних этапов развития государственности, для абсолютной монархии, когда неограниченная власть концентрировалась в руках одного лица (деспота), которому принадлежала светская и церковная власть. Этот государственный режим опирался на огромный бюрократический аппарат и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминировала карательная налоговая политика по отношению к народу, жестоко подавлялась любая самостоятельность, тем более недовольство со стороны подвластных. Психологической основой деспотического государственного режима был страх. Подобный режим встречался в древнейших государствах азиатского способа производства в Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае, в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, Азии, Африки, Южной Америки.

Диктаторскому режиму свойственны те же черты, что и деспотическому: неограниченная власть, произвол, насилие, жестокость, беззаконие, всеобщий страх. В Древнем Риме (V–I вв. до н. э.) диктатором называлось должностное лицо, которое избиралось членами сената на 6 месяцев и наделялось на этот срок всей полнотой власти. Как правило, диктатор избирался для решения определенной чрезвычайной задачи: защиты государства от внешних врагов и т. п. Данная традиция выборности была нарушена, в частности, Юлием Цезарем, который установил личную диктатуру.

Исторической разновидностью диктаторского государственного режима являлся абсолютизм (V–ХVIII вв.). Он характеризовался концентрацией всех видов власти в руках монарха. После буржуазных революций ХVII–ХVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные. Традиционный абсолютизм сохраняется и сейчас в целом ряде стран: Марокко, Иордания, Саудовская Аравия.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, однако в отличие от деспотии и диктатуры, власть тирана устанавливается путем незаконного захвата власти, сопровождающегося смещением законной власти с помощью государственного переворота. Для тирании также характерны произвол и террор, отсутствие нравственных и правовых начал в управлении, бездействие законов. Однако в истории были случаи, когда тиран, опираясь на поддержку народных масс, проводил реформы в интересах бедных, улучшал социально-экономические условия их жизни. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII–VII вв. до н.э.

Демократические режимы существовали в античности и средневековье в городах-полисах и городах-коммунах. Они не получили широкого распространения, что было обусловлено низким уровнем культуры населения, безразличием к нуждам общества.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 283. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия