Студопедия — Проблема насилия в религиозных учениях
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема насилия в религиозных учениях






Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным. Противоречивость оценок насилия свойственна и для религиозных учений.

Христианство. Вопрос об отношении христианства к пробле­ме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, по­скольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Если христианство в целом можно рассматривать как некое отражение мироумона-строения, которое характеризовало прежде всего европейского человека на протяжении многих веков, то ставить проблему та­ким образом правомерно. Можно говорить об отношении к на­силию в рамках так называемой восточной традиции [67].

Противоречивое отношение к насилию содержится в священ­ных книгах христиан — Ветхом и Новом заветах. В книге «Исход» Ветхого завета имеется однозначное утверждение о том, что Бог — муж брани. Встречаем мы и призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. В свою очередь воззвание к Богу во время сражения приносило победу (См.: Библия, гл. V, п. 18—22).

Контент-анализ текста Библии, проведенный совместно с Л.А. Калаевым, показал, что из 12407 понятий и категорий, входящих в Библию (Ветхий Завет и Новый Завет), 1909 в той или иной мере отражают проблему насилия (15,39%) и 1884 высказывания отражают положительную направленность категорий «мир», «согласие» и т.п. (15,18%). Наиболее часто употребляются категория «наказание» и производные от нее (25,9% от числа понятий группы «насилие»). Довольно часто встречаются слова «убить», «убивать» (20,8%), в которых отража­ется стремление действующих лиц к насилию, уничтожению других. Часто используются призывы к возмездию (18%), нена-

16 /. Введение в конфликтологию

висть и злоба к другим (13,3%); насилие, война, воевать (12%); бить, избить, отнять, присвоить (8,1%).

Среди категорий группы «мир» и «согласие» наиболее часто употребляются термины и фразы: «спасение» (23% высказыва­ний), «протянуть руку ближнему», «поддержка», «оказать по­мощь» (26%); призывы к любви (20%). Сравнительно реже появ­ляются такие понятия, как «прощение» (13%), «содействие» и «мир» (по 7,6%).

Полученные данные подтверждают противоречивость отно­шения Библии к проблеме «насилие —согласие».

Позднее появляется негативное отношение христианства к войнам. Об этом можно судить по запрещению Соломону строи­тельства святого храма, «потому что пролил много крови на зем­ле». Весьма символичен факт поручения его строительства чело­веку, руки которого не были обагрены кровью. Впоследствии была высказана уверенность в том, что народы перекуют мечи на орала, установят мир и гармонию.

Превращение христианской церкви из гонимой властями секты в государственную религию в Римской империи и некото­рых других государствах породило противоречие христианских догматов. Оно проявлялось затем во всей последующей истории христианства. Став официальной идеологией, церковь не могла не поддерживать ведение войн, а порой и сама была их органи­затором. Апогеем трансформации пацифизма раннего христиан­ства в защиту насилия явились крестовые походы XI—XIV вв., в ходе которых захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», освобождения «фоба гос­подня» и «святой земли» (Палестины).

По поводу деяний христианской церкви католический теолог Фома Аквинский писал:

Что касается церкви, она исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся; оттого она не тотчас осуждает, но после первого и второго увещева­ния, как учит апостол. £сли же еретик и после этого продолжает упорствовать, церковь, не надеясь на его обращение, заботится о спасении других., устраняет, его из церкви посредством отлучения, а затем, предает его светскому судье, чтобы он устранил его из мира, по­средством смерти... £.сли бы и все грешники были ис-

1. Предпосылки формирования конфликтологических идей 17

треблены подобным, образом., это не было бы противно велениям. Ъожьим....

Далеко не все христиане разделяли официальные позиции церкви. Этот период в истории христианства отмечен вспле­ском ересей", особенно в католичестве (братство францискан­цев, анабаптисты, квакеры и др.), которые предприняли небез­успешные попытки вернуться к идеалам раннехристианского пацифизма.

В новейшее время к идеям отрицательного отношения к на­силию обращается официальная католическая церковь, а в самое последнее время — также и православная. Это свидетельствует о трансформации христианской церкви, старающейся поспеть за изменяющейся жизнью. Если раньше можно было четко просле­дить различия между государственной религией и еретическими движениями, то сегодня создается мировоззренческий консенсус различных христианских течений, находящих то(чки соприкос­новения по острым проблемам.

Ислам. Подобно христианству отношение ислама к конфлик­там и насилию противоречиво. Суть исламской концепции ми­рового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогу*щей волей Аллаха. «А если пожелал твой Господь, — отмечается в Коране, — то Он сделал бы людей на­родом единым. А они не перестают разноголосить». В Священ­ной Книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо помнить об учении Ал­лаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостра­тегического пространства ислама. Это связано с тем, что для му­сульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль-ислам» — обитель ислама и «дар аль-харб» — обитель войны, мир неверных.

Не исключает ислам военного насилия и между единоверца­ми. При этом каждый исповедующий ислам должен быть ис­полнен стремления примирить враждующие стороны. Если же это не удается, то необходимо сражаться на стороне справедли­вости и быть беспристрастным. На практике это приводит к жестоким столкновениям внутри исламского мира. Они особен­но часты между двумя ветвями ислама — суннитами и шиитами.

18 !• Введение в конфликтологию

Нынешнее поколение стало очевидцем многолетней войны ме­жду Ираном и Ираком, оккупации Ираком Кувейта, столкнове­ний внутри Ливана, гражданских войн в Афганистане и других странах. В целом же официальный ислам связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.

Буддизм и индуизм. Наиболее последовательными в оценке си­ловых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно — войну. В отличие от христианства и ислама, где Бог-творец рассматривается как перво­причина всего сущего, буддисты и индуисты исходят из Вселенской жертвы как первопричины бытия. Перенеся тяготы Вселенской ка­тастрофы и социальных потрясений, люди осознали никчемность борьбы друг с другом, отказались от человеческих пороков и добро­вольно встали на путь благодеяния и служения Богу. Поэтому в отличие от христианства, где Богу противопоставляется Сатана — абсолютное воплощение зла, в буддизме нет резкого противопос­тавления добра и зла.

По этой причине во многих восточных религиях нет цельной концепции по проблемам войны и мира. Лишь появление ору­жия массового уничтожения побудило приверженцев буддизма высказать более определенно свое отрицательное отношение к войне. По их убеждению, преодолеть это зло можно, строя свою жизнь на любви к ближнему, «ибо никогда в этом мире нена­висть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она» [67]. В этом заключается нравственный под­ход к предотвращению социальных конфликтов.

Кармический подход к недопущению конфликтов более ха­рактерен для индуизма. Он заключается в необходимости фор­мирования положительной кармы общества, страны, которая состоит из индивидуальных карм.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 184. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия