Студопедия — Глава II. Художественное своеобразие детских рассказов А. Платонова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава II. Художественное своеобразие детских рассказов А. Платонова






2.1. Круговорот жизни в рассказе «Цветок на земле»

Главные герои – это старый дед Тит, которому без трех лет девяносто, и маленький его внук Афоня. Идет Великая Отечественная война, и отец Афони воюет, а мать в колхозе с утра до вечера работает. Афоня с дедом все одни.

Но дед старый, присматривать за внуком ему тяжело: деда клонит в сон. А вот Афоне не спится, ему все интересно узнать, понять, а спросить некого. Дед, как может, объясняет свою усталость жизнью. Но внуку этого мало: ему нужно общение.

Дед с внуком выходят из избы наружу «белый свет пытать». Дед останавливается у голубого цветка, «терпеливо росшего из мелкого чистого песка. Сначала Афоня не понимает особенности этого цветка. Ему нужно познать главное, а этот цветок, как ему кажется, все растет. Вот тут-то дед и пытается объяснить внуку вечный круговорот жизни. «Лесок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень и не дышит и не живет, он мертвый прах». Чудо происходит тогда, когда ребенок совершает открытие, что «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь».

Как и во всех рассказах А. Платонова для детей, в рассказе «Цветок на земле» образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем; как пишет O.A. Кузьменко, «...имя героя рассказа «Цветок на земле» не безразлично к теме и идее рассказа. Афоня - эго Афанасий, имя этимологически восходящее к древнегреческому athanatos, что означает «бессмертный», «наделенный исполинской жизненной силой» [7;41].

Рассказ Л. Платонова носит характер притчи. Для писателя неважно, где и когда происходят события (он говорит только, что «отец его (Афонии) на войне, а мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме...»), как называется цветок (рассказ носит обобщенное название «Цветок на земле»), он не уделяет большого внимания и сюжету произведения. В центре рассказа - главный вопрос, который задает Афоня дедушке («Что есть самое главное на свете?»), и в ответе дедушки заключается большой философский смысл. В вопросе Афонии чувствуется стремление постичь жизнь, узнать «все», и в этом желании проявляется активность личности человека - быть на земле хозяином, творцом. По мнению А. Платонова, человек, живущий в мире природы, в мире растений, животных, птиц, несет ответственность перед ними. И человек, так же как все красивое, как безымянный цветок из рассказа А. Платонова, «из смерти работает жизнь». Boт в этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет».

Эта трогательная жизнеутверждающая история как нельзя лучше иллюстрирует позицию автора: смерти нет, а есть жизнь после жизни. Есть в рассказе и свойственная для А.Платонова недосказанность, или неоконченность, или тайна, которую каждый читатель – маленький и большой – откроет для себя сам.

2.2. Рассказ-притча «Неизведанный цветок»

Андрей Платонов прожил недолгую жизнь. Он умер в 1951 годув атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулезом, которым заразился от собственного сына, спасенного им из лагерей.

Друзья, посещавшие его в последние годы, заставали его на диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с ними. По свидетельству жены писателя, именно в 1950 году больной Платонов написал сказку-быль «Неизвестный цветок».О ком эта притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей?

«Цветок всю ночь сторожил росу й собирал ее по каплям на свои листья.... Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости....» «Грустное упрямство, печальная воля к жизни живет в цветке - и в авторе! - застенчиво явление их в мир с извинением за свою непохожесть на других», - сказал критик В.Чалмаев, [37;251]. Кто-то из критиков называет произведение А.Платонова притчей, сам писатель определил жанр своей книги как сказка – быль: он совместил реальность с фантастикой, что так любят дети.

Начало сразу настраивает на сказку, правда в следующей же строке читатель сталкивается с неприятной реальностью: «Он рос один на пустыре, лежали старые серые камни, лишь один ветер гулял... и сеял семена».

Чем дальше мы знакомимся с описанием жизни цветка, тем больше понимаем его силу духа в стремлении жить. Он трудился день и ночь, собирая росу и пыльцу для пропитания и дальнейшего роста.

Но вся беда была в том, что он был одинок. Ему не с кем было поделиться своими трудностями и своими победами.

Кульминационный момент - появление девочки Даши. Как могла девочка на пустыре почувствовать запах цветка? С любой ли девочкой произошло бы то же самое? Думается, что нет. Девочка тоже особенная, как цветок: у нее добрая и любящая душа. Даша целует письмо, которое она написала маме из пионерского лагеря. Легкий аромат напомнил ей рассказанную когда-то матерью сказку о маленькой розе доже заскучавшей по матери. Маленькая роза не умела плакать,«и только в благоухании проходила ее грусть»,[4;31].

Девочка вдруг почувствовала родственную душу и стала глазами отыскивать неизвестный цветок. В эту минуту девочка была не в сказке, а в реальной жизни, перенесенной из сказки. Она говорит с цветком, как с человеком.

Всю свою доброту, любовь, заботу она вкладывает в этот цветок.

-А как тебя зовут? - спросила Даша.

-Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Можно только догадываться, как Даша рассказывала про удивительный цветок своим друзьям, но только на другой день в гости к нему пришли все пионеры - они хотели сделать пустырь живым. И пустырь ожил. На следующий год здесь росла трава, цветы и порхали бабочки. Все это чудо произошло благодаря доброму сердцу девочки.

Глубокий смысл заложен автором в концовку. Цветок боролся за свою жизнь и выжил, дав к тому же жизнь другому цветку, уже более прекрасному.

Безусловно, образ неизвестного цветка символичен. Каждый прочитавший сказку-быль должен задуматься о том, что лишь в вечной борьбе с трудностями, в противостоянии окружающему злу, в любви к жизни состоит истинное назначение человека.

2.3. Мир метаморфоз в восприятии ребенка (рассказ «Никита»)

Истоки развития маленького человека, становление личности показывает нам Андрей Платонов в своих произведениях.

Действие в рассказе «Никита» происходит во время Великой Отечественной войны, в деревне. Никите всего пять лет «от роду», но мать называет его умным «теперь»,так как отца нет, значит, Никита за него по хозяйству.

Несмотря на то, что на Никиту возложены обязанности старшего по дому, ему страшно оставаться одному. В одиночестве фантазии довлеютнад реальностью. Некому объяснить суть происходящего, объяснить непонятное, таинственное, чего не способен понять ум ребенка. Очень часто маленьких героев Платонова окружают мудрые, добрые люди: родители, бабушки и дедушки. Благодаря им ребенок относится к окружающей действительности духовно осмысленно. Вот и сейчас все предметы, окружающие ребенка, разделятся для него на добрые и злые. Но он сам вложит в отношение к ним свои представления, свои чувства.

Страх у Никиты вызывают те предметы, которые он не знает. Вот, например, печку он не боится, несмотря на то, что у неё большой черный зев. Он привык видеть, как мать топит ее, ставит туда еду и вынимает ее оттуда готовой. Но вот стоящая в темноте пустая бочка пугала ребенка, так как он не видел ее дна. Маленький человечек, который, по представлению Никиты, должен был жить в этой бочке, не добрый и не злой, но он ворует и лодырничает, поэтому, наверняка, плохой.

Раздавшийся из бочки гул заставил Никиту искать защиты от неизвестного маленького человечка с длинной бородой, и он находит её у солнышка. «Солнышко было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался. При солнышке всегда светло, все видно – и поэтому все понятно и по-доброму», [4;39] Вот таким образом происходит в душе ребенка только ему понятное соединение.

Несмотря на то, что в колодце была видна светлая вода, и в ней отражалось солнце, дна все равно не было видно, и Никита придумал, что там живут водяные люди, которые хотят выпить у него глаза, когда он спит.

Примечательно, что Никита сопротивляется злу, он дает отпор и маленьким колодезным человечкам, и вредному обитателю бочки. Он не держит на них зла, а наоборот, он как будто старается призвать их к тому, чтобы они делали добро и стали впоследствии хорошими. Малыш изо всех сил старается не бояться своих вымышленных видений, сопротивляется их возможным злонамеренным поступкам и даже действует добром на зло. К норкам змей он подкладывает кусочки хлеба. Но это уже не из-за собственного страха перед ними, а из-за боязни за свою мать, в защиту ее, потому что в какой-то момент ему показалось, что они могу навредить самому близкому человеку.

Никита во всех предметах, окружающих его, видит живое человеческое выражение: и в петухе, похожем на утонувшего худого пастуха с бородкой, и в цветке, у которого есть кишки с молоком, и сама их изба, «как прохожая старая тетка из дальней деревни» ругательница и сквернословница.

Согласно восприятию Никиты, умирая, человек не перестает существовать, а лишь воплощается во что-то другое: “Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который был всегда ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце”. Изучая старую баню, Никита представляет, что это бабушка: “Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала! <...>Ишь, живет себе, вон у нее голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек”. В чужом петухе, зашедшем во двор, мальчик видит утонувшего в реке пастуха, а из-под земли слышатся ему голоса людей, живших во тьме. Ребенок отрицает смерть всем естеством – и это неудивительно, ведь он появился на свет именно для того, чтобы жить. А для вернувшегося с войны отца Никита становится самим смыслом жизни и даже орудием против смерти: “А я-то помнил тебя, умирал и помнил”, — говорит он сыну.

И все же полного отрицания смерти нельзя избежать. Ребенок видит смерть и чувствует, что она может прийти, но он уже знает ее, как разрушение, как боль, как уничтожение природы и жизни:

“Оттуда, из-за реки шла страшная, долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятишками на улице около колодца, не наглядевшись на все, что Антошка видел из отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал с сестрой в зимнее время, будет стоять пустой. Ему жалко было сейчас смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в темных и теплых щелях, лопухов на дворе и старого плетня, которые, наверно, скучали по нем и ожидали его. И вот он живет среди них, чтобы они все были рады, и не хочет помереть, чтобы они опять не скучали”,[4;139]

Поражает удивительная способность А.Платонова к перевоплощению в ребенка. Задаешься вопросом: что это - память детства или способность ощущать ребенка в себе в зрелые годы? Думается, и тои другое.

Главное, что писателю удалось передать глубокие переживания мальчика и заставить поверить в них читателя - такого жеребенка. А что может дать ребенку подобное видение окружающего мира? На этот вопрос отвечает отец Никиты: «Это ты хочешь сделать всех живыми, потому что у тебя доброе сердце, для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова оживет».

И еще одна концепция А.Платонова звучит апофеозом, если так можно выразиться, анализируя детский рассказ:«Давай все трудом работать, все живые будут». Гвоздь - человечек, которого выпрямил Никита, трудом сработан, поэтому он и добрый, а все остальные непрочные, «оттого и злые».

 

2.4. Познание неизведанного и таинственного в рассказе «Железная старуха». Образ пространства в произведении.

С самого раннего возраста ребенок слышит сказки, которые ему читают взрослые. В них действуют добрые и злые герои, фантастические и вполне реальные. Как правило, все, что ребенок не понимает в жизни, он старается объяснить сказочными образами и наоборот, все сказочное и непонятное он соединяет с реальным.

Неудивителен тот факт, что часто взрослые, чтобы побыстрее утихомирить малыша, рассказывают ему о всевозможных ужасах, как это и происходит в рассказе «Железная старуха».

Если учесть, что многие произведения Платонова автобиографичны, то вполне можно предположить, что события «Железной старухи» реальны.

Начало рассказ очень напоминает нам вышеназванные произведения. Егор, как и многие герои Платонова, разговаривает с неодушевленными предметами, как с одушевленными. Можно предположить, что скорее всего это происходит от одиночества ребенка и его душевной организации: он нуждается в общении и стремится найти себе равных в этом мире. Его совсем не пугают маленькие существа. Егор видит в жуке и червяке людей с руками и ногами и даже чувствами настоящего человека: «Когда я к тебе попадусь, я тоже ничего не скажу!» - говорит мальчик жуку. Примечательно, что малыша не пугают все эти насекомые: он спокойно берет в руки скользкого червя, ложится с ним в кровать, подносит его к лицу, не чувствуя при этом никакого отвращения.

Дети не чувствуют усталости: им не терпится поскорее узнать о жизни как можно больше. Как с жуком, так и с червем Егор готов поменяться телами, чтобы узнать их состояние, их чувства. Удивительно, что Егор не мучает насекомых, показывая свое физическое превосходство, а напротив, относится к ним, как к равным.

Но на фоне гармонии вдруг появляется образ Железной старухи. Вторая часть рассказа как бы вносит дисгармонию в жизнь ребенка. Напуганный словами матери о некой Железной старухе, которая заберет его, если он не будет спать, он в первую очередь думает не о себе, а о маленьком беззащитном червячке. Он прячет его под подушку, стремясь тем самым защитить его.

Дом - образ замкнутого пространства «Дома мать дала Егору поужинать, потом велела ложиться спать и укрыла его на ночь одеялом с головой, чтобы он не боялся спать и не услышал страшных звуков. которые раздаются иногда среди ночи из полей, лесов и оврагов» Автор хочет донести до читателя, что любящие люди, особенно родители, стараются уберечь своих детей от опасности, проблем в этом мире. Однако все их попытки остаются тщетны: жизнь все равно каждого заставит пройти свой путь. Повествование начинается с «дома» и заканчивается «домом» Действительно, человеческая жизнь начинается с узкого пространства, с родительского дома, и заканчивается тоже узким пространством - перед смертью он будет нужен тоже только малому кругу людей, самым близким и дорогим.

Простор - образ открытого пространства - «мир» «Он надел штаны и ушел босой наружу…Ясные звезды светились в небе; их было так много. Что они казались близкими..», [4;241] Егор обращает свой взгляд на небо. Это не случайно. Небо в русской литературе является символом высокого, неопознанного. В решающие, переломные моменты своей жизни любимые герои авторов литературных произведений обращали свой взгляд к небу, ища там ответ на вопрос, в чем смысл жизни и кто в этой жизни «Я»(Вспомним Андрея Болконского на Аустерлицком поле) Платонов продолжает традиции русского классика: чтобы постичь смысл жизни, нужно выйти в мир, так как, живя в одних стенах, его не познаешь. Автор своего героя заставляет расширять рамки своего бытия, «выводит его в «мир», с целью познания этого самого мира. «Егор заметил, что и в самую тихую погоду клен качается помаленьку. будто он тянется куда-то, хочет поскорее вырасти или стронуться с места и уйти. Скучно наверно быть деревом: оно живет на одном месте

Порог- граница между домом и пространством. В данном тексте слово порог заменяет слово окно, которое отделяет героя от мира. «Он всмотрелся в сумрак. Окно, выходившее в просяное пол, светилось смутным светом ночи. Будто за окном была глубина неподвижной воды. Егор привстал на постели, думая о том, кто там идет один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу…Кто он такой? Пойду, до всего дознаюсь». «Окно - дальняя дорога». Образ дороги тоже традиционен. Дорога, длиною в жизнь.

Выход из замкнутого пространства в большой мир всегда предполагает преодоление некого барьера, не каждый может и хочет переступить этот барьер - многое зависит от самого человека. Егор мал, но желание постичь жизнь велико, это автор хорошо показал через организацию пространства.

 

2.5. Психологизм рассказа «Июльская гроза»

«Ребенок долго учится жить, - пишет А.Платонов в своих записных книжках, - он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже приучились жить, существовать. Наблюдать за духовным становлением ребенка, за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности составляет для нас радость». [2;145]

В шестом классе изучается рассказ А.Платонова «Июльская гроза» и сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца». Если образ ребенка в прозе XX века следует считать символичным, то как по-разному и вместе с тем схоже изображают внутренний мир детей эти два писателя.

Настя и Митраша в «Кладовой солнца» сироты, а Наташа и Антошка живут с родителями. Это немаловажный факт: дети у Пришвина отвечают друг за друга перед самими собой, а дети у Платонова, вернее только Наташа, так как Антошка совсем маленький, еще и перед отцом с матерью. И те и другие живут в деревне, на лоне природы. Но для Насти и Митраши природа, а именно: лес, болота - кормилица. У них нет страха перед ней,хотя все живое в лесу остро реагирует на ссору детей. Наташа и Антоша оказались перед стихией: надвигается гроза. Для Наташи её б р а т -э то часть её самой. Она, как мать, оберегает и защищает малыша. Настя же отпускает упрямого Митрашу самостоятельно искать «палестинку». Это и привело к беде. Но природа сама приходит на помощь,

В этом и есть главная идея книги М.Пришвина: показать, как в жизнь входит Новый человек с чувством беззаветной любви к родной матери-земле. У Платонова показана сила девочки, противостоящей грозе, чтобы спасти брата. У А.Платонова дети более непредсказуемые. На самом деле ими движет не разум, а чувства.

Еще один аспект - стиль произведения, особенный платоновский слог, отличительный от сказки-были М.Пришвина. Некоторые фразы приходится перечитывать, так как они не сразу ложатся на слух. «Наташа попеременно несла брата на руках…, то ставила его на ножки, потому что брат был кормленый, тяжелый… и она умаривалась от него», «девочке теперь не так страшно было находиться под безлюдным солнцем», «старик пошел, уставившись в земляной сор и мелкую траву на дороге», «старик уже спал, снедаемый мухами и муравьями, ползавшими по его ко всему притерпевшемуся лицу», «в окно слабо постучали с улицы». Странные уточнения типа «вглядываясь в мусор на земле» заставляют читателя остановиться в чтении и представить то, о чем говорит автор. Этот процесс остановки как нельзя лучше развивает воображение маленького читателя, заставляет в мелких деталях представить прочитанное и задуматься о том, о чем задумался герой.

Оба произведения по праву замечательны. Но, на мой взгляд, М.Пришвина больше интересует событийность и описание, а книга А.Платонова глубоко психологична.

Если детство задолго до нас не раз уже было предметом внимания и изображения в мировом искусстве, то и на этот, Андрею Платонову, художнику значительному и взыскательному, удалось многое увидеть и раскрыть заново. И это новое согрето и любовью к детям, и уважением к их достоинству. Рядом с детьми живут в рассказах Платонова противопоставленные им и в то же время родственные детям старики и старухи. Сталкивая малых и старых, начало и конец существования, Платонов в нехитрых фабулах доходит до поэзии и своеобразного драматизма. Смысл его рассказов ясен и прост для любого читателя. Пробуя определить этот смысл на свой лад, я знаю, что так или иначе упрощу или искажу автора, но это грех всякого пересказа поэзии. Творчество же Платонова прежде всего поэтично, в нём всегда есть несравненный осадок, который не поддаётся рассудочному и деловому анализу, и этот осадок самое дорогое…»

В «Июльской грозе» маленький, испуганный этой самой грозой Антошка думает: «…Можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами около колодца, не наглядевшись на всё, что было у отцовского двора. И печка, на которой Антошка спал с сестрой в зимнее время, будет стоять пустой. Ему было жалко сейчас их смирную корову, приходящую каждый вечер домой с молоком, невидимых сверчков, кличущих кого-то перед сном, тараканов, живущих себе в тёмных и тёплых щелях, лопухов на их дворе и старого плетня, который уже был на свете — ему об этом говорил отец, — когда Антошки ещё вовсе не существовало; и этот плетень особенно озадачивал Антошку: он не мог понять, как могло что-нибудь быть прежде него самого, когда его не было, — что же эти предметы делали без него?» [3;241]
И Антошка, и его сестра Наташа, и остальные дети в произведениях Платонова живут рядом с грандиозными явлениями и событиями и рядом же с обыкновенными вещами и существами. Стараются понять себя и окружающее.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 152. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия