Студопедия — Тема 8. Западноевропейская философская мысль XIX-XX вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 8. Западноевропейская философская мысль XIX-XX вв.






Вся последующая философия после Гегеля исходит из совершенно иных принципов. Она отходит от построения абстрактных систем и решения проблем бытия и познания. Она обращается к самой жизни человека и тем реалиям, которые его окружают. И объясняя человека, новое мировоззрение порой низводит его до объекта. Не мышление, сознание теперь видится как особенность человеческой природы, а его практическая деятельность. Законы логики, рационального познания не только теряют связь с реальным миром, но и своё былое значение для человека.

8.1 Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

Артур Шопенгауэр (1788-1860) был современником Гегеля, тем не менее, его можно считать произвестником современной западной философии. Он был противником метафизики, как классической, так и современной ему – гегелевской и фихтеанской.

Первая философская работа Шеллинга «О четверояком корне закона достаточного основания» посвящена критике метафизике Нового времени, которая не различает два основания – знания и реальности. Первое основание только связывает понятия, которые создаёт в процессе познания человеческий разум. Реальное основание связывает единичные вещи и явления. Об этом говорил ещё Кант. Но эти размышления послужили предпосылкой для построения собственной философии, которая была изложена в главном труде Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Основная идея здесь такова: теоретический разум не может познать внешний мир. Отсюда философ заключает, что материализм не состоятелен, поскольку исходит из объекта. Но также не состоятелен и субъективный идеализм Фихте, так как каждое действие человека делает очевидной реальность окружающего нас мира. И материализм, и идеализм отождествляют логические законы с законами бытия. «Мир, – говорит Шопенгауэр, – есть лишь моё представление». А наука трактует это представление в качестве самой сущности мира. Она не замечает, что подлинное бытие остаётся скрытым. Но есть кое-что, постигаемое нами непосредственно, иррациональным образом. Это наше Я. Мы воспринимаем себя через телесные движения, а это есть воля. «Мир есть воля», – говорит Шопенгауэр. Он определяет волю как некое начало, лежащее в основании всех явлений мира, которое мы воспринимаем как желания, нужду, стремления. Моя воля тождественна воле вселенной. Моя отдельность – иллюзия, продукт моего субъективного пространственно-временного восприятия. То, что реально – одна воля, проявляющая себя в мире. И эта воля – зла. Она является источником страдания, которое есть неотъемлемая часть человеческой жизни. Страдание увеличивается с познанием мира.

Вслед за Шопенгауэром об иррациональной воле как основе мирозданья учит Ницше.

Фридрих Ницше (1844-1900) – беспощадный критик прошлого, ниспровергатель традиционных ценностей, возвестивший о новом человеке. Он первый в истории философской мысли исследует нравственную сферу жизни человека. До сих пор, говорит он, не было сомнения в превосходстве «хорошего» над «плохим», а если всё наоборот, и «хорошее» – только симптом регресса? Его исследования должны показать необоснованность претензий морали на неоспоримую абсолютную ценность.

Всю мораль Ницше делит на мораль рабов и мораль господ. Первая была сформирована под воздействием античной философии и христианства. Она воплощается в многообразных индивидуальных аскетических, церковных и иных опытах человека. Ницше формулирует следующие признаки рабской морали.

Она как бы возвышается над человеческим бытием и весь мир кажется ничтожным.

Это стадная мораль, которая защищает общество, а не личность.

Рабская мораль имеет отчуждённый характер. Она призвана уравнять индивидов.

Мораль замыкается областью духа и тело приносится ему в жертву.

Она лицемерна. Люди склонны порицать те пороки, которым в тайне хотели бы сами предаваться.

Сущность рабской морали – «вторичное переживание». Человек хотел бы отомстить своему обидчику, но не может и начинает себя жалеть. Так бессилие трансформируется в силу мученичества. Зло, таким образом, не переходит в поступок, а становится формой самоотравления души.

Ницше критикует мораль с моральной точки зрения. Он отталкивается от того, что сострадание, жалость – унижают человека, поскольку исходят от тех, кто сам нуждается в них. Действительно, Ницше верно подмечает, что человек склонен проявлять сочувствие в основном только в том случае, если сам находился в таком же положении и испытал подобные невзгоды.

Что же предлагает Ницше взамен старой морали? Он учит о новом человеке – о господине, который обладает внеморальной моралью. Он добродетелен не из-за самопринуждения, а в силу своей натуры, власти. Ему не нужно уходить в область внутренних переживаний. Это человек волевой, открыто утверждающий себя. Он стоит по ту сторону добра и зла. Рабы своих обидчиков персонифицируют во зло, а господа уважают своих врагов, так как они достойны равенства по своей силе.

Таким образом, согласно Ницше, вековая ложь разоблачена и иллюзии утрачены. Человек остался один на один с самим собой. Абсолютных ценностей нет, божественного проведения нет и положение мира – хаос.

Ницше своей философией обращает наше внимание на иную сторону наших поступков и стремлений, которую мы склонны не замечать. Человек чаще всего не осознаёт истинную причину своих деяний, не задумывается о том, почему он ведёт себя так, а не иначе, что им движет. Мы не знаем сами себя, своей природы. И порой просто прикрываемся общепринятыми нормами, правилами, хотя на самом деле, далеко расходимся с ними.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 169. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия