Студопедия — Ответ на десятый вопрос.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ответ на десятый вопрос.






Из контекста моих ответов па предыдущие вопросы, вы уже наверное получили ответ на этот вопрос; какая из имеющихся в настоящее время программ по ИЗО наиболее оптимальна для реализации новой теории. В принципе любая программа может стать доминантой во взаимодействии с другими видами искусств, в том числе и программы В. Кузина, Б. Неменского и наша типовая, разработанная еще в начале 70-х. Вопрос только в том, каким будет уровень взаимодействия искусств. Об этом я уже говорил, отвечая на седьмой вопрос. Каждый из вас, уважаемые коллеги, может задаться целью разработать такую программу, которая соответствовала бы уровню требовании теории полихудожественного развития. Но для ее достижения потребуется много работы и интеллектуальной, и духовной в области самых разных искусств и наук, и особенно развития собственного воображения и собственной фантазии, доведения до уровня высоких регистров полихудожественного направления. То есть сам автор программы должен «включиться» в экосистему, дорасти до ее полифонического уровня. А это все в ваших силах. Пробуйте, ищите, дерзайте!

 

- 268 -


 

Отчет по второму заданию (поиски общих признаков разных видов искусств) проводился как «блиц-турнир». После ответов «Б. Юсова» это задание приобретает более конкретную окраску: студенты уже понимают, зачем это надо делать. Команды, соревнуясь между собой, находят множество общих художественных стимулов для разных видов искусств. В результате обсуждения игроки всех команд составляют таблицу общих художественных стимулов, разделив их по видам и признакам на 1) общность содержания и 2) общность формы выражения содержания. В свою очередь в общности формы выделили отдельные признаки, определяющие ее степень: а) ведущие признаки общности (опорно-сигнальная общность); б) дополнительные; в) опосредованные признаки общности (образно-чувственные, контекстные, личностно-индивидуальные и т.д.).

Для наглядности приведем один пример: общности формы построения художественного образа в разных видах искусств, например на художественном понятии (художественном стимуле) цвет.

Цвет в живописи — ведущий признак организации художественного образа; в графике (станковой, тиражной, декоративной), в архитектуре, дизайне, ДПИ, театре, кино, ТВ — дополнительный; в музыке, художественном слове (проза, поэзия, фольклор) — опосредованный (чувственно-образный, личностно-индивидуальный). Цвет может быть знаком, выражающим характер героя, его поступка, состояния, на строения, передающим стилистические особенности эпохи в разных видах искусства, особенно в пространственных видах; в архитектуре (интерьер, экстерьер) цвет организует среду, выражает функциональные и материально-технические качества сооружения, является важ­ным элементом характеристики эпохи, времени. В зрелищно-временных искусствах (театр, балет, кино, ТВ) цвет работает как дополнительный, но визуальный образ — костюм, сценография, освещение, операторская работа,— он может проявляться в личностном переживании образа как эмоциональный контекст независимо от предлагаемой, непосредственной цветовой организации конкретного спектакля (танца, оперы, кинофильма и т.д.), как скрытый, невидимый, закодированный в подсознании, являющийся как «призрак», как цветовая поэтика образа, его характера, настроения, движения его поступков и нюансов психологических проявлений.

— 269 -


 

Например, цветовая характеристика образа Отелло и Дездемоны, (В. Шекспир), цветовая гамма характера, проявления настроений в динамике образов «Чайки» (А. Чехов) или «Сталкера» (А, Тарковский), цветовая гармония пластики классического балета и современной, авангардной хореографии и т.д. Цветовыми образами — «видениями» может сопровождаться восприятие, переживание симфонической музыки.

Третье задание продолжает предыдущее: необходимо найти взаимосвязь отобранных во втором задании художественных стимулов со стимулами окружающей действительности, событий, явлений прошлого, настоящего и будущего, то есть культуры, социального опыта и в жизни человека, и в жизни природы. Если, например, такие художественные понятия — стимулы, характерные для изобразительных, пространственных, декоративных искусств, как цвет, пространство, форма, движение, композиция, пластика, рисунок, графика, живопись, декор, символ, знак, оберег, сюжет, симметрия, равновесие, ритм и т.д., но втором задании необходимо было связать (найти общность) в пределах различных видов художественного творчества (в экзисистеме), то в данном задании эти же стимулы должны стать доминантой в поисках связи с окружающим миром: жизнью, бытом, мироощущением людей в их различных проявлениях. Это важно для того, чтобы из области замкнутой системы искусств войти в пространство среды, времени, духовной и социальной жизни человека и природы.

Для облегчения выполнения задания группы под руководством ведущего составляют план действий: I. Выделение приоритетов целостного сосуществования человека и природы — человечества и планеты (биосфера и ноосфера), их взаимосвязи в прошлом, настоящем и будущем: 1) первобытное общество (неолит); 2) древние цивилизации (Древний Египет, Древняя Греция, дальневосточные культуры и т.д.); 3) средневековье (европейские страны, Древняя Русь); 4) эпоха Просвещения; 5) Понос время; 6) XX век — начало третьего тысячелетия.

II. Разделение окружающего мира на сферы проявления деятельности человека в прошлом, настоящем и будущем: а) духовная сфера: религии, культы, обряды, общественные, массовые праздники, ритуалы; б) социально-личностная сфера: характер, настроение, увлечения, внешность, быт, досуг, семья, друзья, социальная, природная среда и т.д.; в) профессиональная, трудовая сфера.

— 270 -


 

Затем по жребию каждая команда получает по три словесных (понятийных) художественных стимула и ищет связь, взаимодействие каждого из них с проявлениями человека в окружающем мире (социуме, природе, духовности) по тем двум параметрам, которые были определены в плане действий. В ходе выполнения задания предлагается еще одно дополнительное условие: необходимо разыграть конкретную ситуацию, подтвер­ждающую жизненность, реальность найденной взаимосвязи.

Для наглядности содержания выполнения задания приведем пример. Одна из групп получила (но жребию) три следующих художественных стимула: знак, цвет, сюжет.

Знак, его проявление в жизни человека:

1. Первобытное общество: а) духовная сфера: речь, слово, жест, ритуалы, обряды, заклинания как знаки общения человека с природой, космосом, выражающими миропонимание людей того времени; б) социально-личностная сфера; знаки внимания человека человеку (функция продолжения рода), внутриплеменного общения бытового характера, знаки власти (отношения вождя и соплеменников): в) знаки общения между соседними племенами: альтруистические, агрессивно-враждебные (войны, нападения) и т.д.; г) трудовая сфера: знаки общения, сопровождающие подготовку, начало, организацию, проведение и результаты добычи пищи, обработки земли, изготовление орудий труда и охоты, военных орудий, строительства жилья и т.д.

Конкретная ситуация: «Представьте сцену объявления войны соседнему племени. Какие знаки сопутствовали (могли сопутствовать) этому событию?».

2. Древние цивилизации: а) духовная сфера: знаки языческой культуры, (солярные, стихий природы, животных, растений), ритуалы, обряды; праздники (возведение правителя на трон, погребение усопших, бракосочетание, рождение ребенка, жертвоприношение), языческие праздники, посвященные различным богам, идолам, духам; б) знаки власти, взаимоотношений людей различных классов, социальных групп, знаки общения в роду, семье, различных поколений, украшений, внешнего облика (одежда, грим), характера человека и поведения (мимика, жест, речь, походка и т.д.), знаки развития письменности (пиктографическое письмо, азбука, иероглифы и т.д.), знаки воинских отличий и др.; в) знаки, различающие людей по трудовому, профессиональным признакам, сопровождающие трудовые обряды, праздники (начало сева, уборка урожая, встреча и проводы времен года и т.д.).

- 271 -


 

Конкретная ситуация: «Древние Олимпийские игры. Какие знаки сопровождали это массовое спортивное зрелище?»

3. Средневековье: а) духовная сфера: знаки различных религий: христианская (православная, католическая, проте­стантская и др.), ислам, буддизм; ритуалы, обряды как знаки общения с Богом, знаки, сопровождающие духовные праздники; б) социально-личностная сфера: знаки, как выражение социального понижения (духовенство, аристократия, военные, торговцы, крестьяне, ремесленники, служащие), национального, социального характера и общения (девушка, невеста, замужняя женщина), знаки власти, геральдика (гербы родов, семьи, городов), денежные, наградные знаки, письменность (азбука, книги) и т.д.; в) профессиональная трудовая сфера: знаки профессиональной принадлежности (одежда, костюм, эмблемы различных ремесел, мануфактур и т.д.), знаки трудовых праздников, ритуалов и т.д.

Дальнейшие поиски взаимосвязи понятии знак, а также цвет, сюжет с окружающим миром и различные эпохи предлагаем продолжить Вам, уважаемый читатель, а мы про­должим описание деловой игры.

Обсуждение хода и результатов выполнения трех заданий второго этапа показало, что студенты имеют представление о целостности, неразделенности мира человеческой культуры и природы (биосферы и ноосферы), о необходимости и возможности восстановления, возрождения этой целостности, в том числе и через искусство, и самое главное — через взаимодействие, интеграцию различных искусств и их проявление в окру­жающей действительности, в собственной творческой, профес­сиональной и духовной жизни.

Первичное осознание теоретической модели полихудожестаенного подхода к воспитанию и развитию личности определило в нашей игре главную проблему (поисковую задачу): как полученный в ходе деловой игры творческий и теоретический потенциал применить на занятиях с детьми, на уроках искусства?

Поискам решения поставленной проблемы третий, завершающий этап деловой игры.


 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 249. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия